kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М.Горького «На дне».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • познакомить учащихся с особенностями жанра и конфликта пьесы М.Горького «На дне»;

·         развивать речь учащихся,   вырабатывать навыки анализа драматического произведения;                 

·         воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М.Горького «На дне».»

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 9.

Тема. Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М.Горького «На дне».

Цель:

  • познакомить учащихся с особенностями жанра и конфликта пьесы М.Горького «На дне»;

  • развивать речь учащихся, вырабатывать навыки анализа драматического произведения;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.


Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.


2. Слово учителя.

Творчество М. Горького 1902 - 1906 гг. - важный этап в идейно-творческой эволюции писателя. Среди произведений этого периода особое место занимает драматургия. Пьесы Горького - от «Мещан» до «Врагов» - социальны по своей проблематике. Однако каждая из них поднимает и ряд философских проблем, которые порой доминируют. Значительную роль в творчестве писателя играет социально-философская драма «На дне». В течение длительного времени вокруг пьесы не прекращаются острейшие споры, в театре появляются новые сценические интерпретации. Проблемы, поставленные в драме, иллюстрируют авторскую художественную концепцию человека.

Что делает человека человеком? что составляет основу его жизни? где та цель, к которой должен стремиться человек? что такое человеческое достоинство и как его обрести? - вот вопросы, которые обсуждают герои Горького, «люди улицы», «дна», «бывшие люди».

На протяжении всей пьесы не раз встречается понятие «правда», смысл которого пытаются раскрыть герои. Впервые оно произносится Квашней в обращении к Клещу (« А-а! Не терпишь правды!») в бытовом значении. Однако в контексте пьесы становится ясно, что это понятие гораздо шире, синонимами «правды» становятся «вера», «мечта». Основной вопрос произведения: что такое « правда»?


3. Постановка проблемного вопроса к циклу уроков.

Что есть «правда» для обитателей ночлежки? Какова позиция автора?

4. Индивидуальное сообщение учащегося «Сценическая судьба пьесы Горького «На дне».

В архиве МХАТа хранится альбом, содержащий свыше сорока фотографий, сделанных художником М. Дмитриевым в нижегородских ночлежках. Они служили наглядным материалом для актеров, гримеров и костюмеров при постановке пьесы в МХТ Станиславским.

На некоторых фотографиях рукой Горького сделаны замечания, из которых следует, что многие из персонажей «На дне» имели реальных прототипов в среде нижегородского босячества. Все это говорит о том, что и автор, и режиссер для достижения максимального сценического эффекта стремились, прежде всего, к жизненной достоверности.

Премьера «На дне», состоявшаяся 18 декабря 1902 г., имела феноменальный успех. Роли в пьесе исполняли: Сатин – Станиславский, Лука – Москвин, Барон – Качалов, Наташа – Андреева, Настя – Книппер.

Такое соцветие знаменитых актеров плюс оригинальность авторского и режиссерского решения дали никем не ожидаемый результат. Слава «На дне» сама по себе является своеобразным культурно-общественным феноменом начала XX века и не имеет себе равных во всей истории мирового театра.

«Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, – писала М. Ф. Андреева. – Публика неистовствовала. Вызывали автора несчетное число раз. Он упирался, не хотел выходить, его буквально вытолкнули на сцену».

21 декабря Горький писал Пятницкому: «Успех пьесы – исключительный, я ничего подобного не ожидал...» Сам Пятницкий писал Л. Андрееву: «Драма Максимыча – восторг! Он как оглоблей хватит ею по лбу всех тех, кто толковал об упадке его таланта». «На дне» высоко оценил А. Чехов, который писал автору: «Она нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия».

«На дне» – первое произведение М. Горького, которое принесло автору мировую славу. В январе 1903 г. премьера пьесы состоялась в Берлине в театре Макса Рейнгардта в постановке режиссера Рихарда Валлетина, исполнившего роль Сатина. В Берлине пьеса выдержала 300 спектаклей подряд, а весной 1905 г. отметили ее 500-е представление.

Многие из современников отмечали в пьесе характерную черту раннего Горького – грубоватость.

Одни называли ее недостатком. Например, А. Волынский после спектакля «На дне» писал Станиславскому: «У Горького нет того нежного, благородного сердца, поющего и плачущего, как у Чехова. Оно у него грубовато, как бы недостаточно мистично, не погружено в какую-то благодать».

Другие видели в том проявление недюжинной цельной личности, пришедшей из народных низов и как бы «взорвавшей» традиционные представления о русском писателе.


5. Слово учителя.

«На дне» – программная для Горького пьеса: создававшаяся на заре только что наступившего XX столетия, она выразила многие его сомнения и надежды в связи с перспективами человека и человечества изменить себя, преобразить жизнь и открыть необходимые для того источники творческих сил.

Это заявлено в символичном времени действия пьесы, в ремарках первого акта: «Начало весны. Утро». О том же направлении раздумий Горького красноречиво свидетельствует его переписка.

Накануне Пасхи 1898 года Горький многообещающе приветствовал Чехова: «Христос воскресе!», а вскоре написал И. Е. Репину: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он создал даже Бога... Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться... из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенству духа».

Через год в письме к Л. Н. Толстому он почти дословно повторил этот принципиальный для себя тезис в связи с литературой: «Даже великая книга только мертвая, черная тень слова и намек на истину, а человек – вместилище Бога живого. Бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости. А потому – и плохой человек лучше хорошей книги».


6. Обзор содержания пьесы.

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (54 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».
В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх... Испортил песню... дурак!»
Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые...» Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут...» — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто.

Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания — в нем одном. Другого смысла (например, христианского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».


7. Основной конфликт пьесы.

Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых.

Это конфликт двух полюсов: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ннннночлежникиночлежники.

Ночлежники.


8. Работа с текстом пьесы, направленная на анализ судеб героев.

1) Какова роль списка действующих лиц в драматическом произведении?

2) Какую информацию содержит список действующих лиц, предложенный Горьким?

3) Почему автор предлагает такие немногословные характеристики, содержащие только указания возраста и профессии героя?

4) Почему автор по-разному представляет героев: одних - по имени и отчеству, других - по прозвищу или фамилии? Почему по-разному представлены Костылев и Клещ?

5) Какую информацию несут прозвища героев (Клещ, Барон, Актер и т. д.)? Что лежит в основе прозвища?

6) Автор указывает на возраст героев. С какой целью он это делает?

7) Позволяет ли « афиша» определить социальное положение героев? Как?

8) Почему персонажи расположены именно в таком порядке? Есть ли закономерность в таком расположении?

Консультация Авторские пояснения немногословны, у персонажей обозначены только возраст и профессия. В списке действующих лиц представлены персонажи, многие из которых «бывшие люди» (бывший слесарь, бывший актер, бывший барон и т. д.). Люди, оказавшиеся на «дне» жизни, - представители разных сословий, возрастов. Именно общество является причиной, повлиявшей на нынешнее состояние героев. Расположение действующих лиц в списке отражает последовательность появления героев на сцене и определенную иерархию, существующую в этом мире.


9. Беседа по вопросам.

- Где происходит действие? Дайте устное описание ночлежки.

- Назовите лиц, действующих в первом акте.

- Чем живут ночлежники материально и духовно?

- Опишите появление Луки.


Дать характеристику обитателей ночлежки:

Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.

Василиса Карповна, его жена, 26 лет.

Наташа, ее сестра, 20 лет.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.

Васька Пепел, 28 лет.

Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.

Анна, его жена, 30 лет.

Настя, девица, 24 года.

Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.

Бубнов, картузник, 45 лет.

Барон, 33 года.

Сатин, Актер - приблизительно одного возраста: лет под 40.

1) их прошлое;

2) материальное положение и духовные ценности;

3)черты характера;

4) причины появления в ночлежке, оценка своего положения;

5) отношение других ночлежников.

- Почему на этом уроке не звучит имя Луки? Ведь он есть в перечне ночлежников? Где он находится в списке? Почему, как вы думаете?

- Каков вообще принцип составления списка действующих лиц? (Иерархия положения в обществе, иерархия появления на сцене).


10. Анализ I действия.

Беседа:

1) Какие герои появляются в I действии?

2) В чем суть диалога в этом действии? Какую позицию занимают герои в этом диалоге?

3) Прочитайте первые реплики пьесы. Проследите, как растет напряженность спора.

4) Как характеризуют атмосферу ночлежки постоянные споры ее обитателей?

5) Первое действие выполняет в пьесе роль экспозиции. Что такое экспозиция? Какова ее роль?

6) Что можно узнать из экспозиции о героях пьесы?

Консультация. В основе экспозиции - мрачные картины «дна» жизни. Она завершается в середине первого действия, в момент появления Луки. «Дно» жизни ведет к угасанию надежды человека на нормальную жизнь. Даже если в человеке еще сохраняется надежда, то положение ночлежника гасит ее.

7) Может ли человек существовать в таких условиях?

8) Какое событие меняет обычную жизнь ночлежников?

9) Горький к пьесе предъявлял следующие требования: «...она должна быть актуальна, сюжетна и насыщена действиями». Реализованы ли эти требования в пьесе?


III. Подведение итогов урока.

– Какова идея пьесы?

- Какие проблемы в ней поднимаются?

- С помощью каких средств создаются характеры героев? В чем смысл жизни по Горькому?


IV. Домашнее задание.

Выявить роль Луки в пьесе, выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М.Горького «На дне».

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства