Знать: Человек без Родины – что соловей без песни. (пословица) Уметь: 1) Родина – мать, умей за неё постоять.
2) Всякому мила своя сторона.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Учитель. Издавна люди собирались у кого – то дома и вели серьезные разговоры для того, чтобы найти какое – то решение. И я вас приглашаю сегодня к разговору о том, что должно волновать нас всех всегда. Слова эти мы слышим каждый день, произносим часто, но задумываемся ли о том, что они значат для нас. (на фоне лирической музыки)
В. Жуковский
Родного неба милый свет, знакомые потоки,
Златые игры первых лет и первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит? – О Родина святая,
Какое сердце не дрожит, тебя благословляя?
А что такое Родина для вас? ( звучит музыка из песни « С чего начинается Родина»)
Учащиеся:
Родина – это Москва
Родина – это горы, реки, деревни, города
Родина – это голубое небо, бескрайние поля.
(Один из учеников выбирает слово « Москва», другой – реки, горы. На доске сделано солнышко, прикрепляет учащийся лучик с надписью « Москва». К концу урока должно получиться солнышко с лучиками).
Ученик. И. Никитин
И поля цветут и леса шумят
И лежат в земле груды золота
И во всех концах света белого
Про тебя молва
Слава громкая
И уж есть за что
Русь могучая
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Учитель: ( на фоне лирической музыки)
Большая наша страна. Огромная. Конца – краю не видно. Прошлое нашей Родины – это родник, вспоивший нас, давший нам силу, ум, богатство.
Ученик. Б. Худайназаров.
С тобой парю под облаками,
С тобой торю тропу свою
Дышу твоими ветерками
Под музыку твою пою
Твоей судьбой, твоей надеждой
Как сын горжусь по праву я
И чувствую во всем поддержку твою
О Родина моя!
Учитель: (на фоне лирической музыки)
Родина моя! Ты сумела вынести и пережить на своих плечах горе войны; Родина моя, ты слышала крики детей и плач матерей, стоны земли русской, ты знаешь страшное слово – война.
Ученик. Т. Белозеров
Когда от утренней прохлады
Проснулись первые цветы –
Вползали на небо армады,
Несли фашистские кресты
Качались сомкнутые каски,
И котелки стучали в лад
И бил, лоснящийся от смазки,
В детей и в женщин автомат
Гремели танковые траки,
Горели села и хлеба
И робкой звездочкой во мраке
Была, мой друг, твоя судьба
Она порой едва мерцала,
Была порою так слаба,
Что в дымном небе угасала,
И стать могла
Судьбой раба
Раба без имени и рода,
Без права думать и мечтать
Без права « Родина, Свобода
Россия!» - с гордостью сказать
Ученик. А. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». (отрывок)
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пошли,
Но она спасена.
Нам свои боевые
Не носить ордена
Вам – все это, живые,
Наш – отрада одна.
Что не даром боролись
Мы за Родину – мать
Пусть не слышен наш голос.
Вы должны его знать!
Учитель: Родина моя! Твои границы охраняли солдаты, рубежи твои были бесконечными.
Ученик. М. Исаковский «У самой границы».
1. У самой границы в секрете,
Я зоркую службу несу, - За каждый пригорок в ответе, За каждую елку в лесу Укрытый густыми ветвями, И слушаю я, и смотрю. И сердцем с родными краями. В такие часы говорю. И все мне становиться ближе, Как будто сквозь сумрак ночной Я всю свою родину вижу. И вся она рядом со мной.
2. Проходят, встают предо мною
Деревни, поля и леса
И месяц под самой трубою,
И липа напротив крыльца,
И Черное море, и горы,
Где я никогда не бывал
И стены Кремля, у которых
Я клятву народу давал.
И ласточки крыльями машут,
И топиться чья – нибудь печь
А все это – родина наша
А родину – надо беречь!
Учитель: Родина моя! Ты заново возрождалась, мужала, крепла; осваивала целинные земли, строила дороги, заводы, покоряла космос, делала новые открытия, но всегда ты оставалась сильной, могучей, неповторимой и непокоренной.
Ученик. С. Есенин «Русь».
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не могу
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров
Загорятся, как черна смородина,
Угли – очи в подковах бровей
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Ученик. С. Есенин «Русь советская» (отрывок)
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названием кратким «Русь».
Ученик. С. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная».
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мягкой стежке
На приволь зеленых Лех,
Мне навстречу как сережки
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая,
«Кинь ты Русь, живи в рою!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!».
Учитель: (на фоне лирической музыки)
А вообще, Родина – это тысячи километров пути, это белоствольные березки, это пустыни, горы, моря, леса, это морозы с – 50 градусов, это луга, ромашки. И все это – наша с тобой Родина.
Ученик. Б. Худайназаров.
И счастлив я на свете этом,
Сказать спасибо мне позволь
За ясные твои рассветы,
За искренние хлеб да соль;
Мне ветер гладит лоб и веки,
Твое волнение затая
Судьбою связан я навеки
С тобою,
О Родина моя!
Учитель: Этим словом мы дорожим, оно нужно нам как небо, вода, воздух.
В. Крюков «Россия»
Россия – я твоя россиянка
Песчинка мая твоя
Когда метель – то я снежинка,
В ручье я капелька твоя
Из этих капелек – росинок
Большие реки потекли
И если б не было песчинок
Тогда бы не было Земли.
Мы возвратили герб старинный
Россия: в нем твои черты
И красный – столько красоты
Россия – тройка, песня, птица
Страна с особенной судьбой
Должна Россия возродиться
И возродимся мы с тобой.
Я – частичка России, а вы все – россияне. А что для вас значит Россия?
Учащиеся:
Россия – это великая держава;
Россия – это единство;
Россия – это президент, народ;
Россия – это я, мы все.
( Учащиеся выбирают: великая держава и народ; пишут на солнечные лучики, прикрепляют к солнышку, пишут: Россия).
Ученик. А. Прокофьев «Мне о России надо говорить».
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторять,
Сильнее всех имен сказать: Россия!
Сильнее всех имен произнести
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.
Не раз наедине я был с тобой,
Просил участья, требовал совета,
И ты всегда была моей судьбой,
Моей звездой, неповторимым светом.
Он мне сиял из материнских глаз,
И в грудь вошел, и в кровь мою проник,
И если б он в груди моей погас,
То сердце б разорвалось в тот же миг.
Ученик. Л. Ошанин
Есть у России березоньки белые,
Кедры, забывшие, сколько им лет
Горы от вечных ветров поседелые,
Реки, которым названия нет.
Есть соловьиные песни бессвязные,
Зори полей и огни городов,
Есть у России сердца безотказные,
Мудрые руки ее мастеров
Солнышко глянет иль вьюга завьюжиться –
Слушай просторы и вольно дыши
Есть у России солдатское мужество
Вечный огонь материнской души.
Ученик. В. Раздайбедин
Горжусь я тем, что я рожден в России,
Что называю Пушкина – своим,
И как бы нас сурово ни « крестили»,
Наш светлый луч во мгле – неугасим
Я рад, что Русь из городских окраин
Выводит Ломоносовских светил,
И тем, что в небе – именно Гагарин
Всех асов на Земле опередил
Горжусь, что наша сила – не в копейке,
И не в запасе злата – серебра
Горжусь, что сердце русское вовеки
Является носителем добра.
Ученик. Тютчев.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию нужно только верить.
Учитель: Россия! Каждый из нас должен знать историю страны, гордиться Россией, ведь она значит для нас многое в жизни.
Е. Евтушенко
Быть бессмертным не в силе,
Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит, буду и я.
Учитель: Родина, Россия – необыкновенные слова, которые дороги всем нам, но есть слова перед которыми мы будем всегда преклоняться, есть места, которыми мы дорожим; земля, которую будем помнить до последних дней своих. Разговор пойдет о самом дорогом – о родном крае.
С. Дрожжин
Привет тебе, мой край родной!
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной
Привет. тебе, мой край родной!
Для меня родной край – это небольшая речка, куда мы с друзьями бегали купаться, это запах сена, это когда бежишь босиком по лужам. А что для вас значит родной край?
Ученики:
Родной край – это моя семья, где вместе мы живем;
Родной край – это «малая» родина;
Это запах чабреца и зверобоя, полыня;
Это бескрайние степи с бессмертником и ковылем;
Это бабушкины угощения…
Это люди – труженики, которые прославили родной край.
(пока говорят учащиеся ответы, один ученик должен сделать социологический опрос)
Присутствует всего –
Из них уроженцы: села –
Хутора –
Станицы –
Деревни –
Города –
Поселка –
В том числе и п. Зимовники
( один из учащихся пишет на лучиках солнышка: « малая родина», семья, друзья, в центре солнышка – родной край).
Ученик. А. Помещенко ( местный поэт. Стих о Зимовниках)
Ученик. С. Есенин «Край любимый».
Край любимый! Сердцу сняться
Скирды солнца в водах лонных
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
Гляну в поле, гляну в небо –
И в полях и в небе – рай
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край
Снова в рощах непасенных
Неизбывные стада
струится с гор зеленых
златоструйная вода.
Ученик. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край».
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья
Ветер, степь да тучи!
Ученик. Л. Федоряченко « Ты моя сторонушка».
Ты, моя сторонушка – отчий край родной,
Там, где зори ясные стерегут покой,
И живут станичники – родом казаки, -
Все такие близкие, земляки мои.
Я хотел к ним птицею быстрой прилететь,
Да над их станицею песни им пропеть,
Как в Дону купается золотой закат,
Как живет и трудиться мой народ – земляк.
Учитель: Много добрых слов сказано о родном крае, но родной край – это люди, которые прославляют его и этими людьми мы должны гордиться. Назовите тружеников, которые прославили наш родной край. (сделана «медаль» за труд; называя тружеников, прикреплять фото к медали.)
ЗА ТРУД
Учащиеся:
Знаменитая стригалка неоднократная чемпионка Еременко З. П. (рассказ о ней).
Стригаль нового метода по стрижке овец Шишканова Л. А. (рассказ о ней).
Знаменитый скотник Еременко И. П. (рассказ о нем).
Комбайнер Штепа Н. А. (рассказ о нем).
Учитель: Но не только эти люди прославили наш зимовниковский край, это еще учителя, медсестры, врачи, воспитатели, доярки, строители и даже вы, учащиеся, ведь учеба – это для вас основной и главный труд. Ученики нашей школы прославляют своей труд учебой. (учитель называет отличников, хорошистов класса). Звучит песня (отрывок) «Мои Зимовники».
Люблю людей, чьи руки пахнут хлебом,
Приволье ив, склоненных у реки.
Люблю тебя, под лучезарным небом,
Мой край родной, мои Зимовники.
Учитель: В классе есть учащиеся, которые сейчас находятся далеко от родного дома, так пусть же песни, стихи наполнят о родном крае.( молдаване, чеченцы, даргинцы – читают стихи, танцуют).
Учитель: Красив и дорог каждому из нас свой родной край, которым каждый из нас гордится им. Не зря говорят: « Где родился, там и пригодился».
Наш зимовниковский край красив по – своему: бескрайние степи, крики петухов, ивушки у реки, дороги, ветры, метели – все это наш край.
Ученик. Т. Белозеров. «Полынь»
Полынь ютится у заборов,
На крышах бань и погребов,
Цветет на склонах косогоров
В канавах, около столбов
В траве, копытами примятой
Стоит она, и только тронь –
Волшебный запах горьковатый
С поклоном сронит на ладонь.
Учитель: А какая красота, бегущая лошадь по бескрайней степи, а топот и ржанье; а воробьи и грачи гуляющие по полям, а красота безбрежных полей, а красавицу – полынь, волнующий степь. Все это нам мило и дорого.
Ученик. Т. Белозеров «Кони». (прикрепить рисунки, фото с лошадьми).
Кони, кони, мчаться кони, -
Ветер в гривах золотых!
Травы стелются в поклоне
Под копытами у них!
Мчатся с еканьем и ржаньем,
Без уздечек и подпруг, -
То скрываются в тумане,
То выскакивают вдруг!
Мчатся в степь с травой медовой,
Где холмы стоят грядой,
Где серебряной подковой
Светит месяц молодой!
Ученик. Т. Белозеров «Степной ковыль». (фото – ковыль в степи)
Плывет,
В траве теряя силу,
Отарой поднятая пыль.
В степи забытую могилу
Хранит обветренный ковыль.
В своем зашарканном наряде,
Дождем исхлестанный в грозу,
Несет ковыль в пустой ограде
Сухую длинную слезу.
Ученик. Д. Сухаренко «Грач» (фото - грач на пашне; прилет грачей)
Грач, летящий низко над жнивьем,
Чем – то очень, очень озабочен.
Молчалив он и сосредоточен,
Словно все вокруг сошлось на нем:
И печаль покосов и полей
Между серых рощиц обнаженных,
И тревога озимей зеленых,
Оглушенных криком журавлей,
И летит усталый черный грач,
И глядит, а самому – хоть плачь.
Ученик. С. Есенин «Топи да болота»
Топи да болота,
Синий плат небес
Хвойной позолотой
Взвенивает лес
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям сниться
Гомон косарей
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!
Учитель: А как красив и величав наш батюшка Дон! Великая, славная река со своими крутыми нравами, потоками, берегами. Любим мы и свою реченьку Куберле!
Ученик. А. Струганов «Дон». (картина – Дон – великий Дон).
Течет мой дон привольно, величаво, -
Среди степей, лесов и камыша!
В его лугах берет свое начало
Для творчества и радости Душа.
Как много рек красивых на планете!
Мне доводилось всякие видать,
Но не найти иной реки на свете,
Чтоб так могла мне сердце волновать.
Учитель: Сколько красивых слов посвящено родным местам, каждый поэт с любовью и нежностью написал о родном крае, высказав свою любовь. Но я хочу познакомить вас с нашими поэтами, которые по – своему они любят свой родной край.
Стихотворение ученицы 10 кл. Саблиной Ксении. «О России».
Стихотворение ученицы 7 кл. Редько Анастасии.
Родина моя – это леса, поля
Родина моя – это семья, друзья
Родина моя! Как же без тебя?
Родина моя! Ведь я люблю тебя!
(кто присутствует на уроке, дать задание: выразительно прочитать:)
1. Люблю тебя, мой край родной!
2. Родина моя! Я горжусь тобой!
3. мира и покоя тебе, Россия!
Ученик. Т. Белозеров
Печально скошены поля
Опять полна душа моя…
Грачей прощальное застолье,
Копешек тихая семья
И туч гряда, и колос праздный
С полынью ржавой на меже –
Все уместилось в безотказной
Моей отроческой душе.
Ученик. В. Болдырев «Безбрежные просторы»
Полей безбрежные просторы,
Под ними – стаи облаков,
И солнца льются паутины
Вот он, счастливый день, каков!
И нет милее мне картины,
Чем солнца залитых лугов,
И вьющейся степной дороги,
Среди разбросанных стогов
В такие редкие минуты
С природой вся сливаюсь я
И чем - то чистым и беспечным
Наполнена душа моя.
Ученик (звучит песня. «То березка, то рябина…)
Учитель: В старину при встрече, когда люди узнавали, что они земляки – они обнимались и становились родичами, родными, добрыми друзьями. Что же мешает нам сделать это. Ведь нас многое объединяет: Родина, Россия, родной край, любовь к родным местам, красивые стихи поэтов. Ведь если у нас сейчас все общее – то мы – родичи. (все встают и обнимаются). Так хочется сегодня сказать: «Прими, Родина, низкий поклон от сыновей своих (мальчики встают) и дочерей (девочки встают), Россия – будь спокойна; родной край, ты еще услышишь имена своих детей, тех, кто искренне любит тебя и прославим тебя, родной край своими добрыми делами.
Учащиеся поют песню о Зимовниках.
В сальских степях на выгоне
Солнцу и ветру на выданье
У Кубырле реки
Мои Зимовники.
Учитель: Потрудились вы на славу
За урок всем ставлю «5»
Что цените Родину, Россию
И любите родной край.
(всем раздаются памятные эмблемки)
Примечание: сделать выставку книг; оформление доски (вырезки из журналов: Москва, Кремль, деревенские этюды). Ковыль, чабрец, бессмертник, зверобой, «ноготки», земля – матушка, полынь.
О России.
Россия, Русская душа – Теперь России всей природа
Пишу об этом, чуть дыша, В произведениях всех родов
Пишу я русские слова – В рассказах и стихотвореньях,
Россия, Русская молва. В картинах и в других твореньях.
Что нам « Россия» говорит, Но на картине не напишешь
И в этом слове что лежит? Да и в поэме не опишешь
И что думаю о ней – То восхищение от звуков
Стране, которой нет милей? Журчанья рек и тихих стуков,
Об этом дальше речь пойдет, Какое получаем мы
Рассказ ответы принесет. От звуков милой стороны.
Надеюсь я, что этот сказ. Не нарисуешь запах гроз,
Любого восхитит из вас. Дождей июльских; тот мороз,
Россия, Родина моя! Рисующий на окнах дома
Люблю твои леса, поля, Узоры, издающий стоны;
Седую яблоню весной, Как сильный ветер снег гоняет
И лес серебряный зимой. И время к марту приближает.
Россия, первый мой кумир, А строгих зданий, как в России
Тебя, конечно, знает мир – Найдется, вряд ли где красивей!
Великую, как ты страну Дворец Петра всех восхищает
Забыть как можно? Не пойму?! И Эрмитаж все уважают…
Нельзя забыть твои березы. Московского Кремля звезда,
Творцов твоих несчетны прозы Береза, белая всегда -
Всегда гласят лишь об одном: Они, как символы России
«Россия – наш бессмертный дом». Вдвоем особенно красивы.
Велики все твои поэты. Руси знакома старина:
Известно мне не только это: Изба, береза у окна,
Я знаю лучших живописцев Русалка, леший, домовой
И всех известных пианистов, И за деревней волка вой,
А так же многих музыкантов Я дом люблю, люблю Россию
И прочих гениев, талантов. Люблю простор небесной сини
Россия миру подарила Я Родину не позабуду -
Своим искусством наградила. О ней часто думать буду.