kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности поэтики Н.А. Некрасова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественное словоупотребление Некрасова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности поэтики Н.А. Некрасова.»

Особенности поэтики Некрасова


Тема. Художественное словоупотребление Некрасова (ранняя ли­рика).

Цель. В процессе коллективной работы найти некоторые опреде­ляющие признаки, по которым среди стихотворных произведений не­скольких авторов можно узнать стихотворения именно Некрасова, в ре­зультате чего сделать обобщающие выводы, связанные с определением особенностей поэтики ранних стихотворений Некрасова.

Информация для учителя. Ученикам предлагается раннее стихо­творение Некрасова «Перед дождём», написанное в 1846 г. При этом они не знают заранее, с каким именно стихотворением им предстоит рабо­тать, им не сообщают ни его названия, ни даты, ни последней строфы. В начале урока каждому ученику кладётся текст стихотворения в сокращённом, варианте. На уроке его читает учи­тель, так как ученики видят текст в первый раз.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей,

рябой и пёстрый,

За листком летит листок,

И струёй сухой и острой

Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон (1,37).

Это... было раненное в самом начале жизни сердце... и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь.

Ф. М. Достоевский



ХОД УРОКА


Учитель. На протяжении первого урока мы будем анализировать лексику одного из ранних стихотворений Некрасова. На каждой парте вы найдёте сокращённый вариант этого стихотворения— без названия и последней строфы.

В процессе работы вы можете получить литературоведческую ин­формацию, воспользовавшись материалами карточки-информатора, ле­жащей перед вами.

Запишите в тетради название урока, обратив внимание на термин словоупотребление.

Первая учебная ситуация связана с работой по таблице, которую вы начертите в своих тетрадях по образцу, данному на доске, и будете постепенно заполнять. Цель нашей работы— ответить на во­прос:

*? Почему автор выбирает для обозначения какого-либо понятия именно это, а не другое слово? Какими особенностями миро­ощущения поэта диктуется такой выбор?


Прочтём стихотворение вслух.


Определим, слова какой части речи употребляет автор чаще дру­гих. Вы видите, что это имя существительное. Запишите все существи­тельные из текста стихотворения во вторую колонку таблицы.

Следующий этап работы — коллективный — связан с заполнени­ем третьей и четвёртой колонки. Мы обнаружим, что все существитель­ные носят общеупотребительный характер. Теперь определим ассоциа­ции, возникающие у нас в связи с каждым существительным (подчерк­нём, все эти образы находятся вне контекста стихотворения). Лучшие из предложенных ассоциативных образов мы запишем в четвёртую ко­лонку.

Обобщение ассоциативного ряда, записанное в пятую колонку, бу­дет частичным ответом на поставленные выше вопросы.

Мы представляем часть таблицы с анализом всех существитель­ных. Принцип работы со всеми частями речи одинаков.



Части речи

Слово и со­четание слов

Общеупотре­бительное

Ассоциативный образ


Существительные

Ветер

+

Движение, возможно хаотичное. Человек в ветре­ный день беспокоен. Многие любят ветер как силу, могущую взбодрить.




Стая туч

+

«Хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности.




Край небес

+

Простор, внезапно обрывающийся. Неизвестность, ждущая за «краем», поэтому тревога. Край — оста­новка, как антоним движения. Возможно, пустота.




Лес

+

Сплетение ветвей, через которые невозможно пройти. Массивность, темнота, возможно, опас­ность.




Ручей

+

Лёгкость, красота. Стремительное движение, увле­кающее за собой. Возможны маленькие водоворо­ты, способные утянуть на дно небольшой предмет.




Листок

+

Обязательно красивый, но маленький, незащищён­ный. Можно не заметить и наступить, обезобразить первоначальную красоту. То, чему угрожает опас­ность.




Струя

+

Стремительное движение, сила, могущая сбить с ног — и этим опасная. Но у Лермонтова — «струя светлей лазури»: не угроза, а красота.




Холодок

+

По спине — перед надвигающейся опасностью. То, что отличается от тепла, уюта, спокойствия. Суф­фикс -ОК — смягчение возможной опасности.




Полумрак

+

Переход от света к мраку, движение от света к тени. «Терминатор» (в значении резкая граница между светом и тенью), но в размытом виде, искажаю­щем восприятие в его реальном облике, — обман, возможная опасность.




Крик

+

Может быть — радости, может быть — тревоги, опасности. В любом случае — знак необычности, непривычности происходящего. Возбуждение от со­прикосновения с неожиданностью. Движение души независимо от его эмоциональной окрашенности.




Стая галок и ворон

+

Некое круговое движение, не имеющее ни начала, ни конца. Замкнутое движение, обозначающее не­счастье. Карканье: «накаркать» беду.



Выводы. Анализ художественного словоупотребления показыва­ет, что автор видит мир, прежде всего в его вещном, предметном на­полнении (в трёх строфах стихотворения шестнадцать существи­тельных). Некрасов отбирает слова, имеющие общеупотребительное значение: таким образом, он добивается, чтобы предметный мир, вос­созданный в стихотворении, был узнаваем и реален. Но ассоциативные образы, возникающие у читателя, заставляют его вслед за автором ду­мать, что этот привычный, будничный мир таит в себе неясную угрозу, беспокойство.

Подобным образом в таблицу вносятся глаголы (их 7) и деепри­частие. Эти слова также относятся к общеупотребительной лексике. Это значит, что позиция автора, связанная с художественным слово-употреблением, принципиальна и последовательна: он вновь отбирает слова таким образом, чтобы картина мира, обозначенная теперь через действия (события), происходящие в нём, так же, как и сам мир, была узнаваема и реальна. Анализ ассоциативных образов показывает, что автор отбирает глаголы так, чтобы в сознании читателя сложилась кар­тина не просто динамично изменяющегося мира, но мира, динамика которого усиливает в человеке чувство тревоги. Соединение значений существительных и глаголов, дополненное возникающим ассоциатив­ным рядом, позволяет говорить о сложности авторской позиции в оценке окружающего мира, который, с его точки зрения, может быть враждебен по отношению к человеку. Например, фрагмент первых двух строк:



...ветер

гонит стаю туч... —

включает в себя слова, на уровне смысловых и ассоциативных зна­чений которых возникает метафорический ряд, в частности указывающий на сложность мироощущения автора.

Затем в таблицу заносятся имена прилагательные, причастия и на­речия.



Части речи

Слово и соче­тание слов

Общеупотре­бительное

Ассоциативный образ

Отглагольное прилагательное

Заунывный

+

Однотонный, рождающий тоску.

причастие

Надломленная

+

Действие, признак которого — треск. Звук непри­ятный, резкий. Действие, наносящее поврежде­ние, причиняющее боль.


наречие

Глухо

+

Неясность происходящего, отзвук чего-то, вызы­вающий тревогу.


прилагательное

Тёмный

+

Скрывающий что-то, таящий неизвестность, воз­можную опасность


прилагательное

Рябой и пёстрый

+

Многообразие красок, но глаза устают от их чрезмерного чередования. Предмет, при взгляде на который возникает напряжение, усталость. Дисгармония цвета.


прилагательное

Сухая

+

Не содержащая влаги, не дающая прохлады, не­жизнетворная.


прилагательное

Острая

+

Способная уколоть, причинить боль, вызываю­щая неудобство.

Выводы. Мы отметили 6 прилагательных (одно из них отглаголь­ное), 1 причастие и 1 наречие. Это группа слов так же, как и две преды­дущие, отобрана автором с учётом их функциональной особенности все они относятся к общеупотребительной лексике. Это значит, что автор, характеризуя предметы и действия с точки зрения признаков, сопровождающих их появление, старается добиться всё того же эф­фекта: читатель должен увидеть знакомый, легко узнаваемый мир. Ко­личественный анализ (всего 8 слов) показывает, что автор выстраивает картину мира, практически лишённую звука и цвета, то есть именно тех проявлений жизни, которые во многом определяют радость бытия. Ассоциативные образы делают эту картину не просто безрадостной, но однотонной, однозвучной, угрюмой, то есть тревожащей, угнетающей, подавляющей.

Ещё раз просмотрите материалы ваших выводов, внесённые в таб­лицу, и ответьте на вопросы первой учебной ситуации.

Автор, следуя своей логике постижения мира, выбирает для его воссоздания общеупотребительную лексику, которая вводит читателя в узнаваемый им, реально существующий мир. Суть этого мира, с точки зрения автора, определяется прежде всего вещностью, материально­стью бытования, отличающейся стремительной динамикой развития. Автор представляет реальный мир не просто в перечне предметов и смене событий они, по его мнению, находятся в очень сложных от­ношениях друг с другом и с человеком. Картину сложного, беспокойного мира автор выстраивает посредством отбора такой лексики, которая вызывает в читателе ассоциативные образы, прямо указывающие на опасность, исходящую по направлению к человеку со стороны окру­жающей реальности. Ощущение этой опасности и является одной из особенностей мироощущения Некрасова, проявившейся в его ранней лирике.

Вторая учебная ситуация

Этот этап работы связан с уточнением позиции автора — создате­ля стихотворения. Начинается он с подбора и обсуждения вариантов на­звания стихотворения. Варианты фиксируются в тетрадях и на доске для того, чтобы сравнить каждое название с содержанием стихотворения и оценить степень его смысловой соотнесённости с авторским замыслом.

Учитель. Название произведения вообще— это своеобразный эпиграф, содержащий в себе ключ к мироощущению лирического героя и автора, поэтому очень важно, чтобы вы правильно определили пафос стихотворения.

Каков пафос стихотворения и как он помогает понять особен­ности мироощущения автора?

Ученики предлагают различные варианты ответов, общий смысл которых соотнесён с понятием «Осень»: «Печальная пора», «Осенний вечер», «Осенняя печаль», «Сумерки природы».

Учитель. Сравним ваши названия с вариантом, данным автором: есть или нет внутреннее сходство в ощущении настроения, заложенного в стихотворении.

Авторское название — «Перед дождём». Ясно, что пафос ваших названий соотносим с названием, данным автором, Но в авторском вари­анте подчёркивается состояние ожидания, которое зачастую оказывается более тягостным и напряжённым, чем само событие.

В завершение, чтобы подтвердить или опровергнуть результаты нашего анализа, прослушайте заключительную строфу стихотворения. Может быть, можно было бы обойтись без неё? Для чего она нужна ав­тору?


Над проезжей таратайкой

Спущен верх, перёд закрыт;

И «пошёл!» — привстав с нагайкой,

Ямщику жандарм кричит...

Этой строфой автор прямо вводит читателя в мир человече­ских взаимоотношений. Некрасов считает, что дисгармоничен не мир, окружающий человека, лишена гармонии его жизнь, и поэтому пафос восприятия автором окружающего мы можем определить как драма­тический. (Одно из стихотворений цикла «На улице» 1850 года — будет завершено признанием героя и автора: «Мерещится мне всюду драма...»).

Задачей сегодняшнего урока и было показать вам Не­красова, взгляд которого на мир действительно характеризуется неко­торой заданностью, но не тематической, а концептуальной: мир изна­чально враждебен по отношению к человеку; человеку в этом мире неуютно, тревожно; он постоянно ощущает опасность, исходящую извне.

В чём суть заданности? Что является для нас основным смысло-различителем, благодаря которому мы понимаем, что стихотворение на­писано именно Некрасовым? Ответ мы находим в анализе словоупотреб­ления, который мы проделали на уроке.

Третья учебная ситуация

В заключение ученики работают в группах, ещё раз прочитывая текст стихотворения, сверяя с ним выводы, сделанные в таблице, пись­менно отвечают на вопрос.

Каковы же особенности концепции мира и человека в ранней лирике Некрасова?

Как они выражаются в поэтике Некрасова, связанной, в частности, с художественным словоупотреблением?

По Некрасову, внешний, вещный, предметный мир, окружающий человека, достаточно прост и понятен. Он не нуждается в разгадыва­нии. Но пребывание человека в этом мире не только не просто оно трагично. Одним из объяснений такого взгляда на человека и мир может стать тот факт, что в 1846 году Некрасов ещё очень молод и его личная и общественная судьба складывается драматично. Именно об этом скажет гениальный читатель Ф.М.Достоевский: «раненное в самом начале жизни сердце». Горький опыт собственной молодости, связанный не столько с материальной неустроенностью, сколько с ощущением одиночества, и рождает в молодом поэте драматизм мировосприятием настоянный на интуитивном ощущении произвола как образа русской жизни. Этот первый сердечный порыв, по Достоевскому, и сделает Некрасова тем поэтом, который войдёт в историю русской жизни «страстной, страдальческой» нотой.

Эту сложность мироощущения автора можно почувствовать уже в ранних его стихотворениях, в частности, с помощью тщательного анализа словоупотребления, который показал: Некрасов концептуально выстраивает лексический ряд своего стихотворения таким образом, что происходит нагнетание, усиление драматического пафоса, при переходе к последней строфе даже на уровне изменения жанра: от пейзажной лирики к социально-жанровой зарисовке. Таким образом, желание Некрасова подчеркнуть рано почувствованную им самим дисгармо­нию во взаимоотношениях мира и человека диктует ему выбор художественного словоупотребления.


Учитель. Для того чтобы принять или отвергнуть эту точку зрения, предлагаю вам к семинарскому занятию по лирике Некрасова про­анализировать по группам 8 стихотворений поэта, написанных в разное время, с использованием принципов анализа, продемонстрированных на сегодняшнем уроке.

«Имел я дочь; в учителя влюбилась...», 1847.

Вор 1850 (цикл «На улице»).

«Тяжёлый крест достался ей на долю...» 1855.

«Я рано встал, недолги были сборы» 1855 (Последние элегии. Часть II).

Дума. 1861.

«В полном разгаре страда деревенская...» 1862 — 63.

Путешественник. 1874.

Молебен. 1876.








Карточка-информатор.


Рассказчик — «условный образ человека, от лица которого ведёт­ся повествование в литературном произведении»1.

Сюжет — «развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических»2.

Художественное пространство— «важнейшая характеристика художественного образа... воспроизводит пространственную картину мира в её... ценностном аспекте»3.

Ценность— «...всё многообразие предметов человеческой дея­тельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений... которые могут оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, спра­ведливого или несправедливого и т.п.»4.

Оценка — «отношение к социальным явлениям, человеческой дея­тельности, поведению, установление их значимости, соответствия опре­делённым нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согла­сие или критика и т.п.)»5.

Диалектика — «процесс развития чего-либо во всём многообра­зии его форм и во всей его противоречивости»6.

Мироощущение— «восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в настроениях, чувствах, действиях» .




















МОУ СОШ №3

с. Кочубеевское

Особенности поэтики Н.А. Некрасова.

10 класс.

Тема: «Художественное словоупотребление Н.А. Некрасова»



Выполнила Пивнева Т.Е.,

учитель русского языка и литературы.











2011 год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности поэтики Н.А. Некрасова.

Автор: Татьяна Евгеньевна Пивнева

Дата: 12.11.2024

Номер свидетельства: 659381


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства