kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Откажись от зла и сотвори благо" по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рассчитан на групповую и парную работу, развивает коммуникативные умения. С помощью детального анализа рассказа и использования ассоциативных рядов, учащийся сам рисует образ главного героя. Проводя эксперименты обучающиеся понимают, что и на литературе можно измерять величины как и на математике и физике. Это повышает интерес к предмету.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Откажись от зла и сотвори благо" по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк" »

Урок по теме «Откажись от зла и сотвори благо» по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».

Цель урока:

  • проанализировать рассказ и определить его проблематику;

Задачи урока:

  • познакомиться с понятием цикл рассказов,

  • познакомиться с творческой историей создания цикла «Записки охотника»,

его тематикой, особенностями построения,

  • постараемся выяснить первое впечатление от прочитанного, понимание содержания рассказа.


В глубине всякой души есть своя земля

Русская пословица

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находится в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Сегодня я хочу вам помочь увидеть, услышать, исследовать. Перед вами логическая цепочка. Даны ключевые слова. К каждой паре слов поставьте вопрос, который поможет нам определить наши задачи:

  • увидеть какой ? мир

  • услышать кого? в мире

  • исследовать как? с помощью чего? создан мир

Таким образом, мы с вами попробуем увидеть мир рассказа И.С.Тургенева «Бирюк», услышать голос героев и автора в этом мире, исследовать, как создан этот мир. Кроме того, попытаемся понять, что имел ввиду русский народ, говоря о том, в глубине всякой души есть своя земля, и какие качества должны составлять основу нашей души, Давайте проведем небольшую словарную работу. Как вы понимаете слово «душа»?

Душа (по толковому словарю С.И. Ожегова) - это внутренний мир человека.

Земля (по толковому словарю Ушакова) - раньше так называли дно, землю.

Бирюк (по толковому словарю С.И. Ожегова).

Очень часто внутренний мир человека сравнивают с сосудом. Согласно притче, когда - то дивным - давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояло два сосуда, один сосуд был наполнен Добром, другой - Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать человек, что же такое добро и зло. Разбил он кувшины, перемешалось все их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живет человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

И вот мы с вами поможем решить эту проблему на примере рассказа И.С. Тургенева « Бирюк».

Итак, юные исследователи, в путь ....

II. (Работа в группах) Перед тем как выполнять основную работу нужно еще раз сказать о том, что И.С.Тургенев с детства возненавидел крепостное право, научился любить русский народ и родину. Это чувство заставило его написать одно из самых любимых произведений «Записки охотника»

1.Работа с текстом в группах.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Что такое цикл рассказов?

Что легло в основу цикла рассказов «Записки охотника И.С.Тургенева?

Какова тематика, проблематика, особенности построения цикла рассказов «Записки охотника»?

В 1847 году И.С.Тургеневу исполнилось 29 лет. Ему невыносимо стало жить в крепостной России. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был крепостное право». С такими мыслями он приступил к созданию рассказов, которые выходили один за одним в течение 5 лет и печатались на страницах журнала «Современник». Что еще, кроме существования крепостного права, легло в основу рассказов? И.С.Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургеневых А.И.Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей… Был Ермолай и даже его Валетка, была собака Тургенева Дианка, был бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне, был Яшка турчонок, сын пленной турчанки… Бежин луг, Парахинские кусты, Варнавицы, Кобылий верх, река Снежедь, Красивая Меча – все эти места имели те же названия и в 1852 году». В этих рассказах И.С.Тургенев рассказывает не только о крепостном праве: взаимоотношении крепостных и помещиков, но и развертывает полную прелести картину природы лесостепной полосы, и, прежде всего, родного для Тургенева Орловского края.

В 1852 годы рассказы были объединены автором в одну книгу и составили целый цикл под названием «Записки охотника». Цикл рассказов – это совокупность рассказов, объединенных общей темой, общей проблемой, общим героем. Была у рассказов и общая тема – это крепостное право. Была и общая проблема – это уродующие душу человека крепостнические отношения. Писатель ввел в действие рассказчика: образ охотника, который появляется во всех рассказах. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом Образ охотника помогает читателю, как и пейзажные зарисовки, глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их души.

Сам Тургенев был доволен своей книгой, которую он любил больше других произведений.

(Заслушиваем каждую группу)

III. Сообщение ученика: крепостное право (Шагалов, Лобов)

IV. Рассказ «Бирюк» не разделен ни на главы, ни на части. Давайте попробуем условно разделить рассказ на части, озаглавим каждую часть.

  • Встреча с Бирюком (жизнь Бирюка);

  • Встреча с порубщиком;

  • Финал.

Представьте, что вы художники и вам необходимо подготовить иллюстрации к произведению. Какие бы цвета преобладали при иллюстрировании 1 части?

Скорее всего, темные. Почему? Идет описание грозы. Какие художественно-изобразительные средства автор использует при описании картины природы:

  • Эпитеты: лиловая туча, серые облака, ручей, заросший лозняком, орешник,
    залитый мраком, столетние дубы и т.д.

  • Метафора: тени густели;

  • Олицетворение: деревья забушевали

Действительно, все эти средства помогают нам представить темную картину. А какая художественная деталь подчеркивает мрачность пейзажа? Овраг - глубокая, длинная впадина, яма.

Обратите внимание на то, что кроме описания пейзажа в 1 части происходит встреча с Бирюком. Вспомните или найдите в тексте, как появляется Бирюк? (фигура, словно

выросла из-под земли) как нечистая сила, внезапность появления Бирюка также усиливает

мрачные впечатления.

Цветовую гамму рассказа я буду фиксировать на доске (черная страница).

Итак, мы встречаемся с Бирюком. А кто такой Бирюк? Какой он?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним следующие задания (работа в группах):

  • 1 группа: из данных слов и выражений выбирают те, которые на их взгляд
    характеризуют Бирюка;

  • 2 группа: подобрать 3 глагола,

  • 2 группа: 2 существительных;

•3 группа: сформулируйте жизненные принципы героя
(Каждая группа записывает на листочках, вывешиваем на доску). Итак, мы дали характеристику герою. А соответствует ли прозвище характеру Бирюка? Что значит слово бирюк - 1. Волк - одиночка. 2. Нелюдимый, угрюмый человек

С кем сравнивают мужики Бирюка? (бес (злой дух), зверь - дикое животное, жестокий, свирепый человек).

Подберите Антоним этим словам? Человек. То есть называют его существом, которому чужды такие человеческие качества, как: доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость и другие.

У нас сложилось первое впечатление о Бирюке. Но мы знаем, что более полно характер человека раскрывается через поступки.

Давайте обратимся к условной второй части, которую вы озаглавили «Встреча с порубщиком».

Что происходит в данной части - столкновение, а как в теории литературы называется столкновение героев, взглядов - конфликт. То есть происходит конфликт между кем и кем лесником и порубщиком, который раскрывается в диалоге. Давайте проследим, как ведут себя порубщик и Бирюк:

Бирюк 1,2

Порубщик 2, 3

-железный голос

-жалобно

-твердил, задыхаясь

-по-заячьи

-промолвил сурово

-бормотал

Какой прием положен в основу данной части? (антитеза). Таким образом, лесник противопоставлен порубщику. А сейчас давайте найдем в тексте описание мужика:

  • весь в лохмотьях;

  • длинная растрепанная борода;

  • испитое, морщинистое лицо;

  • нависшие брови;

  • беспокойные глаза;

  • худые члены

О чем свидетельствует это описание? О крайней бедности, нищете крестьянина, его

тяжелое положение, с «голодухи», «детей кормить надо».

А разве у Бирюка нет детей? Сытые ли они? А в каких условиях живет его семья? Найдите

в тексте описание условий жизни (описание избы, кроме хлеба есть нечего..^)

О чем это говорит? (о крайней бедности, жена бросила - о тяжелой жизни лесника).

Так что же получается, что не так уж и разные мужик и лесник.

  • одинаковое социальное положение (оба крепостные крестьяне)

  • условия жизни одинаковые (бедность, нищета, голод)
    Но чем же отличаются Бирюк? (своими внутренними качествами).

А где в полной мере проявляются черты характера героя? (в последней части).

Давайте проанализируем последний диалог, посмотрим, что они говорят и как?

Меняется ли тон Бирюка? (Начинает оправдываться перед мужиком « Говорят нельзя. Я тоже человек подневольный. Не видишь что ли барин...) Можно сказать, что внутри Бирюка происходит борьба? Он не знает, что делать, отпустить мужика или нет.

Трудная ситуация.

Что препятствует выйти из трудной ситуации?

Что помогло выйти из данной ситуации?

-долг

-доброта

-честность

-жалость

-непонимание

-мужество


-сила воли

Предложите свой выход из сложившейся ситуации.

А как вы думаете каково отношение автора к Бирюку, порубщику, (сначала жалеет мужика, а потом восхищается поступком лесника. Мы с вами выделили некоторые качества. Можно ли такими словами охарактеризовать беса, зверя, приведение, нечистой силе? (нет). Так как эти качества характеризуют человека.

А как вы понимаете слово «человек»? (обладающий состраданием, милосердием, отзывчивостью, чуткостью).

Т.е. Бирюк - фигура противоречивая, с одной стороны -угрюмый, жестокий, с другой -великодушный, благородный

Так почему же Бирюк отпускает порубщика? Может потому, что испугался? (Нет). Потому что он ЧЕЛОВЕК, а в глубине всякой души есть своя земля.

Ответьте, всегда ли верное первое впечатление о человеке? Всегда ли внешность соответствует внутреннему миру человека? Даны слова, составьте выражение (афоризм)

  • Не наружность надо украшать, но надо быть красивым в духовных
    начинаниях (Фалес)

  • При красоте души не замечаешь физического несовершенства (И. Шевелев)

  • Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживлена
    внутренней красотой (В.Гюго)

  • Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем
    похвастаться внутри (Ф. Купер)

Мне хотелось бы еще раз вернуться к началу урока. Посмотрите, что мы с вами сказали о Бирюке в начале урока?

Какие слова и выражения исключили из предложенного перечня? А что добавили?

Обратите внимание, Бирюк, кроме порубщика еще кого - то спасает (охотника)! Таким образом, мы с вами в темноте, во мраке, за угрюмой внешностью не разглядели в начале произведения доброе начало в Бирюке.

И в жизни очень часто бывает, что среди суеты, мы не замечаем человека, его добрые качества.

Согласно русской пословице, все хорошее в человеке не всегда лежит на поверхности, и не всегда можно разглядеть невооруженным взглядом.

Мы уже не на одном примере художественной литературы убедились, что часто перед человеком встает выбор: долг или совесть, чувство любви к Родине или любовь к женщине и т.д. И человек, как весы на одной чаше зло, жестокость, безучастие в судьбе человека, невнимательность к человеку, на другой великодушие, благородство, милосердие, отзывчивость. И важно очень, что перевесит в человеке.

1. А сейчас 3 группа проведет эксперимент, положит на весы карточки с положительными качествами и отрицательными, Что перевесит?

2. 2 группа поработает с отрывком из статьи литературоведа В. Лакшина
«Берега культуры» в 1993 году, который писал « О трех загадках,
волнующих человека...». Закончите фразы, дав ответы на вопрос: « Три
загадки волнуют человека:

  • Какое самое важное время?

  • Какой самый важный человек?

  • Какое самое важное дело?

Ответ такой, самое важное время- это твое настоящее, самый важный человек- это тот, с кем ты имеешь дело, тот, кто рядом, а самое важное дело - делать добро.

3. 3 группа перед вами схема опорного конспекта урока, заполните ее.

Увидеть

(какой?) добрый, светлый, яркий

мир

Услышать

Исследовать

(кого?) героев, автора в мире

(как? с помощью чего?) создан мир

пейзажа,

портрета,

диалога,

с помощью художественно-

изобразителъных средств



Эксперимент с весами (для 3 группы) Итак, что у вас перевесило, сделайте вывод.

Душа человека - это сосуд, чем мы его наполним в течение жизни, таким он у нас и

будет, светлым или темным. Давайте разделим содержимое сосудов, что мы поместим в

один, а что в другой? зло, жестокость, безучастие в судьбе человека,

невнимательность к человеку, в другой - великодушие, благородство, милосердие,

отзывчивость.

И чтобы наша душа, как и этот сосуд, излучала свет, тепло, радость. Хороший человек

светится изнутри, и надо учиться замечать красоту души, пусть даже в глубине, на

самом ее дне.

Итог урока. Ответьте на вопросы, которые вы сами и сформулировали

  • увидели какой? мир

  • услышали кого? в мире

  • исследовали как? с помощью чего? создан мир

Дана опорная схема, дополните ее. Продолжи фразу «Сегодня я на уроке понял, что...» Ответь на вопрос «Что нового я обнаружил в себе после урока» «Что нового я узнал о людях?» «Какое открытие я сделал сегодня на уроке?»






































Приложение

В неразрывности проблемы духовности, нравственности и культуры убеждаемся при знакомстве со статьей Б. Лакшина «Берега культуры» (название метафорическое: в сознании возникает образ потока, мощной реки, символизирующей особенности русской культуры).


Есть великий девиз, известный со времен древних и особенно любимый Львом Толстым: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Я не пророк, чтобы рисовать ситуацию, в какую мы попадем вследствие эволюции нашей политической жизни... Но точно убежден: пока живо человечество, пока жив народ, пока живы люди на этой земле — какая-то часть из них, и не самая плохая, будет интересоваться литературой и искусством. Поэтому, пока есть силы, пока есть возможности, пока что-то еще можно придумать, надо делать свое дело, как минимум просвещать людей, а там пусть будет, что будет.

Меня, наверное, можно назвать и оптимистом, хотя это не значит, что я фатально верю в добрый исход...

Говорят, ученые в текущем году отметили дальнейшее истончение озонового слоя над Землей. Над нашей частью планеты особенно наглядно истаивает и без того тонкий озоновый слой культуры. Перераспределяется национальное богатство, провозглашается приоритет власти денег перед нравственными регуляторами, любыми видами духовной власти.

...Пессимистический взгляд на вещи заранее парализует возможность достижения результата; оптимистический же взгляд дает возможность двоякого исхода: или победы, или поражения. Поэтому я действительно оптимист. По другому древнему изречению, три загадки волнуют человека. Какое самое важное время? Какой самый важный человек? И какое самое важное дело? Ответ такой: самое важное время — это твое настоящее, самый важный человек — это тот, с кем ты имеешь дело сейчас, а самое важное дело — делать добро. Вот и все.

Если каждый будет делать, что должно, верный заветам совести и долгу профессии, рано или поздно душа народа неизбежно оживет, разморозится и, как следствие, пойдет на подъем культура.


В неразрывности проблемы духовности, нравственности и культуры убеждаемся при знакомстве со статьей Б. Лакшина «Берега культуры» (название метафорическое: в сознании возникает образ потока, мощной реки, символизирующей особенности русской культуры).


Есть великий девиз, известный со времен древних и особенно любимый Львом Толстым: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Я не пророк, чтобы рисовать ситуацию, в какую мы попадем вследствие эволюции нашей политической жизни... Но точно убежден: пока живо человечество, пока жив народ, пока живы люди на этой земле — какая-то часть из них, и не самая плохая, будет интересоваться литературой и искусством. Поэтому, пока есть силы, пока есть возможности, пока что-то еще можно придумать, надо делать свое дело, как минимум просвещать людей, а там пусть будет, что будет.

Меня, наверное, можно назвать и оптимистом, хотя это не значит, что я фатально верю в добрый исход...

Говорят, ученые в текущем году отметили дальнейшее истончение озонового слоя над Землей. Над нашей частью планеты особенно наглядно истаивает и без того тонкий озоновый слой культуры. Перераспределяется национальное богатство, провозглашается приоритет власти денег перед нравственными регуляторами, любыми видами духовной власти.

... Пессимистический взгляд на вещи заранее парализует возможность достижения результата; оптимистический же взгляд дает возможность двоякого исхода: или победы, или поражения. Поэтому я действительно оптимист. По другому древнему изречению, три загадки волнуют человека. Какое самое важное время? Какой самый важный человек? И какое самое важное дело? Ответ такой: самое важное время — это твое настоящее, самый важный человек — это тот, с кем ты имеешь дело сейчас, а самое важное дело — делать добро. Вот и все.

Если каждый будет делать, что должно, верный заветам совести и долгу профессии, рано или поздно душа народа неизбежно оживет, разморозится и, как следствие, пойдет на подъем культура.



Приложение

В 1847 году И.С.Тургеневу исполнилось 29 лет. Ему невыносимо стало жить в крепостной России. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был крепостное право». С такими мыслями он приступил к созданию рассказов, которые выходили один за одним в течение 5 лет и печатались на страницах журнала «Современник». Что еще, кроме существования крепостного права, легло в основу рассказов? И.С.Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургеневых А.И.Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей… Был Ермолай и даже его Валетка, была собака Тургенева Дианка, был бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне, был Яшка турчонок, сын пленной турчанки… Бежин луг, Парахинские кусты, Варнавицы, Кобылий верх, река Снежедь, Красивая Меча – все эти места имели те же названия и в 1852 году». В этих рассказах И.С.Тургенев рассказывает не только о крепостном праве: взаимоотношении крепостных и помещиков, но и развертывает полную прелести картину природы лесостепной полосы, и, прежде всего, родного для Тургенева Орловского края.

В 1852 годы рассказы были объединены автором в одну книгу и составили целый цикл под названием «Записки охотника». Цикл рассказов – это совокупность рассказов, объединенных общей темой, общей проблемой, общим героем. Была у рассказов и общая тема – это крепостное право. Была и общая проблема – это уродующие душу человека крепостнические отношения. Писатель ввел в действие рассказчика: образ охотника, который появляется во всех рассказах. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом Образ охотника помогает читателю, как и пейзажные зарисовки, глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их души.

Сам Тургенев был доволен своей книгой, которую он любил больше других произведений.

  • Ответьте на вопрос: Что такое цикл рассказов?

Приложение

В 1847 году И.С.Тургеневу исполнилось 29 лет. Ему невыносимо стало жить в крепостной России. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был крепостное право». С такими мыслями он приступил к созданию рассказов, которые выходили один за одним в течение 5 лет и печатались на страницах журнала «Современник». Что еще, кроме существования крепостного права, легло в основу рассказов? И.С.Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургеневых А.И.Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей… Был Ермолай и даже его Валетка, была собака Тургенева Дианка, был бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне, был Яшка турчонок, сын пленной турчанки… Бежин луг, Парахинские кусты, Варнавицы, Кобылий верх, река Снежедь, Красивая Меча – все эти места имели те же названия и в 1852 году». В этих рассказах И.С.Тургенев рассказывает не только о крепостном праве: взаимоотношении крепостных и помещиков, но и развертывает полную прелести картину природы лесостепной полосы, и, прежде всего, родного для Тургенева Орловского края.

В 1852 годы рассказы были объединены автором в одну книгу и составили целый цикл под названием «Записки охотника». Цикл рассказов – это совокупность рассказов, объединенных общей темой, общей проблемой, общим героем. Была у рассказов и общая тема – это крепостное право. Была и общая проблема – это уродующие душу человека крепостнические отношения. Писатель ввел в действие рассказчика: образ охотника, который появляется во всех рассказах. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом Образ охотника помогает читателю, как и пейзажные зарисовки, глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их души.

Сам Тургенев был доволен своей книгой, которую он любил больше других произведений.

Ответьте на вопрос: Что легло в основу цикла рассказов «Записки охотника И.С.Тургенева?


Приложение

В 1847 году И.С.Тургеневу исполнилось 29 лет. Ему невыносимо стало жить в крепостной России. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был крепостное право». С такими мыслями он приступил к созданию рассказов, которые выходили один за одним в течение 5 лет и печатались на страницах журнала «Современник». Что еще, кроме существования крепостного права, легло в основу рассказов? И.С.Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургеневых А.И.Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей… Был Ермолай и даже его Валетка, была собака Тургенева Дианка, был бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне, был Яшка турчонок, сын пленной турчанки… Бежин луг, Парахинские кусты, Варнавицы, Кобылий верх, река Снежедь, Красивая Меча – все эти места имели те же названия и в 1852 году». В этих рассказах И.С.Тургенев рассказывает не только о крепостном праве: взаимоотношении крепостных и помещиков, но и развертывает полную прелести картину природы лесостепной полосы, и, прежде всего, родного для Тургенева Орловского края.

В 1852 годы рассказы были объединены автором в одну книгу и составили целый цикл под названием «Записки охотника». Цикл рассказов – это совокупность рассказов, объединенных общей темой, общей проблемой, общим героем. Была у рассказов и общая тема – это крепостное право. Была и общая проблема – это уродующие душу человека крепостнические отношения. Писатель ввел в действие рассказчика: образ охотника, который появляется во всех рассказах. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом Образ охотника помогает читателю, как и пейзажные зарисовки, глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их души.

Сам Тургенев был доволен своей книгой, которую он любил больше других произведений.

Ответьте на вопрос:

Какова тематика, проблематика, особенности построения цикла рассказов «Записки охотника»?

Приложение

зло,

жестокость,

безучастие в судьбе человека,

невнимательность к человеку,

великодушие,

благородство,

милосердие,

отзывчивость

чуткость



Приложение

Крепостное право в России

Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина, от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку; официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года; отменено в 1861 году.

В древней России большая часть земель была разобрана князьями, боярами и монастырями в собственность. С усилением великокняжеской власти служилые люди награждались обширными поместьями. Сидевшие на этих землях крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные»). В определенные сроки (напр., около Юрьева дня) крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.

Постепенно объём зависимости крестьян от помещиков расширялся, и к концу XVI в. вольный уход крестьян был запрещён; они были прикреплены к своему месту жительства и землевладельцам (указы 1592 и 1597). С тех пор положение крепостных стало быстро ухудшаться; помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, получили право суда и наказания крепостных (до ссылки в Сибирь).

При Петре Великом крепостное право подтверждено несколькими законодательными актами (ревизиями и пр.), и создан новый класс поссесионных крепостных, прикреплённых к фабрикам и заводам. Екатерина II любимцам-вельможам подарила около 800 тыс. государственных и удельных крестьян и прикрепила крепостных к Малороссии.

Тяжкое положение крепостных, стремившихся вырваться из-под гнёта помещиков, побуждало крепостных прибегать к убийствам и поджогам помещиков, к бунтам и восстаниям (пугачевщина и непрекращающиеся волнения крестьян в разных губерниях в течение всей первой половины XIX в.). При Александре I мысль о необходимости смягчения крепостного права выразилась в законе 1803 года о свободных хлебопашцах. По добровольному соглашению помещиков с крестьянами было освобождено около 47 тыс. крепостных. Остальная масса помещичьих крестьян — ок. 10,5 млн душ — освобождена 19 февраля 1861 года.

Хронология закрепощения крестьян в России

Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

1497 год — введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.

1581 год — отмена Юрьева дня — «заповедные лета».

1597 год — право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

1607 год — соборное уложение 1607 года: срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

1649 год — соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.

1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.

1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

1783 год — распространение крепостного права на Левобережную Украину.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Откажись от зла и сотвори благо" по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"

Автор: Калугина Лариса Ивановна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства