kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт прочтения рассказа А. Довженко "Ночь перед боем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа - это анализ текста после его совместного чтения с обучающимися. Разработку можно представить как материал для проведения уроков внеклассного чтения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт прочтения рассказа А. Довженко "Ночь перед боем"»











Опыт прочтения

рассказа Александра Довженко

«Ночь перед боем»





Номинация: Методическая разработка

Вид работы: разработка внеклассного урока













Разработала учитель:

ИБРАГИМОВА ЗИМФИРА ХАЛИТОВНА
МБОУ ООШ Д. САПЫКОВО




Опыт прочтения

рассказа Александра Довженко

«Ночь перед боем»

(слайд №1)

Клянусь: назад ни шагу!

Скорей я мёртвый сам

На эту землю лягу

Чем эту землю сдам.

(Иосиф Уткин «Клятва», 1942 г)

(слайд №2)


Цель: выявить идейно – художественный, нравственный и военно–патриотический потенциал рассказа; пробудить интерес к творчеству писателей – фронтовиков, воспитание патриотизма.

(слайд №3)


  1. Вступительное слово учителя.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

(А. Твардовский) (слайд №4)

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. На защиту своей страны встали русские и украинцы, белорусы и казахи, таджики и узбеки. Всех сплотила общая беда.

«К штыку приравняли перо» писатели и поэты. Многие из них были фронтовыми корреспондентами. Горе, страдание, смерть, подвиг – для них не отвлечённые понятия. Писатели создавали произведения «по горячим следам». Но именно поэтому чем дальше война, тем весомее и значительнее становились эти произведения. В них писатели отображали реальные события, давали отклик на увиденное и пережитое.

Война поставила перед людьми множество вопросов. Каждый писатель по-своему видел войну и старался по-своему ответить на них.

В своих произведениях многие писатели старались отображать какие-то значительные события в истории войны. Героями становились известные генералы, командующие армиями и т.д. Но некоторые писатели обращали внимание на войны «местного» значения с участием простых солдат. Для писателей было интересно анализировать мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, докапываться до психологического состояния своих героев, до их характеров. К таким рассказам можно отнести рассказ «Ночь перед боем» Александра Довженко.

  1. Анализ содержания рассказа.

В 1942 году украинский писатель Александр Довженко написал небольшой рассказ «Ночь перед боем».

    • Ребята, какова тема данного рассказа?

    • Тема рассказа – война. (слайд №5)

    • Определите идею рассказа?

    • Идея - показать непризнанных героев той войны. Таковыми в данном случае являются герои рассказа - перевозчики Платон и Савка.(слайд №6)

    • Какова композиция рассказа, почему автор использует такую форму композиции?

    • Композиция рассказа – кольцевая. Это рассказ в рассказе.

(слайд №7)

    • Повествователем является главный герой - капитан, Герой Советского Союза, знаменитый командир Петро Колодуб.

(слайд №8)

Кольцевая композиция рассказа позволяет использовать ретроспекцию.

В ночь перед боем командир на вопрос молодого солдата, что он за человек, как он добивается в бою побед, начинает рассказывать о своём внутреннем секрете, выводившем его из каждого боя победителем.

А рассказал он не о победоносном сражении, а об отступлении.

- Ребята, кто «высек из сердца Петро Колодуба огонь в ночи»? Что означают эти слова?

    • В рассказе показывается небольшой эпизод. Начало войны. Напор вражеских войск был настолько мощным и сильным, что все понимали, что отступление неизбежно. Понимали и то, что, чем дальше погонит враг, тем труднее будет возвращать отданные врагу земли.

Клянусь, мы будем квиты

С врагом. Даю обет.

Что кровью будут смыты

Следы его побед!..

(Иосиф Уткин «Клятва», 1942 г.)

(слайд №9)

Небольшой диалог Платона и Савки, когда они перевозили через речку бойцов, «высек из сердца Петро Колодуба огонь в ночи». Это означает, что слова перевозчика Платона проникли глубоко в сердце Петро Колодуба, он стал совсем по-другому воспринимать реальность и события, значит, и по-другому действовать.

    • О чём же они говорили?

    • Говорили они о них же, о солдатах, которых перевозили на другой берег Десны и которые сидели рядом. Но их как будто бы и не было. Говорили о том, почему отступают наши войска, и чего им не хватает? Платон удивлялся: «Не знаю, чего они так тикают? Чего они так эту смерть боятся? Коли б мой Левко со своим полком был тут, тот бы не отступил, нет. Тот бы челна этого повернул назад да по шеям, по шеям!»

Дед Савка вспомнил про своего Демида: « Эге! Вот такий и мой Демид. Его хоть огнём жги, хоть на шматки режь, ну, не отступит. Куда там! А эти думают спастись, а оно, гляди, выйдет на то, что долго будут харкать кровью. Это же всё доведётся забирать назад!» Платон ответил: «Доведётся. Шутка сказать, сколько земли надо отбирать назад! А это же всё кровь!»

    • Ребята, какая мысль звучит в этих строчках?

    • Петро Колодуб говорил: «Дед верил в нашу победу. Он был для меня живым и грозным голосом нашего мужественного народа». Но не зря Платон против того, чтоб солдаты отступали, хотя он и верил, что наши победят. Но какой ценой, какой кровью достанется эта победа, он прекрасно знал.

    • Ребята, в рассказе в основном говорится про Платона, а вот портретная характеристика даётся Савке. Найдите в тексте.

    • «Было ему лет семьдесят, если не больше. Был он маленький, с подстриженной бородкой, очень похожий на икону Николая – угодника, если бы не безобразная, как коровий кизяк, кепка не лежала у него на ушах да землистого, так сказать, цвета свитер не висел на нём, как отцовский пиджак на подростке».

    • Ребята, автор сравнивает его с Николаем – угодником потому, что раньше считалось, что он покровительствует войскам.

Как противопоставляется описание Савки и солдат?

    • Именно Савка замечает новую солдатскую одежду: «Одежда вот на вас новая, да и торбочки, и ремни, эге, и сами молодые, а заворачиваете неначе не туды, га?»

Савка - старый, одежда старая, но у него бесстрашное и храброе сердце. А солдаты - молодые, в новой одежде, которую ещё даже замарать не успели, но они отступают.

(слайд №10)

    • Немалую роль в произведении играет описание пейзажа.

Ребята, найдите описание природы перед началом перевозки. Как показывается, что даже природа выражала своё недовольство по поводу отступления наших солдат?

    • Показывается наступление ночи. «Солнце зашло. Но его лучи ещё освещали из-за горизонта верхи исполинского нагромождения туч, что надвигались с запада на всё небо. Тучи были тяжёлые, тёмно – синие, снизу совсем чёрные, а самый верх, самый венец их, почти над нашими головами написан был буйными кроваво – красными и жёлтыми мазками».

(слайд №11)

    • Ребята, передайте дальше содержание диалога, о чём говорит Платон?

    • Не умели биться. Вот тебе и отступление, - говорит Платон. – Что в войсковом уставе сказано про войну. Ну? Сказано – коли целишь в ворога, возненавидь цель.

А Савка подхватил:

    • А где ваша ненависть?

    • Эге! Умирать боитесь. Значит, нема у вас живой ненависти.

Нема! - Платон крякнул и привстал на корме.

    • Ребята, кто-то из солдат попытался защититься от «нападений» перевозчиков? Давайте процитируем эти эпизоды.

    • Да, пытался. «Я, диду, ненавижу немцев всей душой!» – крикнул Троянда.

    • Значит, душа у тебя мала, - сказал Платон. – Душа, хлопче, она бывает всякая. Одна глубокая и быстрая, как Днепро, другая – как Десна, вот, третья – как лужица, а часом бывает, что и лужицы нет, а так, что-то мокренькое…

    • Ну, а если душа большая, а человек нервный? – обиделся Троянда.

    • А ты прикуй себя от страха к пулемёту, да и клади врага молча до смерти, - сказал Платон. – А там уж как-нибудь живые разберут, какой ты был нервный. А то ненависти много, а нервов и себялюбства ещё больше. Вот и «перевезите, диду!» А ненависть твоя потратится на что-нибудь другое. Какая же ей цена, когда умирать не умеешь?

    • Ну, это не всякий может, пролепетал окончательно сбитый с толку Троянда.

    • В том-то и беда, а надо, чтоб всякий мог, когда враг ломится. Хлеба ж кушать всякий требует. И языками чесать все научились.

    • Ты подумай, Савка, как народу смотреть на всё это. Ведь все же надеялись на них, как я на своего Левко, а оно вот что выходит – «диду, перевези!»

    • Эге, - промолвил Савка. Сколько лет их учили… А они бегают… Чем дальше вы тикаете, тем больше крови прольётся. Да не только вашей, солдатской, а и материнской и дитячей крови.

    • … А бойцу надо сегодня напиться крепкой лютости к врагу да злобы. … Побеждают быстрые да сердитые, а не жалостливые! – сказал дед Платон и умолк. Он высказал, наконец, свою мысль.

Это была его правда.

    • Ребята, какое влияние оказал этот диалог на Петро Колодуба?

    • Петро Колодуб говорит, что он вышел на берег опустошённый и вместе с тем какой-то совсем иной, новый. Как будто он утопил в Десне и свою печаль, и тоску, и отчаяние отступления. Он оглянулся. За Десною горело. И красное зарево пожара как-то по-новому осветило его душу. Нестерпимый огонь прожёг его насквозь. Он только успел крикнуть: «Передайте, что мы ещё вернёмся». Эта правда для него была «так горька и солона». Потом он побежал назад, к Десне, чтобы что-то сказать на прощание деду. Но Платон на него даже не взглянул. По его сухому и тёмному лицу текли слёзы и падали в Десну.


    • Ребята, как подытоживает свой рассказ Петро Колодуб?


    • Сейчас я герой Советского Союза. Много я уничтожил врага… Но где б я ни был, как бы ни бушевали вокруг меня вражьи ветры, им никогда уж не погасить того огня, что зажёг во мне когда-то в челне дед Платон… Что наша жизнь? Что наша кровь, когда страдает вся наша земля, весь народ? Я, хлопцы, в бою сторукий, помноженный стократ на гнев и ненависть! Так.

- Ребята, как решается в рассказе проблема человеческого фактора?

    • Писатель показал, что человеческий фактор играет на войне очень важную роль. Яркая неординарная личность может сильно влиять на других людей. В данном случае – это личность деда Платона.

    • Ребята, а почему сам Платон не воевал?

    • Он своё отвоевал, был старый. Его война была здесь, на переправе.

    • Почему, что с ним случилось?

    • Когда они проводили солдат, тут же появились немцы. Они хотели его расстрелять, но внезапно получили приказ переправляться на другой берег. Фашисты насели полным-полно на челн. Когда выплыли на середину Десны, Платон трижды сказал: «Савка, прости меня!» В ответ услышал: «Прости и ты меня, Платон!» Трижды произнесли: «Бог прости» и стали налегать на правый борт. Так и перевернули челн. Всё потонуло: и пулемёт, и немцы, и деды.

    • Никого не осталось?

    • Выплыл только внук деда Савки Иван Дробот, который стоял и слушал рассказ Петро Колодуба.

    • Ребята, какое впечатление на бойцов оказал рассказ Петро Колодуба?

    • Все бойцы были готовы к завтрашнему бою.

А если я нарушу

Ту клятву, что даю,

А если вдруг я струшу

Перед врагом в бою.


Суровой мерой мерьте

Позор моей вины:

Пусть покарает смертью

Меня закон войны!

( Иосиф Уткин, «Клятва», 1942 год)

(слайд №12)

    • Ребята, найдите в тексте описание Петро Колодуба. Таким ли вы представляли Героя?

    • На вид он «такой маленький и не очень как будто здоровый»?

    • Как вы прокомментируете его внешнее описание? Обязательно ли быть большим и здоровым, чтоб быть героем?

    • В этом маленьком человеке бьётся большое бесстрашное сердце. Чтоб совершать подвиги не обязательно быть большим и здоровым, достаточно быть храбрым и мужественным.

    • Что можно сказать об отношении Петро к своим солдатам? Процитируйте ответ.

- О Петро говорится, что он «любил их», бойцов и командиров. «Бойцы сидели в полутьме в разнообразных позах, прислонившись друг к другу. Все они были разные и все родные. Всех их объединяло чувство единой семьи…»

    • В тексте есть лирическое отступление.

Итог урока хочется подвести этими словами:

«Пройдут года, заживут раны, перепаханы будут вражьи могилы, застроятся пожарища, и многие события перепутаются в седых головах от частых воспоминаний и превратятся в рассказы, но одно останется неизменно верным и незабываемым – высокое и благородное чувство товарищества и братства всех бойцов, что уничтожили и стёрли с лица земли фашистское безумие». (слайд №13)

Лирическое отступление выражает одну из основных мыслей украинского писателя: только товарищество и братство всех бойцов послужило тому, что смогли стереть с лица земли фашистское безумие. Сколько бы лет не прошло, мы не забудем тех, кто завоевал нам мирное небо над головой.



Использованная литература:


  1. Стихотворение Иосифа Уткина «Клятва».

  2. Рассказ Александра Довженко «Ночь перед боем».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Опыт прочтения рассказа А. Довженко "Ночь перед боем"

Автор: Ибрагимова Зимфира Халитовна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394410


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства