«...ОН ШЕЛ СВОЕЮ ДОРОГОЙ...» (Занятие, посвященное Е. А. Баратынскому.
«...ОН ШЕЛ СВОЕЮ ДОРОГОЙ...» (Занятие, посвященное Е. А. Баратынскому.
В марте 2015 года исполняется 215 лет со дня рождения Евгения Абрамовича Баратынского, талантливого, оригинального поэта, внесшего Значительный вклад в развитие русской литературы. «Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит
г. Баратынскому»,— писал Белинский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««...ОН ШЕЛ СВОЕЮ ДОРОГОЙ...» (Занятие, посвященное Е. А. Баратынскому.»
«...ОНШЕЛСВОЕЮДОРОГОЙ...»
(Занятие, посвященноеЕ. А. Баратынскому.
В марте 1980 года исполняется 180 лет со дня рождения Евгения Абрамовича Баратынского, талантливого, оригинального поэта, внесшего Значительный вклад в развитие русской литературы. «Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит
г. Баратынскому»,— писал Белинский.
Друг Пушкина, Дельвига, А. Бестужева, Кюхельбекера, Баратынский-поэт был высоко оценен своими замечательными современниками. Скромно говоря о своем таланте, он не мог не мечтать о том, чтобы к его стихам обратился и «далекий потомок»:
Мой дар убог, и голос мой ее громок, Но я живу, и на земли мое .
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношенья,
И как нашел я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.
«Мой дар убог, и голос мой не громок...»
Наиболее благоприятную возможность познакомить старшеклассников с лирикой Баратынского предоставляет факультатив «Русская литература, первой половины XIX века». Как показывает опыт, старшеклассники способны глубоко понять лирику поэта, воспринять и осмыслить его поэтические образы.
Поэзию Баратынского нужно рассматривать в связи с событиями первой трети XIX века — периода бурных потрясений, когда «перед поэзией встала задача раскрыть всю сложность духовной жизни человека новой эпохи, внутренне противоречивого, не только чувствующего, но и остро мыслящего, создать образ интеллектуального героя». И. М. Тойбин отмечает что, создав такого героя средствами лирики, Баратынский тем самым сделал очень важный шаг в развитии русской поэзии, расширил ее границы, углубил ее возможности.
Прежде чем приступить к анализу отдельных произведений, знакомим школьников с жизнью и творчеством Баратынского. Наиболее удобный путь для этого:— лекция учителя.
Будущий «певец пиров и грусти томной» (Пушкин) родился 19 февраля 1800 года (по старому стилю) в имении Мара Тамбовской губернии в семье генерала в отставке. Он получил прекрасное домашнее образование. В детстве Евгений был любимцем семьи. Особую привязанность питала к нему мать, руководившая его чтением и первыми литературными опытами. В 1812 году мальчик был определен в Пажеский корпус в Петербурге, привилегированное учебное заведение для дворянских детей. По личному распоряжению императора Александра I Баратынский был исключен из Пажеского корпуса без права поступления в дальнейшем на государственную службу, «разве что в армию, да и. то в качестве рядового». Такое суровое наказание последовало за неблаговидный поступок: вместе с приятелями, членами тайного «общества мстителей», вообразившими себя романтическими «защитниками справедливости», он совершил кражу в доме у одного из пажей. Оставшись за порогом учебного заведения, Баратынский вынужден был уехать в деревню. Выздоровев после тяжелого нервного заболевания, вызванного случившимся, он в 1818 году возвратился в Петербург, чтобы поступить на службу хотя бы солдатом.
Еще будучи в Пажеском корпусе, Баратынский познакомился с А. Бестужевым, часто приходившим к своему приятелю — поэту Креницыну. Они-то и ввели начинающего лирика в литературный круг Петербурга. Здесь произошло знакомство с Дельвигом, которое быстро перешло в дружбу. Впоследствии к Дельвигу были обращены такие строки:
Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой
Боролся я, почти лишенный сил?
Я погибал,— ты дух мой оживил
Надеждою возвышенной и новой.
Ты ввел меня в семейство добрых муз...
«Дельвигу» («Дай руку мне...»)
Зачисленный рядовым в лейб-гвардии Егерский полк, Баратынский получил право жить на частной квартире. Он поселился вместе с Дельвигом, через которого познакомился с Пушкиным, Кюхельбекером, А. Одоевским. В этот период Баратынский писал много дружеских посланий, элегий, помышляя о поэме. Молодой сочинитель быстро завоевал признание в кругу друзей-поэтов и среди читающей публики.
Производство в унтер-офицеры и назначение в пехотный Нейшлотский полк потребовало переезда Баратынского в Финляндию. Это было воспринято поэтом и его друзьями как ссылка, как гонение властей. В Финляндии поэт пробыл до октября 1825 года. В это время он имел возможность неоднократно бывать в Петербурге, встречаться с друзьями, принимать участие в заседаниях литературных кружков. В Финляндии были созданы поэмы «Пиры», «Эда», много посланий, элегий, эпиграмм. «В свете личной судьбы Баратынского лирический герой его элегий воспринимался как образ вольнолюбивой жертвы самодержавного деспотизма».,— пишет Е. Н. Купреянова.
И я, певец утех, пою утрату их,
И вкруг меня скалы суровы, И воды чуждые шумят у ног моих,
И на ногах моих оковы.
«Послание к б(арону) Дельвигу»
Получив в 1825 году первый офицерский чин, Евгений Абрамович вскоре подал в отставку и вернулся в Петербург, чтобы посвятить себя литературе. Талант его расцвел к этому времени в полную силу.
«Баратынский «принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого хотя несколько одаренного вкусом и чувством»,— с восторгом отозвался о собрате по перу Пушкин4.
Избирая свою поэтическую звезду, Баратынский остановил свой взор не на «лучезарнейшей» из них, а на той, «что с думою глядит» («Звезда»). Посещая регулярно заседания Вольного общества любителей российской словесности, он сблизился с А. Бестужевым, Рылеевым. Его идейная близость к декабристам наиболее ярко проявилась в эпиграмме на Аракчеева:
Отчизны враг, слуга царя,
К бичу народов — самовластью
Какой-то адскою любовию горя,
Он не знаком с другою страстью.
Скрываясь от очей, злодействует впотьмах,
Чтобы злодействовать свободней.
Не нужно имени: у всех оно в устах,
Как имя страшное владыки преисподней.
«Отчизны враг, слуга царя...»
Баратынский не принадлежал к тайному обществу, не шел по пути декабристов, был лишь рядом с ними. Но жестокий разгром декабризма, гибель одних и опала других потрясли его душу и вызвали к жизни строки:
Я братьев знал; но сны младые
Соединили нас на миг:
Далече бедствуют иные,
И в мире нет уже других... ,
«Стансы» («Судьбой наложенные цепи...»),
Семейные обстоятельства вынуждают Баратынского переехать в 1826 году из Петербурга в Москву. Этот переезд знаменует начало нового этапа его жизни.
Молодое поколение передовых литераторов первой четверти XIX века жило идеями декабристов. Эти идеи оттесняли на второй план вопросы собственно литературные и философские. Но после расправы с декабристами социальные проблемы уступили место в творчестве отдельных поэтов вопросам отвлеченной философии. Так, на метафизическую философию Шеллинга и Канта ориентируются в своем творчестве московские романтики-любомудры Веневитинов, В. Одоевский, Шевырев, Краевский. С ними и сближается Баратынский.
Для содержания и настроения многих его стихов этого периода характерна отвлеченно-философская созерцательность. Как и любомудры, не приемля капиталистическое развитие России, Баратынский стремился защитить поэзию от «промышленных забот», которые, казалось ему, грозят гибелью искусству, духовному развитию общества:
Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от-часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
«Последний поэт»
Романтические поэмы Баратынского «Бал» (1828) и «Наложница» (1831) не имели успеха, попытки обратиться к жанрам романтической повести и драмы также не были успешными.
В 1835 году вышли «Стихотворения» Баратынского. Белинский, отдав должное замечательному мастерству поэта, отметил, что «элегический тон его поэзии происходит от думы, от взгляда на жизнь». Вместе с тем- великий критик «беспощадно указал автору на его идейные ошибки, на забвение прежних свободолюбивых идеалов молодости» .
Сборник «Сумерки» (1842) явился последним прижизненным изданием произведений поэта. Журнальная критика встретила его недоброжелательно, обвинив автора в эклектизме.
Отойдя от литературной среды на родине, Баратынский обрел ее на Западе, куда отправился в длительное путешествие вместе с семьей. Франция, Германия, Италия приняли Баратынского как известного русского поэта. За границей он познакомился с русскими эмигрантами, находящимися в оппозиции к царскому правительству.
Разлука с родиной с новой силой пробудила его патриотические чувства. Однако перелом, наметившийся в связи с этим в мировоззрении и творчестве поэта, произойти не успел. В Неаполе Баратынский тяжело заболел и скоропостижно скончался 29 июня 1844 года. Похоронен он в Петербурге, в Некрополе Александро-Невской лавры.
Обращаясь к лирике Баратынского на факультативном занятии, надо показать школьникам, каким многообразным и ярким был романтизм в России в период своего расцвета в начале XIX века, познакомить их с жанром любовной элегии, дать еще один урок анализа поэтического текста.
К занятиям участники факультатива готовят чтение одного из стихотворений: «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!..», «Звезда», «К-ну» («Поверь, мой милый друг...»), «Ропот» («Он близок, близок, день свиданья...»), «Добрый совет», «На смерть Гете», «Дельвигу» («Дай руку мне, товарищ добрый мой...»), «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Стансы» («Судьбой наложенные цепи...»), «Дорога жизни», «Пироскаф», «Водопад», несколько эпиграмм.
Школьники могут выучить стихи и по своему выбору, только преподаватель должен заранее знать, какие произведения они готовят, чтобы упомянуть их в лекции.
Для более глубокого знакомства с лирикой Баратынского обращаемся на занятиях к двум его вершинным элегиям — это «Разуверение» (1821) и «Признание» (1823). И в той, и в другой элегии — тончайший анализ психологии чувств лирического героя. Поэт признается другу:
...занят свойствами и, нравами людей,
Поступков их ищу прямые побужденья,
Вникаю в сердце их, слежу его движенья,
И в сердце разуму отчет стараюсь дать!
«Н. И. Гнедичу»
Элегии «Разуверение» и «Признание» для предварительного чтения не предлагаются. Их тексты заранее размножаются, чтобы каждый ученик имел рабочий экземпляр.
Прослушав лекцию учителя и прозвучавшие на занятии стихи, учащиеся понимают, что «сердцем жадный чувств, умом познаний жадный» («Гнедичу»), поэт находит пищу сердцу и уму в окружающей жизни, в собственном опыте, в опыте своего поколения.
Напоминаем, что одним из жанров романтической поэзии была элегия, в которой находят выражение грустные воспоминания, раздумья, размышления. Элегии писали Карамзин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Отмечаем, что новое слово в развитии элегии сумел сказать Баратынский. Занятие посвящается анализу лучших из них.
Элегия «Разуверение» приобрела широкую известность благодаря романсу Глинки. Пусть он прозвучит в грамзаписи: музыка помогает школьникам настроиться на более эмоциональное восприятие поэтического текста. Стихотворение должно прозвучать в хорошем исполнении. Затем школьники перечитывают его. Беседа помогает осмыслить содержание.
Стихотворение с первого взгляда кажется типично романтической элегией. Оно проникнуто грустью, унынием. В центре — разлад с действительностью, разрыв с любимой. Почему разрушилось счастье, ушла любовь, пропала вера? Читатель может лишь догадываться о бурях, которые привели к драматической развязке. Не показан в стихотворении и процесс постепенного развития и угасания чувства.
Элегия «Разуверение» — это как бы финал драматического столкновения героя, полного надежд и радужных иллюзий, с суровой действительностью. Отсюда — желание бежать от реальности в мир грез, забыться сном. Попытка поверить в то, что сновидения могут сбыться, стать явью, привела к разочарованию. Жизнь не принесла желанного счастья, и лучше навсегда забыть «бывалые мечты». Любовь ушла, поэтому так «сладко усыпленье».
Обращаем внимание школьников на то, что лейтмотивом элегии звучит настойчиво повторяющееся отрицание, как бы подтверждающее невозможность возврата к прошлому: не искушай, не множь, не заводи, не тревожь; не верю, не верую, не могу. Отрицанием как бы пронизана вся элегия.
Школьники испытывают трудности в восприятии этого произведения из-за отсутствия в нем конкретных событий. Эти события читатель может домысливать, предполагать. Что произошло с героями? Кто они? Какие? Обращаем внимание на мастерство Баратынского: несмотря на отсутствие событий, в элегии великолепно передано психологическое состояние человека, порвавшего отношения с любимой.
Кто виноват в разрыве? Вчитываясь в текст, ученики говорят, что любимая поэта не коварна. Это «друг заботливый», который, однако, не в состоянии пробудить к жизни «больного». В душе героя нет места для любви. Сердце его способно лишь на волненье. В совершившемся никто не виноват.
И. Л. Альми в статье «Элегии Е. А. Баратынского 1819—1824 годов (к вопросу об эволюции жанра)» пишет о том, что герой ранних элегий поэта «постоянно находится в процессе разочарования, где-то между крайними точками страсти и полного бесстрастия». Отсюда точность, конкретность в названии душевного состояния, в подборе эпитетов и специфический поэтический прием, который исследователь называет приемом неполного контраста, — противопоставление понятий, не содержащих прямой и полной противоположности (волненье — любовь). Предложим школьникам еще раз перечитать стихотворение, обратив внимание на эти поэтические находки.
Анализ элегии «Признание» проводят в основном сами школьники. После первого чтения предлагаем им вопросы: какое душевное состояние героя легло в основу этой элегии? Как оно изменяется? Какими представляются вам герои произведения? Как связаны обстоятельства жизни с чувствами людей? Почему любовная драма героев — это не только судьба двоих?
Отвечая на вопросы, участники занятия отмечают следующее. В «Признании» изображен не один, пусть и кульминационный, момент состояния лирического героя, а дается психологический анализ его постепенного охлаждения.
В первой строфе звучит та же мысль, что и в «Разуверении», —ушла любовь, охладело сердце. Но весь последующий рассказ — это исповедь человека, объясняющего причины случившегося. Мы как бы заглядываем в тайник сердца, тайник души и прослеживаем изменение чувства, которое зависит от реальных событий. От них герой не может уйти в «сновиденья». Жизнь окружает его, влияет на чувства, на поступки, на судьбу.
Поэт и его возлюбленная («я» и «ты») — песчинки в жизненном океане. Мы видим прошлую, настоящую и будущую «жизнь сердца» героя: когда-то горел «прекрасный огонь» любви, теперь лишь' «хлад печальный»; «пламень мой, .слабея постепенно, собою сам погас в душе моей»; «душа любви желает, но я любить не буду вновь». Любовь здесь — это забытье, а реальны «бури жизненные».
Долгие годы разлуки сделали свое дело — судьба может торжествовать победу. Что же дальше? А дальше все буднично, прозаично: жизнь лишила способности любить, общество навязывает свою мораль, предлагает проторенный путь. Можно слиться «мнением... с толпой», -избрать подругу без любви, возможен «брак обдуманный», по расчету, когда «под брачными венцами» соединяются не сердца, а жребии (неполный контраст). Легкое сомнение в том, что это будет не так, звучит в дважды повторенном риторическом вопросе: «Кто знает?... кто знает?» И все-таки к старому нет возврата: «Путь новый я избрал, путь новый избери».
В элегии «Признание» мы так много узнаем о герое, что он становится для нас конкретным человеком. Ребята предполагают, что Баратынский сумел наметить контуры типа «лишнего человека», находящегося в разладе со средой, которая его породила, и в то же время подчиняющегося ее законам. Тема разочарованного, разуверившегося в жизни героя как бы приобретает новое звучание.
Впервые элегия была напечатана в «Полярной звезде» за 1824 год. Уже 12 января Пушкин писал из Одессы А. Бестужеву: «Баратынский — прелесть, и чудо, Признание — совершенство».
При подготовке к переизданию в 1825 году Баратынский кое-что изменил в тексте элегии. В окончательном варианте (с которым мы и знакомим учащихся) сохранился общий грустный настрой, мотив сожаления о прошлом, но герой перестал быть типичным романтическим певцом, оплакивающим свои утраты. Рассказ о его прошлой и возможной будущей жизни стал спокойнее, проще, глубже раскрылся характер. Любовная элегия осталась любовной элегией, но в ней появилось и нечто новое. Старая ро-мантическая тема любившего и разочарованного сердца у Баратынского раскрывается иначе, чем у других романтиков.
Приводим высказывание исследователя творчества Баратынского: «Новое в стихотворении Баратынского заключается в том, что эту тему он лишил трагической приподнятости, что трагическая интонация заменена в ней интонацией разговорной, спокойной, что главное в стихотворении — не образ разбитого сердца, а анализ чувств героя... Тонкое мастерство Баратынского как художника проявилось в том, что он сумел сочетать глубину психологического анализа, убедительность логических мотивировок со свежестью чувств и поэтическим очарованием образов»7.
Анализируя элегию «Признание», обращаем внимание учащихся на ее афористичную концовку и предлагаем задуматься над ее смыслом. Рассказав в стихотворении историю,' насыщенную событиями, которые могли бы лечь в основу целой повести, наметив контуры характеров, которым впору быть героями романа, Баратынский как бы подводит итог сказанному. В заключительном аккорде звучит обобщение, дающее возможность видеть не только историю любви, но историю жизни, позволяющее говорить о закономерностях жизненных явлений:
Невластны мы в самих себе,
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей
судьбе.
«Поэт мысли», Баратынский как бы подвергает анализу душу человека, стоящего не только перед проблемами любви, но и перед проблемами историческими, социальными. Ведь «обеты», даваемые в молодости, могут быть различными. Ученики вспоминают декабристов. Восторженные, смелые сердца, клятвы посвятить отчизне «души прекрасные порывы» и ...трагический конец.
Полезно познакомить участников факультатива с точками зрения исследователей на этот вопрос. Так, Л. Г. Фризман утверждает, что в «Признании» отразилась судьба и мироощущение поколения, связанного с декабризмом». Вс. Рождественский в названной выше работе пишет: «Элегическая грусть, присущая лирике Баратынского, как бы сгустилась, приняла оттенок глубокой философской меланхолии, корни которой лежали в неприятии поэтом окружающей российской действительности».
Помогаем школьникам понять, что привлекало в творчестве Баратынского современников, что делает его стихи не только доступными, но и близкими «далеким потомкам», даем им возможность поглубже заглянуть в его поэтическую лабораторию.
«В поэтическом слове Баратынский видел средство выражения не непосредственного «чувства», а чувства осознанного, возведенного на степень «мысли», — отмечает Е. Н. Купреянова. Она обращает внимание на приемы его поэтического мастерства. Это и обязательный устойчивый эпитет, широко распространенный в романтической элегии, и новые, необычные словосочетания, которые употребимы только в определенном контексте, в данной ситуации: друг заботливый, слепая тоска, притворная нежность, безжизненные воспоминания, печаль бесплодная. Это и сопоставление однородных слов в противительном или усилительном смысле: «Уж я не верю увереньям», «Я сплю, мне сладко усыпленье»; «Душа любви желает, Но .я любить не буду вновь»; Грущу я, но и грусть минует».
По нашей просьбе учащиеся выбирают афористичные строки: «В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты»; «Не вечный для времен, я вечен для себя»; «Мгновенье мне принадлежит, как я принадлежу мгновенью»; «Пусть радости живущим жизнь дарит, а смерть сама уж умереть научит» и др.
Как итог знакомства с поэзией Баратынского звучит в исполнении ученика стихотворение «Муза»:
Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет 1
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем.
Ее почтит небрежной похвалой.
После анализа двух элегий школьники поняли, почему поэт имеет право говорить о том, что у его музы «лица необщее выраженье» и «спокойная простота речей».
Заканчивается занятие чтением суждений Пушкина: «Никогда не старался он малодушно угождать господствующему вкусу и требованиям мгновенной моды, никогда не прибегал к шарлатанству, преувеличению для произведения большего эффекта, никогда не пренебрегал трудом неблагодарным, редко замеченным, трудом отделки и отчетливости, никогда не тащился по пятам свой век увлекающего гения, подбирая им оброненные колосья; он шел своею дорогой один и независим... Пора Баратынскому занять на русском Парнасе место, давно ему принадлежащее».