Осуждение войны в рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза»
Осуждение войны в рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза»
Данная разработка урока будет полезна учащимся 7 класса как урок внеклассного чтения. Урок расширит знания о творчестве М.Пришвина, будет способствовать пробуждению интереса к произведениям писателя, поможет раскрыть его творчество в неожиданном ракурсе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Осуждение войны в рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза»»
Тема: «Осуждение войны в рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза»
( используются разные формы и методы работы с учащимися: беседа, выборочное чтение, сжатый пересказ, составление плана – групповая форма, индивидуальные задания дифференцированного характера)
Ход урока.
I Организационный момент.
Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, давайте улыбнемся – друг другу, улыбнемся нашим гостям.
II Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Есть в литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, в юности, будучи зрелым человеком. Одним из таких художников слова является Михаил Михайлович Пришвин. Думаю, имя это знакомо каждому из нас.
Слайд 1.
- Посмотрите на портрет писателя… Что вы можете сказать об этом человеке? / У него удивительно проницательные глаза, взгляд мудрого человека. (Дети замечают доброту, спокойствие, даже говорят о том, что он прожил долгую жизнь)
С какими произведениями Пришвина вы уже знакомы, читали? Кем выступает в них писатель? (знатоком леса, родного края Родины)
- На перемене в нашей классной библиотечке вы посмотрели книги М Пришвина. Какая, на ваш взгляд, основная тема творчества Пришвина? (Природа)
Да, Пришвин - «Певец природы» - это определение прочно закрепилось за писателем.
Слайд 2.
Один из ценителей творчества Пришвина – К.Паустовский писал: «Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий…»
Да, он понимал и разговор деревьев, и птичий язык, мог ощущать движение и дыхание листвы каждой травинки и цветка. Вы только вслушайтесь в необыкновенно лиричные пришвинские строки:
Слайды 3, 4, 5, 6 (учитель комментирует каждый отрывок).
Можно бесконечно цитировать строки Пришвина, восхищаясь их выразительностью, яркостью, образностью! На первый взгляд, его рассказы просты и понятны. Но за этой простотой скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток человеческой души.
«Пишу о природе, сам только о людях и думаю…» - говорил сам Пришвин.
Итак, откройте тетради, запишите тему нашего урока.
Слайд 7.(учитель читает тему)
Дома вы прочитали рассказ, выполнили опережающие задания.
Цели урока:
Сегодня на уроке мы взглянем на творчество Пришвина немного с другой позиции, будем говорить о писателе не только как о певце природы.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами, что будем делать?
Мы должны понять и выразить свое мнение, почему рассказ с таким легким названием «Голубая стрекоза», автор наполнил таким серьезным содержанием, какие проблемы поднял в нем писатель, почему они волнуют его.
- Итак, наш рассказ носит удивительно теплое название - «Голубая стрекоза». Представили? Какие ассоциации возникают, когда слышите это словосочетание? Запишите их в тетради вокруг названия рассказа. (Учащиеся записывают слова «лето», «тепло», «вода», «детство», «солнце» и т.п.)
Слайд 8.
- Какое настроение вызывает название рассказа? (Легкое, веселое, светлое, от него как будто веет теплом и солнцем)
- О чем, судя по названию, должен был бы рассказывать автор в нем? (О природе, о голубой стрекозе)
- Он на самом деле о природе? (Нет, он о войне)
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? (Дети говорят о том, что они не ожидали, что рассказ будет таким серьёзным. Он как будто бы и о природе, но в то же время рисует картину войны. Произведение обычно нравится детям. Особенно их радует то, что все герои остались живы)
Прежде чем обратиться к строкам рассказа, нам нужно узнать его предисторию, в какое время было создано произведение.
III Сообщение учащегося о времени написания рассказа.
/ М. М. Пришвин был свидетелем двух войн. Во время первой мировой войны 1914 года он выступал как военный корреспондент. (Ученик с помощью толкового словаря объясняет значение этого слова). Короткими статьями в газетах он передавал обстановку военного времени на фронте и в тылу. Художественные произведения в этот период редки. В дневниках писателя есть запись, относящаяся к этому периоду: «28 февраля, 1915 год. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть. Три дня я видел, как врачи без сил и пищи перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы…»
Рассказ «Голубая стрекоза» был написан в 1941году.
- Приступим к анализу рассказа
IV Художественный анализ произведения.
- Еще раз, ребята, скажите, о чем это произведение? Какова его тема? (О войне, о том, как спасали раненых на войне)
- От какого лица ведется повествование? Для чего автор избрал такой композиционный прием? (Повествование ведется от 1-го лица, чтобы читатели поверили в достоверность описываемых событий)
- Можно сказать, что события изображены в хронологической последовательности, события следуют одно за другим? (уч-ся отмечают, что последовательность не нарушается)
Это признак линейного сюжета, новое понятие для вас, запишите.
Слайд 9.
- На какие условные части можно разделить рассказ? (На 2 части. В 1-ой речь идет о самом рассказчике, о том, как он, попав на фронт корреспондентом, не сразу, но почувствовал себя нужным. Во 2-ой – о спасении умирающего раненого)
Дома, чтобы понять, усвоить содержание, вы должны были эти части озаглавить словами текста – цитатами и по каждой части составить развернутый план. (1-ая группа работала над 1-ой ч., 2-ая – над 2-ой.) Что у вас получилось?
Ответы. Реализация опережающих групповых заданий.
Примерный план.
«Я здесь, на войне, не только писатель»
«Чувство личной ненужности».
«Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…».
«Не стыдно … заниматься пустяками?»
«Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…»
Голубая стрекоза летает.
«Умирающий мальчик на берегу лесного ручья».
«Над заводью кружилась голубая стрекоза».
«Она ещё летает?»
«Мы спасли … раненого».
- Ребята, для чего вы составляли план? Что в нем отражается? (микротемы рассказа)
Чтобы осмыслить, раскрыть роль рассказчика, давайте выразительно прочитаем первую часть. (Подготовленный учащийся читает)
Выразительное чтение 1-ой части рассказа. Запись в тетради выразительных средств.
- Давайте проследим, как развивается характер главного героя, постепенное «погружение» его в ситуацию войны. Что, попав на фронт, поначалу чувствует рассказчик? Доволен ли он собой? (Неудовлетворенность, «личную ненужность», не до конца понимает, что такое война)
- Какие художественные средства помогают автору передать это душевное состояние? (Отвечает ученик, получивший
индивидуальное задание №1: а) перечитать первую часть, найти в ней выразительные средства, которые помогают передать душевное состояние героя-рассказчика, изменения в его поведении; объяснить их;
«шел по дороге навстречу войне», «поигрывал со смертью» - метафоры, «пуля пчелкой жужжала» - сравнение, - все говорит о том, что герой не понимает, насколько опасно находиться на фронте. С помощью этих выразительных средств рассказчик описывает собственные ощущении)
Слайд 10.
- А скажите, ребята, какова роль такого персонажа, как Максим Максимович? Прочитаем описание его внешности. (Уч-ся зачитывают: « - Вы с ума сошли, - сказал мне строгий голос из-под земли. я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами строго и почти торжественно»)
- Для чего автор дает портрет Максима Максимовича? (Он помогает показать, почему происходят изменения в нашем герое, как повлиял на рассказчика старый капитан)
- А в каких словах Максима Максимовича содержится прямая оценка поведения рассказчика? («Писатель вы такой-рассякой» («такой-рассякой» - просторечное выражение, оно употребляется только в разговорной речи).
Не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?» - в словах Максима Максимовича читатель, как и главный герой, слышит осуждение, неодобрение)
-Итак, война, участники войны учат героя - повествователя, помогают осознать, найти свое место на войне. Шаг за шагом в нем происходят изменения.
- Прочитайте предложение, в котором указываются эти изменения в герое. (Я поднимал людей…» до слов: «не только писатель»)
Слайды 11, 12, 13.
- Посмотрите на эти иллюстрации. Кто на них изображен? Как вы думаете, какие чувства они испытывают? (Слайды с изображениями раненых, им больно, страшно)
Раненые есть и в нашем рассказе, потому что без них война немыслима. Прочтите описание внешности раненого бойца.
Инд. задание №2/ «это был почти мальчик» до слов: «открылись глаза». (Учитель напоминает, что описание внешности героя – это портрет)
перечитать описание внешности раненого бойца, найти выразительные средства, которые помогают создать образ этого героя, выявить отношение автора к нему;
- Для чего повторяется слово мальчик? Какие чувства вызывает описание? (автор хочет подчеркнуть, что умирающий почти ребенок. Описание вызывает жалость и сострадание: «блестящие глаза», «почти мальчик» «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души», «умирающий мальчик», «бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу»)
- Автор несколько раз повторяет слово «борьба» («выражая сильную борьбу», «борьба закончилась», «возникла новая борьба»). Для чего? (Чтобы показать невыносимые страдания, которые терпит на войне этот мальчик)
- Итак, в описании раненого бойца, почти мальчика, автор чаще всего прибегает к лексическим повторам, чтобы обратить внимание читателя на возраст этого героя и его страдания. Какое чувство хочет вызвать в читателе автор? (Сострадание, сопереживание, жалость. Автор ждёт душевной чуткости от читателя, активной позиции)
Слайд 14.
- Ребята, а вы не задумывались над тем, что когда у нас что-то не ладится, или просто нет настроения, яркое солнце, голубое небо, легкие облака помогают нам обрести душевное равновесие?
- Да, роль природы в нашем мироощущении очень велика. Найдите описание природы в рассказе, зачитайте его. (Уч-ся читают: «В косых лучах вечернего солнца… прекрасную песенку» и «…я увидел в чистой воде … как будто видят во тьме»).
- Устали? Физкультминутка.
-Какие выразительные средства использует автор, создавая пейзажную зарисовку? Их функция?
Инд. задание №3. Выявление функции пейзажа. в) перечитать во 2-й части описание природы, найти в нем выразительные средства, объяснить их функцию.
«струйки ручья …пели» (олицетворение), «обычную прекрасную песенку» - эпитет, «вода – эти глаза земли остаются светлыми», «эти глаза как будто видят во тьме» - метафоры. Эти выразительные средства помогают передать мысль автора о том, что в природе все прекрасно. Покой, чистота. Природа не обманывает, она помогает человеку. Забываешь, что идет война, льется кровь)
Слайд 15.
- А теперь представьте, на фоне этой прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжелое ранение. Как соотносятся эти два описания? Как называется эта стилистическая фигура? (Они противопоставлены, автор противопоставляет природу миру людей, обвиняя последних в развязывании жестоких войн, в гибели мальчиков. Природе чужды человеческие страсти, вражда)
Слайд 16.
- Как вы думаете, кто или что помогли спасти раненого? (Ответы могут быть разными. В спасении раненого большую роль сыграл герой-рассказчик, взявший на себя обязанности медперсонала. Помогли его душевная чуткость, внимание к умирающему, желание облегчить страдания раненого, доставить радость в последние, может быть, минуты жизни. Он вернул ему мир, покой. Это дало силы для борьбы со смертью.
С другой стороны, и природа в полном смысле слова вылечила его)
- Чем голубая стрекоза была для раненого? (Частичкой детства, родного дома, мира)
- Какие однокоренные слова повторяются, чтобы показать, как раненый воспринимает стрекозу? (Улыбка, улыбнулся)
- Можно ли считать этот образ символичным? Если да, то символом чего воспринимается нами «голубая стрекоза»? (Символ мира, детства, милосердия. Через него автор передает свое отношение к войне)
Слайд 17.
- Прочитайте высказывания. Как они соотносятся с нашим уроком?
1) «Нет никакого спасения в войне» (Вергилий)
2) «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (Н. Мясковский)
3) «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» (Л.Н.Толстой)
(в них отражается тема рассказа, отношение автора к войне, 2-ое высказывание наиболее ярко показывает позицию автора, запишите его в тетрадь)
- Как же относится автор к войне? (Учащиеся говорят о негативном отношении М.Пришвина к войне, он осуждает войну, всем произведением показывая, что понятия природа и смерть, человек и война несовместимы)
V Подведение итогов урока.Рефлексия
- Для чего на ваш взгляд, Пришвин создал такой рассказ в 1941 году, в то время, когда шла война? (Пришвин осудил войну, сказал ей решительное «нет»)
Своим небольшим произведением М. Пришвин воспитывает чувство причастности к природе, чувство особой ответственности перед ней на Земле, где человек выступает не только созидательно, но и нередко, к сожалению, разрушительно.
Я буду рада, если после сегодняшнего урока вас заинтересует творчество Пришвина, в вашем сознании закрепится за М. Пришвиным определение не только певца природы, но и защитника мира, осуждающего войну, говорящего на языке своих произведений – нет войне!
- Выставление оценок. Благодарность всем.
Домашнее задание Пересказ рассказа «Голубая стрекоза»; письменно ответить на вопрос: «Почему рассказчик выделил именно этот эпизод из всех своих военных впечатлений».
ЗАДАНИЯ К УРОКУ
Дома, чтобы понять, усвоить содержание, вы должны были эти части озаглавить словами текста – цитатами и по каждой части составить развернутый план. (1-ая группа работала над 1-ой ч., 2-ая – над 2-ой.) Что у вас получилось?
Индивидуальные задания (предлагается как опережающие)
а) перечитать первую часть, найти в ней выразительные средства, которые помогают передать душевное состояние героя-рассказчика, изменения в его поведении; объяснить их;
б) перечитать описание внешности раненого бойца, найти выразительные средства, которые помогают создать образ этого героя, выявить отношение автора к нему;
в) перечитать во 2-й части описание природы, найти в нем выразительные средства, объяснить их функцию.
индивидуальное задание №1: «шел по дороге навстречу войне», «поигрывал со смертью» - метафоры, «пуля пчелкой жужжала» - сравнение, - все говорит о том, что герой не понимает, насколько опасно находиться на фронте. С помощью этих выразительных средств рассказчик описывает собственные ощущении)
Инд. задание №2/ «это был почти мальчик» до слов: «открылись глаза». (Учитель напоминает, что описание внешности героя – это портрет)
- Для чего повторяется слово мальчик? Какие чувства вызывает описание? (автор хочет подчеркнуть, что умирающий почти ребенок. Описание вызывает жалость и сострадание: «блестящие глаза», «почти мальчик» «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души», «умирающий мальчик», «бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу»)
Инд. задание №3. Выявление функции пейзажа.
- Какие выразительные средства использует автор, создавая эту пейзажную зарисовку? Их функция? («струйки ручья …пели» (олицетворение), «обычную прекрасную песенку» - эпитет, «вода – эти глаза земли остаются светлыми», «эти глаза как будто видят во тьме» - метафоры. Эти выразительные средства помогают передать мысль автора о том, что в природе все как обычно, всё прекрасно. Покой, чистота. Природа не обманывает, она помогает человеку. Забываешь, что идет война, льется кровь)