«Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».
Цели:
1.Познакомить со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш».
2.Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение.
3.Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
УУД
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формировать умение работать в паре.
Регулятивные
- формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: портрет С.Я.Маршака; выставка книг писателя; рисунки цветка-ландыша; презентация; литературная газета.
Ход урока
- Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель. – Итак, ребята, начинаем урок литературного чтения. Чтобы лучше настроиться на урок, предлагаю пожелать друг другу удачи.
(Дети с помощью пальцев проводят игру-приветствие).
Учитель. – Ребята, кем мы часто бываем на уроках литературного чтения?
Ученики. – Исследователями.
Учитель. – А что нас влечет и подталкивает к исследованию?
Ученики. – Готовность открывать новые литературные секреты.
Учитель. – Вы готовы сегодня открывать новые литературные секреты?
Ученики. – Да!
- Мотивация. Определение целей урока.
Учитель. – Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать. А что значит «созерцать»?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
Учитель. – И всё это (чувствовать сердцем, быть во власти увиденного) пригодится нам сегодня в изучении новой темы, которая называется «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру»….
А почему на второй строке я поставила многоточие?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
Учитель. – Мы вернемся чуть позже к этой строке.
Учитель. – Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, проанализируем замысел стихотворения; будем развивать навыки чтения произведений поэтического жанра; связную речь, умение наблюдать, выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения. А еще очень хочется, чтобы вы проявляли нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам, к Родине, любили и берегли природу.
Учитель. – Прочитайте эпиграф к уроку:
а) глазами и губами;
б) в темпе разговорной речи.
«Иногда красота окружающего мира настолько вдохновляет поэта, что образы рождаются в его душе один за другим…»
Учитель. – Вы догадались, о чем мы будем говорить?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
Учитель. – Но не только поэты видят красоту окружающего мира, но и обычные люди. Однажды зимой я увидела неповторимую картину - как падал снег, и душа моя запела. Послушайте внимательно песню (играю на гитаре и пою).
Учитель. – Понравилась вам песня?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
Учитель. – О чем она? Какие образы я представляла?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
Учитель. – А как вы понимаете выражение «будто ландышем выпал рассвет»?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
- Работа над темой урока.
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
(Одновременно с чтением загадки идет показ презентации. После отгадки детям демонстрируется цветок – ландыш).
Учитель. – Посмотрите, какой красивый, нежный цветок. Полюбуйтесь им.
- Вот так и называется наше стихотворение «Ландыш», автором которого является С.Я. Маршак.
(Прописываю продолжение темы урока на второй строке. Далее в презентации дети рассматривают портрет С.Я Маршака).
Учитель. – А чтобы вникнуть в замысел стихотворения «Ландыш», давайте по литературной карте дойдем до Садов Поэзии, где мы приоткроем тайну особого зрения поэта Маршака.
Учитель. – В какие области мы должны заглянуть по пути?
Ученики. – В область искусств.
Учитель. – Что мы оттуда возьмем?
Ученики. – Авторский образ.
Учитель. – А что такое «авторский образ»?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
Учитель. – Но почему он создан художником?
Ученики. – Потому что поэт- художник.
Учитель. – Далее по карте мы пойдем через Мост сравнения на Дорогу открытий. Остановимся в Области научной литературы. Как вы думаете, почему?
Ученики. – Потому что поэт не только исследователь, но и ученый.
Учитель. – Вот мы и дошли до Садов Поэзии, где творил один из мастеров художественного слова С.Я. Маршак. А что мы о нем знаем?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
Учитель. – Интересную информацию подготовила о поэте Ксения Остапенко.
Учитель. – А теперь, ребята, послушайте внимательно стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».
(Чтение наизусть стихотворения учителем).
Учитель. – Вам понравилось стихотворение?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
- Физкультминутка.
Учитель. – Представьте себе, что вы все находитесь в чудесном лесу. На поляне расцвели ландыши. Наклонитесь, пожалуйста, к цветам и вдохните их аромат. Выпрямитесь и выдохните. (3-4 раза).
- Самостоятельное чтение учащимися стихотворения.
Учитель. – А сейчас я оставляю вас наедине с автором. Жужжащим чтением прочитайте стихотворение, делая пометки карандашом на непонятных вам словах.
Учитель. – Смысл каких слов вы хотели бы уточнить?
(Идет словарная работа).
- Индивидуальное чтение.
Учитель. – Ребята, кто хочет прочитать стихотворение вслух?
Учитель. – Смогли ли ребята при чтении выразить свои эмоции и впечатления?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
- Анализ лирического стихотворения.
Учитель. – Каких два весенних образа вы увидели в стихотворении?
Прочитайте те строчки, которые представляют образ леса.
Какой вы увидели лес?
Как вы думаете - лес счастлив?
Вы почувствовали, что лес живой? Подтвердите строчками
стихотворения.
А запах ландыша можно ощутить? В каких строчках?
В каких именно образах С.Я. Маршак передает своё восхищение
необыкновенным цветком?
Как поэт передает чистоту и хрупкость цветка?
Какие слова поэта представляются каждому из вас наиболее
точными и пронзительными?
Как лес относится к ландышу?
А почему цветок горький?
- Работа в группах.
Учитель. – Какие литературные приемы С.Я. Маршак использовал в стихотворении?
1 группа - эпитеты
2 группа – олицетворение
3 группа – сравнение
(Ответственные в группах зачитываю найденные литературные приемы).
Затем учитель задает вопросы из подготовленной презентации:
- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса?
- Как много нам открыл поэт?
- Информация о цветке-ландыше из разных источников: научный текст; Красная Книга; легенды.
- Выразительное чтение стихотворения:
а) по строфе;
б) хоровое чтение.
Учитель. – У вас возникло желание выучить стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш»?
Ученики. Дают свои варианты ответов.
- Рефлексия: корзина ландышей на слайде презентации.
- Кому бы вы их подарили сегодня? Почему?