Материал содержит разработку урока по творчеству А.Ахматовой. Цель урока: определить основные мотивы лирики поэтессы, проанализировать некоторые стихотворения и определить их идейное содержание.Урок построен в формате групповой работы. Использована педагогическая технология развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные темы и мотивы лирики А.Ахматовой»
Основные темы и мотивы лирики А.Ахматовой
Цель: определить основные мотивы лирики поэтессы; проанализировать некоторые стихотворения Ахматовой и определить их идейное содержание; развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать интерес к поэтическому слову.
Оборудование: портреты А.А.Ахматовой, иллюстрации учащихся, раздаточный материал
Она связала эти времена
В туманно-теневое средоточье,
И если Пушкин – солнце, то она
В поэзии пребудет белой ночью
Е.Евтушенко
Ход урока
I Организационный момент
Класс делится на 3 рабочих группы
II Проверка домашнего задания
Презентация компьютерной работы на тему: «Жизнь и творчество А.Ахматовой» (индивидуальная работа учащихся)
III Мотивация урока
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества поэтессы Серебряного века. Сформулируем основные темы и мотивы лирики А.Ахматовой, определим, что является характерной особенностью лирических произведений поэтессы.
На предыдущем уроке мы познакомились со страницами жизни Анны Ахматовой, а сейчас закрепим его с помощью некоторых заданий
IV Актуализация опорных знаний
Каждая группа получает своё задание.
1-я группа: Дать определение акмеизму, назвать его представителей.
( Акмеизм ( от греческого akme – цветущая сила) провозгласил возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Кружок акмеистов возглавлял Н.Гумилёв; в него входили А.Ахматова, В.Мандельштам, С.Городецкий, Г.Иванов)
2-я группа: Составить ассоциативную гроздь
Ахматова
Горенко Гумилёв
Акмеизм
Пушкин
Сицилия
Исповедь
«Реквием» Оксфорд
3-я группа: Составить сенкан на тему: «Анна Ахматова»
Анна
Терпеливая, мудрая.
Любит, пишет, живёт.
Жемчужина акмеизма в России.
Свет
Обмен информацией между группами
V Работа над темой урока
Слово учителя
Первые стихи А.Ахматовой появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон». И тогда сразу стало ясно, что родилась замечательная русская поэтесса, характерной особенностью которой является то, что ей удалось стать женским голосом своего времени, создать лирический характер женщины. В стихах Ахматовой отражаются все проявления женской судьбы. Это и зрелая женщина, и юная девушка, и неверная жена.
Вопрос учащимся:
- Вспомните, какие темы поднимали в своих произведениях великие русские поэты ,творчество которых вы изучали?
3. Работа над анализом произведений А.Ахматовой
А сейчас мы с вами попробуем определить, какие темы были основными в творчестве А.Ахматовой.
Каждая группа получает карточки с произведениями Ахматовой и задания к ним.
1-я группа
Стихотворения: «Я пришла к поэту в гости…», «Последнее стихотворение», «Про стихи
Задание:
Как вы думаете, эти стихотворения объединены одной темой? Какой? Найдите подтверждение строчками из произведений.
Как вы понимаете строчки:
Это – выжимки бессонниц,
Это – свеч кривых нагар…(«Про стихи»)
Смеётся, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет. («Последнее стихотворение»)
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово. («Последнее стихотворение»)
Гранится, меняется, вьётся,
А в руки живым не даётся. («Последнее стихотворение»)
Используя ключевые слова и фразы из стихотворений, дайте определение творчеству.
2-я группа
Стихотворения: «Любовь», «Сколько просьб у любимой», «Будем вмести, милый, вместе»
Задание:
Какая тема раскрыта в этих стихотворениях? Докажите строками из текста.
Одинаковой ли изображена любовь в этих трёх стихотворениях Ахматовой?
Опишите, как вы представляете себе каждую из героинь этих произведений?
Используя ключевые слова и фразы из стихотворений, дайте определение любви.
3-я группа
Стихотворения: «Не с теми я , кто бросил землю», «Мне голос был», «Мужество»
Задание:
Какая тема звучит в этих стихотворениях? Подтвердите ответ цитатами из текста.
Как вы понимаете строки:
Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне. ( «Мужество»)
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд.. ( «Мне голос был..»)
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час… («Не с теми я, кто бросил землю»)
Используя ключевые слова и фразы, дайте определение родине
Слово учителя
Раскрывая тему творчества, ремесла в своих стихотворениях , Ахматова утверждает, что стихи рождаются ходом жизни, они подобны человеческой жизни, раскату грома, и задача поэта уловить и услышать всё самое важное.
Любовь в стихотворениях у Ахматовой не бывает в спокойном пребывании. Чувство острое, необычайное, оно наиболее ярко проявляется в кризисной ситуации, поэтому её любовная лирика представляет лирическую новеллу с неожиданным концом и представляет собой дневник
Тема родины – это любовь к родине, шедшая от семьи, от культуры, составляла основное богатство поэтессы, она всегда чувствовала себя частью народа. Она была верна Родине и в радости, и в горе.
Но все ли темы мы рассмотрели?
Чтение стихотворения « В Царском Селе»
Слово учителя
Итак, в творчестве Ахматовой присутствует еще одна тема. Пушкинская. Уже в первом сборнике «Вечер» Пушкину посвящается стихотворение, в котором заключена трепетно-нежная любовь юной Ахматовой к своему кумиру. Для неё муза всегда «смуглая», она возникла в садах лицея, где когда-то бродил «смуглый отрок»
Работа с эпиграфом
Как вы понимаете слова Е.Евтушенко?
VI Итог урока
1. Слово учителя
Поэзия Ахматовой носит исповедальный характер, она облагораживает чувства, возвышает, очищает душу. Чудо поэзии поэтессы, наверное, состоит в умении преодолевать свои страдания, снимать горе с другой души, возвращая ей радость жизни
2. Вопрос:
- Какая из рассмотренных тем лирики А.Ахматовой вам близка и почему?
3. Заполнение таблицы
Группа
Оценка
Что понравилось в работе группы
Замечания
Лучший участник группы
( Фамилия, оценка)
1
2
3
VII Домашнее задание
Прочесть поэму А.Ахматовой «Реквием»
Выписать художественные средства из поэмы, помогающие раскрыть идею произведения