Просмотр содержимого документа
«Особенности лирики А.Ахматовой»
Особенности лирики А.А.Ахматовой.
«Главное очарование её лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Её умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства она пользуется почти неприметными образами, которые приобретают у неё на страницах необыкновенную силу». К.Чуковский.
«В лирическом романе-миниатюре Ахматова достигла большого мастерства». З.Гиппиус.
План анализа стихотворения.
Время действия. Как оно представлено?
Место действия. Как оно представлено?
Герои. Как они представлены?
Мысли, чувства, вызванные стихотворением. Особенности цветовой гаммы, мелодики, ритма.
Художественные детали, их роль.
Роль и место монолога, диалога.
И шпорою короткой
Рвет коврик пополам.
Теперь улыбки кроткой
Не видеть зеркалам.
Задание: запишите основную сюжетную линию воображаемого эпического произведения.
«Сжала руки под тёмной вуалью», «Я улыбаться перестала…», «Молюсь оконному лучу…», «И как будто по ошибке…»(«Читая Гамлета»), «Песня последней встречи», Белой ночью» и др.
Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…»
Вопросы для анализа.
Найдите ключевые для понимания смысла слова, объясните, каким образом картины, детали осеннего пейзажа служат выражению переживаемой героиней драмы.
Как вы понимаете две заключительные строки?
Какова смысловая роль отмеченных многоточиями пауз?
«Эмоциональные колебания душевной жизни, перемены настроения передаются ею непосредственно лирически, а отражаются сперва в явлениях внешнего мира. И здесь мы опять имеем дело с основной чертой в поэтическом облике Ахматовой: она не говорит о себе непосредственно, она рассказывает о внешней обстановке душевного явления, о событиях внешней жизни и предметах внешнего мира, и только в своеобразном выборе этих предметов и меняющемся восприятии их чувствуется подлинное настроение, то особенное душевное содержание, которое вложено в слова. Это делает стихи Ахматовой душевно строгими и целомудренными: она говорит больше того, что говорят самые вещи, она ничего не навязывает, не объясняет от своего имени». В. Журминский.
Стихотворение «Перед весной бывают дни такие».
Задание.
Какие приметы весны, пробуждения природы встречаются в стихотворении?
Как детали нарисованного здесь пейзажа способствуют выявлению душевного состояния?
Выпишите встречающиеся здесь эпитеты. Какую роль они играют в раскрытии владеющего героиней чувства?
«Главная – и неизбывная тема Ахматовой – любовь- еще задолго до охлаждающей умудренности зрелого возраста осложняется и обогащается другой «повинностью» её жизни – призванием поэта. Поэзия – высший суд, перед которым смиряется даже неотвратимая и безоглядная сила любовных переживаний молодости. Общение поэта со своей музой – потребность не менее властная, ценность жизни не менее высокая». А.Твардовский.
«Можно сказать, что Ахматова совмещает лед и пламень. Но при этом, ни лед не плавится, ни пламень не гаснет. Они одинаково причастны к гармонии. Тайна открытия этого перехода, этого единства для Ахматовой и есть тайна ремесла, тайна поэзии, тайна жизни». А.Урбан
Стихотворение «Мне ни к чему одические рати».
Задание.
Чем, по мнению Ахматовой, обусловливается появление стихов?
Как характеризуется здесь жизненный «материал», который лежит в основании стихов?
Как происходит в поэзии Ахматовой совмещение «высокого» и «низкого», прекрасного и обыденного? Что позволяет стихам, вырастающим из «сора», звучать «на радость» всем?
Как понимаете вы слова: «По мне, в стихах все быть должно некстати,// Не так, как у людей»?
«Ахматова признавала мир реально и объективно существующим. Он был для неё конкретной, многоцветной и озвученной материальной данностью, которую можно было переносить в строчки стихов, на полотна живописцев и в звук, стараясь быть при этом точным и конкретным». А Павловский.