Просмотр содержимого документа
«Онегин и Ленский в деревенском саду. Письмо Татьяны»
9 класс Учитель Геворкян М.В.
Тема: Онегин и Ленский в деревенском кругу.
Письмо Татьяны.
Цели:
обучающие: вчитаться, прочувствовать страницы романа, глубже постигнуть психологию и характер главного героя; осмыслить авторское отношение к любви Татьяны; определить место центрального события главы в общем развитии действия романа;
развивающие: создать условия для развития речи, языкового чутья учащихся, умения давать оценку героям, формулировать свою точку зрения;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к художественному тексту, к слову.
Тип урока:урок углубленной работы с художественным текстом.
Методы:проблемно – поисковый, диалогический.
Ход урока
Орг. момент.
Основная часть.
1. Слово учителя.
–Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и рада предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к страницам известного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Пушкин входит в жизнь каждого человека с детства и становится надёжным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем больше их читаешь, тем больше узнаёшь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашённые в них, не теряют актуальности до сих пор. Сегодня мы поразмышляем над 2 и 3 главами романа. Мне бы хотелось, чтобы вы прочувствовали страницы романа, глубже постигли психологию и характер главного героя; осмыслили авторское отношение к любви Татьяны; определили место центрального события главы в общем развитии действия романа. Обратимся ко 2 главе.
2. Работа по тексту 2 главы.
- В какой среде оказался Евгений Онегин в деревне, чем занялся?
В деревне Онегин – богатый помещик, «сельский житель, заводов, вод, лесов, земель хозяин полный», теперь его окружают соседи - провинциальные помещики; он должен определить и свои отношения с крепостными крестьянами.
-Что об этом говорит автор? (IV строфа)
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил;
И раб судьбу благословил.
-Сказано об этом бегло. По существу же Онегин совершил для своих крестьян большое дело. Так поступали некоторые будущие декабристы.
А как сложились его отношения с окружающими помещиками?
Отношения с соседями сложились иначе: IV строфа, 9-14.
Попытки помещиков завязать знакомство с Онегиным не привели ни к чему, и, убедившись в его нежелании устанавливать дружеские связи, к определению «опаснейший чудак» соседи добавили новые определения: (V строфа).
-На что это очень похоже?
Это очень похоже на отношение фамусовского общества к Чацкому.
- Нашёл ли Онегин в деревне смысл существования, достойные занятия, удовлетворён ли он жизнью? Сделаем вывод.
Вывод: Нет, не нашёл. Он скучает и здесь, хотя и заменил барщину оброком, хотя подружился с интересным, образованным человеком.
-Кто этот молодой человек? Обратимся к строфе VI (строки 8-14). Если мы сопоставим Онегина и Ленского, что заметим?
Оба получили нерусское образование, оторваны от русской жизни. Но Онегин успел разочароваться, а Ленский – идеалист: «Он верил, что душа родная…» (8,9,10 строфы) Мертвящее влияние светского общества его не коснулось. И в личных, и в общественных отношениях он ждёт от жизни осуществления своих идеалов, почерпнутых из книг.
-Во что верит Ленский?
Он верит в, лучшие человеческие чувства – любовь, дружбу.
-Найдите момент их встречи (строфа 13, 5-7 строки), прочитайте до строфы XX. Какой можно сделать вывод?
Вывод: Во взглядах и настроениях Ленский и Онегин – разные. Но Ленский близок Онегину по уровню развития, по духовным запросам и интересам. Они спорили об истории, философии, читали поэтические произведения и т.п. А ведь с другими соседями им пришлось бы говорить «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне, (XI)».Отношение провинциального общества было к ним разное (XII). Это их и сблизило.
- С изображением Ленского Пушкин связывает в романе свои литературно-полемические выступления против пассивно-мечтательного, «унылого» романтизма. Вот почему так иронически звучат строфы, где обрисовывается поэзия Ленского:
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль.
Но в иронии нет злого умысла. Ряд мест о Ленском и его поэтических опытах говорит о симпатии к нему автора.
Вслед за Ленским на страницах романа возникает картина деревенской жизни помещиков средней руки. Воссоздаётся патриархальный уклад жизни Лариных. Обратимся к строфам (XXX-XXXVII).
- Для чего Пушкин описывает быт Лариных?
Познакомить читателя со средой, в которой воспитывалась Татьяна.
-В рассказе о жизни Лариных мы чувствуем симпатии автора. Что привлекает Пушкина в этой семье?
Простота отношений, отсутствие фальши, патриархальность, связанная с народными обычаями. Здесь нет той пропасти, какой отделено от народа светское общество Москвы и Петербурга- Как автор показывает разницу между сёстрами Лариными? Прочитать подробное описание портрета Ольги.В этой же главе (XXIV) автор знакомит нас с Татьяной, и с первых стихов нам ясно, что речь пойдёт о лице замечательном, не менее важном, чем главный герой.
-А почему нет её портрета?
( Пушкина интересует не внешность, а её внутренний мир, её незаурядность, её интерес в детстве не к куклам, а к сказкам няни, тяга к природе, к русским поверьям и одновременно к сентиментальностям романам, которые она жадно читает, романтически представляя себя героиней то одного, то другого произведения). Вывод: Итак, мы познакомились с героями. Наступила пора завязки главной сюжетной линии. Это встреча героев.
- Какое впечатление произвела встреча Онегина и Татьяны на них обоих?
Вспомним разговор двух приятелей после посещения дома Лариных. Обратимся к IV строфе III главы.
3. Работа по тексту III главы.
-Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт».
Прав. Татьяна поразила его глубиной душевного мира, поэтичностью, робостью, замкнутостью.Онегин разбирается в людях.
-Что помешало развитию пробудившегося интереса к девушке?
Душевная опустошённость, холодность не способствовали развитиям пробудившегося интереса к девушке. Онегин забыл о встрече.
- А как восприняла эту встречу Татьяна? (VII строфа)
Она вообразила его героем своего романа, потому что он не был похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне.
-С кем делится она своей тайной? Почему?
Она делится тайной с няней, потому что та ей ближе всех домашних. От близости к няне эта доверчивая простота и искренность, с которой Татьяна пишет письмо. Оно поэтично, просто. В нём слышится волнение, трепет.
- Инсценировка « Письмо Татьяны».
-Каким оно вам показалось?
Оно поэтично, просто. В нём слышится волнение, трепет.
Каким представляется Онегин Татьяне?
Он не похож на героя, возникшего в воображении Татьяны.
- Итак, письмо отправлено. Я предлагаю вам, ребята, проследить, как дальше развёртываются события. «Бледна как тень, с утра одета» (то есть готова к приезду Онегина), «Татьяна ждёт». Наконец Онегин приезжает. Какой он находит Татьяну?
В отчаянном волнении.
-В последней, 41 строфе 3 главы автор смотрит на Онегина глазами Татьяны. Чтобы ярче подчеркнуть это романтическое восприятие, поэт резко прерывает рассказ и заканчивает строфу прозаическими словами, обращёнными к читателю:
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.
III. Рефлексия
Какие чувства вызвали в вас герои романа? Закончите предложение «Меня огорчило…», «Меня обрадовало…», «Я согласен…», «Я не ожидал»
.
4. Завершение урока.
Каким же показан герой в новой обстановке, среди новых людей?
В деревенском обществе он чужой; к Ленскому относится снисходительно, они - друзья «от делать нечего». Любовь Татьяны он разделить не может.
III. Итог урока.
IV. Домашнее задание: IV и V главы.
IV. 1. Как Онегин отнёсся к письму Татьяны? Читал ли нравоучение Татьяне или исповедовался перед ней?
2. Как проводил свой день Онегин в деревне?
V. 1. В какое общество попадает Онегин на имениях Татьяны?
2. Вспомнить дядю Онегина, его соседей, быт Лариных и составить общую характеристику провинциального общества.