kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый интегрированный урок (литература, иностранный язык) "Вокруг тебя - мир..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый интегрированный урок

(литература, иностранный язык)

6 класс,2 часа.

Тема урока: «Вокруг тебя - МИР...»

Цели урока:

познавательный аспект - ознакомить учащихся с малоизвестной сказкой Мамина - Сибиряка Д. Н., стихами Гейне, местных поэтов;

развивающий аспект - развивать способности к анализу, сравнению, сопоставлению, к языковой догадке, формированию выводов из прочитанного;

воспитательный аспект - воспитывать пристальное внимание к окружающему миру, чуткое отношение к природе, стремление понять и полюбить окружающуючеловека красоту;

учебный аспект - развивать умения читать на родном и иностранных языках с разными стратегиями, совершенствовать коммуникативные умения учащихся. На уроке используются слайды, созданные в программе PowerPoint. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый интегрированный урок (литература, иностранный язык) "Вокруг тебя - мир..." »

Открытый интегрированный урок

(литература, иностранный язык)

6 класс,2 часа.

Тема урока: «Вокруг тебя - МИР...»

Цели урока:

познавательный аспект - ознакомить учащихся с малоизвестной сказкой Мамина - Сибиряка Д. Н., стихами Гейне, местных поэтов;

развивающий аспект - развивать способности к анализу, сравнению, сопоставлению, к языковой догадке, формированию выводов из прочитанного;

воспитательный аспект - воспитывать пристальное внимание к окружающему миру, чуткое отношение к природе, стремление понять и полюбить окружающую человека красоту;

учебный аспект - развивать умения читать на родном и иностранных языках с разными стратегиями, совершенствовать коммуникативные умения учащихся. На уроке используются слайды, созданные в программе Power Point.

Ход урока.

Степанова Н. Б., учитель литературы. Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие по страницам литературного альманаха вместе с учителями иностранного языка. Обратите внимание на то, что обозначает слово альманах. (Альманах - непериодический литературный сборник произведений разных жанров).

Нам хочется, чтобы сегодня на уроке вместе с нами вы поработали, порассуждали, поразмышляли и в конце нашего разговора назвали тему урока.

Первая страница нашего литературного альманаха «Сказочная». Наш путь лежит в «пермские дремучие леса» - так в 19 веке назвал эти земли А.С.Пушкин. С тех пор прошло больше полутора веков, да и живём мы с вами куда ближе к таёжному краю, однако отправляться в путь без опытного проводника всё равно небезопасно. Нашим спутником будет известный писатель Д.Н. Мамин - Сибиряк. Готовясь к уроку, вы прочитали «Лесную сказку» Мамина - Сибиряка. Давайте поделимся мыслями о прочитанном.

  • Почему, на ваш взгляд, писатель называет её сказкой?

  • С помощью каких изобразительно - выразительных средств писатель очеловечивает природу? Найдите эти средства в начале сказки.

  • Гибель ельника является единственным событием в сказке? Какие события ещё бы вы выделили?

  • На чём основывается трагическое в сказке?

  • Как относятся к деревьям люди, воспринимают ли они их как живых существ?

  • Найдите в тексте описание процесса рубки. Кого на самом деле рубят люди?

  • Как оценивает автор подрядчиков и толпу мужиков, приехавших в лес?

(Учёные установили, что подобное варварское отношение к лесным богатствам, а именно массовая вырубка деревьев в одном месте, нарушает экологический баланс территории. В Прикамье наиболее неблагополучными в этом отношении оказались Добрянский и Ильинский районы. Непродуманные действия людей послужили причиной зарастания обширнейших земель непроходимыми малинниками, сорными деревьями. Многие малые реки превратились в болота, а берега крупных постоянно разрушаются. Происходит ослабление почв, в результате чего они становятся менее плодородными. Даже изменился в худшую сторону климат).

  • Говорится ли в сказке Мамина - Сибиряка о том, за сколько лет обновляется лес? Сколько времени происходит между событиями, описанными в первой и четвёртой части сказки?

- Что происходит за это время? (Во времена, когда жил писатель, лесные богатства, в первую очередь древесина, использовались менее разнообразно, чем сегодня. За один только XX век площадь лесных массивов в мире сократилась больше, чем за последние пять столетий. И виноват в этом человек).

  • Кто из героев пытается оправдать действия человека?

  • В какое время года происходит рубка леса?

  • Как вы думаете, почему лес рубят именно зимой? (Заготовка леса в зимний период происходит потому, что в это время года дерево почти лишено соков. Оно быстрее высыхает и не гниёт).

  • Проходит зима. Кто первый пробуждается от долгого сна и с чем это связано?

  • Найдите в тексте объяснение тому, почему река этим не довольна?

  • В каком значении употребляется фразеологизм «высохнуть с горя»?

  • Какова реакция следующего персонажа сказки, Подснежника, на то, что он увидел, когда «пробился» сквозь первый снег?

  • Вспомните, как в первой части сказки автор называет поле, на котором лежат срубленные деревья.

  • Рассмотрите репродукцию картины Шишкина «Рубка леса».

  • Кто просыпается после Речки и Подснежника?

  • Почему и они отрицательно реагируют на случившееся?

  • Что должно появиться вместо них?

  • Как воспринимает ель её появление?

  • О какой новой сожительнице ель даже и слушать не желает, почему?

  • Как к ней относятся другие обитатели леса?

  • Как вы считаете, правы ли Травка и Белка? Есть ли от осины хоть какая - нибудь польза? (Осина часто растёт на местах пожарищ и вырубок. Используется для посадки в парках и в защитных насаждениях. Особенно декоративна осенью, благодаря ярко - коричневой или жёлтой окраске листьев. Древесина желтовато - белая, мягкая, лёгкая, используется в производстве спичек, целлюлозы, идет на изготовление тары, разных поделок).

  • Какие ещё появляются гости на поруби, как их называет ель.

  • Чем сменяется недавняя смерть ельника?

  • Через сколько лет порубь зарастает густым смешанным лесом?

  • Что происходит на поруби, когда ели подрастают?

  • Почему побеждают ели?

  • Как вы думаете, почему так безжалостны ели?

  • Что кричали ёлочки, когда прогоняли осинок?

  • Как вам кажется, на чьей стороне находится автор?

  • В конце сказки старая ель рассказывает историю собственной жизни. Вы заметили, с какой гордостью она говорит о своих родителях, о тех трудностях, которые они претерпевали, о своей хвойной родословной?

  • Чем заканчивается сказка?

Мамин - Сибиряк в «Лесной сказке» очень точно описал основные законы жизни дикой природы: это безжалостная борьба ёлочек с лиственными деревьями, вытеснение травой папоротников, смена поколений, в которой нет ничего трагического, если посмотреть со стороны (после бури просто не стало одной вершины).

В то же время бездумное вмешательство в эти законы может необратимо нарушить естественный ход вещей. Человек не должен возносить себя над природой, если не хочет рано или поздно оказаться в одиночестве на лишённой жизни земле.

«Поэтическая страничка» литературного альманаха.

Козонина H.A., учитель немецкого языка: - Наталья Борисовна, ребята, я сейчас вас внимательно слушала, ваши интересные высказывания и рассуждения. И я вспомнила прекрасное стихотворение Иоганна Вольфганга фон Гёте, написанное почти 300 лет назад. Оно называется «Gefunden» - «Находка». Послушайте, пожалуйста.

Johann Wolfgang von Goethe

Gefunden

Ich ging im Walde

So für mich hin,

Und nichts zu suchen.

Das war mein Sinn.

Im Schatten sah ich

Ein Blumchen stehn,

Wie Sterne leuchtend.

Wie Auglein schon.

Ich wollf es brechen.

Da sagt es fein:

Soll ich zum Welken

Gebrochen sein?

Ich grub' es mit allen

Den Wurzeln aus,

Zum Garten trug iclf s

Am hübschen Haus.

Und pflanzt es wieder

Am stillen Ort;

Nun zweigt es immer

Und blüht so fort.

  • Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? Какие слова вам знакомы? Как они передают настроение стихотворения?

/высказывания учащихся/

Степанова Н.Б.:

  • Наталья Александровна, а у меня есть перевод этого стихотворения поэта Миримского, послушайте его.

/читает ученик/

Бродил я лесом.

В глуши его

Найти не чаял

Я ничего.

Смотрю – цветочек

В тени ветвей,

Всех глаз прекрасней,

Всех звёзд светлей.

Простёр я руку...

Но молвил он:

«Ужель погибнуть

Я осуждён?»

И взял я с корнем

Питомца рос,

И в сад прохладный

К себе унёс.

  • Спасибо, теперь вам стало дословно понятно - о чём это стихотворение, вы ощутили, с каким чувством написали его поэты. Но я, Наталья Борисовна, хочу поделиться с вами другим переводом. Его написала студентка Ульяновского университета Елена Митрофанова.

/читает ученик/

Бесцельно я бродил по лесу,

Любуясь тихой красотой

И наблюдая, как чудесно

Играет солнышко с листвой.



И тут в тени пушистой ели

Увидел я в тени звезду:

То был цветочек нежно-белый.

Красивей алых роз в саду.



Сорвать его хотел я страстно,

Дальнейший путь им озарить.

Но слышу голос вдруг прекрасный:

«Мне суждено не вянуть - жить!»



Я понял: красота живая

Собою радость нам даёт -

И выкопал цветок, мечтая,

Что он мне счастье принесёт.



И бережно держа под сердцем,

Его я в пышный сад принёс,

Где посадил среди соцветья-

Среди надменных, гордых роз.



Теперь живёт звезда лесная

Со мною рядом, в тишине,

И мягким светом озаряя,

Покой и счастье дарит мне.

  • Ребята, какой перевод вам больше понравился? Почему? /высказывания учащихся/

  • Вы поняли, что каждый человек видит окружающий мир по-разному, чувствует по - своему прочитанное и старается донести свои ощущения до других людей.

/музыкальная пауза/ Кардаш,Е. К., учитель английского языка.

Я хочу предложить вам, ребята, стихи о природе, но не великих поэтов Гейне или Пушкина, а простого русского человека, который живёт рядом с нами, в г. Чердыни

  • бывшей учительницы Т. П. Корякиной

  • Как вы думаете, стихи могут писать не настоящие поэты, а простые люди? - - Да.

  • Кроме таланта, чем ещё нужно обладать поэту?

  • Умением искренне восхищаться красотой, желанием передать свои мысли другим в поэтической форме, вкладывать в стихи душу.

Итак, Корякина Т. П. «Про морошку». Послушайте стихотворение и скажите, какие мысли, настроения автор передал в нём.

На болотной кочке светят огонечки,

Может быть янтарики светят как фонарики?

Нет...Огоньки на ножках - ягоды морошки,

Желтые, пунцовые, золотом горящие

Капельки медовые свежестью манящие,

Свежестью манящие, но чуть - чуть пьянящие.

Чтобы вам скорей расти, солнышко трудилось,

В ночи белые почти спать не ложилось,

День и ночь светило, вас золотило!

Ах, морошечка - душа, солнышко на ножке,

Как зимой ты хороша на десертной ложке,

На десертной ложке лета понемножку.

Я тебя жарким днем сорвала на кочке

Чтоб жила в стишке моем солнечная дочка,

Чтоб жила в стишке моем, освещая строчки!

  • Как автор смог донести до слушателя такой яркий, светлый, радостный, теплый настрой? Какие литературные средства помогли ему?

  • Сравнения, метафоры, выразительные слова.

- А как вы думаете, зачем нам сейчас понадобилось стихотворение на русском языке, если мы с вами изучаем английский? Давайте попробуем на некоторое время стать не просто поэтами, а поэтами - переводчиками! Что из этого выйдет? Посмотрим! Что нам это даст? Подумаем!

- Итак, передадим смысл стихотворения «Про морошку» на английском языке. - Что нам для этого нужно?

- Сохранить очарование стихотворения на русском языке и передать его на

английский лад.

- Что значит на английский лад?

- Существуют понятия: русский менталитет, английский менталитет - да, мы по- разному видим мир!

- Послушайте стихотворение на английском языке про другое явление природы - звёздочку и скажите, отличаются ли друг от друга английское и русское стихотворения хотя бы по общему настрою?

- Какие звуки вы чаще слышите в русском стихотворении, а какие в английском? -(ч, ш, щ) и (w, а:) Тепло в русском стихотворении и загадочная холодность в английском.

Twinkle, twinkle, little star...

How I wonder, what you are...

Up above the world so high,

Like a diamond in the sky!

После подбора слов и рифм учащиеся подходят к следующему варианту перевода стихотворения: A CLOUDBERRY

A cloudberry you are...

Like a real cloud or a star...

Twinkle, twinkle, little sun,

Give us lots of fun!

Summer days are sunny!

And it's so so funny

To walk in the wood –

It makes a lot of good.

Во все времена писатели и поэты воспевали красоту родной природы, вы сами попробовали стать писателями-переводчиками. На «Поэтической страничке» нашего литературного альманаха мы учились видеть, чувствовать прекрасное, учились восхищаться и воспевать красоту природы.

Козонина H.A.

- Ребята, как вы думаете, что изображено на этом рисунке? Дерево Мудрости! Это дерево хранит мудрость поколений. Оно познакомит вас с немецкими и английскими пословицами. Ваша задача - прочитать их и найти соответствующий перевод. Постарайтесь понять и объяснить их смысл. Групповая работа. Учащиеся из английского разговорного кружка получают задание оформить очередную страницу краеведческого журнала «CLOUDBERRY» на стенде и в электронном виде ПОСЛОВИЦЫ:



Die Walder gehen den Volkern voran, Леса идут впереди народа,

Die Wüsten folgen ihnen. Пустыни следуют за ними.



Ein alter Baum ist schwer zu pflanzen. Старое дерево трудно пересадить.



Der Baum lebt vom Wasser, Дерево живёт благодаря воде, Er bewahrt auch das Wasser. Оно также воду сохраняет.



Pflanst du für ein Jahr, so sae Korn. Сажаешь на год, сей зерно.

Pflanst du für ein Jahrtausend, Сажаешь на тысячелетие,

so pflanze Baume. сажай деревья


A tree is known by its fruit. Дерево смотри в плодах, а человека в делах

Like father, like son. Яблоко от яблони недалеко падает

As you sow, so you reap. Что посеешь, то и пожнёшь

/ученики читают по очереди пословицы, переводят и стараются объяснить их смысл. Помогает Степанова Н.Б., учащиеся кружка делают презентацию своей работы.

Вот и подходит к концу наше путешествие по страницам литературного альманаха. Находясь на странице «Мир мудрых мыслей», давайте дополним наше дерево мудрости своими мыслями.

Задание: закончить фразу: «Сегодня я понял, узнал, удивился...» Зачитываются лучшие высказывания учащихся и помещаются на дерево мудрости.

Козонина H.A.:

- Сегодня узнала и удивилась,

что мир вокруг нас прекрасен и прост.

Лишь нужно найти знакомые звуки

в дыхании леса, в сиянии звёзд.

И к вам склонит ветви мудрости древо.

Поможет учитель его прочитать.

А вы - узнавайте. И - удивляйтесь.

Мир вокруг вас спешите познать!

Ребята, в начале урока мы договаривались о том, что в конце нашего путешествия вы назовете тему урока. Ваши предложения. Остановимся на теме «Вокруг тебя - мир...»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Открытый интегрированный урок (литература, иностранный язык) "Вокруг тебя - мир..."

Автор: Степанова Наталья Борисовна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства