- Ребята на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с рассказом Ю.Яковлева «Багульник». Кто напомнит. Что такое багульник?
- Что было задано на дом?
(выразительное чтение 1 главы рассказа )
(спросить 3-4 человек)
- фронтальный опрос, игра «Верно-неверно»
- А сейчас мы проверим насколько же вы были внимательны при чтении. Предлагаю вам поиграть в игру « Верно-неверно ». Я вам сейчас говорю высказывание из рассказа , а вы мне отвечаете, согласны- верно, не согласны -неверно .
1.Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть- другого слова тут не подберешь. (Да)
2. Однажды он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой . (Да)
3. Женечку за глаза звали Евгенией Николаевной. (Нет, Евгенией Ивановной)
4. Однажды случилось невероятное, веник зацвел. (Да)
5. Женечка обратила внимание, что каждый раз ,когда раздавался звонок с последнего урока Коста нехотя вставал с места и не спеша выходил из класса . (Нет, вскакивал и сломя голову выбегал из класса)
6. Когда багульник зацвел, все забыли , что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (Да).
7. Он держал трех собак! (Нет, у него не было ни одной собаки)
- Молодцы, справились с заданием!
- работа по тексту
1 группа
- Найдите и зачитайте эпизод, когда звенит звонок с последнего урока, куда только девается заспанный, равнодушный мальчик? Как он меняется? Куда же он мчится?
- Какие глаголы встречаются в тексте? (Вскакивал, сломя голову выбегал, скатывался с грохотом, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью)
2 группа
- Найдите и зачитайте диалог одноклассников о Косте. Что это был за человек? (О нем никто ничего не знал, даже родители. Когда они возвращались домой, то всегда заставали сына дома за столом)
3 группа
Найдите эпизод , в котором описывается, как Коста принес в класс пучок тонких прутьев. – Какие качества Косты здесь проявляются ? (Упорный, упрямый, настойчивый…)
3.Основная часть
- целевая установка
- А вот что же нового узнала Женечка о Косте мы с вами узнаем сегодня на уроке, прочитав 2 главу рассказа.
Но сначала проведем небольшую речевую разминку.
- речевая разминка
На экране дана фраза для чтения.
Мокрый носик, громкий лай, Это — песик, так и знай!
Читаем:
- про себя;
- в полголоса;
- громко, медленно;
- громко, быстро (2 раза).
- работа над новым материалом,
-Откроем учебники на странице 255, старайтесь читать выразительно, не торопитесь, соблюдая все знаки препинания
- первичное чтение учителем и хорошо читающими детьми
- А сейчас немного отдохнем и проведем физминутку с нашими четвероногими друзьями.
- физминутка
- работа над содержанием 2 главы рассказа
-Так куда же все время бежал Костя после уроков? ( К людям и к собакам, которым нужна помощь).
- А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими питомцами? (Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы)
- Мы видели Косту в классе и после уроков. Что меняется в нем? Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами? (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами).
- Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам? Милосердие. Что это значит?
- словарно лексическая работа
-Давайте научимся его правильно читать, сначала я, а потом вы-хором.
- Ребята, как вы понимаете значение этого слова ?
- А вот какое объяснение этим словам дает толковый словарь. Прочитайте
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Давайте восстановим эпизоды свидания Косты с четвероногими друзьями. Сравните собак, к которым спешит Коста, и их хозяев.
1 группа.
Найдите и зачитайте первую встречу
2 группа.
Найдет и зачитает 2 встречу
3 группа
Найдет и зачитает описание собаки и его хозяина в 3 встрече.
- Сравните этих собак. Что о них можно сказать? (Собаки разных пород. Но все они готовы к встрече с Костой, они верят ему , они преданы человеку.
Добрые чувства к животным, возникшие в детстве, перерастут в добрые отношения к людям, уверен писатель. Много примеров можно привести о необыкновенной преданности собак, умерших на могилах своих хозяев.
- А о каких, нам расскажут Гуля, Алена и Саша.
- сообщение о собаках учащимися
Вспомним хотя бы Фрама – собаку Георгия Седова.
Гуля
Знаменитый полярный исследователь во время героической попытки дойти до Северного полюса заболел цингой и 20 февраля 1914 года умер. Спутники похоронили своего капитана и двинулись дальше. Но вожак собачьей упряжки Фрам не пошел с ними. Он лег на могилу хозяина, и никакие уговоры не него не действовали. Собака осталась лежать на могиле Седова и умерла на ней.
Алена
Да, собаки умеют прощать, но не умеют забывать, и примеров тому множество. Житель итальянского городка Борго-Сан-Лоренцо Карло Сормани нашел в сточной канаве щенка, приютил его и назвал Верным. И пес полностью оправдал свое имя. Каждый день в одно и то же время он приходил к автобусной остановке встречать своего хозяина. Однажды тот не приехал. Человек погиб, но пес этого не знал. Или не хотел понимать. Несколько лет до конца своей жизни он каждый день приходил на остановку – ждать своего друга. После его смерти жители города собрали деньги, установили памятник Верному и в честь него изготовили золотую медаль.
Саша
Уже несколько лет главной достопримечательностью Тольятти считается не только гигант "АвтоВАЗ", но и малоприметный памятник собаке на окраине Автозаводского района. Семь лет верный пес ждал своих погибших хозяев на улице города… Его впервые заметили на обочине дороги в далеком 1995 году. Некрупная, плотно сложенная овчарка с визгом кидалась под колеса встречных автомобилей. Машины уезжали, а собака оставалась. Она, преданная и любящая душа, не знала, что те, кого она так отчаянно ждет, не вернутся к ней никогда.
- А сейчас давайте прочитаем еще раз эту главу по цепочке.
(чтение 2 главы детьми по цепочке)
3.Заключительная часть урока.
- подведение итогов
- С каким произведением мы продолжили сегодня знакомство? Кто автор?
- С какими новым словом мы познакомились?
– Ребята, наш рассказ называется «Багульник», но описание веточек багульника занимает всего несколько строчек. Почему такое название? Почему Ю.Яковлев не назвал его «Коста»? (Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, так же неожиданно раскрывается перед Женечкой душевная красота мальчика)
- Подтвердите это словами из рассказа. («Женечка молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он раскрывался в ее глазах, как веточка багульника»).
- оценивание учащихся.
4. Домашнее задание.
1 группа- страница 255-258- выразительное чтение 2 главы рассказа, отвечать на вопросы, 2 группа- выразительное чтение 2 главы рассказа, отвечать на 1 вопрос, 3 группа- выразительное чтение 2 главы рассказа.
На следующем уроке мы продолжим работу над рассказом «Багульник» и узнаем о дальнейших встречах Косты с его четвероногими друзьями.
5. Рефлексия.
- Главными героями рассказов Юрия Яковлева являются дети , и сам автор так сказал об этом «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».
- А какого завтрашнего человека видите вы в себе? Для этого я предлагаю вам на листочках багульника, что лежат у вас на столах, написать свое мнение и прикрепить цветы к веточкам.
- Посмотрите, и наш багульник зацвел. Ребята, я желаю вам всем быть еще добрее, делать только хорошее людям, природе, животным.
- Спасибо за урок!
Алена
Вспомним хотя бы Фрама – собаку Георгия Седова.
Знаменитый полярный исследователь во время героической попытки дойти до Северного полюса заболел цингой и 20 февраля 1914 года умер. Спутники похоронили своего капитана и двинулись дальше. Но вожак собачьей упряжки Фрам не пошел с ними. Он лег на могилу хозяина, и никакие уговоры не него не действовали. Собака осталась лежать на могиле Седова и умерла на ней.
Гуля
Да, собаки умеют прощать, но не умеют забывать, и примеров тому множество. Житель итальянского городка Борго-Сан-Лоренцо Карло Сормани нашел в сточной канаве щенка, приютил его и назвал Верным. И пес полностью оправдал свое имя. Каждый день в одно и то же время он приходил к автобусной остановке встречать своего хозяина. Однажды тот не приехал. Человек погиб, но пес этого не знал. Или не хотел понимать. Несколько лет до конца своей жизни он каждый день приходил на остановку – ждать своего друга. После его смерти жители города собрали деньги, установили памятник Верному и в честь него изготовили золотую медаль.
Саша
Уже несколько лет главной достопримечательностью Тольятти считается не только гигант "АвтоВАЗ", но и малоприметный памятник собаке на окраине Автозаводского района. Семь лет верный пес ждал своих погибших хозяев на улице города… Его впервые заметили на обочине дороги в далеком 1995 году. Некрупная, плотно сложенная овчарка с визгом кидалась под колеса встречных автомобилей. Машины уезжали, а собака оставалась. Она, преданная и любящая душа, не знала, что те, кого она так отчаянно ждет, не вернутся к ней никогда.