kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Описание природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по развитию навыков аналитического чтения; совершенствовать умение обобщать прочитанное; развивать ассоциативное, образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; воспитывать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Описание природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».»

Григорьян Елизавета Егоровна

Учитель русского языка и литературы

Программа : Литература : 10-11 кл. : программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус.яз. Базовый уровень / Сост. Данилова И.Н., Король Г.Н. – 2-е изд., доп. и испр. – Донецк : Истоки, 2016. — 92 с.

Лебедев, Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень в 2 ч. Ч.1 /Ю. В. Лебедев. – 3 изд. – М. : Просвещение, 2016.-367 с.

Тема урока. Описание природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Цель урока: продолжить работу по развитию навыков аналитического чтения; совершенствовать умение обобщать прочитанное; развивать ассоциативное, образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; воспитывать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей.

Оборудование: текст романа «Война и мир», презентация, репродукция картины И.И.Левитана «Дуб».

ХОД УРОКА

І.Организационный этап

ІІ.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Роль пейзажных описаний в романе очень велика. По мнению Толстого, сила жизни, сила природы - в вечном развитии. В природе он видит некую норму жизни. Пейзаж в романе помогает осмыслить внутренний мир героев. Курагины, лишенные внутренней душевной жизни, не изображены в единстве с природой, в отличие от князя Андрея, Наташи, Пьера, понимающих и любящих природу. Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют герою. Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо»- символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла романа. И сегодня на уроке мы убедимся в этом.

ІІІ. Работа над темой урока

Первый пейзаж, который мы рассмотрим, — описание неба над Праценскими высотами» где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский.

«Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — ...совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его... ».



Слушание отрывков из романа «Князь Андрей в весеннем лесу…», «Описание елей в лесу» (т.2, ч.3, гл.1); «Описание дуба» (т.2, ч.3, гл.3).



















Картины природы в романе намечают повороты в судьбах героев или всего народа, подчеркивают значимость определенных эпизодов романа. В пейзаже, описывающем березовую рощу и старый дуб, Толстой не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре. Он видит цвета и форму предметов (зеленая трава и лиловые цветы, мелкие ели с трубой зеленью), слышит фырканье лошадей, звон колокольчика, пение соловьев, ощущает первую предгрозовую жару мимолетного дождя. При этом читатель, как и герой, находится как бы внутри леса: смотрит то на левую, то на правую сторону дороги, слышит то далекие, то близкие звуки. Мы испытываем чувство радости, простора, ощущаем солнечный свет. Сравним пейзаж с картиной Куинджи «Березовая роща». В нем тоже солнечное пространство, зелень и простор. Даже настроение художника созвучно толстовскому описанию рощи.





















Вот еще одна зарисовка, сцена из романа лунной ночи в Отрадном, которой одновременно любуются князь Андрей и Наташа - природа уже похожа на волшебную сказку, но это не сказка, а чарующая действительность с точными реалистическими деталями. Красота этой ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи.



Аналитическая беседа

- Зачем автор дает описание дуба в весеннем лесу?

- Что изменилось в мыслях князя Андрея после второй встречи с дубом? Какова роль дуба в этой сцене? Какую роль играет эта сцена?

- Перед вами картина И.И.Левитана «Дуб». Как вы считаете, можно ли ее считать иллюстрацией к строкам, которые вы только что услышали?

- В чем по - вашему, разница в создании пейзажа у художника и писателя?

- Прочитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описании дуба (т.2, ч.3, гл.3).

- Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

- Вспомните другие сцены, где автор также подчеркивал красоту природы. Какую функцию они выполняют?

- Как природа, с точки зрения Л.Н.Толстого, влияет на человека?

4. Самостоятельный (письменный) анализ описаний природы (по вариантам)

Вариант 1. «Описание елей в лесу» (т.2, ч.3, гл. 1). (Главное – автор видел и ценил в природе, как и в людях, развитие).

Вариант 2. «Небо Аустерлица». (Болконский видит небо, для него это символ нового, высокого понимания жизни).

Вариант 3. «Встреча князя Андрея с дубом». (Природа – это олицетворение высшей мудрости.)

Вариант 4. Состояние природы перед Бородинским сражением. (Выводы о приемах и изображения природы.)

5. Мини дискуссия «Размышления после прочитанного»

Вопросы для дискуссии

-Для чего Л.Толстой дважды стремится породнить Ростовых и Болконских?

Чего у каждой семьи в избытке, а чего не хватает? В какой из семей вы предпочли бы родиться, воспитываться и жить?

- Едина ли семья Ростовых? Чем объяснить в ней особое положение Веры и Сони? В какие моменты и почему не согласна с мужем и детьми мать и к чему ее приводит Л. Толстой в старости? Каким бы стал Петя, доживи до возраста Николая?

- Монолитно ли семейство Болконских? Все ли вы принимаете в его устоях? Хотели бы вы иметь такого отца, мужа, брата или сестру?

6. Выразительное чтение учащимися любимых отрывков из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Комментарий. По ходу изучения романа учащиеся читали эпизоды, связанные с их любимыми героями. Но теперь любимых эпизодов стало больше, и они стали разнообразнее. Это позволяет учащимся снова пережить волнующие места великого произведения, ощутить его славу.

ІV. Подведение итогов

Заключительное слово учителя

-Высокий нравственный пафос «Войны и мира» волнует писателей 20 в., свидетелей опустошительных войн, в гораздо большей степени, чем современников Л. Толстого. Немецкий писатель Леонардо Франк в книге «Человек добр» назвал создателя «Войны и мира» величайшим борцом за те условия человеческого существования, при которых человек действительно может быть добр. В романе он увидел глубокое сострадание к людям, и прежде всего, русским.

V. Домашнее задание

- Написать сочинение – рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Кутузов и Наполеон как информация к размышлению»; « Красота души человеческой»; «Человек и природа в романе «Война и мир».

- Подготовить литературные визитки о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Григорьян Елизавета Егоровна

Дата: 17.06.2017

Номер свидетельства: 422293


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства