Урок на тему «Оскар Уайльд «Мальчик-звезда»» включен в общую тему «Литературные сказки» по программе «Литература (русская и зарубежная) для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. МОН Украины».
На уроке были поставлены следующие цели:
1) познакомить учащихся с личностью и сказочным миром О. Уайльда; способствовать развитию познавательного интереса к сказкам;
2) развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
3) способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оскар Уайльд «Мальчик-звезда»»
15.12.16
Тема урока 28: Оскар Уайльд «Мальчик-звезда».
Цели:
1) познакомить учащихся с личностью и сказочным миром О. Уайльда; способствовать развитию познавательного интереса к сказкам;
2) развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
3) способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: учебник, иллюстративный материал по теме урока, запись на доске, проектор, портрет писателя, рисунки.
Тип урока: урок усвоения знаний и формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Вступительное слово учителя
Заметили ли вы, что Добро Красота не всегда сочетаются? Наверное, вы не раз встречали красивые девочку или мальчика, которые делали злые и жестокие поступки? И наоборот, тех, над кем иногда насмехались из-за не очень привлекательной внешности, но добрым и благородным сердцем? Значит, в жизни все не так просто. Как и в сказках английского писателя, о котором мы сегодня будем говорить. Это Оскар Уайльд.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Слово учителя
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со сказочным миром Оскара Уайльда, попробуем разобраться, возможна ли истинная красота без доброты, без чувства ответственности за свои поступки; продолжим развивать умения анализировать прочитанное произведение.
Отгадайте загадку:
Вечером цветут, утром вянут, днем спят, ночью пробуждаются (Звезды).
У вас у каждого на столе лежат звезды, которые нам понадобятся немного позже. Это была первая загадка. Их сегодня на уроке будет много. Ведь в каждом произведении литературы немало загадок, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всего сможет тот, кто внимательно следит за подсказками автора. Одной из таких подсказок часто бывает название произведения. Как называется произведение, которые мы сегодня будем изучать?
Итак, запишем тему урока в тетрадь.
Выступление группы учеников (2 человека) с домашним заданием
А сейчас с докладом о биографии писателя выступят ученицы.
Краткая биография Оскара Уайльда (презентация).
Беседа
Что вам запомнилось из биографии Оскара Уайльда?
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Беседа
Ребята, а что вы представляете себе, когда слышите слово звезда?
Таким образом, слово звезда напоминает о неземной красоте. Это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое. Что может нести людям такая красота?
Чем удивляют первые страницы сказки? В какой мир нас погружают?
Работа с текстом
Согласны ли вы, что очутились в мире зла? Найдите и зачитайте отрывки в тексте.
Таким образом, найденный в студеном лесу мальчик может оказаться как дитя зла, так и дитя добра. Путь к нему лесорубам указала падающая звезда. Пока мы не знаем, какой жизненный путь уготован мальчику, но дважды возникает спор о его судьбе.
Как вы думаете почему? Отчего взрослым трудно приютить чужое дитя?
Лишь один из лесорубов решается взять ребёнка с собой. Почему?
Как отнеслась жена лесоруба к появлению ещё одного ребёнка? Почему она отказывалась принять его?
Итак, в какую семью попадает мальчик?
Каким должен был вырасти ребёнок в такой семье?
Каким же вырос наш герой? Найти подтверждение ответов в тексте.
Беседа
А почему он вырос таким? Его правильно воспитывали?
А что такое гордыня?
Гордыня считалась издавна одним из главных человеческих пороков. Человек, охваченный гордыней, ставящий себя выше других, в итоге был обречён на непонимание и полное одиночество. Мальчику – звезде была дарована красота. Но как он воспользовался этим Божьим даром?
Он притягивал их, но согревал ли он людей? А как вы понимаете холодная красота?
А почему же дети, с которыми он общался, становились «столь же жестокосердными»?
Работа с иллюстрациями
Ребята дома нарисовали картинки, эпизоды к сказке. Давайте отгадаем, что же это за отрывки.
Слово учителя
Люди, ставящие себя выше других, всегда бывают наказаны. Давайте послушаем легенду о Нарциссе, который был наказан богиней Афродитой за то, что отвергал любовь других людей, влюбился в свое отражение и умер от одиночества.
Легенда о Нарциссе (индивидуальное задание)
Не напоминает ли Нарцисс нашего героя? Чем?
Просмотр эпизода фильма
Зло совершил мальчик - звезда – он отверг любовь своей матери. Посмотрим эпизод фильма «Звездный мальчик» 1957 г. Режиссёра Анатолия Дудорова.
Беседа
Давайте попробуем разобраться, почему он так поступил? Ребята, а кто такая мама? Как вы проявляете свою любовь к маме?
Составление кластера. Работа в группах
А сейчас мы попробуем с вами составить кластер.
Словарная работа.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.
Сейчас мы поделимся на три группы. У каждого из вас на партах есть чистые листики, подумайте и запишите на них то, как вы проявляете свою любовь к маме, и командир команды прикрепит их рядом с сердцем со словом «Любовь».
Пример Кластера к слову «Любовь»
Хорошая учёба Помощь
Доставлять радость Любовь Внимание
Хорошие поступки Забота, уважение
Беседа
А может ли красота помочь в борьбе со злом?
Получается, что красота - это сокровище. Но распорядиться ею можно по-разному. Очень важно, чтобы красота несла миру, людям свет и тепло, а не эгоизм, неблагодарность, зло и жестокость. Иначе красота разрушает сама себя и разрушает окружающий мир, перестает быть красотой. Так жизнь наказала мальчика – звезду. Как теперь стали относиться к нему окружающие его люди; звери?
Можно ли считать все случившееся с ним наказанием?
Как он пытается вымолить у матери прощение? И о чем это говорит?
Докажите, что мальчик - звезда стал красив не только внешне, но и внутренне?
Работа с текстом
Зачитайте последний абзац произведения.
Почему Мальчик-звезда правил недолго?
ИТОГ УРОКА.
Итак, возможна ли истинная красота без доброты, без чувства ответственности за свои поступки?
Работа в парах
А сейчас, поработаем в парах и подведем итог. Охарактеризуйте мальчика-звезду до встречи с матерью и после встречи. Озвучьте результаты.
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, у вас у каждого на столе лежат звезды. Напишите на одной из них, какие качества характера вы хотели бы изменить в себе, а на другой - какие качества хотите приобрести в результате работы над собой.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Над чем меня заставило задуматься произведение Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»».