kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные темы и мотивы лирики М. А. Цыетаевой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере трех стихотворений М. И. Цветаевой в групповой работе рассматривается своеобразие её поэтического стиля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные темы и мотивы лирики М. А. Цыетаевой.»


Основные темы и мотивы лирики М. А. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Цели:

  1. На примере 3 стихотворений выявить некоторые темы и мотивы лирики М. А. Цветаевой.

  2. При анализе стихотворений М. А. Цветаевой выявить своеобразие её поэтического стиля.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: тексты стихотворений, компьютер и проектор для демонстрации презентации, романс «Мне нравится…».

Ход урока:

  1. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством М. И. Цветаевой. В поэме Евгения Евтушенко «Голубь из Сантьяго» есть строчка: «Поэтов-женщин единицы в мире». Эти слова в полной мере относятся к творчеству М. И. Цветаевой. Попробуем сегодня в этом убедиться. Цели нашего урока отражены в его названии. Вы предварительно были поделены на 3 группы. Каждой группе были даны задания, позволяющие проанализировать одно из стихотворений поэта.

  2. Начнём работать с первой группой. Вам надо было проанализировать стихотворение М. Цветаевой «Моим стихам…». Для начала давайте послушаем выразительное чтение.



Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,



Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности, о смерти,

Нечитанным стихам!



Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.



Какова история создания стихотворения? (М. Цветаева написала стихотворение в 1913 г. На момент создания строк поэтессе было всего 20 лет. Тогда она находилась в Коктебеле вместе с семьей и в личной жизни чувствовала себя счастливой. В русской литературе ее творчество не сразу заняло почетное место. До 1913 г. Марина Ивановна успела выпустить три сборника, но признание получил только один. Большинство ранних стихотворений Цветаевой критики-современники считали посредственными, лишенными четко выраженных идей и далеко неидеальными с точки зрения композиции. Такие отзывы не заставили поэтессу отложить перо. В ее душе не угасала надежда на то, что ее творчество признают. Как видим, пророчество сбылось.)


Какова тема стихотворения? (Поэт и поэзия, судьба первых произведений поэтессы.)


Жанр произведения – элегия, так как в нем нет сюжета, а в строках ощущается легкая грусть.


Из скольких строф состоит стихотворение? (Из трёх строф)



Анализ первой строфы.

Когда были написаны стихи героини? («рано»)

С чем сравниваются ранние стихи героини? («брызги из фонтана», «искры из ракет»)

Анализ второй строфы.

Какое ещё сравнение используется? («как маленькие черти»)

Сравнения подчёркивают, что стихи творились сами по себе, и удержать их было невозможно.

О чём ранние стихи героини? («о юности, о смерти»)

Каким эпитетом характеризуются стихи? («нечитанные»)

Анализ третьей строфы

Назовите метафору («Разбросанным в пыли по магазинам») Что огорчает героиню? (Никто не берёт её сборники стихотворений)

Назовите последнее сравнение («как драгоценные вина»)

Сравнение подчёркивает ценность, значимость стихов героини.

Во что верит героиня? (Её стихам «настанет свой черед»)

Это предсказание оказалось пророческим. Цветаева очень рано ощутила силу своего дара. В данном стихотворении читается пророчество о бессмертии её творчества.

Из скольких предложений состоит стихотворение? (Из одного предложения)

Какие ещё особенности синтаксического строя стихотворения заметили?

(Восклицательное знаки, вставная конструкция в скобках)

Сделайте традиционные для вас записи в тетрадях по этому стихотворению

(Тема: поэт и поэзия, судьба первых произведений поэтессы.

Жанр: элегия.

Основная мысль: героиня верит в будущее своих стихотворений.

Выразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры)

  1. Продолжаем работу со второй группой. Вам было задано проанализировать стихотворение «С. Э.» («Я с вызовом ношу его кольцо…»). Послушаем выразительное чтение стихотворения.

Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в вечности — жена, не на бумаге! —
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
-Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.

Какова история создания стихотворения? (Стихотворение было написано в 1914 г. и посвящено мужу М. Цветаевой Сергею Эфрону. Они познакомились во время отдыха в Коктебеле. В первый же вечер молодой человек подарил юной поэтессе сердолик, её любимый камень. До этого Цветаева говорила, что выйдет замуж за того мужчину, кто сможет угадать название её любимого камня. Свадьба состоялась весной 1912 г.)

Какова тема стихотворения? (Любовная лирика)

Из скольких строф состоит стихотворение? (Из четырёх строф)

Анализ первой строфы.

Как героиня относится к тому, что является женой героя? (Гордится.)

Каков смысл второй строчки? (Союз героев благословлён не только людьми, но и небесами)

С чем сравнивается лицо героя? (Со шпагой, так как узкое)

Анализ второй строфы.

Какими эпитетами характеризуются рот и брови героя? («Безмолвен рот», «мучительно-великолепны брови»)

Объясните смысл 3-4 строк (Мать Сергея Эфрона была русская дворянка, а отец – выходец из еврейской семьи)

Анализ третьей строфы

С чем сравнивается герой? (С «первой тонкостью ветвей»: высок, худощав)

Каким эпитетом характеризуются глаза? («прекрасно-бесполезны»)

Назовите метафору («крылья раскинутых бровей»)

Что напоминают глаза? («Две бездны»)

Подчёркивается глубина, содержательность, возвышенность образа героя.

Анализ четвёртой строфы

На кого похож герой? (На рыцаря)

Как живут и умирают такие, как герой? («без страху»)

Как ведут себя такие, как герой, «в роковые времена»? (Мужественно)

Какие особенности поэтического стиля, синтаксического строя стихотворения заметили?

(Восклицательные знаки и тире в конце и середине предложений. Это придаёт особую эмоциональность стихотворению.)

Сделайте записи в тетрадях по этому стихотворению

(Тема: любовная лирика.

Основная мысль: героиня восхищается внешностью, характером, поведением героя; она гордится тем, что является его женой.

Выразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры.)

  1. В продолжение темы любовной лирики давайте послушаем романс «Мне нравится…» на стихи М. Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой. Впервые этот романс прозвучал в фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром».

Звучит романс.



Какое впечатление произвёл на вас романс?



Стихотворение посвящено второму мужу сестры М. Цветаевой Анастасии — Маврикию Минцу. Вот как об этом вспоминает Анастасия Ивановна спустя годы: «Маврикий Александрович любовался Мариной, она это чувствовала и... краснела. Марина была благодарна Маврикию Александровичу, что я не одинока, что меня любят... Вот об этом стихотворение. Марине «нравилось», и никакого второго смысла в нем нет».



  1. Продолжаем работу с третьей группой. Вам было задано проанализировать стихотворение «Тоска по родине!». Послушаем выразительное чтение стихотворения в моём исполнении.

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

Какова история создания стихотворения? (М. Цветаева поддержала принятое мужем решение об отъезде в Прагу в 1922 году, однако жизнь на чужбине также ее не радовала. Чехия так и не стала для нее домом, она постоянно тосковала по России. Поэтическим выражением ее ностальгии стало стихотворение “Тоска по Родине”, написанное в 1934 году.)



Какова тема стихотворения? (Родина, ностальгия по России)



Из скольких строф состоит стихотворение? (Из 10 строф)



Анализ первой строфы

Чем названа тоска по родине? («морока»)

Какое слово повторяется? («совершенно»)

Какой ощущает себя героиня? («одинокой»)



Анализ второй строфы

С чем сравнивается дом? «Как госпиталь или казарма». Это казённые помещения. Сравнения подчёркивают, что дом на чужбине так и не стал для героини родным.)



Анализ третьей строфы

Какие слова повторяются на протяжении стихотворения? («все равно»)

С кем сравнивает себя героиня? (С «пленным львом»)



Анализ четвёртой строфы

С кем ещё сравнивает себя героиня? (С «камчатским медведём без льдины»)

Какие глаголы подчёркивают состояние героини? («не ужиться», «унижаться»)



Анализ пятой строфы

Как героиня относится к родному языку?



Анализ шестой строфы

Какими гиперболой и метафорой характеризуется читатель? (гипербола «газетных тонн глотатель», метафора «доилец сплетен»)

Как соотносит себя героиня со временем? («А я — до всякого столетья»)



Анализ седьмой строфы

С чем сравнивает себя героиня? (« как бревно, оставшееся от аллеи»)

Назовите повтор («Мне все — равны, мне всё — равно», «всего равнее»)



Анализ восьмой строфы

Осталось хоть что-то от связи героини с родной землёй? (Ничего)



Анализ девятой строфы

Назовите метафору («самый зоркий сыщик вдоль всей души… родимого пятна не сыщет»)



Анализ десятой строфы

Каково состояние героини? (1-2 строки)

Какова роль последних двух строк стихотворения? (Меняют содержание всего стихотворения. Тоска по родине становится живой болью героини. Рябину поэтесса считала символом России.)

Какие особенности поэтического стиля, синтаксического строя стихотворения заметили?

(7 восклицательных знаков, 17 тире передают экспрессивность, эмоциональность стихотворения. Особый ритм: нет выверенности, точности в в рифме. Многоточие в конце стихотворения даёт понять, что героиня навеки связана с родной землёй.)

Сделайте записи в тетрадях по этому стихотворению

(Тема: Родина, ностальгия по России.

Основная мысль: вдали от родины героиня чувствует себя одинокой, тоскует по родине, желает вернуться на родину.

Выразительные средства: сравнения, метафоры, гипербола, эпитеты.)

  1. Подведём итоги урока. Какие темы и мотивы лирики Цветаевой мы сегодня рассмотрели? (Поэт и поэзия, любовь, Родина)

В чём своеобразие поэтического стиля Цветаевой? (Восклицательные знаки, тире, вставные конструкции)

  1. Итак, можно сделать вывод, что в истории русской поэзии М. Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация стихов категорична и повелительна. Цветаева заметно раздвинула границы и возможности поэтической речи. Она оказалась в нашей литературе последним великим трагическим романтиком.

  2. На следующем уроке мы продолжим знакомство с творчеством М. Цветаевой.













8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные темы и мотивы лирики М. А. Цыетаевой.

Автор: Боровкова Галина Николаевна

Дата: 19.07.2024

Номер свидетельства: 654273


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства