kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок кто виноват в нелегкой женской доле

Нажмите, чтобы узнать подробности

                       Открытый урок по литературе ( 10 класс)

                       «Кто виноват в нелегкой женской доле»

 Цель урока:

  • проследить нелегкую судьбу женщин в 19 веке из отдельно                                                                                                                                                                                                                                                                                                     взятых  произведений  русских писателей;
  • помочь учащимся разобраться в противоречиях главных героев;
  • развивать и совершенствовать навыки литературного анализа;
  • развивать умение обобщать, делать выводы;
  • развивать ассоциативное мышление, монологическую речь;
  • воспитывать активную жизненную позицию;
  • совершенствовать нравственные качества: сострадание, непримиримость к общественным порокам, чувства

совести и ответственности за свои поступки.           

Тип урока:         

  • диалогическая часть модуля;
  • фактологического контроля;

Вид урока:       

  • урок философских раздумий;
  • урок- исследование;

Методы обучения:

  • аналитическая беседа;
  • словесный;
  • исследовательский;
  • ТКМЧП;
  • инсценирование;
  • групповой;

Оборудование и наглядное пособие:

  • интерактивная доска;
  • презентации учащихся по заданным произведениям;
  • музыка из к/ф «Жестокий роман», «Бандитский Петербург»;
  • доказательства теории исследования по данной теме;

Ход урока:

I  Организационный момент (психологический настрой, постановка цели урока, осмысление эпиграфа. запись в тетрадях)

                                                       Важно показать текучесть человека.                              Один и   тот же человек то злодей,

то ангел, то мудрец, то немой, то силач, 

                              то бессильное существо.

                                                                                                      Л. Н. Толстой

                                                      Человек есть тайна. Ее надо разгадать и                                                                                                                                                                                     ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то                                                                      не говори, что терял время: я занимаюсь                                                                                                                                  этой тайной, ибо хочу быть человеком.

      .                                                                                  Ф.М. Достоевский

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок кто виноват в нелегкой женской доле»

Открытый урок по литературе ( 10 класс)

«Кто виноват в нелегкой женской доле»

Цель урока:

  • проследить нелегкую судьбу женщин в 19 веке из отдельно взятых произведений русских писателей;

  • помочь учащимся разобраться в противоречиях главных героев;

  • развивать и совершенствовать навыки литературного анализа;

  • развивать умение обобщать, делать выводы;

  • развивать ассоциативное мышление, монологическую речь;

  • воспитывать активную жизненную позицию;

  • совершенствовать нравственные качества: сострадание, непримиримость к общественным порокам, чувства

совести и ответственности за свои поступки.

Тип урока:

  • диалогическая часть модуля;

  • фактологического контроля;

Вид урока:

  • урок философских раздумий;

  • урок- исследование;

Методы обучения:

  • аналитическая беседа;

  • словесный;

  • исследовательский;

  • ТКМЧП;

  • инсценирование;

  • групповой;

Оборудование и наглядное пособие:

  • интерактивная доска;

  • презентации учащихся по заданным произведениям;

  • музыка из к/ф «Жестокий роман», «Бандитский Петербург»;

  • доказательства теории исследования по данной теме;

Ход урока:

I Организационный момент (психологический настрой, постановка цели урока, осмысление эпиграфа. запись в тетрадях)

Важно показать текучесть человека. Один и тот же человек то злодей,

то ангел, то мудрец, то немой, то силач,

то бессильное существо.

Л. Н. Толстой

Человек есть тайна. Ее надо разгадать и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что терял время: я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

. Ф.М. Достоевский



Учитель:

-Здравствуйте, ребята. Перед вами находятся смайлики настроения. Возьмите их, пожалуйста, в руки и определите свое настроение, обоснуйте свой выбор.

-Чего вы ожидаете от нашего урока?

(Ответы на мои внутренние вопросы: остается ли классика вечным спутником и до наших дней. Что же такое нравственность и гуманность на протяжении многих веков. Что значит испытывать муки совести? Как происходит перерождение человека.)

-В 50-е годы на сцене появляется новая личность, народный писатель, драматург, который, по его мнению, должен «знать хорошо свой народ, сойтись с ним покрепче, сродниться » И этим связующим звеном становится «Колумб Замоскворечья», а его пьесы, направленные против самодуров- помещиков, самодуров- чиновников стали неугодны царю Николаю I «…напрасно печатано, играть же запретить». Так Островский попадает в список неблагонадежных лиц и отдан под негласный надзор полиции.

Учитель:

-Отчего же он неблагонадежен? (вопрос адресуется первой группе, которая работает над пьесой Островского «Гроза»)

1группа:

- В этот период расширяется круг жизненных явлений в пьесах Островского. Он поднимает общественное зло в купеческой среде, все глубже обнажается среда его обитания как результат системы угнетения, которая давит все слои русского общества. Вместе с тем все чаще появляются герои, протестующие против самодурной силы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - сетует Кулигин.

Острое, непримиримое противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.

Светлое человеческое начало в Катерине естественно как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении.

( Появляется Катерина, читается ее монолог)

Катерина. Отчего люди не летают!

Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить!

А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Я умру скоро.

Нет, я знаю, что умру. Ох, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю.

Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись..

Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!.

Учитель:

- Кто же виноват в нелегкой женской доле Катерины Кабановой?

(Домостроевские порядки, существовавшие в стране, где права человека ущемлены миром «темного царства» .Говоря словами Добролюбова, «это страшный вызов самодурной силе, когда нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. Катерина…это протест против кабановских понятий о нравственности. Протест, доведенный до конца. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу.)

Учитель:

- Через 19 лет после выхода «Грозы», появляется пьеса «Бесприданница». Многое изменилось за это время в России. Дремотную тишину приволжской провинции нарушают гудки пароходов. По-иному выглядят купцы. «Теперь чистая публика гуляет» из крупных дельцов последнего времени.

( Появляется Лариса Огудалова, читается ее монолог, исполняет песню «А напоследок я скажу»)

- Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите. Вещь…да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь! Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Всякая вещь должна иметь хозяина. Я пойду к хозяину. Каждой вещи своя цена есть…Я вас умоляю оставьте меня. Вы слишком мелки. Слишком ничтожны для меня! Любите! Лжете! Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла…ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. (Исполняется песня «А напоследок я скажу» ).

- Кто же виноват в нелегкой женской доле Ларисы Огудаловой?

2 группа:

Гневное обличение безнравственного общества, враждебного всему истинно человеческому, звучит в пьесе «Бесприданница». Виноваты беспринципные дельцы, обладающие волчьей хваткой. Монолог Ларисы перед смертью был не только воплем измученной души, но и протестом против общества, где возможно подобное надругательство над человеком.

Учитель:

- В 1865 году в журнале «Эпоха» впервые опубликована повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Как же зародилась любовь- страсть? Слово Катерине Измайловой.

(Появляется Лариса Измайлова, читается ее монолог)

- Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. Я в девках страсть сильна была. Меня даже мужчина не всякий одолевал Мне отроду шел двадцать четвертый год, выдали меня замуж за нашего купца не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов ко мне присватался, а я девушка бедная, и перебирать женихами не приходилось. Вообще он купец зажиточный., семья небольшая: свекор Борис Тимофеевич Измайлов, лет под восемьдесят, я его как крысу отравила, потому что любви лишить меня хотел. Зиновий Борисыч, муж мой пятидесяти лет с лихвой, я тоже его убила, вместе с Сереженькой, не люб он мне был, да и я ему тоже, детей он только и хотел от меня, да не дал Бог мне их, может и судьба была бы другая. Грешна ведь я перед Богом, ни в чем не повинную душу сгубила, Феденьку убила ради любви к Сергею, да только не нужна ему любовь эта, да и я не нужна. Невмоготу мне от проснувшейся любви - страсти. Страшно мне. Ради него я готова была в огонь, в воду, в темницу и на крест. Обезумела я от своего счастия. Я хотела себе сказать: «не люблю ж его» и чувствовала, что любила еще горячее, еще больше.

Учитель:

- Кто же виноват в нелегкой женской доле Катерины Измайловой?

3 группа:

- Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Она нарушила божью заповедь - «не убий», ибо высшая ценность на земле – это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины, Вспомните у Ф.И.Тютчева:

Две силы есть – две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы, -

Одна есть Смерть, другая – Суд людской.

Любовь – страсть к Сергею толкала ее на хладнокровные преступления, вызывающие ужас и изумление, теперь она страдающая женщина, отвергнутая и униженная им, вызывает сочувствие и сострадание. Лесковым показана бездна нравственного падения, душа отвергнутой женщины, способной на все ради любви. Страшна такая любовь. Гебель писал: «Катерина Измайлова – молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта». Основа женской души - любовь, как у Тютчева: «союз души с душой родной. Их съединенье, сочетанье».

Учитель:

- Другой сильный русский характер мы видим у Н. А. Некрасова в поэме «Русские женщины». Княгиня Екатерина Трубецкая, урожденная графиня Лаваль, первой добилась разрешения ехать к мужу на каторгу, и поэтому Некрасов восхищается сильным характером героини. Давайте дадим ей слово.

(Появляется княгиня Трубецкая, читается ее монолог)

-Княгиня

Пусть смерть мне суждена — 
     Мне нечего жалеть!.. 
Я еду! еду! я должна 
     Близ мужа умереть.

Благодарю, благодарю 
     За добрый ваш совет! 
И прежде был там рай земной, 
     А нынче этот рай 
Своей заботливой рукой 
     Расчистил Николай. 
Там люди заживо гниют — 
     Ходячие гробы, 
Мужчины — сборище Иуд, 
     А женщины — рабы. 
Что там найду я? Ханжество, 
     Поруганную честь, 
Нахальной дряни торжество 
     И подленькую месть. 
Нет, в этот вырубленный лес 
     Меня не заманят, 
Где были дубы до небес, 
     А нынче пни торчат! 
Вернуться? жить среди клевет, 
     Пустых и темных дел?.. 
Там места нет, там друга нет 
     Тому, кто раз прозрел! 
Нет, нет, я видеть не хочу 
     Продажных и тупых, 
Не покажусь я палачу 
     Свободных и святых. 
Забыть того, кто нас любил, 
     Вернуться — всё простя?

Нет! я не жалкая раба, 
     Я женщина, жена! 
Пускай горька моя судьба — 
     Я буду ей верна! 
О, если б он меня забыл 
     Для женщины другой, 
В моей душе достало б сил 
     Не быть его рабой! 
Но знаю: к родине любовь 
     Соперница моя, 
И если б нужно было, вновь 
     Ему простила б я!

Учитель:

- Кто же виноват в нелегкой женской доле?

4 группа:

- В основу сюжета легли достоверные события 1825-1827 годов. Эпоха царя, непростые отношения с законом власти, царившие в это время, поставили героиню перед выбором чести и совести, любви и страдания. Критика царя, что было явным преувеличением и не соответствовало характерам реальных жен – декабристок, но именно это Некрасова воодушевляло. Он не хотел поэму делать мягкой. Героини поэм не только прекрасны, верны долгу, но и исповедуют близкие самому поэту идеалы свободы.

Учитель:

- Демократические и гуманистические взгляды молодого писателя Достоевского, горячего защитника обездоленных людей, стали ярко складываться под влиянием детских впечатлений. Обратимся к эпиграфу нашего урока, что пытается донести до нас писатель? Послушаем его дневниковые записи.

Ф. М. Достоевский:

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и
ежели будешь ее разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время, я занимаюсь
этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф. М. Достоевский

5 группа:

- Достоевский расследует тайну человека и ставит своих героев в такие ситуации, когда обнаруживается душа, начинает говорить совесть, выходит наружу то, что было скрыто. Достигается высокая цель путем преступления. Учитель:

- А может ли быть достигнута эта цель путем преступления и лжи? Если создать условия комфорта, спасет это человечество?

Ф. М. Достоевский:

- Человек, даже сытый, получивший все блага, будет задаваться вопросом: а теперь, что делать? Когда – то сидел на драпе, а теперь – на бархате, ну и что из этого? Хорошо еще, если спросит, а ведь бывает и страшнее – наелся и доволен. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье страданием.

Учитель:

- Каковы же реалии этого времени, какова судьба женщин города Петербурга? Пригласим Соню Мармеладову.

Соня Мармеладова:

- Из бедной семьи я, Работаю по желтому билету, на жизнь зарабатываю, а что же делать? Изволите детишкам – сиротам с голоду помирать. Семья – то у меня хорошая, вот только папенька страдает, душа его по маменьке плачет, вот он и запивает горе – то, а мачеха болеет уж сильно. Люблю я их сильно, готова на все страдания, на то Божья воля. Спасать надо Родиона, как же жить он будет дальше, если его человечность и совесть убиты им же, куда идти ему, что делать, если его душа пуста? Искупить свою вину можно только страданием, целуя крепко землю и прося у нее, у народа прощение, только так можно спасти человека.

5 группа:

- «Правда » Сони заставляет нас задуматься над актуальными проблемами: что делать, чтобы изменить мир (протест или смирение, сострадание), в чем нравственная норма поведения человека, чем руководствоваться в жизни – разумом или верой, насколько влияет среда, ну и наконец, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведение. Мы считаем, что среда обитания, а конкретно сам город со своими порядками и законами виновен в нелегкой судьбе обездоленной девушки. М ы выносим приговор городу Петербургу, который был так возвеличен А.С. Пушкиным, у Достоевского он открылся нам иначе. С Смайлс говорил: «Долг повелевает нам то, что справедливо и честно, и запрещает то, что несправедливо и нечестно».Соня нам напоминает о самом главном законе человеческой души, без которого она умирает – совести.

Учитель:

Ну что ж, давай те заглянем в город Петербург, что ожидает нас там?

На интерактивной доске мы видим презентацию учащихся «Петербург Достоевского» под музыку И Корнелюка «Город, которого нет»

Ученик: (читает наизусть стихотворение И. Бунина «Когда на темный город сходит»)

Когда на темный город сходит
В глухую ночь глубокий сон,
Когда метель, кружась, заводит
На колокольнях перезвон,—

Как жутко сердце замирает!
Как заунывно в этот час,
Сквозь вопли бури, долетает
Колоколов невнятный глас!
Мир опустел... Земля остыла...
А вьюга трупы замела,
И ветром звезды загасила,
И бьет во тьме в колокола.
И на пустынном, на великом
Погосте жизни мировой
Кружится Смерть в веселье диком
И развевает саван свой!

6 группа:

- Реальность и бред, явь и кошмары – все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом сумашедших». В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически – уродливые очертания, и реальное -кажется нередко кошмарным видением, а бред, сон – реальностью. И среди этого смрада, над сердитыми, угрюмыми прохожими, под чернеющим куполом петербургского неба, вдруг ниоткуда, преодолев Пространство и Время, появился корабль, корабль – призрак. Очертив круг над городом, он завис, раскинув свою страшную паутину, над освещенной снизу медной статуей на жарко – дышащем коне. Корабль мы решили представить в виде паука, который плетет свою паутину. Даже Вечность не имеет для него значения, она не имеет ни начала, ни конца. Его паутина окутывает все вокруг, превращаясь в город – монстр. Паутина – это занавес, который скрывает весь беспредел, ему нет конца ни вчера, ни сегодня, ни завтра, так будет всегда. И только от самого человека зависит его судьба. Мы считаем, что Человек должен разорвать эту паутину, чтобы обратить процесс.

Ф. М. Достоевский:

- Есть великий нравственный закон: среда виновата, но человек – ответственен. Социальная фактор – лишь первая ступенька, по которой движется человек к своей цели.

Звучит песня А. Розенбаума « На лебяжьей канавке».

Учитель:

- Каждая группа получила домашнее задание выразить свои эмоции в эмблеме своей героини при помощи красок. Вам группы слово к защите.

Учитель:

- В современном мире, да впрочем, и литературе мы встречаем людей, отступающих от общепринятых нравственных норм. Но кто же здесь виноват в нелегкой женской доле? Встречайте, прямо с лобного места к нам пришла участница «Дома 2» Элина Карякина. Предоставим ей слово.

Элина Карякина:

Слушаю я вас, слушаю и просто диву даюсь. Да что это такое ваша нравственность, гуманность, кому она сейчас нужна в нашем современном мире. Как на ней заработаешь? Никак.

Вот ты Катерина, ну и чего ты в жизни добилась? «Жила, словно птичка в неволе». Да кто же тебе мешает, твою клетку разбомбить, жить в свое удовольствие, гулять, не оглядываясь. Да отправь ты эту мамашу как можно подальше и живи не горюй. Ты все время задаешь какие – то глупые вопросы: «От чего люди не летают, как птицы?». Летают, и не надо на себе проверять. Да возьми ты этого маменькиного сынка да в Волгу – матушку его вместо себя.

Вот у Катерины Львовны учись, свое горлом рвет, ради мужика на все готова. Да не стоят они того, это я я вам говорю, Элина Карякина, Я за своего Самсонова тоже морду всем била, да вовремя остановилась. Хорошо, что классиков в школе не читала, когда училка задавала, а то взвешивала на весах положительное да отрицательное.

Да кто они, эти мужики, подставят в любой момент, на них нельзя положиться. А ты, Сонечка, все также веришь в любовь, в чистоту отношений, и вызываешь у мужика совесть? Да если бы я слушала свою совесть, то у меня не было бы ни спа - процедур, ни машины, ни денег. Накой черт нужна ваша нравственность? Чему вы их учите? Надо жить для себя! Чтобы город тебя не сожрал, как Раскольникова, а ты его смог обуздать. А с вашей нравственностью и совестью далеко не уедешь. Нет никаких авторитетов для меня, кроме мамы, и то, если посчитаю нужным к ней обратиться.

Что такое любовь, о которой вы так кричите и едете в Сибирь, отрекаясь от всего. Кто это оценит? Что ты приобрела: кандалы, голод, холод, каторгу и вечную мерзлоту. У тебя был весь свет в руках, а ты ради любимого человека бросила все. Ну что же ты себя – то так не любишь!

Нет, девочки, вас нужно на перевоспитание в наш век, в наш «Дом 2». Вот где классика, вот книга жизни, которая научит всему.

Учитель:

- Ну что же, дорогие мои, перед вами выбор вашего жизненного пути, какой дорогою пойдете вы зависит только от вас, оставайтесь всегда высоконравственной личностью. Перед вами «Шкала нравственности», заполните ее, и когда вам будет тяжело на душе, вспомните о ней. Желаю вам успехов на жизненном пути.

Шкала нравственности

баллы

5

4

3

2

1

Ум дружба человечность смелость

Нравственные трудолюбие правдивость открытость

качества

Учитель зажигает свечу и передает её ребятам, говоря позитивные пожелания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок кто виноват в нелегкой женской доле

Автор: Петричкович Наталья Николаевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 277889


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства