Цель. В процессе коллективной работы найти некоторые определяющие признаки, по которым среди стихотворных произведений нескольких авторов можно узнать стихотворения именно Некрасова, в результате чего сделать обобщающие выводы, связанные с определением особенностей поэтики ранних стихотворений Некрасова.
Информация для учителя. Ученикам предлагается раннее стихотворение Некрасова «Перед дождём», написанное в 1846 г. При этом они не знают заранее, с каким именно стихотворением им предстоит работать, им не сообщают ни его названия, ни даты, ни последней строфы. В начале урока каждому ученику кладётся текст стихотворения в сокращённом, варианте. На уроке его читает учитель, так как ученики видят текст в первый раз.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей,
рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон (1,37).
Это... было раненное в самом начале жизни сердце... и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии егона всю потом жизнь.
Ф. М. Достоевский
ХОД УРОКА
Учитель. На протяжении первого урока мы будем анализировать лексику одного из ранних стихотворений Некрасова. На каждой парте вы найдёте сокращённый вариант этого стихотворения— без названия и последней строфы.
В процессе работы вы можете получить литературоведческую информацию, воспользовавшись материалами карточки-информатора, лежащей перед вами.
Запишите в тетради название урока, обратив внимание на термин словоупотребление.
Первая учебная ситуация связана с работой по таблице, которую вы начертите в своих тетрадях по образцу, данному на доске, и будете постепенно заполнять. Цель нашей работы— ответить на вопрос:
*? Почему автор выбирает для обозначения какого-либо понятия именно это, а не другое слово? Какими особенностями мироощущения поэта диктуется такой выбор?
Прочтём стихотворение вслух.
Определим, слова какой части речи употребляет автор чаще других. Вы видите, что это имя существительное. Запишите все существительные из текста стихотворения во вторую колонку таблицы.
Следующий этап работы — коллективный — связан с заполнением третьей и четвёртой колонки. Мы обнаружим, что все существительные носят общеупотребительный характер. Теперь определим ассоциации, возникающие у нас в связи с каждым существительным (подчеркнём, все эти образы находятся вне контекста стихотворения). Лучшие из предложенных ассоциативных образов мы запишем в четвёртую колонку.
Обобщение ассоциативного ряда, записанное в пятую колонку, будет частичным ответом на поставленные выше вопросы.
Мы представляем часть таблицы с анализом всех существительных. Принцип работы со всеми частями речи одинаков.
Части речи
Слово и сочетание слов
Общеупотребительное
Ассоциативный образ
Существительные
Ветер
+
Движение, возможно хаотичное. Человек в ветреный день беспокоен. Многие любят ветер как силу, могущую взбодрить.
Стая туч
+
«Хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности.
Край небес
+
Простор, внезапно обрывающийся. Неизвестность, ждущая за «краем», поэтому тревога. Край — остановка, как антоним движения. Возможно, пустота.
Лес
+
Сплетение ветвей, через которые невозможно пройти. Массивность, темнота, возможно, опасность.
Ручей
+
Лёгкость, красота. Стремительное движение, увлекающее за собой. Возможны маленькие водовороты, способные утянуть на дно небольшой предмет.
Листок
+
Обязательно красивый, но маленький, незащищённый. Можно не заметить и наступить, обезобразить первоначальную красоту. То, чему угрожает опасность.
Струя
+
Стремительное движение, сила, могущая сбить с ног — и этим опасная. Но у Лермонтова — «струя светлей лазури»: не угроза, а красота.
Холодок
+
По спине — перед надвигающейся опасностью. То, что отличается от тепла, уюта, спокойствия. Суффикс -ОК — смягчение возможной опасности.
Полумрак
+
Переход от света к мраку, движение от света к тени. «Терминатор» (в значении резкая граница между светом и тенью), но в размытом виде, искажающем восприятие в его реальном облике, — обман, возможная опасность.
Крик
+
Может быть — радости, может быть — тревоги, опасности. В любом случае — знак необычности, непривычности происходящего. Возбуждение от соприкосновения с неожиданностью. Движение души независимо от его эмоциональной окрашенности.
Стая галок и ворон
+
Некое круговое движение, не имеющее ни начала, ни конца. Замкнутое движение, обозначающее несчастье. Карканье: «накаркать» беду.
Выводы. Анализ художественного словоупотребления показывает, что автор видит мир, прежде всего в его вещном, предметном наполнении (в трёх строфах стихотворения — шестнадцать существительных). Некрасов отбирает слова, имеющие общеупотребительное значение: таким образом, он добивается, чтобы предметный мир, воссозданный в стихотворении, был узнаваем и реален. Но ассоциативные образы, возникающие у читателя, заставляют его вслед за автором думать, что этот привычный, будничный мир таит в себе неясную угрозу, беспокойство.
Подобным образом в таблицу вносятся глаголы (их 7) и деепричастие. Эти слова также относятся к общеупотребительной лексике. Это значит, что позиция автора, связанная с художественным слово-употреблением, принципиальна и последовательна: он вновь отбирает слова таким образом, чтобы картина мира, обозначенная теперь через действия (события), происходящие в нём, так же, как и сам мир, была узнаваема и реальна. Анализ ассоциативных образов показывает, что автор отбирает глаголы так, чтобы в сознании читателя сложилась картина не просто динамично изменяющегося мира, но мира, динамика которого усиливает в человеке чувство тревоги. Соединение значений существительных и глаголов, дополненное возникающим ассоциативным рядом, позволяет говорить о сложности авторской позиции в оценке окружающего мира, который, с его точки зрения, может быть враждебен по отношению к человеку. Например, фрагмент первых двух строк:
...ветер
гонит стаю туч... —
включает в себя слова, на уровне смысловых и ассоциативных значений которых возникает метафорический ряд, в частности указывающий на сложность мироощущения автора.
Затем в таблицу заносятся имена прилагательные, причастия и наречия.
Части речи
Слово и сочетание слов
Общеупотребительное
Ассоциативный образ
Отглагольное прилагательное
Заунывный
+
Однотонный, рождающий тоску.
причастие
Надломленная
+
Действие, признак которого — треск. Звук неприятный, резкий. Действие, наносящее повреждение, причиняющее боль.
Многообразие красок, но глаза устают от их чрезмерного чередования. Предмет, при взгляде на который возникает напряжение, усталость. Дисгармония цвета.
прилагательное
Сухая
+
Не содержащая влаги, не дающая прохлады, нежизнетворная.
Выводы. Мы отметили 6 прилагательных (одно из них отглагольное), 1 причастие и 1 наречие. Это группа слов так же, как и две предыдущие, отобрана автором с учётом их функциональной особенности — все они относятся к общеупотребительной лексике. Это значит, что автор, характеризуя предметы и действия с точки зрения признаков, сопровождающих их появление, старается добиться всё того же эффекта: читатель должен увидеть знакомый, легко узнаваемый мир. Количественный анализ (всего 8 слов) показывает, что автор выстраиваеткартину мира, практически лишённую звука и цвета, то есть именно тех проявлений жизни, которые во многом определяют радость бытия. Ассоциативные образы делают эту картину не просто безрадостной, но однотонной, однозвучной, угрюмой, то есть тревожащей, угнетающей, подавляющей.
Ещё раз просмотрите материалы ваших выводов, внесённые в таблицу, и ответьте на вопросы первой учебной ситуации.
Автор, следуя своей логике постижения мира, выбирает для его воссоздания общеупотребительную лексику, которая вводит читателя в узнаваемый им, реально существующий мир. Суть этого мира, с точки зрения автора, определяется прежде всего вещностью, материальностью бытования, отличающейся стремительной динамикой развития. Автор представляет реальный мир не просто в перечне предметов и смене событий — они, по его мнению, находятся в очень сложных отношениях друг с другом и с человеком. Картину сложного, беспокойного мира автор выстраивает посредством отбора такой лексики, которая вызывает в читателе ассоциативные образы, прямо указывающие на опасность, исходящую по направлению к человеку со стороны окружающей реальности. Ощущение этой опасности и является одной из особенностей мироощущения Некрасова, проявившейся в его ранней лирике.
Вторая учебная ситуация
Этот этап работы связан с уточнением позиции автора — создателя стихотворения. Начинается он с подбора и обсуждения вариантов названия стихотворения. Варианты фиксируются в тетрадях и на доске для того, чтобы сравнить каждое название с содержанием стихотворения и оценить степень его смысловой соотнесённости с авторским замыслом.
Учитель. Название произведения вообще— это своеобразный эпиграф, содержащий в себе ключ к мироощущению лирического героя и автора, поэтому очень важно, чтобы вы правильно определили пафос стихотворения.
Каков пафос стихотворения и как он помогает понять особенности мироощущения автора?
Ученики предлагают различные варианты ответов, общий смысл которых соотнесён с понятием «Осень»: «Печальная пора», «Осенний вечер», «Осенняя печаль», «Сумерки природы».
Учитель. Сравним ваши названия с вариантом, данным автором: есть или нет внутреннее сходство в ощущении настроения, заложенного в стихотворении.
Авторское название — «Перед дождём». Ясно, что пафос ваших названий соотносим с названием, данным автором, Но в авторском варианте подчёркивается состояние ожидания, которое зачастую оказывается более тягостным и напряжённым, чем само событие.
В завершение, чтобы подтвердить или опровергнуть результаты нашего анализа, прослушайте заключительную строфу стихотворения. Может быть, можно было бы обойтись без неё? Для чего она нужна автору?
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...
Этой строфой автор прямо вводит читателя в мир человеческих взаимоотношений. Некрасов считает, что дисгармоничен не мир, окружающий человека, лишена гармонии его жизнь, и поэтому пафос восприятия автором окружающего мы можем определить как драматический. (Одно из стихотворений цикла «На улице» — 1850 года — будет завершено признанием героя и автора: «Мерещится мне всюду драма...»).
Задачей сегодняшнего урока и было показать вам Некрасова, взгляд которого на мир действительно характеризуется некоторой заданностью, но не тематической, а концептуальной: мир изначально враждебен по отношению к человеку; человеку в этом мире неуютно, тревожно; он постоянно ощущает опасность, исходящую извне.
В чём суть заданности? Что является для нас основным смысло-различителем, благодаря которому мы понимаем, что стихотворение написано именно Некрасовым? Ответ мы находим в анализе словоупотребления, который мы проделали на уроке.
Третья учебная ситуация
В заключение ученики работают в группах, ещё раз прочитывая текст стихотворения, сверяя с ним выводы, сделанные в таблице, письменно отвечают на вопрос.
Каковы же особенности концепции мира и человека в раннейлирике Некрасова?
Как они выражаются в поэтике Некрасова, связанной, в частности, с художественным словоупотреблением?
По Некрасову, внешний, вещный, предметный мир, окружающий человека, достаточно прост и понятен. Он не нуждается в разгадывании. Но пребывание человека в этом мире не только не просто — оно трагично. Одним из объяснений такого взгляда на человека и мир может стать тот факт, что в 1846 году Некрасов ещё очень молод и его личная и общественная судьба складывается драматично. Именно об этом скажет гениальный читатель Ф.М.Достоевский: «раненное в самом начале жизни сердце». Горький опыт собственной молодости, связанный не столько с материальной неустроенностью, сколько с ощущением одиночества, и рождает в молодом поэте драматизм мировосприятием настоянный на интуитивном ощущении произвола как образа русской жизни. Этот первый сердечный порыв, по Достоевскому, и сделает Некрасова тем поэтом, который войдёт в историю русской жизни «страстной, страдальческой» нотой.
Эту сложность мироощущения автора можно почувствовать уже в ранних его стихотворениях, в частности, с помощью тщательного анализа словоупотребления, который показал: Некрасов концептуально выстраивает лексический ряд своего стихотворения таким образом, что происходит нагнетание, усиление драматического пафоса, при переходе к последней строфе — даже на уровне изменения жанра: от пейзажной лирики к социально-жанровой зарисовке. Таким образом, желание Некрасова подчеркнуть рано почувствованную им самим дисгармонию во взаимоотношениях мира и человека диктует ему выбор художественного словоупотребления.
Учитель. Для того чтобы принять или отвергнуть эту точку зрения, предлагаю вам к семинарскому занятию по лирике Некрасова проанализировать по группам 8 стихотворений поэта, написанных в разное время, с использованием принципов анализа, продемонстрированных на сегодняшнем уроке.
«Имел я дочь; в учителя влюбилась...», 1847.
Вор 1850 (цикл «На улице»).
«Тяжёлый крест достался ей на долю...» 1855.
«Я рано встал, недолги были сборы» 1855 (Последние элегии. Часть II).
Дума. 1861.
«В полном разгаре страда деревенская...» 1862 — 63.
Путешественник. 1874.
Молебен. 1876.
Карточка-информатор.
Рассказчик — «условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении»1.
Сюжет — «развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических»2.
Художественное пространство— «важнейшая характеристика художественного образа... воспроизводит пространственную картину мира в её... ценностном аспекте»3.
Ценность— «...всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений... которые могут оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.п.»4.
Оценка — «отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определённым нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.)»5.
Диалектика — «процесс развития чего-либо во всём многообразии его форм и во всей его противоречивости»6.
Мироощущение— «восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в настроениях, чувствах, действиях» .