kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Цели:

1.Познакомить со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш».

2.Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение.

3.Воспитывать положительную мотивацию в обучении.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

УУД

Познавательные:

  • формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формировать умение работать в паре.

 Регулятивные

  • формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные:

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: портрет С.Я.Маршака; выставка книг писателя; рисунки цветка-ландыша; презентация; литературная газета.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель. – Итак, ребята, начинаем урок литературного чтения. Чтобы лучше настроиться на урок, предлагаю пожелать друг другу удачи.

(Дети с помощью пальцев проводят игру-приветствие).

 

Учитель. – Ребята, кем мы часто бываем на уроках литературного чтения?

Ученики. – Исследователями.

Учитель. – А что нас влечет и подталкивает к исследованию?

Ученики. – Готовность открывать новые литературные секреты.

Учитель. – Вы готовы сегодня открывать новые литературные секреты?

Ученики. – Да!

 

  1. Мотивация. Определение целей урока.

Учитель. – Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать. А что значит «созерцать»?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

Учитель. – И всё это (чувствовать сердцем, быть во власти увиденного) пригодится нам сегодня в изучении новой темы, которая называется «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру»….

А почему на второй строке я поставила многоточие?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

Учитель. – Мы вернемся чуть позже к этой строке.

Учитель. – Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, проанализируем замысел стихотворения; будем развивать навыки чтения произведений поэтического жанра; связную речь, умение наблюдать, выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения. А еще очень хочется, чтобы вы проявляли нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам, к Родине, любили и берегли природу.

 

Учитель. – Прочитайте эпиграф к уроку:

а) глазами и губами;

б) в темпе разговорной речи.

 

«Иногда красота окружающего мира настолько вдохновляет поэта, что образы рождаются в его душе один за другим…»

 

Учитель. – Вы догадались, о чем мы будем говорить?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

Учитель. – Но не только поэты видят красоту окружающего мира, но и обычные люди. Однажды зимой я увидела неповторимую картину - как падал снег, и душа моя запела. Послушайте внимательно песню (играю на гитаре и пою).

Учитель. – Понравилась вам песня?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

Учитель. – О чем она? Какие образы я представляла?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

Учитель. – А как вы понимаете выражение «будто ландышем выпал рассвет»?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

 

  1. Работа над темой урока.
  2.  

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

 

(Одновременно с чтением загадки идет показ презентации. После отгадки детям демонстрируется цветок – ландыш).

 

Учитель. – Посмотрите, какой красивый, нежный цветок. Полюбуйтесь им.

- Вот так и называется наше стихотворение «Ландыш», автором которого  является С.Я. Маршак.

(Прописываю продолжение темы урока на второй строке. Далее в презентации дети рассматривают портрет С.Я Маршака).

Учитель. – А чтобы вникнуть в замысел стихотворения «Ландыш», давайте по литературной карте дойдем до Садов Поэзии, где мы приоткроем тайну особого зрения поэта Маршака.

Учитель. – В какие области мы должны заглянуть по пути?

Ученики. – В область искусств.

Учитель. – Что мы оттуда возьмем?

Ученики. – Авторский образ.

Учитель. – А что такое «авторский образ»?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

Учитель. – Но почему он создан художником?

Ученики. – Потому что поэт- художник.

Учитель. – Далее по карте мы пойдем через Мост сравнения на Дорогу открытий. Остановимся в Области научной литературы. Как вы думаете, почему?

Ученики. – Потому что поэт не только исследователь, но и ученый.

Учитель. – Вот мы и дошли до Садов Поэзии, где творил один из мастеров художественного слова С.Я. Маршак. А что мы о нем знаем?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

Учитель. – Интересную информацию подготовила о поэте Ксения Остапенко.

Учитель. – А теперь, ребята, послушайте внимательно стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».

 

(Чтение наизусть стихотворения учителем).

Учитель. – Вам понравилось стихотворение?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

 

  1. Физкультминутка.

Учитель. – Представьте себе, что вы все находитесь в чудесном лесу. На поляне расцвели ландыши. Наклонитесь, пожалуйста, к цветам и вдохните их аромат. Выпрямитесь и выдохните. (3-4 раза).

 

  1. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения.

Учитель. – А сейчас я оставляю вас наедине с автором. Жужжащим чтением прочитайте стихотворение, делая пометки карандашом на непонятных вам словах.

Учитель. – Смысл каких слов вы хотели бы уточнить?

(Идет словарная работа).

 

  1. Индивидуальное чтение.

Учитель. – Ребята, кто хочет прочитать стихотворение вслух?

Учитель. – Смогли ли ребята при чтении выразить свои эмоции и впечатления?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

 

  1. Анализ лирического стихотворения.

Учитель. – Каких два весенних образа вы увидели в стихотворении?

                       Прочитайте те строчки, которые представляют образ леса.

                  Какой вы увидели лес?

                 Как вы думаете - лес счастлив?

                       Вы почувствовали, что лес живой? Подтвердите строчками

                       стихотворения.

                       А запах ландыша можно ощутить? В каких строчках?

                       В каких именно образах С.Я. Маршак передает своё восхищение

                       необыкновенным цветком?

                       Как поэт передает чистоту и хрупкость цветка?

                       Какие слова поэта представляются каждому из вас наиболее

                       точными и пронзительными?

                       Как лес относится к ландышу?

                       А почему цветок горький?

 

  1. Работа в группах.

Учитель. – Какие литературные приемы С.Я. Маршак использовал в стихотворении?

 

1 группа - эпитеты

2 группа – олицетворение

3 группа – сравнение

(Ответственные в группах зачитываю найденные литературные приемы).

 

Затем учитель задает вопросы из подготовленной презентации:

- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса?

- Как много нам открыл поэт?

 

  1. Информация о цветке-ландыше из разных источников: научный текст; Красная Книга; легенды.

 

  1.  Выразительное чтение стихотворения:

а) по строфе;

б) хоровое чтение.

 

Учитель. – У вас возникло желание выучить стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш»?

Ученики.    Дают свои варианты ответов.

 

  1.  Рефлексия: корзина ландышей на слайде презентации.

- Кому бы вы их подарили сегодня? Почему?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».»

«Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».



Цели:

1.Познакомить со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш».

2.Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение.

3.Воспитывать положительную мотивацию в обучении.


Тип урока: урок формирования новых знаний.

УУД

Познавательные:

  • формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные

  • формировать умение слушать и понимать других;

  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • формировать умение работать в паре.

 Регулятивные

  • формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные:

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Оборудование: портрет С.Я.Маршака; выставка книг писателя; рисунки цветка-ландыша; презентация; литературная газета.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель. – Итак, ребята, начинаем урок литературного чтения. Чтобы лучше настроиться на урок, предлагаю пожелать друг другу удачи.

(Дети с помощью пальцев проводят игру-приветствие).


Учитель. – Ребята, кем мы часто бываем на уроках литературного чтения?

Ученики. – Исследователями.

Учитель. – А что нас влечет и подталкивает к исследованию?

Ученики. – Готовность открывать новые литературные секреты.

Учитель. – Вы готовы сегодня открывать новые литературные секреты?

Ученики. – Да!


  1. Мотивация. Определение целей урока.

Учитель. – Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать. А что значит «созерцать»?

Ученики. Дают свои варианты ответов.

Учитель. – И всё это (чувствовать сердцем, быть во власти увиденного) пригодится нам сегодня в изучении новой темы, которая называется «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру»….

А почему на второй строке я поставила многоточие?

Ученики. Дают свои варианты ответов.

Учитель. – Мы вернемся чуть позже к этой строке.

Учитель. – Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, проанализируем замысел стихотворения; будем развивать навыки чтения произведений поэтического жанра; связную речь, умение наблюдать, выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения. А еще очень хочется, чтобы вы проявляли нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам, к Родине, любили и берегли природу.


Учитель. – Прочитайте эпиграф к уроку:

а) глазами и губами;

б) в темпе разговорной речи.


«Иногда красота окружающего мира настолько вдохновляет поэта, что образы рождаются в его душе один за другим…»


Учитель. – Вы догадались, о чем мы будем говорить?

Ученики. Дают свои варианты ответов.

Учитель. – Но не только поэты видят красоту окружающего мира, но и обычные люди. Однажды зимой я увидела неповторимую картину - как падал снег, и душа моя запела. Послушайте внимательно песню (играю на гитаре и пою).

Учитель. – Понравилась вам песня?

Ученики. Дают свои варианты ответов.

Учитель. – О чем она? Какие образы я представляла?

Ученики. Дают свои варианты ответов.

Учитель. – А как вы понимаете выражение «будто ландышем выпал рассвет»?

Ученики. Дают свои варианты ответов.


  1. Работа над темой урока.

Загадка:

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.


(Одновременно с чтением загадки идет показ презентации. После отгадки детям демонстрируется цветок – ландыш).


Учитель. – Посмотрите, какой красивый, нежный цветок. Полюбуйтесь им.

- Вот так и называется наше стихотворение «Ландыш», автором которого является С.Я. Маршак.

(Прописываю продолжение темы урока на второй строке. Далее в презентации дети рассматривают портрет С.Я Маршака).

Учитель. – А чтобы вникнуть в замысел стихотворения «Ландыш», давайте по литературной карте дойдем до Садов Поэзии, где мы приоткроем тайну особого зрения поэта Маршака.

Учитель. – В какие области мы должны заглянуть по пути?

Ученики. – В область искусств.

Учитель. – Что мы оттуда возьмем?

Ученики. – Авторский образ.

Учитель. – А что такое «авторский образ»?

Ученики. Дают свои варианты ответов.

Учитель. – Но почему он создан художником?

Ученики. – Потому что поэт- художник.

Учитель. – Далее по карте мы пойдем через Мост сравнения на Дорогу открытий. Остановимся в Области научной литературы. Как вы думаете, почему?

Ученики. – Потому что поэт не только исследователь, но и ученый.

Учитель. – Вот мы и дошли до Садов Поэзии, где творил один из мастеров художественного слова С.Я. Маршак. А что мы о нем знаем?

Ученики. Дают свои варианты ответов.

Учитель. – Интересную информацию подготовила о поэте Ксения Остапенко.

Учитель. – А теперь, ребята, послушайте внимательно стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».


(Чтение наизусть стихотворения учителем).

Учитель. – Вам понравилось стихотворение?

Ученики. Дают свои варианты ответов.


  1. Физкультминутка.

Учитель. – Представьте себе, что вы все находитесь в чудесном лесу. На поляне расцвели ландыши. Наклонитесь, пожалуйста, к цветам и вдохните их аромат. Выпрямитесь и выдохните. (3-4 раза).

  1. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения.

Учитель. – А сейчас я оставляю вас наедине с автором. Жужжащим чтением прочитайте стихотворение, делая пометки карандашом на непонятных вам словах.

Учитель. – Смысл каких слов вы хотели бы уточнить?

(Идет словарная работа).


  1. Индивидуальное чтение.

Учитель. – Ребята, кто хочет прочитать стихотворение вслух?

Учитель. – Смогли ли ребята при чтении выразить свои эмоции и впечатления?

Ученики. Дают свои варианты ответов.


  1. Анализ лирического стихотворения.

Учитель. – Каких два весенних образа вы увидели в стихотворении?

Прочитайте те строчки, которые представляют образ леса.

Какой вы увидели лес?

Как вы думаете - лес счастлив?

Вы почувствовали, что лес живой? Подтвердите строчками

стихотворения.

А запах ландыша можно ощутить? В каких строчках?

В каких именно образах С.Я. Маршак передает своё восхищение

необыкновенным цветком?

Как поэт передает чистоту и хрупкость цветка?

Какие слова поэта представляются каждому из вас наиболее

точными и пронзительными?

Как лес относится к ландышу?

А почему цветок горький?


  1. Работа в группах.

Учитель. – Какие литературные приемы С.Я. Маршак использовал в стихотворении?


1 группа - эпитеты

2 группа – олицетворение

3 группа – сравнение

(Ответственные в группах зачитываю найденные литературные приемы).


Затем учитель задает вопросы из подготовленной презентации:

- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса?

- Как много нам открыл поэт?


  1. Информация о цветке-ландыше из разных источников: научный текст; Красная Книга; легенды.


  1. Выразительное чтение стихотворения:

а) по строфе;

б) хоровое чтение.


Учитель. – У вас возникло желание выучить стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш»?

Ученики. Дают свои варианты ответов.


  1. Рефлексия: корзина ландышей на слайде презентации.

- Кому бы вы их подарили сегодня? Почему?


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 294982


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства