kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: усвоить содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями сказок писателя;

  • развивать умение работать самостоятельно с текстом и в парах, анализировать литературное произведение, давать характеристику герою, находить приемы создания сатирического;

  • воспитывать наблюдательность, трудолюбие, нравственное воспитание.

Тип урока: изучение нового материала.

Приемы и методы: технология развития критического мышления.

Оборудование: слайдовая презентация, интерактивная доска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» »

План – конспект урока



Тема урока: Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Класс: 7

Цель урока: усвоить содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями сказок писателя;

  • развивать умение работать самостоятельно с текстом и в парах, анализировать литературное произведение, давать характеристику герою, находить приемы создания сатирического;

  • воспитывать наблюдательность, трудолюбие, нравственное воспитание.

Тип урока: изучение нового материала.

Приемы и методы: технология развития критического мышления.

Оборудование: слайдовая презентация, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Актуализация темы и цели урока

2.Изучение нового материала

1 стадия – стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

1.Что знаем по теме урока? (- прочитали сказку; - знакомы с определением жанра «сказка»; - знакомы с понятием «сатира» и «юмор»)

Что должны узнать? (-Кто такой Салтыков –Щедрин? – Каковы особенности сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: анализ текста, определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки? – Охарактеризовать героев)

2.Чтение статьи учебника (о писателе и его творчестве). Читая текст, учащиеся делают пометки в тексте:

? – непонятно

V – основной материал

! – удивило

+ -уже знаю

2 стадия – осмысление

А) беседа по прочитанному:

  • Что было непонятно?

  • Что удивило?

  • Что уже знали?

  • Что узнали о писателе?

В процессе беседы составляется кластер о писателе и его творчестве.

-Почему Салтыков – Щедрин писал именно сказки? (Понятны простому народу, более доступны)

-Какой подзаголовок они имеют? Как вы понимаете его? («Сказки для изрядного возраста»)

Б)Анализ сказки

  • Вспомним сюжет сказки

  • Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров? (Робинзон Крузо, но он превратил остров в цветущий сад)

  • Кто герои сказки?

  • Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?

  • Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется?

  • Какой мужик? Найдите его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием использован? Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?

- Составление сравнительной таблицы

Генералы

Мужик

Неприспособленность к жизни

Глупость

Невежественность

Тунеядство

Несправедливость

Жадность

Пустота интересов

Приспособленность

Ловкость

Находчивость

Трудолюбие

Талант

Рабская покорность

безропотность


  • Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (антитеза)

  • Как генералы относятся к мужику?

  • Как автор относится к своим героям?

  • Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический и сатирический. Какой же смех используется автором в «Повести…»? (Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты «Московские ведомости» и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – о талантливом народе.)

  • Какова же цель сатиры Салтыкова – Щедрина? (разоблачить глупость, невежество, никчемность генералов)

  • Прямо ли об этом говорит писатель? Как называется такой прием? (иносказание)

  • Почему же сказка называется повестью?

Составление таблицы – работа в парах

Черты народных сказок, использованных Салтыковым – Щедриным в «Повести…»

Элементы реальной жизни в сказке



-Беседа по таблице

Составление кластера «Особенности сказки Салтыкова -Щедрина»



Особенности сказки Салтыкова – Щедрина

«для детей изрядного возраста»

Использование черт народных

сказок и элементов реальной жизни

Гиперболизация, антитеза

Иносказание

Смешение стилей

3.Рефлексия

-Прием «верное – неверное уутверждение»

«Правда ли я?» Я утверждаю…..

…что сказки Салтыкова – Щедрина написаны только для детей?

…что в его сказках используется только разговорный стиль?

…что Салтыков – Щедрин прямо указывает на недостатки героев?

…что в сказках Салтыкова – Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?

…что в этих сказках используются добрый авторский смех?

- Составление синквейна: какой смех у Щедрина?

Смех

обличительный, горький

осуждает, поучает, разоблачает

он борется с недостатками

сатира


4.Итоги урока – поставить оценку урока.

5.Домашнее задание – прочитать сказку «Дикий помещик» и соотнести с особенностями сказок писателя.





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Бектурганова Татьяна Константиновна

Дата: 26.08.2014

Номер свидетельства: 113034


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства