kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего. Особенно показателен в этом плане замечательный рассказ “Господин из Сан-Франциско”, написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» »

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»


Цель урока: раскрыть философское содержание рассказа Бунина.

Методические приемы: аналитическое чтение.

Вавилон, «великая блудница, сделался

жилищем бесов и пристанищем всякому

нечистому духу… горе, горе тебе, великий

город Вавилон, город крепкий, ибо в один

час пришел твой суд» .

Откровение св. Иоанна Богослова

1.Рассказ «Господин из Сан-Франциско» занимает особое место в творчестве Бунина своей непохожестью на прежние рассказы Бунина по тону (в нем нет лиризма), по материалу и тематике ( это уже рассказ не о русской деревне, мужике и барине, не о любви и природе ). Мировая война (рассказ написан в 1915 году) отвлекла писателя от привычных тем и пристрастий. Писатель выходит за рамки российской действительности, обращаясь к человеку мира, Нового света, находя в нем «гордыню Нового человека со старым сердцем». Речь идет о человеке в его глубинной сущности, об общих основах человеческого существования, основах цивилизации. Стиль этого рассказа сочетает в себе такие, казалось бы, трудно сочетаемые черты, как отточенный реализм многих подмеченных жизненных деталей и символически заостренность некоторых из них, позволяющая создать символическую картину человеческой жизни вообще. Одной из проблем, затронутых в рассказе, является проблема катастрофичности мира, его неизбежной гибели. Наша задача – проследить, как Бунин раскрывает эту проблему. В первую очередь обращает на себя внимание эпиграф из Апокалипсиса (откровение о конце истории и Страшном суде): «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Правда, в последней редакции Бунин его снял. Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, «великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу…горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий, ибо в один час пришел твой суд». Итак, уже с эпиграфа начинается сквозной мотив рассказа – мотив гибели, смерти мира. Он возникает и в названии гигантского парохода – «Атлантида»,погибший мифологический материк, - подтверждая таким образом близкую гибель корабля.

2.Сюжет рассказа построен на описании несчастного случая.

  • Попробуем восстановить событийную канву рассказа.

Кульминацией рассказа становится смерть главного героя, являющаяся некоей обнажительницей существа героя, бросающей свой безжалостный свет на его предшествующий образ жизни. Главное событие рассказа( смерть героя) отнесено не к финалу, а к середине произведения, к центру, и это определяет двухчастную композицию рассказа. Автору важно показать оценки героя окружающими и до, и после смерти.

3.Как описывает главного героя автор?

В начале рассказа господин из Сан-Франциско является нам в роли значительного лица и в собственном сознании, и в восприятии окружающих. Во всем этом, разумеется, магия

богатства, всюду сопутствующая господину из Сан-Франциско. Однако во второй части рассказа все это словно рассыпается в прах, низвергается до уровня оскорбительного унижения. Автор рассказа рисует череду выразительных деталей рассказа, обнаруживающих мгновенное падение всякой значительности и ценности героя в глазах окружающих.

Художественный смысл подобных картин с переменой в отношении окружающих к герою кроется не только в социальном плане – развенчании зла богатства с его последствиями: неравенство людей, их отчуждение друг от друга, непоколебимая уверенность одних в своем праве повелевать другими, притворство многих, исполняющих давно надоевшие им роли, неискренность, мнимость уважения к человеку. Социальное зло проявляется в том, что люди живут, подчинившись не естественному человеческому началу, а «логике вещей» - важнее всего оказывается социальный статус человека, его место в социальной иерархии, а не его подлинная сущность.

  • Почему автор лишает своего героя имени?

Господин из Сан-Франциско ценен окружающим не как человек, а как господин, Пока он богат, полон сил, «нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина». Сам герой упивается своим положением, он может позволить пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом. Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации. Призрачность власти и богатства обнаруживается перед лицом смерти.

Замысел Бунина более глубокий, философский: разглядеть исток неправильности жизни в самой натуре человека, в пороке его сердца, т.е. в укоренившихся представлениях человечества о ценностях бытия. Вряд ли причина всех зол только в социальном устройстве общества, и вряд ли зло исчезнет, если его изменить. Все это проблемы вечные, неустранимые, существующие в любом обществе. Социальное зло есть следствие зла вечного, космического, мирового. Не случайно в рассказе в качестве параллели судьбе господина дается упоминание о римском императоре Нероне Тиберии: «На этом острове тысячи лет тому назад человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей». И Тиберии, господин из Сан-Франциско, имея власть над людьми, внутри абсолютно пусты, мертвы.

4. Как показано общество в рассказе, олицетворением которого является господин?

Пароход «Атлантида», последнее слово техники, является обобщенным образом современного писателю мира, отражающий его социальную модель.

  • Как изображена «Атлантида»?

Образ «Атлантиды» многоплановый:

1. Нерушимый распорядок дня, по которому живет господин и все «отборное общество» «Атлантиды» вводит в рассказ мотив искусственности, автоматизма цивилизованного псевдобытия. На протяжении всего повествования ведется строгий хронометраж происходящего, что и позволяет создать образ автоматически заведенного распорядка, механизма жизни, в котором главное место занимают развлечения, венцом которых является обед. Размеренная, по заведенному порядку протекающая жизнь оставляет впечатление безжизненности.

  • Любопытным образом в рассказе является «наследный принц».

Писатель показал несостоятельность жизненной философии «отборного общества», видевшего смысл жизни лишь в приумножении богатства, которое дает возможность весело и праздно жить. И господин исповедовал именно эту «мудрость», полагая, что все годы, когда он трудился не покладая рук, были лишь существованием, хоть и сносным, а настоящая жизнь началась во время путешествия. Оказалось, что все, накопленное им, не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Писатель не против благополучия человека. Он лишь против такого благополучия, достижение которого становится смыслом жизни. Излишества благополучия, обнажающие социальные контрасты, вызывали у писателя неприязненное чувство

2.«Атлантида» - социальная модель с противопоставлением «верхних» и «нижних» этажей жизни, олицетворением социального рая и ада. Наверху жизнь протекает , как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. Пассажиров, живущих благополучно, много, но куда больше тех, кто работает на них в «поварских, судомойнях», «В подводной утробе» - «у исполинских топок». Социальный конфликт в рассказе, однако, есть проявление более общего конфликта – вечной борьбы добра и зла.

3. «Атлантида» - символ новой цивилизации, где власть определяется богатством и гордыней, т.е. тем, от чего погиб Вавилон (эпиграф). Поэтому корабль с таким названием должен утонуть, как и затонувший когда-то легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году «Титаником».


5.Общество похоже на хорошо отлаженную громадную машину, но вокруг – «водяная пустыня» океана. Извечный страх человека перед стихией, о непредсказуемости которой напоминает злобно воющая сирена, заглушается звуками струнного оркестра. Конкретность описания сочетается с символикой, что позволяет подчеркнуть философский характер конфликта. Социальный конфликт - ничто по сравнению с той пропастью, которая отделяет человека от природы и жизнь от небытия.

  • Как изображается природная стихия?

Символичен образ океана, по которому проложен путь пассажиров «Атлантиды». Океан – символ жизни, которая чужда и не понятна «отборному обществу», даже враждебна ему. Отдыхающие пассажиры развлекаются, не подозревая, что за бортом протекает другая жизнь, бурная, настоящая, ничем не похожая на праздник, но им безразличная. Поэтому «океан страшен» с «черными горами» и «пенистыми хвостами».«С адской мрачностью взвизгивает и в неистовой злобе сирена, напоминая о грозной силе, несущей погибель.

Пароход возвращается назад в сопровождении «бешеной вьюги». Но если в первой части это было предупреждением, то теперь наступает развязка. Океан гудит, « как погребальная месса», а волны ходят «траурными горами». Это не только отпевание господина из Сан-Франциско, а всего мира, основанного на бездуховности, жестокости и пошлости. И опять сирена «яростно взвизгивает, удушаемая бурей».

А в подводной утробе «Атлантиды» мы видим «адские топки», которые «сипят паром и сочатся кипятком и паром». Нет спасения ни «Атлантиде ни тем, кто на ней.


6.Картина окончательной гибели завершается образом дьявола, который следит за уходящим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол прямо олицетворяет темные непознаваемые начала, господствующие над судьбами человечества.

7.Так ли пессимистичен рассказ Бунина? Существует ли путь к спасению?

В рассказе есть образ, с которым можно связать спасение человечества. Это образ Богоматери. Она озарена солнцем, в тепле и блеске, в белоснежных гипсовых одеждах и в царственном венце. Она кроткая и милостливая. Именно ей посвящены «наивные и смиренно-радостные» хвалы.

  • Почему образ Богородицы связан с образом горцев? Они близки к природе, их души не развращены светом, они не знают коварства, лицемерия, предательства.

  • С исчезновением из жизни господина, которого увозят с острова в ящике из-под содовой , меняется погода. Как? Люди снова счастливы, поют хвалебные песни Богородице и новорожденному Христу. Именно среди тех, кто живет истинным мироощущением, не пытаясь создать новую цивилизацию и не противореча законам, положенным природой, стихия подлинного существования.

8. Бунинский рассказ долгое время воспринимался и современниками, и последующими поколениями преимущественно в перспективе социального критицизма. В поле зрения читателей попадали прежде всего зафиксированные писателем контрасты богатства и бедности, а главной авторской целью при этом объявлялось сатирическое разоблачение буржуазного миропорядка. Рассказ Бунина действительно дает материал для таких умозаключений. Однако только ли социальное неблагополучие в поле зрения писателя и оно ли является, с его точки зрения, главной причиной общего катастрофизма жизни? Мышление писателя значительно шире: социальные диспропорции – следствие гораздо более глубоких и гораздо менее прозрачных причин. Рассказ Бунина - о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о претензии на господство в этой жизни, о непознаваемости Вселенной, той красоте, которую, как пишет Бунин, «бессильно выразить человеческое слово». Перечитывая рассказ, читатель имеет возможность открывать новые стороны бунинского шедевра.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Автор: Еремина Ирина Владимировна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127742


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства