Конспект урока литературного краеведения в 6 классе
Тема урока: Александр Павлович Крюков. «Оренбургский меновой двор». Очерк об Оренбурге как торговом центре.
Цель: показать значение Оренбургского края как крупного торгового центра XIX века на материале очерка А.П. Крюкова «Оренбургский меновой двор»; познакомить с творчеством русского прозаика и поэта А.П. Крюкова.
Задачи 1.Формировать устойчивый интерес к чтению краеведческой литературы на примере очерка А.Крюкова «Оренбургский меновой двор».
2. Развивать навык постижения художественного слова через обогащение словарного запаса.
3. Воспитывать действенного, активного читателя, любящего свою малую родину, а через неё и всю Россию. Заложить основу для дальнейшего взаимного развития и обогащения русской и азиатской культур.
Оборудование: компьютер, экран, колонки
ХОД УРОКА
I.Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок литературного краеведения. Зовут меня Айман Ураловна. Я уверена, что мы поймем друг друга и у нас все получится.
1. Целеполагание. (на экране выведена изображение зала торговли Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея)
- Ребята, обратите внимание на экран. Посмотрите внимательно и скажите, что здесь изображено? (послушать варианты ответов – не более 3-х)
- А какой музей? Вы знаете?
- это зал торговли Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, который находится в г. Оренбург на улице Советской.
- А теперь попробуйте догадаться, почему я обратила ваше внимание именно на этот зал? Подумайте. (варианты ответов – 3 чел)
- Мы сегодня будем говорить об Оренбурге как торговом центре, а поможет нам в этом произведение Александра Павловича Крюкова «Оренбургский меновой двор».
- Ребята, а почему Оренбург считался торговым центром 19века?
-Я думаю, что это мы выясним в конце урока.
- А сейчас вернемся в зал торговли музея, центральным экспонатом которого является картина Андрея Николаевича Гороновича «Меновой двор в Оренбурге».
Я предлагаю Вам совершить заочное путешествие на этот Меновой двор.
II Словарная работа
- Но прежде чем отправиться в путешествие, скажите, а лучше запишите, какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием «Меновой двор». Сделать Вы это можете на кластерах, которые лежат на ваших рабочих столах. Заполните их.
(1 минута)
- А теперь объединитесь в группы и попробуйте дать определение понятию «Меновой двор» (1 минута) Прослушать 2-3 ответа
- слово «Меновой» от слова «Менять, меняться»
В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение ..(читать на слайде), а Владимир Иванович Даль охарактеризовал его так: ..(читать на слайде)
III.Слово учителя об Оренбурге как торговом центре.
1.Меновой двор заложен в 1744 году в 3-х км на юго-запад от города Оренбург. До наших дней частично сохранился фундамент каменной стены, огораживающей двор. Здесь находились 344 лавки и 140 амбаров, квартиры для купцов, мечеть и церковь. В Меновой двор можно было пройти через двое ворот: русские, обращенные к городу, и азиатские – со стороны казахских степей.
Меновой двор напоминал в то время крепость: по углам он имел 4 бастиона с пушками, которые обслуживались специальным гарнизоном солдат. Русским купцам рекомендовалось приезжать сюда на всякий случай вооружёнными огнестрельным или холодным оружием.
Посетивший в 1929 году Меновой двор А.В. Луначарский писал: «Совсем недалеко от Оренбурга находится так называемый Меновой двор, стены которого ещё сохранились, - правда, в виде развалин. Здесь был постоянный базар, обмен европейских товаров на азиатское сырье и скот».
Хотя к этому времени уже были деньги, товары здесь преимущественно обменивались на товары. Отсюда и произошло название двора – Меновой.
Из Хивы, Бухары, Хорезма, Ташкента, Самарканда и других мест Средней Азии сюда тянулись караваны верблюдов, навьюченных восточными товарами. Хочу сказать, эти города существуют и сейчас, находятся они в современном Узбекистане. Для торговли с ними приезжали купцы из Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова, Киева и других городов.
- Картина Андрея Николаевича Гороновича, которую мы увидели, зрительно дает нам представление о Меновом дворе. А ведь не только художники, но и писатели в своих произведениях повествовали об истории нашего края. Одним из таких писателей был Александр Павлович Крюков. А вот кто такой А.П. Крюков? Какие произведения написаны им о нашем крае? Об этом нам расскажет Аня Мухина
2. Индивидуальное сообщение о А. П. Крюкове (01.01.1803, по другим сведениям 1800, Илецкая Защита Оренбургской губернии —19.02.1883, Санкт-Петербург) — русском прозаике и поэте.
Родился в дворянской семье. С 1817 года служил в Илецкой соляной конторе чертёжником. Параллельно основному занятию изучал горное дело, механику, архитектуру.
Служил в Оренбурге, Петербурге, Астрахани.
Помещал стихотворения в разных журналах. В прозе напечатал: «Оренбургский меновой двор» («Отечественные записки», 1827, ч. 30); «Киргизцы». Отрывок из повести «Якуб-Батыр» («Литературная газета» 1830, № 7) и «Киргизский набег» («Северные цветы», 1830).
Рано проявились его литературные наклонности. Первые публикации стихов в столичной печати состоялись в 1822-1825. Далее выступал там же с прозой: «Киргизский набег», «Оренбургский меновой двор», «Киргизцы», «Рассказ моей бабушки» и др. Значительная часть его творческого наследия осталась неопубликованной.
«Рассказ моей бабушки» сослужил добрую службу А.С.Пушкину в его работе над «Капитанской дочкой». Это подчеркнуто в статье Ю.Г.Оксмана «Пушкин в работе над романом "Капитанская дочка", прежде всего его раздела «Воспоминания И.А.Крылова и повесть А.П.Крюкова «Рассказ моей бабушки» как первооснова образов и быта Белогорской крепости». «Нет никаких сомнений, что введение в фабулу романа о Пугачеве и Шванвиче образов капитана Миронова, старика поручика, казачьего старшины, священника, равно как и многих конкретных деталей быта степной окраинной крепости, обусловлено было знакомством Пушкина не только с воспоминаниями Крылова, но и с «Рассказом моей бабушки». Не случайно в состав тома «Капитанская дочка» (в серии «Литературные памятники»), подготовленного Оксманом, им был включен и «Рассказ моей бабушки», впервые опубликованный в «Невском альманахе на 1832 год», где его и прочел автор будущего романа».
Брат А. П. Крюкова - Михаил Павлович - печатал стихотворения в «Вестнике Европы» 1820-х гг.
IV. Проверка домашнего задания.
- В качестве домашнего задания вам нужно было познакомиться с очерком А.П. Крюкова «Оренбургский меновой двор» и составить словарь непонятных слов и найти их значение.
- Выполните первое задание на ваших рабочих листах. Установите соответствие понятия с подходящем ему определением. При выполнении задания вы можете пользоваться своими словарями. !!! Может быть у вас дословно не такое определение, в таком случае подбирайте по смыслу. (учащиеся выполняют работу индивидуально)
- За каждое верное соответствие вы получаете 1 балл, подсчитайте ваши баллы и проверьте себя Оцените свою работу. Критерии на экране
!!!Закрыть экран!!!!!!!!!!!
IV.Работа по тексту.
- А сейчас мы будем непосредственно работать с текстом.
1. Я предлагаю в парах выполнить следующее задание «Вставьте авторское слово».
Как только выполните все 3 предложения, покажите знаком.
Вспомните описание оренбургского менового двора, который даёт А.Крюков в 1-ом абзаце и продолжите: «Посреди прекрасной, необозримой равнины, составляющей часть зауральских окрестностей Оренбурга, представляется взору………………………………………………………………………………….» Что представляется взору? («…огромное каменное здание, или, лучше сказать, совокупление зданий, имеющее фигуру продолговатого четырехугольника, коего углы связаны между собою бастионами. Это Оренбургский меновой двор»)
Вспомните цифры. «Четыре огромных наружных корпуса, ограждающие оный, заключают в себе … (152) лавки,… (104) комнаты с кухнями, для жительства русских и азиатских купцов».
«Вступая в меновой двор, невольно отдаешь дань воспоминаниям И.И. Неплюеву, …………………………………………………………………………»
(«……первому оренбургскому военному губернатору и первому виновнику политического образования здешнего края»)
Проверка фронтальная
- Оцените свою работу в парах на рабочих листах. Те пары, которые выполнили все 3 задания верно поставьте себе «5», если 2 задания – «4».
!!- ДАВАЙТЕ НЕМНОЖКО ОТДОХНЕМ. (открыть экран. Физминутка.)
ЗАКРЫТЬ ЭКРАН!
- Продолжим работу по тексту. Выборочное чтение с поиском необходимой информации. Я буду задавать вопросы, а вам нужно будет найти ответы и прочитать их.
Выборочное чтение с поиском необходимой информации.
Куда ведут ворота менового двора? («Двое ворот ведут во внутренность менового двора: Российские, обращенные к стороне города, и Киргизкие, от коих начинается путь в Хиву и Бухарию, к степи»)
Найдите описание Оренбургского менового двора во время ярмарки. («Картина оренбургской ярмарки в цветущее свое время стоит любопытного взгляда. Весь небольшой меновой двор наполняется тогда тяжело навьюченными верблюдами, табунами русских лошадей, стадами киргизских баранов и множеством диких наездников, которые со свойственною им свободою рыщут в самой тесноте суетливой толпы. Здесь можно видеть и важных бухарцев, и упрямых хивинцев, и проворных касимовских и казанских татар, и мещеряков, и башкирцев, и неопрятных киргизок, между коими русские женщины продают или съестные припасы, или мелочи, необходимые в киргизском кочевом быту. Случается иногда встречать здесь богатых купцов Индии и счастливых жителей цветущего кашемира. Одним словом: на ярмарке оренбургской можно получить некоторое понятие о славных базарах торговой Азии. Лица, здесь представляющиеся, почти те же: не достает только блеску и великолепия»)
Найдите в тексте повествование о том, какой товар киргизцы привозили на меновой двор и на что его обменивали. («Киргизцы из глубины степей своих пригоняют на оную великое множество баранов и значительное количество скота рогатого; приносят почти все добычи своего звероловства, также: кошмы, армячины (шерстяные войлоки и род грубого камлота из верблюжьей шерсти) и другия скудные произведения своих рукоделий».
Какую главную черту характера всех кочующих народов подмечает писатель А.Крюков? («Тут можно было видеть главные черты характера всех народов кочующих: нетерпеливы и пламенны, беспечны и упрямы».)
Что привозят бухарцы и хивинцы в своих караванах? («Бухарцы и хивинцы большей частью привозят к нам в своих караванах: шелковые, полушелковые и бумажные полосатые материи, халаты, сшитые из сих материй, белое бумажное полотно, стеганые одеяла, занавески, бумагу хлопчатую и пряденую; разные сушеные фрукты и наконец драгоценные шали и ткани кашемирские, столь уважаемые нашими дамами»).
Какую надежду выражает Александр Крюков в конце очерка? («Приятно надеяться, что наша с народами Средней Азии будет возрастать ежегодно и оправдает столь блистательное начало»
Творческое задание.
- На основе прочитанного текста и списка ваших ассоциаций я предлагаю вам индивидуально выполнить творческое задание: напишите миниатюру из 5-7 предложений или сочините стихотворение (четверостишие) «Оренбургский меновой двор». Индивидуальная работа. МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ!!!!
Чтение миниатюр, стихотворений.
V. Итог урока.
- Вернемся к проблемному вопросу «Почему Оренбург считался торговым центром 19 века?» (прослушать 3-4 чел)
- Совершенно верно, именно здесь, в Оренбурге собирались народы разных стран и купцы с разных городов России для обмена товарами.
!!ОТКРЫТЬ ЭКРАН!
VI. Домашнее задание.
- В качестве домашнего задания я вам предлагаю вам 2 задания на выбор: составить план очерка «Оренбургский меновой двор» или нарисовать иллюстрацию «Меновой двор в Оренбурге».
VII. Рефлексия. –закончите предложения ( на экране)
VII. Выставление оценок.
- Отметки за сегодняшний урок вы получите после проверки ваших рабочих листов.
- В завершение нашего урока мне хотелось бы узнать , а понравилось ли вам наше заочное путешествие?
- Благодарю Вас за сотрудничество на уроке.