Проверка домашнего задания | - Бывали ли с вами трудные ситуации? Как вы вели себя в это время? При ответе постарайтесь использовать пословицы «Друзья познаются в беде», «Одному не под силу – зови друзей» - Почему, по мнению Ю.Казакова, писателю необходимо мужество? (по статье учебника, стр. 196) | По домашним заготовкам учащиеся отвечают на вопросы, предлагая свои пословицы по заданию. |
1 | Слово учителя о Д.С.Лихачёве с цитированием предисловия «От автора» из книги «Земля родная» | 1) Дмитрий Сергеевич Лихачёв – специалист по древней русской литературе. 2) Ценности земли – пейзаж города, памятники искусства, традиции народного творчества, трудовые навыки. 3) Земля – это сокровищница хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. | Учащиеся слушают учителя |
2 | Комментиро-ванное чтение статей, деление на абзацы, составление и запись. | Молодость – это вся жизнь. 1) Вступление в новый, «взрослый» мир со школьниками и университетскими товарищами. 2) Круг самых лучших, самых близких друзей формируется в молодости. 3) Настоящие друзья помогут разделить горе и радость, чтобы она не испортила человека и дала ему настоящее душевное богатство. 4) Храните молодость души до самой старости. 5) «Береги честь смолоду»: от репутации школьных лет уйти нельзя, а изменить её можно, но трудно. | Учащиеся вместе с учителем читают статью и определяют главное в данной рубрике. Ведут запись в тетрадь п.2, 4, 5. |
| Искусство открывает нам большой мир 1) Русская культура – открытая культура, добрая, смелая, всё принимающая и всё творчески осмысливающая. 2) Суть культуры в её интернационализме, терпимости. 3) Ценность замечательных художников в том, что они «разные». 4) Не будем бояться, нового и будем ценить то, что даёт нам прогрессивная мировая литература. 5) Художники, картинные галереи должны развиваться, и развивают нашу духовную восприимчивость, наш вкус. | Учащиеся внимательно слушают учителя, под запись п.2, 4 |
| Учиться говорить и писать. 1) Учиться говорить и писать нужно всё время. 2) Язык – самая большая ценность народа, на котором он думает, говорит и пишет, который формулирует наши мысли. 3) «…Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу» (И.С.Тургенев) 4) Язык – важнейший показатель умственного развития человека, показатель культуры народа. 5) «Встречают по одёжке – провожают по уму» (пословица) 6) Слова – «плевки». 7) Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. 8) Говори так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. 9) Выступая перед слушателем, во-первых, следите за временем, во-вторых, за тем, чтобы ваше выступление было интересно и чтобы в нём была одна главная мысль, которой подчинены все остальные. 10) Уметь хорошо писать надо всем! 11) Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде; чтобы научиться писать, надо обращать внимание на свою речь, на речь других, писать письма, дневники, которые будут вашим своеобразным отчётом самому себе о том, что вы делаете, как делаете, т.е. даёте оценку своим собственным словам, поступаем. | Учащиеся слушают и помогают учителю определять главное в данной рубрике, чтобы сделать вывод и записать его в тетрадь. Вывод: Д.С.Лихачёв советует, наказывать нам хранить чистоту языка, чтобы быть интересным собеседником, соблюдая чеховское правило: «Краткость – сестра таланта», стремясь к образности и выразительности языка; для этого надо учиться упорно и терпеливо. |
Подведение итогов урока | Учитель: - Вы прочитали несколько глав из книги Д.С.Лихачёва «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, т.е.жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни. - На что же обратил наше внимание автор? - Как вы понимаете поговорку «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы? - Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в нашем крае? - Какие источники можно использовать при подготовке к уроку? | Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы |
Домашнее задание | Учитель поговаривает задание для двух групп (задания раздаются каждому ученику в печатном виде) 1 группа – используя советы Д.С.Лихачёва, высказанные в главе «Учиться говорить и писать». Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края» (по произведениям поэтов и прозаиков Самарской области); 2 группа – сформулировать манифест «В защиту родной природы Самарской области» | Учащиеся вместе с учителем проговаривают кто в какой группе домашнего задания находится, в дневник вписывают текст: «задание по группам в тетради» |