совершенствовать нравственные качества: сострадание, непримиримость к общественным порокам, чувства
совести и ответственности за свои поступки.
Тип урока:
диалогическая часть модуля;
фактологического контроля;
Вид урока:
урок философских раздумий;
урок- исследование;
Методы обучения:
аналитическая беседа;
словесный;
исследовательский;
ТКМЧП;
инсценирование;
групповой;
Оборудование и наглядное пособие:
интерактивная доска;
презентации учащихся по заданным произведениям;
музыка из к/ф «Жестокий роман», «Бандитский Петербург»;
доказательства теории исследования по данной теме;
Ход урока:
I Организационный момент (психологический настрой, постановка цели урока, осмысление эпиграфа. запись в тетрадях)
Важно показать текучесть человека. Один и тот же человек то злодей,
то ангел, то мудрец, то немой, то силач,
то бессильное существо.
Л. Н. Толстой
Человек есть тайна. Ее надо разгадать и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что терял время: я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
. Ф.М. Достоевский
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
совершенствовать нравственные качества: сострадание, непримиримость к общественным порокам, чувства
совести и ответственности за свои поступки.
Тип урока:
диалогическая часть модуля;
фактологического контроля;
Вид урока:
урок философских раздумий;
урок- исследование;
Методы обучения:
аналитическая беседа;
словесный;
исследовательский;
ТКМЧП;
инсценирование;
групповой;
Оборудование и наглядное пособие:
интерактивная доска;
презентации учащихся по заданным произведениям;
музыка из к/ф «Жестокий роман», «Бандитский Петербург»;
доказательства теории исследования по данной теме;
Ход урока:
I Организационный момент (психологический настрой, постановка цели урока, осмысление эпиграфа. запись в тетрадях)
Важно показать текучесть человека. Один и тот же человек то злодей,
то ангел, то мудрец, то немой, то силач,
то бессильное существо.
Л. Н. Толстой
Человек есть тайна. Ее надо разгадать и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что терял время: я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
. Ф.М. Достоевский
Учитель:
-Здравствуйте, ребята. Перед вами находятся смайлики настроения. Возьмите их, пожалуйста, в руки и определите свое настроение, обоснуйте свой выбор.
-Чего вы ожидаете от нашего урока?
(Ответы на мои внутренние вопросы: остается ли классика вечным спутником и до наших дней. Что же такое нравственность и гуманность на протяжении многих веков. Что значит испытывать муки совести? Как происходит перерождение человека.)
-В 50-е годы на сцене появляется новая личность, народный писатель, драматург, который, по его мнению, должен «знать хорошо свой народ, сойтись с ним покрепче, сродниться » И этим связующим звеном становится «Колумб Замоскворечья», а его пьесы, направленные против самодуров- помещиков, самодуров- чиновников стали неугодны царю Николаю I «…напрасно печатано, играть же запретить». Так Островский попадает в список неблагонадежных лиц и отдан под негласный надзор полиции.
Учитель:
-Отчего же он неблагонадежен? (вопрос адресуется первой группе, которая работает над пьесой Островского «Гроза»)
1группа:
- В этот период расширяется круг жизненных явлений в пьесах Островского. Он поднимает общественное зло в купеческой среде, все глубже обнажается среда его обитания как результат системы угнетения, которая давит все слои русского общества. Вместе с тем все чаще появляются герои, протестующие против самодурной силы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - сетует Кулигин.
Острое, непримиримое противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.
Светлое человеческое начало в Катерине естественно как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении.
( Появляется Катерина, читается ее монолог)
Катерина. Отчего люди не летают!
Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить!
А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Я умру скоро.
Нет, я знаю, что умру. Ох, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю.
Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись..
Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!.
Учитель:
- Кто же виноват в нелегкой женской доле Катерины Кабановой?
(Домостроевские порядки, существовавшие в стране, где права человека ущемлены миром «темного царства» .Говоря словами Добролюбова, «это страшный вызов самодурной силе, когда нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. Катерина…это протест против кабановских понятий о нравственности. Протест, доведенный до конца. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу.)
Учитель:
- Через 19 лет после выхода «Грозы», появляется пьеса «Бесприданница». Многое изменилось за это время в России. Дремотную тишину приволжской провинции нарушают гудки пароходов. По-иному выглядят купцы. «Теперь чистая публика гуляет» из крупных дельцов последнего времени.
( Появляется Лариса Огудалова, читается ее монолог, исполняет песню «А напоследок я скажу»)
- Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите. Вещь…да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь! Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Всякая вещь должна иметь хозяина. Я пойду к хозяину. Каждой вещи своя цена есть…Я вас умоляю оставьте меня. Вы слишком мелки. Слишком ничтожны для меня! Любите! Лжете! Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла…ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. (Исполняется песня «А напоследок я скажу» ).
- Кто же виноват в нелегкой женской доле Ларисы Огудаловой?
2 группа:
Гневное обличение безнравственного общества, враждебного всему истинно человеческому, звучит в пьесе «Бесприданница». Виноваты беспринципные дельцы, обладающие волчьей хваткой. Монолог Ларисы перед смертью был не только воплем измученной души, но и протестом против общества, где возможно подобное надругательство над человеком.
Учитель:
- В 1865 году в журнале «Эпоха» впервые опубликована повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Как же зародилась любовь- страсть? Слово Катерине Измайловой.
(Появляется Лариса Измайлова, читается ее монолог)
- Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. Я в девках страсть сильна была. Меня даже мужчина не всякий одолевал Мне отроду шел двадцать четвертый год, выдали меня замуж за нашего купца не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов ко мне присватался, а я девушка бедная, и перебирать женихами не приходилось. Вообще он купец зажиточный., семья небольшая: свекор Борис Тимофеевич Измайлов, лет под восемьдесят, я его как крысу отравила, потому что любви лишить меня хотел. Зиновий Борисыч, муж мой пятидесяти лет с лихвой, я тоже его убила, вместе с Сереженькой, не люб он мне был, да и я ему тоже, детей он только и хотел от меня, да не дал Бог мне их, может и судьба была бы другая. Грешна ведь я перед Богом, ни в чем не повинную душу сгубила, Феденьку убила ради любви к Сергею, да только не нужна ему любовь эта, да и я не нужна. Невмоготу мне от проснувшейся любви - страсти. Страшно мне. Ради него я готова была в огонь, в воду, в темницу и на крест. Обезумела я от своего счастия. Я хотела себе сказать: «не люблю ж его» и чувствовала, что любила еще горячее, еще больше.
Учитель:
- Кто же виноват в нелегкой женской доле Катерины Измайловой?
3 группа:
- Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Она нарушила божью заповедь - «не убий», ибо высшая ценность на земле – это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины, Вспомните у Ф.И.Тютчева:
Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, -
Одна есть Смерть, другая – Суд людской.
Любовь – страсть к Сергею толкала ее на хладнокровные преступления, вызывающие ужас и изумление, теперь она страдающая женщина, отвергнутая и униженная им, вызывает сочувствие и сострадание. Лесковым показана бездна нравственного падения, душа отвергнутой женщины, способной на все ради любви. Страшна такая любовь. Гебель писал: «Катерина Измайлова – молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта». Основа женской души - любовь, как у Тютчева: «союз души с душой родной. Их съединенье, сочетанье».
Учитель:
- Другой сильный русский характер мы видим у Н. А. Некрасова в поэме «Русские женщины». Княгиня Екатерина Трубецкая, урожденная графиня Лаваль, первой добилась разрешения ехать к мужу на каторгу, и поэтому Некрасов восхищается сильным характером героини. Давайте дадим ей слово.
(Появляется княгиня Трубецкая, читается ее монолог)
-Княгиня
Пусть смерть мне суждена — Мне нечего жалеть!.. Я еду! еду! я должна Близ мужа умереть.
Благодарю, благодарю За добрый ваш совет! И прежде был там рай земной, А нынче этот рай Своей заботливой рукой Расчистил Николай. Там люди заживо гниют — Ходячие гробы, Мужчины — сборище Иуд, А женщины — рабы. Что там найду я? Ханжество, Поруганную честь, Нахальной дряни торжество И подленькую месть. Нет, в этот вырубленный лес Меня не заманят, Где были дубы до небес, А нынче пни торчат! Вернуться? жить среди клевет, Пустых и темных дел?.. Там места нет, там друга нет Тому, кто раз прозрел! Нет, нет, я видеть не хочу Продажных и тупых, Не покажусь я палачу Свободных и святых. Забыть того, кто нас любил, Вернуться — всё простя?
Нет! я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна! О, если б он меня забыл Для женщины другой, В моей душе достало б сил Не быть его рабой! Но знаю: к родине любовь Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!
Учитель:
- Кто же виноват в нелегкой женской доле?
4 группа:
- В основу сюжета легли достоверные события 1825-1827 годов. Эпоха царя, непростые отношения с законом власти, царившие в это время, поставили героиню перед выбором чести и совести, любви и страдания. Критика царя, что было явным преувеличением и не соответствовало характерам реальных жен – декабристок, но именно это Некрасова воодушевляло. Он не хотел поэму делать мягкой. Героини поэм не только прекрасны, верны долгу, но и исповедуют близкие самому поэту идеалы свободы.
Учитель:
- Демократические и гуманистические взгляды молодого писателя Достоевского, горячего защитника обездоленных людей, стали ярко складываться под влиянием детских впечатлений. Обратимся к эпиграфу нашего урока, что пытается донести до нас писатель? Послушаем его дневниковые записи.
Ф. М. Достоевский:
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский
5 группа:
- Достоевский расследует тайну человека и ставит своих героев в такие ситуации, когда обнаруживается душа, начинает говорить совесть, выходит наружу то, что было скрыто. Достигается высокая цель путем преступления. Учитель:
- А может ли быть достигнута эта цель путем преступления и лжи? Если создать условия комфорта, спасет это человечество?
Ф. М. Достоевский:
- Человек, даже сытый, получивший все блага, будет задаваться вопросом: а теперь, что делать? Когда – то сидел на драпе, а теперь – на бархате, ну и что из этого? Хорошо еще, если спросит, а ведь бывает и страшнее – наелся и доволен. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье страданием.
Учитель:
- Каковы же реалии этого времени, какова судьба женщин города Петербурга? Пригласим Соню Мармеладову.
Соня Мармеладова:
- Из бедной семьи я, Работаю по желтому билету, на жизнь зарабатываю, а что же делать? Изволите детишкам – сиротам с голоду помирать. Семья – то у меня хорошая, вот только папенька страдает, душа его по маменьке плачет, вот он и запивает горе – то, а мачеха болеет уж сильно. Люблю я их сильно, готова на все страдания, на то Божья воля. Спасать надо Родиона, как же жить он будет дальше, если его человечность и совесть убиты им же, куда идти ему, что делать, если его душа пуста? Искупить свою вину можно только страданием, целуя крепко землю и прося у нее, у народа прощение, только так можно спасти человека.
5 группа:
- «Правда » Сони заставляет нас задуматься над актуальными проблемами: что делать, чтобы изменить мир (протест или смирение, сострадание), в чем нравственная норма поведения человека, чем руководствоваться в жизни – разумом или верой, насколько влияет среда, ну и наконец, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведение. Мы считаем, что среда обитания, а конкретно сам город со своими порядками и законами виновен в нелегкой судьбе обездоленной девушки. М ы выносим приговор городу Петербургу, который был так возвеличен А.С. Пушкиным, у Достоевского он открылся нам иначе. С Смайлс говорил: «Долг повелевает нам то, что справедливо и честно, и запрещает то, что несправедливо и нечестно».Соня нам напоминает о самом главном законе человеческой души, без которого она умирает – совести.
Учитель:
Ну что ж, давай те заглянем в город Петербург, что ожидает нас там?
На интерактивной доске мы видим презентацию учащихся «Петербург Достоевского» под музыку И Корнелюка «Город, которого нет»
Ученик: (читает наизусть стихотворение И. Бунина «Когда на темный город сходит»)
Когда на темный город сходит В глухую ночь глубокий сон, Когда метель, кружась, заводит На колокольнях перезвон,—
Как жутко сердце замирает! Как заунывно в этот час, Сквозь вопли бури, долетает Колоколов невнятный глас! Мир опустел... Земля остыла... А вьюга трупы замела, И ветром звезды загасила, И бьет во тьме в колокола. И на пустынном, на великом Погосте жизни мировой Кружится Смерть в веселье диком И развевает саван свой!
6 группа:
- Реальность и бред, явь и кошмары – все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом сумашедших». В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически – уродливые очертания, и реальное -кажется нередко кошмарным видением, а бред, сон – реальностью. И среди этого смрада, над сердитыми, угрюмыми прохожими, под чернеющим куполом петербургского неба, вдруг ниоткуда, преодолев Пространство и Время, появился корабль, корабль – призрак. Очертив круг над городом, он завис, раскинув свою страшную паутину, над освещенной снизу медной статуей на жарко – дышащем коне. Корабль мы решили представить в виде паука, который плетет свою паутину. Даже Вечность не имеет для него значения, она не имеет ни начала, ни конца. Его паутина окутывает все вокруг, превращаясь в город – монстр. Паутина – это занавес, который скрывает весь беспредел, ему нет конца ни вчера, ни сегодня, ни завтра, так будет всегда. И только от самого человека зависит его судьба. Мы считаем, что Человек должен разорвать эту паутину, чтобы обратить процесс.
Ф. М. Достоевский:
- Есть великий нравственный закон: среда виновата, но человек – ответственен. Социальная фактор – лишь первая ступенька, по которой движется человек к своей цели.
Звучит песня А. Розенбаума « На лебяжьей канавке».
Учитель:
- Каждая группа получила домашнее задание выразить свои эмоции в эмблеме своей героини при помощи красок. Вам группы слово к защите.
Учитель:
- В современном мире, да впрочем, и литературе мы встречаем людей, отступающих от общепринятых нравственных норм. Но кто же здесь виноват в нелегкой женской доле? Встречайте, прямо с лобного места к нам пришла участница «Дома 2» Элина Карякина. Предоставим ей слово.
Элина Карякина:
Слушаю я вас, слушаю и просто диву даюсь. Да что это такое ваша нравственность, гуманность, кому она сейчас нужна в нашем современном мире. Как на ней заработаешь? Никак.
Вот ты Катерина, ну и чего ты в жизни добилась? «Жила, словно птичка в неволе». Да кто же тебе мешает, твою клетку разбомбить, жить в свое удовольствие, гулять, не оглядываясь. Да отправь ты эту мамашу как можно подальше и живи не горюй. Ты все время задаешь какие – то глупые вопросы: «От чего люди не летают, как птицы?». Летают, и не надо на себе проверять. Да возьми ты этого маменькиного сынка да в Волгу – матушку его вместо себя.
Вот у Катерины Львовны учись, свое горлом рвет, ради мужика на все готова. Да не стоят они того, это я я вам говорю, Элина Карякина, Я за своего Самсонова тоже морду всем била, да вовремя остановилась. Хорошо, что классиков в школе не читала, когда училка задавала, а то взвешивала на весах положительное да отрицательное.
Да кто они, эти мужики, подставят в любой момент, на них нельзя положиться. А ты, Сонечка, все также веришь в любовь, в чистоту отношений, и вызываешь у мужика совесть? Да если бы я слушала свою совесть, то у меня не было бы ни спа - процедур, ни машины, ни денег. Накой черт нужна ваша нравственность? Чему вы их учите? Надо жить для себя! Чтобы город тебя не сожрал, как Раскольникова, а ты его смог обуздать. А с вашей нравственностью и совестью далеко не уедешь. Нет никаких авторитетов для меня, кроме мамы, и то, если посчитаю нужным к ней обратиться.
Что такое любовь, о которой вы так кричите и едете в Сибирь, отрекаясь от всего. Кто это оценит? Что ты приобрела: кандалы, голод, холод, каторгу и вечную мерзлоту. У тебя был весь свет в руках, а ты ради любимого человека бросила все. Ну что же ты себя – то так не любишь!
Нет, девочки, вас нужно на перевоспитание в наш век, в наш «Дом 2». Вот где классика, вот книга жизни, которая научит всему.
Учитель:
- Ну что же, дорогие мои, перед вами выбор вашего жизненного пути, какой дорогою пойдете вы зависит только от вас, оставайтесь всегда высоконравственной личностью. Перед вами «Шкала нравственности», заполните ее, и когда вам будет тяжело на душе, вспомните о ней. Желаю вам успехов на жизненном пути.
Шкала нравственности
баллы
5
4
3
2
1
Ум дружба человечность смелость
Нравственные трудолюбие правдивость открытость
качества
Учитель зажигает свечу и передает её ребятам, говоря позитивные пожелания.