Цели для ученика Обучающие: 1. Совершенствовать навыки чтения художественного текста, анализировать прочитанное. 2. Уметь видеть особенности языка писателя. 3. Определять место произведения в контексте русской литературы и культуры. Развивающие: Характеризовать художественный образ как способ познания мира. Развивать умения сопоставлять и делать выводы, коммуникативные умения, познавательного интереса у обучающихся к произведениям русской литературы Воспитывающие: Воспитывать бережного отношения к слову. Формировать способность самостоятельно мыслить. | Цели для учителя Образовательные: Способствовать пониманию у учащихся замысла писателя, Открыть для учащихся художественный мир произведения и определить место произведения в русской культуре. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития самостоятельного, мышления, способствовать учащимся самостоятельно работать с текстом ( выборка, сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, обобщение). Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, воспитывать способность иметь собственное мнение. |
Тип урока Комбинированный | Форма урока Традиционная (урок-практикум) |
Опорные понятия. Язык и стиль писателя (оксюмоморон, алогизм, гротеск, метафора, образы – символы, абсурд | Новые понятия Утопия и антиутопия |
Формы контроля Фронтальный | Домашнее задание Сочинение-рассуждение. Согласны ли вы со словами И.Ефимова «Котлован – одна из самых страшных русских книг, но одновременно – одна из самых смешных?» |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 5 минут. | Мотивировать учебную деятельность. Проблемный вопрос: Почему цензура беспощадно встала на пути повести к читателю? (написана в 1930 г – напечатана в 1987г) . | Готовятся к работе. Активизируют знания об особенностях языка писателя, вспоминают сведения из истории (30-е годы, эпоха индустриализации…) | Словесная форма. Беседа устная и частично письменная работа над опорными словами писателя. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 8 минут. | Формулировать задание: какие ассоциации возникают у вас в связи со словом «Котлован»? В каких значениях это слово употребляется в тексте? Организовать обсуждения. | Работают в тексте и тетрадях над лексикой писателя | Фронтальная работа в тетрадях Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: оценивание своего умения «чувствовать» слово писателя, его силу» Познавательные: анализ слова с целью создания картины мира писателя | Видеть особенности слова писателя. |
III. Изучение нового. 17 минут. | Распределить задание по группам и создать проблемную ситуацию. Корректировать выполнение задания. 1 группа: как Платонов воссоздает приметы исторического времени (эпизоды: мужики, заготавливающие себе гробы при жизни, пролетарский медведь - молотобоец, эпизод с колхозными лошадьми) 2 группа: речь Вощева как средство характеристики героя (наиболее думающий и чувствующий герой повести) 3 группа: речь Сафронова – идейного антипода Вощева (анализ речи с точки зрения его словоупотребления и содержания) 4 группа: Какую роль в жизни героев играет девочка-сирота? Настя – участник и комментатор всех событий в повести | Читают текст. Подчеркивают опорную лексику Работают самостоятельно над словом, выстраивают ассоциации, делают вывод Читают свои работы. Обсуждаются в классе. | Практический метод. Приём познавательной активности через чтение и творческое задание. | Личностные: Определение и формулирование собственного мнения, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить письменное речевое высказывание, коммуникативные: умение слушать товарища и корректно оценивать его работу | Умение самостоятельно мыслить. Делать выводы о позиции писателя через его слово. Умение увидеть сатирический характер повести |
| | | | | |
1V. Актуали-зация новых знаний. 10 минут | Работа с текстом. Правка авторского текста, направленная на «исправление» алогичности, неуклюжести фразы. Делают выводы об особенностях стиля писателя. | Работают с текстом писателя, «исправляют» его, наблюдают за результатом. Аргументируют устно. Проводят ассоциации. Делают выводы. | Метод наблюдения Беседа. Комментированное чтение. Формулирование понятий. Сопоставление. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение выделять основную мысль прочитанного, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,; коммуникативные: умение слушать и слышать высказывание товарищей | Умение наблюдать, грамотно строить предложения., осмыслять и сопоставлять мнения, обобщать и делать выводы. |
| | | | | |
V.Рефлексивно-оценочный этап. 3 минуты. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Запись в тетради. .Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. | Умение оценивать себя. |
VII. Домашнее задание. 2минуты | Объясняет домашнее задание. | Записывают в тетрадь с доски. | | | |