Открытый урок по литературе в 10 классе " Любовь - волшебная страна" ( урок-размышление)
Открытый урок по литературе в 10 классе " Любовь - волшебная страна" ( урок-размышление)
Урок литературы - единственный урок, когда ты можешь с ребятами по душам порассуждать о жизни, любви, смысле существования, Родине, матери. На мой взгляд, русская литература, особенно литература 19 века, дает возможность найти ответы на все вопросы, которые ставит перед человеком мыслящим сама жизнь. В старших классах тема любви во всех ее аспектах очень интересна для ребят, позтому этой теме мы посвящаем немало времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 10 классе " Любовь - волшебная страна" ( урок-размышление) »
Любовь – волшебная страна..
(Урок-размышление)
Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.
Л.Н.Толстой
Цели урока:
Образовательные:
Выявить понимание учащимися внутреннего мира героев, особенностей сложных взаимоотношений персонажей в отношении к любви;
Углубить представление о герое;
Отрабатывать навык анализа художественного произведения;
Подготовиться к сочинению;
Развивающие:
Умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;
Развивать культуру устной монологической речи, выразительное комментированное чтение;
Умение анализировать, обобщать, делать выводы, ставить и решать проблемный вопрос;
Развивать индивидуальные способности учащихся;
Воспитательные:
Прививать любовь к творчеству И. С. Тургенева;
Воспитывать умение слушать и понимать других и их точку зрения;
Формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие)
Оборудование: медиапроектор, портреты И.Тургенева и П. Виардо
Музыкальное сопровождение: «Баллада о любви» В. Высоцкого, « Букет из белых роз» И.Круг и В.Королева
Оформление доски ( тема урока, эпиграф и слово « Любовь», словарная работа)
Высказывания о любви И. С. Тургенева, героев произведения, известных писателей.
А вы будьте вполне уверены, что в тот день, когда я перестану нежно и глубоко любить вас, я перестану и существовать.
И. С. Тургенев – Виардо
Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину…
И. С. Тургенев
Самое умное, что достиг человек – это умение любить женщину, поклоняться её красоте; от любви к женщине родилось всё прекрасное на земле.
Л. Н. Толстой
Любви все возрасты покорны…
А.С.Пушкин
Цитаты героев произведения:
«Я люблю Вас… глупо, безумно»
Е. Базаров
«Я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю, кроме вас…»
Аркадий Кирсанов
«Если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть»
Н. П. Кирсанов
«Ах, как я люблю это пустое существо!»
П. П. Кирсанов
Словарная работа
Любовь –
Привязанность, влечение...
Склонность, пристрастие к …
Духовная потребность человека .
Ход урока:
I . Оргмомент
II. Вступительное слово учителя
195 лет назад 17 ноября в дневнике одной орловской помещицы появилась запись : «…родился сын Иван. Ростом 12 вершков(53 см), в Орле, в своем доме, в 12 часов утра. Крестили 1 декабря». Помещицу звали Варварой Петровной Лутовиновой, в замужестве – Тургеневой. Так появился на свет великий Иван Тургенев, автор многочисленных произведений, один из которых «Отцы и дети».
III. Основная часть урока
Роман «Отцы и дети » многоплановый.
Назовите главные проблемы романа.
Предполагаемые ответы учащихся:
- социальные проблемы романа;
- конфликт поколений;
- антагонизм либералов и революционеров-демократов;
- любовь на страницах романа
Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.
Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.
Музыкальная заставка « Баллада о любви» В.Высоцкого
Итак, ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- О любви!
Да. «Любви все возрасты покорны», - писал Пушкин. Почему? А являются ли препятствием для любви время и расстояние?
К теме любви обращались почти все поэты и писатели всех времён и народов. И для каждого из них любовь имеет особое, личное значение
( Разобрать высказывания великих о любви - презентация)
… Мы будем говорить о том, какое место занимала любовь в жизни самого Ивана Сергеевича Тургенева, и рассуждать, размышлять о том, какое место занимает любовь в жизни тургеневских героев. Способны ли они к глубокому и сильному чувству? Выдержали ли они испытание любовью? Как изменилась их жизнь? Какими они стали? Какая бывает любовь?
Итак, тема нашего урока «Любовь на страницах романа « Отцы и дети». Эпиграфом к уроку послужат слова Л.Толстого: «Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается».
Имя Ивана Сергеевича Тургенева неразрывно связано с именем Полины Виардо. Первая же встреча оставила неизгладимый след в жизни писателя. Умная, образованная, прекрасная актриса покорила сердце Ивана Сергеевича. Сорок лет связывала их искренняя дружба и сильная любовь.
4. Выступление ученицы
- «С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, с той самой роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит хозяину. Я…я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной…»
- «Я люблю её больше, чем когда-либо, и больше, чем кого-либо на свете»,- признавался он в письме Л. Н. Толстому в 1857 году (через 13 лет знакомства!).
(рассказ о великой любви Тургенева и Виардо)
«Я люблю Вас…» - говорил он Полине Виардо.
5. Слово учителя. Такая любовь у Ивана Сергеевича Тургенева. Любовь для него все: страсть, упоение, страдание…
-А какие любовные линии мыможем выделить в романе? (слайд изпрезентации ) Способны ли тургеневские герои любить?
6. Первая любовная линия: Николай Петрович и Фенечка (презентация)
Вопросы классу:
1. Когда происходят описываемые события? (весной). Почему весна, а не осень, зима?
2. Кто вспоминает стихи Пушкина о любви?
(Н. П. Кирсанов). Почему? (любит Фенечку)
(Выступление ученика – рассказ об истории любви)
3. Помнит ли он свою первую жену? О чем это говорит?
Как они жили? Сколько лет они прожили? (Десять лет прошло как сон)
4. Что связывает его с Фенечкой? Любит ли ее? (учащиеся находят примеры из текста)
5. Что, на ваш взгляд, значит любовь для Фенечки? Найдите цитаты в тексте.
(Я Николая Петровича одного на свете люблю и век буду любить.
Мне не любить – да после этого мне и жить не надо!)
6. Что общего у этих людей?
7. Боится ли Николай Петрович осуждения сына, брата? Что они ему
советуют? И чем завершаются эти отношения? (найти цитаты в тексте)
Характеристика любви: тихая, семейная, спокойная, естественная…(появляются первые лучики «солнца»)
Вывод. Николай Петрович очень любил свою первую жену, хранил верность, но его доброта и чувство любви ко всему ближнему помогли обрести счастье с Фенечкой. Он стал счастливым семьянином.
7. Вторая любовная линия: Павел Петрович и княгиня Р.(презентация)
Выступление ученицы.
1. Счастливый ли человек Кирсанов?
2. Какова история его любви? Как он добивается любви княгини?
3. Взаимны ли их чувства?
4. Что значит для него эта любовь? Повлияла ли любовь к княгине на жизнь Павла Петровича?
5. Кем была для него Фенечка? Почему именно на неё обратил он внимание?
6. Что значила любовь в жизни Павла Петровича Кирсанова?
Вывод. Княгиня Р. изменила всю жизнь Павла Петровича Кирсанова. Он бросил все ради нее. Карьеры, родового имения, любви – ничего нет. Есть только память о всепоглощающей любви. После смерти княгини ущла душа. … Любовь, по Тургеневу, - это страшная и трагическая сила.
8. Третья любовная линия: Базаров и Одинцова (презентация)
1. Отношение Базарова к женщинам. Любил ли кого-нибудь Базаров до Одинцовой? Есть ли подтверждения в тексте?
2. Как относился он к любви? (приведите примеры)
3. Какова первая реакция героя на появление Одинцовой на приеме у губернатора? Найдите и прочитайте его высказывания или просто вспомните их.
(Отрывок из фильма)
4. Что произошло с Базаровым?
Выступление ученика.
5. Изменился ли Базаров? (сцена из фильма)
Вопросы к классу.
1. Какой Базаров вам ближе? Что в нем изменилось?
2. Когда Одинцова не ответила ему взаимностью, как поступил Базаров? Были бы они счастливы, если бы она ответила ему взаимностью?
3. Почему он поцеловал Фенечку, а Анну Сергеевну так и не решился?
4. Как вы можете охарактеризовать любовь Базарова к Одинцовой?
5. Как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрываясь непониманием? (Ответы учащихся: основа ее жизни – покой)). Как сложится её дальнейшая судьба?
6. Почему признание в любви происходит в помещении? Почему так много хрусталя в фильме (в романе этого нет)?
7. Какие символы вы увидели? Что они обозначают? Примерные ответы : окно, зеркало, хрусталь
(Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, готовность сердца и души к чувству, любви; в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя, думаем о себе; хрусталь символизирует хрупкость)
8. Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?
Вывод: Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Базаров, никогда не любивший, презирающий женщин, не верящий в любовь, был прекрасным знатоком женщин. Они привлекали его чисто физиологически, своей красотой. Но, влюбившись в Одинцову, он меняется. Он робеет, смущается, сам себя не понимает (бабы испугался! Какой я смирненький стал!). Для него человек становится загадкой, иначе он смотрит и на природу. Он становится сам романтиком. Пришла любовь, и сама жизнь заставляет его признать силу и действенность любви. Столь циничный и равнодушный ко всему человек, отрицающий всё и вся, прошёл через горнило любви. Он полюбил. (Отрывок из фильма )
9. Четвертая любовная линия: Аркадий и Катя.
(Рассказ об истории любви – выступление ученика)
Кого ждет счастливое семейное счастье? (Аркадия и Н. П. Кирсанова).
Чем привлекла Аркадия Одинцова? Почему он не стал добиваться её любви?
Отношение Аркадия к Кате
Какими они были вначале? Почему они сблизились? Что их объединяло? (найти цитаты из текста)
Чем похожа судьба Аркадия на судьбу его отца?
Что ценят они в женщинах?
Что значит для Аркадия любовь?
Будут ли они счастливы? Что об этом говорит автор?
(отрывок из фильма)
Характеристика любви: взаимная, надежная, простая, земная, ориентированная на создание семьи.
(все лучи «солнца» засияли)
Вывод: Аркадий Кирсанов похож на своего отца: добрый, романтичный, восторженный, чувствующий красоту природы, ценящий искусство. В Кате он нашёл свою любовь. Они близки по духу, их многое объединяет. Их ждет тихое семейное счастье.
- Почему Тургенев не всех героев приводит к счастью? Почему в романе любовь разная?
( Тургенев хочет сказать, что он тоже хотел спокойной, тихой любви, семейного счастья)
10. Слово учителя. Всех своих героев автор испытал любовью. Любовь обнажает чувства, влияет на судьбу человека. Счастлив человек, способный любить. Счастлив тот, кто любит! Счастлив тот, кто будет любить! А вдвойне счастлив тот, кого еще и любят!
Песня «Букет из белых роз…» в исполнении Ирины Круг и Виктора Королева
А я пожелаю вам всем чистой, светлой любви, чтобы любимые дарили вам счастье и розы…
IV. Домашнее задание: нарисовать памятник любви или письменно описать его