Осмысление темы ВОВ в поэме А.Т. Твардовского "Дом у дороги"
Осмысление темы ВОВ в поэме А.Т. Твардовского "Дом у дороги"
Разработка урока литературы сопровождается презентацией. В ней нашел отражение новый творческий прием плейкаст, созданный учителем для эффективного осмысления учениками авторского замысла и зрительного воздействия военной темы на сознание школьников. Плейкаст на основе фрагмента прочитанной поэмы учащиеся будут пытаться составить дома самостоятельно. Презентация подкрепляет все этапы урока, оснащая его наглядным материалом. В основе урока лежит системно-деятельностный подход.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Осмысление темы ВОВ в поэме А.Т. Твардовского "Дом у дороги" »
МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района Алтайского края
Урок по Великой Отечественной войне
В 11 классе
Тема: «Осмысление темы войны в поэме А.Т. Твардовского
«Дом у дороги»
Разработан учителем русского языка
и литературы МБОУ «Побединская СОШ»
Целинного района Алтайского края
Бойко Еленой Валерьевной
Тема: «Осмысление темы войны в поэме А.Т. Твардовского
«Дом у дороги»
Цели урока:
Предметные:рассмотреть представление военной тематики через концепт ключевых слов «дорога» и «дом»;
Личностные: нравственно-этическая ориентация личности, развитие моральной готовности к сопереживанию, стойкого неприятия разрушающей силы войны, прививание чувства гордости за свой народ, уважение к человеку труда;
Метапредметные:
познавательные - поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
коммуникативные: планированиекоммуникации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачам и условиями.
Средства обучения: учебник Литература 11 класс в 2 частях под ред. Журавлева В.П., Толковые словари, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал: карточки-стикеры, карточки-слова, лист самоанализа.
Этапы урока
Мотивация
Учитель: «Ребята, сегодня мы пройдем дорогами, которыми прошла наша страна 70 лет назад. Ни один автор не обошел эту тему стороной: он оставил нам память о том страшном испытании, и мы будем знакомиться с ней через страницы книг и бережно хранить её».
Учитель показывает плейкаст с изображением фрагмента повести М.А. Шолохова «Судьба человека». На него наложена песня «Враги сожгли родную хату» на слова М. Исаковского в исполнении Марка Бернеса. (СЛАЙД № 2)
Учитель: «Скажите, что отражает данный плейкаст?»
Ученик: «Сюжет поэмы «Дом у дороги». (Ученики не точны, но учитель пока не акцентирует внимание на этом, так как вернется к этому слайду в конце урока).
Актуализация знаний
Учитель: «Что вы готовили дома?»
Ученик: «Читали поэму А.Т. Твардовского «Дом у дороги», рассматривали образы главных героев и давали им полную характеристику».
Учитель: «Исходя из этого, давайте сформулируем тему урока».
Ученик: «Герои войны в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги».
Учитель корректирует формулировку темы.
Учитель: «Чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, давайте составим план наших действий: 1) прослушать сообщения на тему «Судьба Андрея Сивцова», «Судьба Анны Сивцовой»; 2) рассмотреть концепты слов, заданных в названии; 3) выяснить значение подзаголовка «лирическая хроника»; 4) определить основной мотив поэмы; 5) сделать самоанализ (СЛАЙД № 3).
Два ученика рассказывают сообщение о судьбе Андрея Сивцова и Анны Сивцовой.
Сообщение 1 ученика: «Андрей – деревенский житель, хозяин дома, муж Анны Сивцовой. В их семье двое детей. Война вторгается в жизнь простых тружеников, разрушая их спокойный быт, размеренный уклад, привычный ритм красивой жизни. Андрей уходит на войну и попадает в окружение. Он вынужден встречаться с женой не в собственном доме, а в пуне. Так как в их дом вошли чужаки – немцы. Потом он в одиночку ищет дорогу к своим. Пройдя дорогами войны, возвращается солдат домой, а дома нет, и семьи нет. Он строит дом и ждет семью». (СЛАЙД № 4)
Сообщение 2 ученика: «Анна Сивцова – молодая, красивая, работящая женщина, жена Андрея. Она очень хорошая хозяйка и заботливая мать. После ухода мужа на войну на ее плечи легли все заботы по дому, хозяйству, заботы о детях. Вместе с детьми она угнана в плен в Германию. Там у нее родился третий сын». (СЛАЙД № 5)
Формирование новых знаний
Учитель: «Мы рассмотрели 2 главных образа. А есть ли в поэме третий образ, переживающий за них, сочувствующий им, сострадающий?»
Ученик : «Да, это образ автора».
Учитель: «Каких о каких героях повествует нам автор?»
Ученик: «Об обычных простых людях»
Учитель: «Более того, в то время это были вовсе не герои. Люди, попавшие в окружение или плен, считались изменниками Родины. Но в чем их измена? Разве они не достойны называться героями? Разве они не достойны, чтобы их помнили?»
Ученик: «Достойны, и мы должны знать все о той войне»
Учитель: «Много домов было разрушено, сожжено, не всем удалось их восстановить. Почему же именно «дом у дороги» явился предметом размышлений и раздумий А.Т. Твардовского? Давайте обозначим этот вопрос, как проблемный и подготовим на него развернутый, осмысленный ответ, проанализировав концепты слов, заключенных в названии». (СЛАЙД № 6)
Работа с текстом
Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает задание: выписать все лексические эквиваленты к слову ДОМ.
1-я группа анализирует главы с 1 по 3; 2-я – с 4 по 6; 3-я – с 7 по 9 главы.
Эти слова ученики записывают на стикерах, которые по окончании работы приклеивают на доску в виде кластера, в центре которого учитель поместил слово ДОМ.
Синонимы к слову «дом»: хата, пуна, жилье, кибитка-дом, сад, хозяйство, келья, квартира, светлица, сруб.
В ходе исследования учитель раздает группам Толковые словари, к которым учащиеся обращаются для выяснения слов «келья», «хата», «светлица». После этого включает слайд (СЛАЙД № 7).
Слова «пуна» в словаре нет, поэтому учитель выносит его на слайд.
Пуна – (ударение на первом слоге) – диалектное слово смоленских говоров, сарай для хранения сена. ( СЛАЙД № 8)
Учитель: «Обратите внимание на слова «пуна», «сад» и «хозяйство». Будут ли они синонимами?»
Ученик: «Они будут контекстными синонимами»
Учитель: «А давайте попробуем теперь из этих слов составим лексико-семантические группы»
Учитель раздает группам листочки-карточки со словами, представленными на кластере, а они дают название лексико-семантической группе.
1 группа получает набор слов: хата, пуна, хозяйство, сад, жилье;
2 группа – слово келья;
3 группа – сруб, квартира, светлица.
Группы называют лексико-семантические поля: 1-я – Родина; 2-я – одиночество; 3-я – новая жизнь.
Учитель: «Посмотрите на кластер, составленный вами на доске и сверьте с кластером на слайде, каких слов не хватает?» (СЛАЙД № 9)
Ученик: «Пепелище» и «кибитка-дом»
Учитель: «Почему «пепелище» стоит особняком?»
Ученик: «Потому что оно обозначает разрушение, смерть»
Учитель: «Давайте выстроим в хронологическом порядке эти группы слов. Что получается? Куда мы вставим смерть дома?
Дом-Родина - смерть дома – одиночество - новая жизнь. (СЛАЙД № 10)
Учитель: «Какой смысл кроется за этой хронологией?»
Ученик: «Философское осмысление жизни».
Учитель: «Что хотел сказать автор?»
Из ответов учеников выстраивается примерно следующий вывод: в родной теплый, чистый, уютный и красивый дом пришла смерть. Она разрушила все до основания, после чего у выживших наступило полное одиночество. Но человек нашел в себе силы не только не сломаться, но и начать новую жизнь.
Учитель: «А почему я не взяла кибитку-дом?»
Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что кибитка – это кочевая жизнь, жизнь, связанная с дорогой.
Учитель: «В каких отношениях находятся дом и дорога?»
Из ответов учеников: дорога – это символ движения, она развела всех по разным сторонам, но она и вернула солдата домой, к новой жизни.
Закрепление
Первичное закрепление
Учитель: «Давайте вернемся к нашему плану урока. О чем мы еще не сказали? Почему автор определяет жанр своей поэмы, как лирическая хроника?»
Ученики находят в Толковых словарях значение слова «хроника».
Учитель: «Дайте определение лирической хроники».
Из словаря С.И. Ожегова: «Хроника – это литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий».(СЛАЙД № 11)
Ученики делают вывод от том, что А.Т. Твардовский хронологически выстраивая события, показывает трагическую судьбу крестьянской семьи Сивцовых, вызывая глубокое соучастие, сопереживание, достигая огромного эмоционального накала.
Подведение к самостоятельному выводу
Учитель: «Ребята, в ходе чтения вы обратили внимание на сроки, повторяющиеся рефреном. Назовите их»
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.
Учитель: «Какую смысловую нагрузку они несут?»
Ученики: «Прославляют крестьянский труд, или символизируют человека- труженика».
Учитель: «Так какой основной мотив поэмы?»
Ученики: «Мотив труда».
Учитель: «К какому общему выводу мы можем прийти?»
Обобщенный вывод из ответов учеников: только труд может поднять человека на ноги, поможет забыть тяжелое горе и сроить жизнь заново. (СЛАЙД № 12 )
Учитель: «А можем ли мы сказать, что главные герои совершили подвиг?»
Ученики рассуждают о том, что подвиг – это не всегда громкая слава, бывают подвиги тихие, как, например, Андрей Сивцов уже совершил подвиг тем, что нашел в себе силы не сломаться и опуститься с горя, а начать новую жизнь. Анна Сивцова совершила нравственный подвиг, сохранив семью, родив в неволе сына, ради которого стойко переносила все лишения.
Учитель предлагает детям вернуться к первому слайду: «Если хорошо присмотреться, вспомнив детали портрета, то, может быть, герой этого плейкаста все же не Андрей Сивцов, а другой Андрей?»
Ученик: «Это Андрей Соколов из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
Учитель: «В жизни ничего не бывает случайного. В данных произведениях не только похожие судьбы, но и имена одинаковые. А знаете, что значит имя Андрей? Посмотрите на слайд. (СЛАЙД № 13)
Давайте как-то попытаемся связать эти вещи одной нитью».
Ответы учеников свелись к следующему итогу: на примере семьи Сивцовых автор показывает боль за судьбы тысяч таких семей, о которых предпочитали молчать. (СЛАЙД № 14)
Лист самоанализа ученика: «Я узнал, что у войны есть другое лицо и другие герои. Я почувствовал боль и горечь тех страшных лет. Я научился уважать свою историю, любить свой народ и гордиться русским человеком-тружеником!» (СЛАЙД № 16)
Домашнее задание
Учитель: «Задание дифференцированного характера:
1.Вы видели плейкаст, который создала я по фрагменту рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Предлагаю создать вам по любому фрагменту поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги»;