kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок. «Героическое прошлое России. Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обеспечить формирование умения анализировать произведение, определять, что  является предметом национальной гордости русского народа; выяснить  историческую правду и художественный  вымысел произведения; развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности; формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию к предмету, организовать деятельность обучающихся для достижения ими следующих планируемых результатов:
 
Тип урока: урок «открытия» нового знания. 
Технология: развитие критического мышления. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. «Героическое прошлое России. Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»».»


План-конспект открытого

урока литературы, 5 класс

УМК: программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.

Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова, 2013г.

Класс: 5

Тема урока: «Героическое прошлое России. Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»».

Цель урока: обеспечить формирование умения анализировать произведение, определять, что является предметом национальной гордости русского народа; выяснить историческую правду и художественный вымысел произведения; развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности; формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию к предмету, организовать деятельность обучающихся для достижения ими следующих планируемых результатов:

Предметных: формирование представлений о том, как исторические события отражаются в стихотворении «Бородино»; формирования умения определять жанр, тему произведения; формулировать идею, проблему произведения, давать характеристику герою; умение сопоставлять и сравнивать тексты различных стилей.

Метапредметных: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; развитие у школьников логического мышления, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; стремление к речевому самосовершенствованию; планирование и регуляция своей деятельности.

Личностных: воспитание гордости за свой народ, уважительное отношение к великому прошлому России; осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам; стремление к созидательной деятельности.

Регулятивных: целеполагание и планирование своей деятельности, принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров.

Познавательных: выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; сравнение и классификация изученных объектов по выделенным критериям; определение смысловых единиц текста и установление отношений между ними; определение основной и второстепенной информации; представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем, таблиц); добывание, преобразовывание и представление информации.

Коммуникативных: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально – этических принципов общения и сотрудничества; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов; умение донести свою позицию, понять других, действовать с учетом позиции другого, согласовывать свои действия.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: развитие критического мышления.

Средства обучения: медиапроектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку; портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция картины Тропинина В. А. «Старый солдат»; памятка «Как работать в группе»; маршрутный и оценочные листы; карточки с заданием; аудиозапись стихотворения «Бородино», детские рисунки к стихотворению «Бородино».







Эпиграф урока:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат этапа

Формируемые УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)



Цель этапа: включение и настрой учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.




- Добрый день, ребята!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте о том, что сегодня вы узнаете что-то новое.

Давайте, организуем змейку улыбок!

Работаем в парах, у вас на столах есть карточки оранжевого цвета. Ваша задача: попытаться определить к какому жанру литературы относится данный вам текст. Свою мысль необходимо обосновать.

Каким видом творчества являются эти малые литературные жанры? В чем его особенность? А кроме народных какие есть произведения? Вот сегодня мы и будем говорить об авторском произведении.

Активное приветствие, тактильное взаимодействие.



Отвечают на вопросы

Малые литературные жанры-загадки, скороговорки, считалки.

Фольклор (устное народное творчество)


Создавал народ.



Авторские.

Мотивация к учебной деятельности.

Быстрое включение учащихся в деловой ритм.


Внутренняя и внешняя готовность.


Волевая саморегуляция.

Личностные:

положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

II. Актуализация знаний.









Цель этапа:


актуализировать изученные способы действий, необходимые для последующего открытия знания,

активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.




Запись числа в тетрадь.

Обратимся к эпиграфу.

Эпиграф урока: «Недаром помнит вся Россия /Про день Бородина»

-Как вы понимаете эпиграф урока?




Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в произведениях о ВОВ, войне 1812 года?







- Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной?





-Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить?

Коллективная работа

Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие

отвечают на проблемные вопросы, опираясь на ранее изученные знания, составляют кластер, выявляют главную проблему произведений, связанных с войной, подтверждают примерами.


- Проблема мужества, воинской доблести, чести.


- События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украины.

Актуализация имеющихся знаний, необходимых для понимания новой темы, решения поставленной задачи.


Принятия учащимися задач учебно – познавательной деятельности.




Актуализация опорных знаний.





Готовность учащихся к восприятию новых знаний, к активной учебно- познавательной деятельности на основе мотивации учения.

Познавательные: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников


III.

Постановка учебной задачи


Формулирование проблемы, темы, цели и задач урока.



Цель этапа:

определение проблемы, темы, выявление цели урока, планирование работы.







































«Кластер» (составление текста на основе ассоциаций)


Слово учителя.

-Действительно, проблема патриотизма - это одна из главных проблем творчества многих поэтов и писателей.

- Обратимся к домашнему заданию: логической задаче, которую вы должны были решить дома, давайте напомним, что вам было задано.

На доске изображена лента времени и отмечены 4 даты:

1812, 1837, 2012, 2014.

-Ребята, соотнесите дату и событие, помогите восстановить ход исторических событий.

(События:

1812 г. - Бородинское сражение; 1837 г. – дата написания «Бородино»;

2012г. - 200 лет со дня Битвы

2014 г.- 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова).


-Ребята, сформулируйте тему занятия, опираясь на эпиграф урока?

Вопросы ученикам:

- Что связывает эти четыре даты, которые будут в центре внимания нашего сегодняшнего урока?

- Верно. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» описывает события войны 1812 года.

-Определите тему урока?

-Я конкретизирую тему:

«Героическое прошлое России. Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

- Сформулируем цель урока:

Вспомнить о событиях 1812г, узнать новое о творчестве М.Ю. Лермонтова, научиться анализировать стихотворение.

- Какие задачи стоят перед нами?










-Пришло время спланировать нашу деятельность. У вас у каждого на парте есть таблица, в которой прописаны предполагаемые этапы сегодняшнего урока, вам необходимо расставить их в нужной последовательности.

- Вернемся к теме урока. Как вы считаете, почему она состоит из двух частей?


- Как вы понимаете фразу: «героическое прошлое?»

Вы можете ответить на вопрос, что включает в себя понятие «героизм»?

Я предлагаю поработать в группах (РАЗВОРАЧИВАЕМСЯ)

Но прежде давайте напомним, какие правила работы в группе вы знаете? НАЗЫВАЮТ.

Задание группам дать ответ на этот вопрос, создав кластер.

-Составьте кластер со словом «героизм».

Вопросы ученикам:

- Какие ассоциации, связанные со словом «героизм», возникли у вас?


- Какие возникли идеи?


- Почему правда историческая?

- Почему художественный вымысел?

- Как вы понимаете эти слова?


- Правильно, ребята.

Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, описанным поэтом в стихотворении «Бородино», когда на защиту своей Родины встал весь народ.


-Итак, вы считаете, что стихотворение М.Ю. Лермонтова-отражение исторического прошлого русского народа. А я считаю, что это художественный вымысел.

- Какая проблема стала перед нами?

Что нужно сделать, чтобы решить проблему?

- Предлагаю найти доказательства. Начнем с исторической справки.

Формулируют тему цель урока, выясняют проблему урока, планируют дальнейшую деятельность.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Определяют взаимосвязь дат, тему урока, проблему, ставят цель, задачи, планируют дальнейшую работу.

Ответы учеников:


- Бородинская битва, описанная в стихотворении М. Лермонтова «Бородино».


- Тема урока: «Изображение героизма русского народа в стихотворении М. Лермонтова «Бородино» в Отечественную войну 1812 года»

Цель: Вспомнить о событиях 1812г, узнать новое о творчестве М.Ю. Лермонтова, научиться анализировать стихотворение.


1. Определить, что нам известно о Бородинском сражении

2. Вспомнить биографию Лермонтова

3. Поработать над содержанием произведения.



Отвечают на вопросы полным ответом, выражают свои мысли.



Ответы учеников:

- Ассоциации: геройство, добродетель, борьба, бой, поле, расчет, битва, переход, сторона, сражение, штурм, война, история, год, Русь, защита, победа, процесс, др.)

Выдвигают гипотезы, формулируют проблему,

делают вывод.


Гипотезы учеников:

- Стихотворение М. Лермонтова «Бородино» - это отражение исторического героического прошлого русского народа в Бородинском сражении.

.

Гипотезы учеников:

- Узнать о Бородинском сражении, сравнить с описанием стихотворения.





- Проблема

-Стихотворение «Бородино» - это правда или вымысел?

Привести доказательства.

ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА НА ОБОРОТЕ ДОСКИ

Готовность к восприятию новых знаний.















Сформулирована тема и проблема с помощью решения логической задачи, наводящих вопросов.





Регулятивные: Учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.



Коммуникативные: Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах; учится критично относиться к собственному мнению, понимать точку зрения другого.

Регулятивные

IV. Решение учебной задачи


1.Историческая справка о Бородинском сражении.


Цель первого задания: выяснить через исторические факты подлинную историю о Бородинском сражении; сформировать у школьников конкретное представление об изучаемом – Бородинском сражении.


Историческая справка



Сообщение ученика.

ваша одноклассница, подготовила сообщение о Бородинском сражении. Послушаем его. Вашща задача оценить ответ одноклассницы.

( Приложение 1)

-А что вы узнали о Бородинском сражении?

Проверим, как вы слушали одноклассницу, используем при этом прием верите ли вы…

  • верите ли вы…что наполеоновская армия вторглась в Россию в 1820г?

  • верите ли вы…что Бородинское сражение было генеральным сражением Отечественной войны?

  • верите ли вы…что французские и русские войска одинаково готовились к сражению?

  • Верите ли вы… что потери обеих сторон были огромны?

Наполеон перед тем, как начать свою военную операцию, сказал такие слова, в конце урока вы ответите мне, являются ли они пророческими: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её»

Ответы детей

Ученики слушают сообщение одноклассника, строят монологическое высказывание, отвечают на вопросы учителя.

Сопоставляют поведение полководцев двух разных стран.


Высказывают свое мнение о непобедимости русской армии.

Выражают личную позицию к Бородинской битве.


Отвечают на поставленные вопросы, подтверждают, либо опровергают утверждения.

Решение первой учебной задачи:

выяснили через исторические факты подлинную историю о Бородинском сражении.



Виды речевой и читательской деятельности: понимают смысл текста, находят требуемую информацию для обоснования ответа.


Правильность ответов и действий учащихся.

Коммуникативные























Познавательные

2. Слово о

М.Ю. Лермонтове.

Причины обращения к теме Бородинского сражения



Цель второго задания – выяснить

причины обращения поэта к Бородинскому сражению через работу с дополнительной информацией – статьей.

Приём ТРКМЧП:

«Инсерт» (маркировка текста)


Слово о поэте.

- Что знаете вы о поэте М. Лермонтове?  Когда жил? Кто его родители? Чем занимался?

Работаем в группах ИНСЕРТ

- Возьмите статью о Лермонтове и отметьте условными знаками (+,?!), что нового вы узнали о поэте, что вызывает вопросы, какая информация самая интересная.

Вывод:

-Как вы думаете, почему М. Лермонтов обратился к теме Бородинского сражения?




Выполнение пробного учебного действия.

Работают с публицистическим текстом индивидуально.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Ответы учеников:

- Сведения о том, что Лермонтов интересовался историей и Бородинским сражением.

- Обращение к этой теме не случайно - это героическое прошлое нашего народа, которым восхищался поэт, которое будут помнить всегда.

Решение второй учебной задачи:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов связей в объекте исследования



Выделение главного в новом материале.


Виды речевой и читательской деятельности: понимают смысл текста, перерабатывают информацию, находят в тексте главную информацию для обоснования ответа.

Познавательные

3. Работа с текстом – стихотворением М, Лермонтова «Бородино».


Первое впечатление от стихотворения


Цель третьего задания:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов связей в объекте исследования.




4. Работа с текстом


Словарная работа.


Цель четвертого задания: выяснить значение непонятных слов, используя различные источники информации


Слушание стихотворения (аудиозапись)

-Прослушайте выразительное чтение стихотворения М. Лермонтова «Бородино»

Следите по тексту учебника, запомните содержание, основные эпизоды.

Впечатление от стихотворения:

-Каким чувством пронизано все стихотворение?

Вопросы и задания:

1. Подумайте, почему поэт назвал свое произведение «Бородино».

2. Сформулируйте главную мысль стихотворения.

3. В чем проявляется героизм русских бойцов?

В тексте есть непонятные слова. У вас на столах есть таблица, (листы синего цвета) в которой дано толкование этих слов

Поработайте в парах, проанализируйте таблицу и ответьте мне на вопрос: почему Лермонтов использует данные слова, какую окраску они придают стихотворению?

Обращаясь к проблеме, которую мы должны решить в течение урока, на что указывает наличие данных слов? (худ. вымысел или истор. правда).


Высказывают свои мысли, впечатления от прослушанного текста и обосновывают их, опираясь на послушанный текст.



Отвечают на вопросы, создают монологическое высказывание на заданную тему;

формулируют главную мысль стихотворения, личную позицию к Бородинской битве и стихотворению.


Называют эпизоды,

сравнивают, обобщают, делают выводы; стремятся к речевому самосовершенствованию.

ЗАПИСЫВАЕМ В ОПОРНУЮ ТАБЛИЦУ:ВОЕННАЯ ЛЕКСИКА

Решение третьей учебной задачи:

качество ответов и их правильность.


Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим).




Решение четвертой учебной задачи:


выяснили значение непонятных слов стихотворения, используя различные источники информации


Познавательные



Личностные

5.Физминутка

Цель: снять напряженность, усталость.

- Ребята, а сейчас отдохнем. Выполним физминутку.


Ребята под музыку выполняют сначала ритмичные, затем плавные движения.

Электронная физминутка для рук, ног, головы, туловища.


6.Работа с текстом.


Анализ эпизодов.

(Работа в группах)


Цель пятого задания – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.

















- Ребята, а какие эпизоды изобразил М.Лермонтов в стихотворении?

Поработаем с ними в группах. (желт. листы)- Как отразились исторические факты в стихотворении?

Соотнесите информацию исторической справки с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Заполните таблицу до конца, подберите название эпизодам и подберите цитаты к фрагментам исторической справки.

1 – отступление русских войск.

2 – расположение русских войск перед сражением.

3 – первое столкновение с французами.

4 - сцена Бородинского сражения.

Вывод.  Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод: «Правда истории – художественный вымысел» следует занести «Эпизоды Бородинского боя».


-Каково значение этой битвы? 
Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, т.к. русские впервые остались непобеждёнными. СБЫЛИСЬ ЛИ СЛОВА НАПОЛЕОНА, БЫЛИ ЛИ ОНИ ПРОРОЧЕСКИМИ? Не сбылись.
Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем повторить:

«У Бородино французская армия расшиблась о русскую». 
- Вот как изобразили Бородинскую битву ученики 5 класса. Посмотрите выставку работ.

Ученики получают задания, карточки, памятки

Ученики читают эпизоды, выполняют задание, коллективно обсуждают, оценивают правильность выполнения задания и дают ответ учителю.

(Озаглавливают эпизод. ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА

соотносят общее в стихотворении и в исторической справке, подбирают цитаты.

Делают вывод:

основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой.

Рисунки детей.
(описание детьми изображаемого).

Решение пятой учебной задачи:

осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; учатся слушать и вести диалог, сотрудничают со сверстниками и взрослыми..

Планируют,

получают и оценивают результат.


Добывают, преобразовывают и представляют информацию, используя различные источники информации.


На основе анализа содержания исторических документов определяют его основное содержание, устанавливают аналогию между текстами разных стилей, к эпизодам подбирают цитаты.

строят небольшие монологические высказывания, делают вывод

Регулятивные





























Личностные

7.Работа с текстом.


Художественный вымысел стихотворения


Цель шестого задания – выяснить, есть ли в стихотворении

художественный вымысел.





(ДЗ) формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме. Установление внутрипредметных и межпредметных связей.




Вопросы учителя

- Ребята, что такое художественный вымысел?

Художественное произведение предполагает вымысел, потому что его пишет не очевидец происходящих исторических событий.

- А где, по вашему мнению, в стихотворении вымысел?

Давайте обратимся к тексту стихотворения «Бородино».

-Какое настроение было у солдат, когда они «долго молча отступали»?

- Как изменилось настроение воинов, когда «нашли большое поле»?

- С каким настроением бойцы произносят клятву верности?

- Почувствовали ли вы пафос (приподнятость) стихотворения? В чем он выразился?

- Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев или мог только догадываться?

Скажите пожалуйста, от какого лица в стихотворении ведется повествование? От лица самого автора? Можем ли мы достоверно сказать, что личность героя-рассказчика реально живущий человек?

Сделайте вывод: Может ли это быть вымыслом?

Мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев, и мы переживаем его вместе с ними

Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, отвечают на вопросы, составляют партитуру настроения героев стихотворения.



Обсуждают задание в группах, отвечают на требуемый вопрос, заполняют таблицу

«Правда истории – художественный вымысел»,

проверяют и оценивают.

Ученики делают вывод и заполняют

опорную таблицу «Настроение героев».




ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА


Решение шестой учебной задачи:

анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование.






Выявление внутрипредметных и межпредметных связей.

Познавательные

V.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Цель этапа:

мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний.



Контроль, коррекция, оценка


Осознание значимости новых знаний.


Сформированность умений учиться.

Регулятивные

VI. Итог урока.


Цель этапа:

подведение итогов работы















Подводим итог нашей работы.

Слово учителя.

- Обратимся к теме урока и нашей таблице, сделаем выводы.

- Бородинское сражение:

- Историческая правда?

- Художественный вымысел?

со словами:

- Какие чувства автор отразил в своем произведении?

-Что хотел донести до будущих поколений?

- Актуально ли это произведение сегодня?

- Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?

-Итоговый вопрос: как вы считаете, что важнее для автора предать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?

Слово учителя.

- Правильно, ребята, этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить «вся Россия». Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь. (Обращение эпиграфу).

Групповая работа

Дети обобщают знания, заполняют таблицу

с разными словами









- Важнее для автора прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы.

Вывод:

- Стихотворение Лермонтова «Бородино» учит героизму и призывает народы государств жить в мире.


Анализ и оценка успешности достижения цели и определения перспективы последующей работы.







Осознание значимости новых знаний.

Познавательные





















Личностные

VII. Рефлексия.

Цель этапа: обобщение ценностного отношения к деятельности учащихся, к совместной деятельности, ее оценка.

Предлагаю ответить на вопросы:

- Удалось ли найти решение нашей проблемы?


Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

В стихотворении «Бородино» есть историческая правда и художественный вымысел

Ценностное отношение к деятельности и ее оценка.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения



Оценка деятельности



Прием самооценка (лист оценки достижений)




Завершенеие урока: СПАСИБО ЗА УРОК!


ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ САМООЦЕНКИ

РЕФЛЕКСИЯ

- Оценка работы школьников учителем.

Анализируют работу на уроке через самооценку, взаимооценку, оценку работы группы дает капитан.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Самооценка, адекватное понимания причин успеха или неуспеха в учебном действии.


Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Регулятивные

VIII. Информацияо домашнем задании.

(комментирование), выставление отметок за урок.

Домашнее задание. На выбор

1.Выучить стихотворение «Бородино» наизусть.

2. Письменно ответить на вопрос

« О чём заставил задуматься урок, посвящённый Бородинской битве?»


- СПАСИБО всем, кто сегодня своей маленькой удачей помог сделать урок наш успешным!

Самостоятельная домашняя работа

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей.


Список используемых источников

1. Генике,  Е. А., Трифонова,  Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифоова . – М.: БОНФИ, 2012

2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2012. – 176 с.

3. Миронова Н.А.. Литература, 5 класс. Книга для учителя к УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.- М.: Дрофа. 2013


























ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Текст статьи для изучения.

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году.

Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.

Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.

М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.




Таблица «Знаю. Узнал».


Знаю

Узнал

Годы жизни 1814 – 1841

Писал стихи

Служил на Кавказе

Убит на дуэли

др.

Нерадостное детство

Учился охотно

Увлекался литературой

Интересовала история

Привлекало Бородинское сражение



















ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Историческая справка о Бородинском сражении №1

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.



ПРИЛОЖЕНИЕ №3

«Как работать в группе»

1.Получить задание для групповой работы. Прочитать его и понять.

2.Распределить, какую часть задания и в какой последовательности будут выполнять члены группы.

3.Выполнить задания по плану, комментируя свои действия и помогая товарищам.

4. Проверить друг у друга правильность выполнения задания.

5. Свериться с ответами у консультанта, учителя.

6. Приготовить связный ответ на вопрос задания.


























ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Карточка

Задание:

1). Озаглавьте эпизод. О чем он?

2). Найти в тексте средства художественной выразительности;

3). Определить в тексте военную терминологию (лексическое значение найти в словаре или в интернете);

4). Соотнести общее в стихотворении и в исторической справке, подобрать цитаты.


ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Таблица

«Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова»

Лексические средства-

эти слова помогают передать быстроту происходящего,

динамичность и напряженность описываемого боя.

Метафоры

делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения,

образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв.

Сравнения

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя,

показывают грандиозность сражения, тяжесть его



ПРИЛОЖЕНИЕ №6

«Военная» лексика стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Слово

Лексическое значение

кивер

высокий военный головной убор военных из твердой кожи

булат

высокий военный головной убор военных из твердой кожи

лафет

боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

улан, драгун

солдаты конных полков

редут

квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь

небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии

бивак

стоянка войск под открытым небом







ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Таблица «Историческая правда – художественный вымысел»

Историческая правда

Художественный вымысел

Эпизоды Бородинского боя

Настроение, чувства мысли героев



Образ героя-рассказчика



ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Карточка

Соотнесение исторического события с текстом

стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»


 

Историческая справка

Цитата из «Бородино»

М. Лермонтова

1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.*

Мы долго молча отступали…

И вот нашли большое поле…

2 группа

Первое столкновение состоялось 24 августа.* 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.*

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

3 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа.* И русские, и французы сражались до конца.*

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

4 группа

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.* С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. * Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: "С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”*

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!





ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

М.Ю. Лермонтов «БОРОДИНО»


Тест, 5 класс

1. Историческое событие, о котором рассказал в своем произведении М.Ю. Лермонтов «Бородино», произошло во время:

а). Отечественной войны 1812 года;

б). Великой Отечественной войны;

в) Первой мировой войны;


2.Военная специальность героя стихо­творения:

а). кавалерист; б). артиллерист; в). пехотинец.


3.Персонаж, которому принадлежат слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой...»

а). старый солдат; б). полковник; в). драгун.


4. В строках:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!.. —

автор использовал: а). аллегорию; б). метафору; в). антитезу.


5.Предложения:

«Французы двину­лись, как тучи» и «Носились знамена, как тени» — содержат:

а). метафору; б). сравнение; в). антитезу.


6.Повествование ведется от лица:

а). автора; б). старого солдата; в). молодого солдата


7.Стиль речи, к которому можно от­нести фразы «у наших ушки на макуш­ке», «ломить стеною», «постой-ка, брат мусью»:

а). разговорный; б). художественный; в). научный.


8. Изображение боя представляет со­бой:

а). повествование; б). рассуждение; в). описание.


9. Фраза «ушки на макушке» — это:

а). диалектизм; б). славянизм; в). фразеологизм.


10. Предложение: «Уж мы пойдем ло­мить стеною» — содержит:

а). аллегорию; б). антитезу; в). метафору.





Ответы

1-а, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-б, 7-а, 8-в, 9-в, 10-в






ПРИЛОЖЕНИЕ №10

Оценочный лист теста «М. Лермонтов «Бородино»

Отметка

Количество баллов

«5»

10

«4»

8-9

«3»

6-7

«2»

3-4

«1»

1-2



ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

«Характеристика рассказчика»



Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий, рассказчик военных событий.

Сколько ему лет?

47-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Каков его внешний облик?

Морщинистое лицо, тело в шрамах, седые усы и волосы, крепкого телосложения.

В чем особенность его манеры держаться?

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым.

Каковы особенности речи?

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит «я» и «мы». Рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно, видно, что он хорошо понимает значения сражения, в котором сам участвовал.


Каков его характер?

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей. Он – герой, храбрый, отважный, с орденами на груди. Он полон доблести, силы, сохранял крепкий моральный дух.




ПРИЛОЖЕНИЕ №12

Лист индивидуальных достижений (ФИ ученика): _________________________________________________________________ 5 класс

РАЗДЕЛ: «Лермонтов М.Ю.» Уроки 41-45

№ урока/ Дата

Урок

41



Страницы биографии

Урок

42



ИВС

«Парус»

Урок

43



ИВС

«Листок»

Урок

44



ИВС

«Из Гете»

Урок

45

«Героическое прошлое России. Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»».

Оценка за неделю

цель достигнута -

допускаю ошибки -

ещё нужно над этим поработать -

1. Понимаю учебную задачу: определяю цель урока







2. Умею работать самостоятельно с текстом («Инсерт»)







3. Умею решать логическую задачу - схему







4. Умею сопоставлять факты истории и художественное произведение







5. Умею составлять «Синквейн»







6. Умею составлять «Кластер»







7. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других, не подводить группу







8.Умею находить и определять ИВС, работать с терминами







8. Умею оценивать свою деятельность







9. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)









12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пономарева Анастасия Евгеньевна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства