Особенность проблематики и основная идея повести Н.С.Лескова "Левша"
Особенность проблематики и основная идея повести Н.С.Лескова "Левша"
Цели: Особенность проблематики и основная идея повести.
учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);
Просмотр содержимого документа
«Особенность проблематики и основная идея повести Н.С.Лескова "Левша"»
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Н.С. Лесков.«Левша».
Особенность проблематики и основная идея повести.
Цели:
учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);
воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.
Дидактические задачи, направленные на достижение целей:
организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;
этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся:установить правильность и сознательность выполнения задания;
этап постановки темы, цели, задач урока:организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся
этап актуализации знаний и умений учащихся:– воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
этап организации восприятия и осмысления новой информации: дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
этап закрепления:закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;
этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;
этап контроля и диагностики: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Меркин Г.С., конспект урока, диагностическая таблица, стенд с письменными работами, картинки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова, эпиграф.
“…Литературное творчество Лескова… – становится …иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”. М.Горький
Ход урока
1. Организационно-психологический этап: Организация внимания. Посмотрите на гостей.
2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Тема урока:
«Особенность проблематики и основная идея повести».
Повторение пройденного материала:
а) Конкурс внимательного читателя.
С какой буквы автор пишет “Левша”?
С чего начинается работа “тульских мастеров”? (С молитвы.)
К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику.)
Как называет сказитель таблицу умножения? (“Долбица умножения”.)
Какое море омывает Англию в сказе Лескова? (“Твердиземное”.)
б) проверка на знание литературных терминов:
Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Гипербола– чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Диалог– разговор двух или нескольких лиц. Портрет– изображение внешности героя в произведении. Эпиграф– краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Заполнить таблицу. (Диагностика фактологических знаний учащихся6 см. приложение 1)
Основная часть урока.
3. Этап постановки темы, цели, задач урока.
Запись темы урока : Н.С. Лесков.«Левша».
Особенность проблематики и основная идея повести.
Задача урока – понять всё самое важное, что хотел сообщить нам писатель Н.С. Лесков в своем сказе «Левша».
Эпиграфом урока я взяла слова писателя А.М. Горького «…Литературное творчество Лескова… – становится…иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”.
М.Горький
На доске написаны вопросы:
Какого человека называют праведником? Является ли Левша праведником?
Ответы на эти вопросы помогут нам определить тематику и основную идею повести.
Что такое проблематика – круг проблем, обозначенных в произведении. Развертывание проблемы (более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления: например, анализчувства долга и свободы относится к нравственной проблематике. (проблема положения бедного талантливого мастера, проблема неграмотности простого народа, проблема преклонения перед иностранным, проблема бесправия простого народа).
Идея - главная мысль, основной вывод, жизненный урок произведения (показать русский национальный характер на примере левши).
Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы:
Отвечая на эти вопросы, мы с вами будем развивать умение анализировать текст.
4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Устная работа по теории литературы.
– Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений.)
– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?
(1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа).
Для чего используется жанр сказа? Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.
– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-своему, по-новому. Сказ у Лескова служит изображению персонажей, именуемых праведниками.
(Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске: дети читают эпиграф)
Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний:
Кто такой праведник: вспомните из православия.
Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.
В тетеради записываются толкования как результат проведённой словарной работы:
ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).
– А какие Заповеди Божии знаете вы?
В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:
Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.
– Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.
ПРАВЕДНИК –нравственная основа христианского государства.(Вывод записывается в тетрадь.)
– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)
Можем мы сказать, что Левше свойственны нравственные качества?
Да! Дома вы прочитали текст и теперь мы приведем доказательства этому: Записать в тетради:
Обобщить! (Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.)
Вот такими нравственными качествами руководствуется Левша в жизни.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. (ЗАПИСАТЬ)
– И так: является ли Левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён Левша в произведении. Для этого нам нужен текст.
Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.
– Как раскрывается характер Левши в этом эпизоде?
На доске и в тетрадях появляется запись:
Левша: Скромность; Чувство собственного достоинства; Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.
Работа с пословицами.
Какая из пословиц созвучна теме урока?
Гордость бедностью смиряется. На бедного везде каплет. Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.
(Записывается в тетрадь.)
Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, достоин сочувствия и уважения.
– Что сообщает Левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.
(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский подшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)
6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.
Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):
А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.
Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.
В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.
Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.
Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.
– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?
(Православная вера 1.“…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”; 2. “наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”; 3. “вера у нас полнее”)
Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Какова же проблематика данного сказа?
Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным.
Зачитать начало: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, — и чем-нибудь отведет”.
А какова идея сказа: показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.
А сейчас актуален сказ Лескова? (Да. В наше время “американизация” отечественной культуры идет полным ходом). Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.
Вывод: В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народ
Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что Левша – образ русского праведника.
8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем.