kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе в 7 классе "Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Земля родная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999). «Земля родная»

Цель урока: учить комментировать при чтении публицистические статьи

Задачи урока: делить текст на абзацы, определять главную мысль, составлять простой план; тренировать навыки выразительного чтения; научиться пользоваться литературой из библиотечного фонда г. Тольятти, интернет ресурсами.

Методические приёмы: чтение текста, его объяснение, запись основной мысли, использование памяток на уроках литературы.

Структура урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Сообщение темы и цели урока.

Подведениеп итога урока.

Домашнее задание.

Литература.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 7 классе "Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Земля родная" »

Открытый урок по литературе

7 класс А

Зеленюк Рашида Шакировна

МБУ СОШ №55

Самарская область г. Тольятти



Тема урока: Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999). «Земля родная»

Цель урока: учить комментировать при чтении публицистические статьи

Задачи урока: делить текст на абзацы, определять главную мысль, составлять простой план; тренировать навыки выразительного чтения; научиться пользоваться литературой из библиотечного фонда г. Тольятти, интернет ресурсами.

Методические приёмы: чтение текста, его объяснение, запись основной мысли, использование памяток на уроках литературы.

Структура урока

Основные этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

Организационный момент

Учитель отмечает в журнале учащихся, поверяет готовность к уроку

Учащиеся готовят все принадлежности к уроку

Проверка домашнего задания

- Бывали ли с вами трудные ситуации? Как вы вели себя в это время? При ответе постарайтесь использовать пословицы «Друзья познаются в беде», «Одному не под силу – зови друзей»

- Почему, по мнению Ю.Казакова, писателю необходимо мужество? (по статье учебника, стр. 196)

По домашним заготовкам учащиеся отвечают на вопросы, предлагая свои пословицы по заданию.

Сообщение темы и цели урока

Учитель даёт под запись план урока

Учащиеся записывают в своих тетрадях план урока

1

Слово учителя о Д.С.Лихачёве с цитированием предисловия «От автора» из книги «Земля родная»

1) Дмитрий Сергеевич Лихачёв – специалист по древней русской литературе.

2) Ценности земли – пейзаж города, памятники искусства, традиции народного творчества, трудовые навыки.

3) Земля – это сокровищница хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга.

Учащиеся слушают учителя

2

Комментиро-ванное чтение статей, деление на абзацы, составление и запись.

Молодость – это вся жизнь.

1) Вступление в новый, «взрослый» мир со школьниками и университетскими товарищами.

2) Круг самых лучших, самых близких друзей формируется в молодости.

3) Настоящие друзья помогут разделить горе и радость, чтобы она не испортила человека и дала ему настоящее душевное богатство.

4) Храните молодость души до самой старости.

5) «Береги честь смолоду»: от репутации школьных лет уйти нельзя, а изменить её можно, но трудно.

Учащиеся вместе с учителем читают статью и определяют главное в данной рубрике. Ведут запись в тетрадь п.2, 4, 5.


Искусство открывает нам большой мир

1) Русская культура – открытая культура, добрая, смелая, всё принимающая и всё творчески осмысливающая.

2) Суть культуры в её интернационализме, терпимости.

3) Ценность замечательных художников в том, что они «разные».

4) Не будем бояться, нового и будем ценить то, что даёт нам прогрессивная мировая литература.

5) Художники, картинные галереи должны развиваться, и развивают нашу духовную восприимчивость, наш вкус.

Учащиеся внимательно слушают учителя, под запись п.2, 4


Учиться говорить и писать.

1) Учиться говорить и писать нужно всё время.

2) Язык – самая большая ценность народа, на котором он думает, говорит и пишет, который формулирует наши мысли.

3) «…Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу» (И.С.Тургенев)

4) Язык – важнейший показатель умственного развития человека, показатель культуры народа.

5) «Встречают по одёжке – провожают по уму» (пословица)

6) Слова – «плевки».

7) Язык человека – это его мировоззрение и его поведение.

8) Говори так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

9) Выступая перед слушателем, во-первых, следите за временем, во-вторых, за тем, чтобы ваше выступление было интересно и чтобы в нём была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.

10) Уметь хорошо писать надо всем!

11) Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде; чтобы научиться писать, надо обращать внимание на свою речь, на речь других, писать письма, дневники, которые будут вашим своеобразным отчётом самому себе о том, что вы делаете, как делаете, т.е. даёте оценку своим собственным словам, поступаем.

Учащиеся слушают и помогают учителю определять главное в данной рубрике, чтобы сделать вывод и записать его в тетрадь.

Вывод: Д.С.Лихачёв советует, наказывать нам хранить чистоту языка, чтобы быть интересным собеседником, соблюдая чеховское правило: «Краткость – сестра таланта», стремясь к образности и выразительности языка; для этого надо учиться упорно и терпеливо.

Подведение итогов урока

Учитель:

- Вы прочитали несколько глав из книги Д.С.Лихачёва «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, т.е.жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни.

- На что же обратил наше внимание автор?

- Как вы понимаете поговорку «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?

- Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в нашем крае?

- Какие источники можно использовать при подготовке к уроку?

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы

Домашнее задание

Учитель поговаривает задание для двух групп (задания раздаются каждому ученику в печатном виде)

1 группа – используя советы Д.С.Лихачёва, высказанные в главе «Учиться говорить и писать». Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края» (по произведениям поэтов и прозаиков Самарской области);

2 группа – сформулировать манифест «В защиту родной природы Самарской области»

Учащиеся вместе с учителем проговаривают кто в какой группе домашнего задания находится, в дневник вписывают текст: «задание по группам в тетради»



Список литературы:

1. Наш край. Хрестоматия. Самара, 2003

2. Город на крутой луке. Литературно-публицистический сборник. Куйбышевское книжное издательство, 1984

3. Интернет ресурсы

4. Писатели Средней волги. Куйбышевское книжное издательство, 1968

5. Пособие для учителя по литературе. 7 класс. Автор Коровина В.Я.

6. Советские писатели и Среднее Поволжье. Сборник статей. Куйбышевское книжное издательство, 1959

7. О Волге наше слово. Литературно-краеведческий сборник. Составитель С.А.Голубков. Куйбышевское книжное издательство, 1987








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Открытый урок по литературе в 7 классе "Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Земля родная"

Автор: Зеленюк Рашида Шакировна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201853


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства