kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«...ОН ШЕЛ СВОЕЮ ДОРОГОЙ...» (Занятие, посвященное Е. А. Баратынскому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В марте 2015 года исполняется 215 лет со дня рождения Евгения Абрамо­вича Баратынского, талантливого, ори­гинального поэта, внесшего Значитель­ный вклад в развитие русской лите­ратуры. «Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бес­спорно принадлежит

г. Баратынско­му»,— писал Белинский.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««...ОН ШЕЛ СВОЕЮ ДОРОГОЙ...» (Занятие, посвященное Е. А. Баратынскому.»

«...ОН ШЕЛ СВОЕЮ ДОРОГОЙ...»

(Занятие, посвященное Е. А. Баратынскому.




В марте 1980 года исполняется 180 лет со дня рождения Евгения Абрамо­вича Баратынского, талантливого, ори­гинального поэта, внесшего Значитель­ный вклад в развитие русской лите­ратуры. «Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бес­спорно принадлежит

г. Баратынско­му»,— писал Белинский.

Друг Пушкина, Дельвига, А. Бес­тужева, Кюхельбекера, Баратынский-поэт был высоко оценен своими заме­чательными современниками. Скромно говоря о своем таланте, он не мог не мечтать о том, чтобы к его стихам обратился и «далекий потомок»:

Мой дар убог, и голос мой ее громок,
Но я живу, и на земли мое .

Кому-нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок

В моих стихах; как знать? душа моя

Окажется с душой его в сношенья,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

«Мой дар убог, и голос мой не громок...»

Наиболее благоприятную возмож­ность познакомить старшеклассников с лирикой Баратынского предостав­ляет факультатив «Русская литерату­ра, первой половины XIX века». Как показывает опыт, старшеклассники способны глубоко понять лирику поэ­та, воспринять и осмыслить его поэ­тические образы.

Поэзию Баратынского нужно рас­сматривать в связи с событиями пер­вой трети XIX века — периода бурных потрясений, когда «перед поэзией встала задача раскрыть всю слож­ность духовной жизни человека новой эпохи, внутренне противоречивого, не только чувствующего, но и остро мы­слящего, создать образ интеллектуаль­ного героя». И. М. Тойбин отмечает что, создав такого героя средствами лирики, Баратынский тем самым сде­лал очень важный шаг в развитии рус­ской поэзии, расширил ее границы, углубил ее возможности.

Прежде чем приступить к анализу отдельных произведений, знакомим школьников с жизнью и творчеством Баратынского. Наиболее удобный путь для этого:— лекция учителя.

Будущий «певец пиров и грусти томной» (Пушкин) родился 19 фев­раля 1800 года (по старому стилю) в имении Мара Тамбовской губернии в семье генерала в отставке. Он полу­чил прекрасное домашнее образова­ние. В детстве Евгений был любимцем семьи. Особую привязанность питала к нему мать, руководившая его чте­нием и первыми литературными опы­тами. В 1812 году мальчик был опре­делен в Пажеский корпус в Петербур­ге, привилегированное учебное заведе­ние для дворянских детей. По личному распоряжению императора Александ­ра I Баратынский был исключен из Пажеского корпуса без права поступ­ления в дальнейшем на государствен­ную службу, «разве что в армию, да и. то в качестве рядового». Такое су­ровое наказание последовало за не­благовидный поступок: вместе с прия­телями, членами тайного «общества мстителей», вообразившими себя ро­мантическими «защитниками справед­ливости», он совершил кражу в доме у одного из пажей. Оставшись за по­рогом учебного заведения, Баратын­ский вынужден был уехать в деревню. Выздоровев после тяжелого нервного заболевания, вызванного случившим­ся, он в 1818 году возвратился в Пе­тербург, чтобы поступить на службу хотя бы солдатом.

Еще будучи в Пажеском корпусе, Баратынский познакомился с А. Бе­стужевым, часто приходившим к свое­му приятелю — поэту Креницыну. Они-то и ввели начинающего лирика в литературный круг Петербурга. Здесь произошло знакомство с Дель­вигом, которое быстро перешло в дру­жбу. Впоследствии к Дельвигу были обращены такие строки:

Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой

Боролся я, почти лишенный сил?

Я погибал,— ты дух мой оживил

Надеждою возвышенной и новой.

Ты ввел меня в семейство добрых муз...

«Дельвигу» («Дай руку мне...»)

Зачисленный рядовым в лейб-гвар­дии Егерский полк, Баратынский по­лучил право жить на частной кварти­ре. Он поселился вместе с Дельвигом, через которого познакомился с Пуш­киным, Кюхельбекером, А. Одоевским. В этот период Баратынский писал много дружеских посланий, элегий, по­мышляя о поэме. Молодой сочинитель быстро завоевал признание в кругу друзей-поэтов и среди читающей пуб­лики.

Производство в унтер-офицеры и на­значение в пехотный Нейшлотский полк потребовало переезда Баратын­ского в Финляндию. Это было воспри­нято поэтом и его друзьями как ссыл­ка, как гонение властей. В Финлян­дии поэт пробыл до октября 1825 го­да. В это время он имел возможность неоднократно бывать в Петербурге, встречаться с друзьями, принимать участие в заседаниях литературных кружков. В Финляндии были созда­ны поэмы «Пиры», «Эда», много по­сланий, элегий, эпиграмм. «В свете личной судьбы Баратынского лириче­ский герой его элегий воспринимался как образ вольнолюбивой жертвы са­модержавного деспотизма».,— пишет Е. Н. Купреянова.

И я, певец утех, пою утрату их,

И вкруг меня скалы суровы, И воды чуждые шумят у ног моих,

И на ногах моих оковы.

«Послание к б(арону) Дельвигу»

Получив в 1825 году первый офи­церский чин, Евгений Абрамович вскоре подал в отставку и вернулся в Петербург, чтобы посвятить себя ли­тературе. Талант его расцвел к это­му времени в полную силу.

«Баратынский «принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы ори­гинален и везде, ибо мыслит по-сво­ему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого хотя не­сколько одаренного вкусом и чувст­вом»,— с восторгом отозвался о собра­те по перу Пушкин4.

Избирая свою поэтическую звезду, Баратынский остановил свой взор не на «лучезарнейшей» из них, а на той, «что с думою глядит» («Звезда»). По­сещая регулярно заседания Вольного общества любителей российской сло­весности, он сблизился с А. Бестуже­вым, Рылеевым. Его идейная близость к декабристам наиболее ярко прояви­лась в эпиграмме на Аракчеева:

Отчизны враг, слуга царя,

К бичу народов — самовластью

Какой-то адскою любовию горя,

Он не знаком с другою страстью.

Скрываясь от очей, злодействует впотьмах,

Чтобы злодействовать свободней.

Не нужно имени: у всех оно в устах,

Как имя страшное владыки преисподней.

«Отчизны враг, слуга царя...»

Баратынский не принадлежал к тайному обществу, не шел по пути декабристов, был лишь рядом с ними. Но жестокий разгром декабризма, ги­бель одних и опала других потрясли его душу и вызвали к жизни строки:

Я братьев знал; но сны младые

Соединили нас на миг:

Далече бедствуют иные,

И в мире нет уже других... ,

«Стансы» («Судьбой наложенные цепи...»),

Семейные обстоятельства вынужда­ют Баратынского переехать в 1826 го­ду из Петербурга в Москву. Этот пе­реезд знаменует начало нового этапа его жизни.

Молодое поколение передовых лите­раторов первой четверти XIX века жило идеями декабристов. Эти идеи оттесняли на второй план вопросы собственно литературные и философ­ские. Но после расправы с декабри­стами социальные проблемы уступили место в творчестве отдельных поэтов вопросам отвлеченной философии. Так, на метафизическую философию Шел­линга и Канта ориентируются в своем творчестве московские романтики-любомудры Веневитинов, В. Одоевский, Шевырев, Краевский. С ними и сбли­жается Баратынский.

Для содержания и настроения мно­гих его стихов этого периода харак­терна отвлеченно-философская созер­цательность. Как и любомудры, не приемля капиталистическое развитие России, Баратынский стремился защи­тить поэзию от «промышленных за­бот», которые, казалось ему, грозят гибелью искусству, духовному разви­тию общества:

Век шествует путем своим железным,

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от-часу насущным и полезным

Отчетливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы.

«Последний поэт»

Романтические поэмы Баратынского «Бал» (1828) и «Наложница» (1831) не имели успеха, попытки обратиться к жанрам романтической повести и драмы также не были успешными.

В 1835 году вышли «Стихотворения» Баратынского. Белинский, отдав долж­ное замечательному мастерству поэ­та, отметил, что «элегический тон его поэзии происходит от думы, от взгля­да на жизнь». Вместе с тем- великий критик «беспощадно указал автору на его идейные ошибки, на забвение прежних свободолюбивых идеалов мо­лодости» .

Сборник «Сумерки» (1842) явился последним прижизненным изданием произведений поэта. Журнальная кри­тика встретила его недоброжелатель­но, обвинив автора в эклектизме.

Отойдя от литературной среды на родине, Баратынский обрел ее на За­паде, куда отправился в длительное путешествие вместе с семьей. Фран­ция, Германия, Италия приняли Ба­ратынского как известного русского поэта. За границей он познакомился с русскими эмигрантами, находящи­мися в оппозиции к царскому прави­тельству.

Разлука с родиной с новой силой пробудила его патриотические чувст­ва. Однако перелом, наметившийся в связи с этим в мировоззрении и твор­честве поэта, произойти не успел. В Неаполе Баратынский тяжело заболел и скоропостижно скончался 29 июня 1844 года. Похоронен он в Петербур­ге, в Некрополе Александро-Невской лавры.

Обращаясь к лирике Баратынского на факультативном занятии, надо по­казать школьникам, каким многооб­разным и ярким был романтизм в Рос­сии в период своего расцвета в нача­ле XIX века, познакомить их с жанром любовной элегии, дать еще один урок анализа поэтического текста.

К занятиям участники факультатива готовят чтение одного из стихотворе­ний: «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!..», «Звезда», «К-ну» («Поверь, мой милый друг...»), «Ро­пот» («Он близок, близок, день сви­данья...»), «Добрый совет», «На смерть Гете», «Дельвигу» («Дай ру­ку мне, товарищ добрый мой...»), «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Стансы» («Судьбой наложенные це­пи...»), «Дорога жизни», «Пироскаф», «Водопад», несколько эпиграмм.

Школьники могут выучить стихи и по своему выбору, только преподава­тель должен заранее знать, какие произведения они готовят, чтобы упо­мянуть их в лекции.

Для более глубокого знакомства с лирикой Баратынского обращаемся на занятиях к двум его вершинным эле­гиям — это «Разуверение» (1821) и «Признание» (1823). И в той, и в дру­гой элегии — тончайший анализ психо­логии чувств лирического героя. Поэт признается другу:

...занят свойствами и, нравами людей,

Поступков их ищу прямые побужденья,

Вникаю в сердце их, слежу его движенья,

И в сердце разуму отчет стараюсь дать!

«Н. И. Гнедичу»

Элегии «Разуверение» и «Призна­ние» для предварительного чтения не предлагаются. Их тексты заранее раз­множаются, чтобы каждый ученик имел рабочий экземпляр.

Прослушав лекцию учителя и про­звучавшие на занятии стихи, учащие­ся понимают, что «сердцем жадный чувств, умом познаний жадный» («Гнедичу»), поэт находит пищу сердцу и уму в окружающей жизни, в собствен­ном опыте, в опыте своего поколения.

Напоминаем, что одним из жанров романтической поэзии была элегия, в которой находят выражение грустные воспоминания, раздумья, размышле­ния. Элегии писали Карамзин, Жуков­ский, Пушкин, Лермонтов. Отмечаем, что новое слово в развитии элегии су­мел сказать Баратынский. Занятие посвящается анализу лучших из них.

Элегия «Разуверение» приобрела ши­рокую известность благодаря романсу Глинки. Пусть он прозвучит в грамза­писи: музыка помогает школьникам настроиться на более эмоциональное восприятие поэтического текста. Сти­хотворение должно прозвучать в хоро­шем исполнении. Затем школьники пе­речитывают его. Беседа помогает осмыслить содержание.

Стихотворение с первого взгляда ка­жется типично романтической элегией. Оно проникнуто грустью, унынием. В центре — разлад с действительностью, разрыв с любимой. Почему разруши­лось счастье, ушла любовь, пропала вера? Читатель может лишь догады­ваться о бурях, которые привели к драматической развязке. Не показан в стихотворении и процесс постепенного развития и угасания чувства.

Элегия «Разуверение» — это как бы финал драматического столкновения героя, полного надежд и радужных иллюзий, с суровой действительностью. Отсюда — желание бежать от реально­сти в мир грез, забыться сном. Попытка поверить в то, что сновидения мо­гут сбыться, стать явью, привела к разочарованию. Жизнь не принесла же­ланного счастья, и лучше навсегда за­быть «бывалые мечты». Любовь ушла, поэтому так «сладко усыпленье».

Обращаем внимание школьников на то, что лейтмотивом элегии звучит на­стойчиво повторяющееся отрицание, как бы подтверждающее невозмож­ность возврата к прошлому: не иску­шай, не множь, не заводи, не тревожь; не верю, не верую, не могу. Отрица­нием как бы пронизана вся элегия.

Школьники испытывают трудности в восприятии этого произведения из-за отсутствия в нем конкретных событий. Эти события читатель может домысли­вать, предполагать. Что произошло с героями? Кто они? Какие? Обращаем внимание на мастерство Баратынско­го: несмотря на отсутствие событий, в элегии великолепно передано психологическое состояние человека, порвав­шего отношения с любимой.

Кто виноват в разрыве? Вчитываясь в текст, ученики говорят, что люби­мая поэта не коварна. Это «друг за­ботливый», который, однако, не в со­стоянии пробудить к жизни «больно­го». В душе героя нет места для люб­ви. Сердце его способно лишь на вол­ненье. В совершившемся никто не ви­новат.

И. Л. Альми в статье «Элегии Е. А. Баратынского 1819—1824 годов (к вопросу об эволюции жанра)» пи­шет о том, что герой ранних элегий поэта «постоянно находится в процес­се разочарования, где-то между крайними точками страсти и полного бес­страстия». Отсюда точность, конкрет­ность в названии душевного состояния, в подборе эпитетов и специфический поэтический прием, который исследо­ватель называет приемом неполного контраста, — противопоставление понятий, не содержащих прямой и пол­ной противоположности (волненье — любовь). Предложим школьникам еще раз перечитать стихотворение, обра­тив внимание на эти поэтические на­ходки.

Анализ элегии «Признание» прово­дят в основном сами школьники. По­сле первого чтения предлагаем им вопросы: какое душевное состояние героя легло в основу этой элегии? Как оно изменяется? Какими предста­вляются вам герои произведения? Как связаны обстоятельства жизни с чув­ствами людей? Почему любовная дра­ма героев — это не только судьба двоих?

Отвечая на вопросы, участники за­нятия отмечают следующее. В «При­знании» изображен не один, пусть и кульминационный, момент состояния лирического героя, а дается психоло­гический анализ его постепенного ох­лаждения.

В первой строфе звучит та же мысль, что и в «Разуверении», —уш­ла любовь, охладело сердце. Но весь последующий рассказ — это исповедь человека, объясняющего причины слу­чившегося. Мы как бы заглядываем в тайник сердца, тайник души и просле­живаем изменение чувства, которое за­висит от реальных событий. От них герой не может уйти в «сновиденья». Жизнь окружает его, влияет на чув­ства, на поступки, на судьбу.

Поэт и его возлюбленная («я» и «ты») — песчинки в жизненном океане. Мы видим прошлую, настоящую и бу­дущую «жизнь сердца» героя: когда-то горел «прекрасный огонь» любви, теперь лишь' «хлад печальный»; «пла­мень мой, .слабея постепенно, собою сам погас в душе моей»; «душа любви желает, но я любить не буду вновь». Любовь здесь — это забытье, а реаль­ны «бури жизненные».

Долгие годы разлуки сделали свое дело — судьба может торжествовать победу. Что же дальше? А дальше все буднично, прозаично: жизнь лишила способности любить, общество навязы­вает свою мораль, предлагает прото­ренный путь. Можно слиться «мне­нием... с толпой», -избрать подругу без любви, возможен «брак обдуманный», по расчету, когда «под брачными венцами» соединяются не сердца, а жре­бии (неполный контраст). Легкое сом­нение в том, что это будет не так, звучит в дважды повторенном ритори­ческом вопросе: «Кто знает?... кто знает?» И все-таки к старому нет воз­врата: «Путь новый я избрал, путь новый избери».

В элегии «Признание» мы так мно­го узнаем о герое, что он становится для нас конкретным человеком. Ребя­та предполагают, что Баратынский су­мел наметить контуры типа «лишнего человека», находящегося в разладе со средой, которая его породила, и в то же время подчиняющегося ее законам. Тема разочарованного, разуверившего­ся в жизни героя как бы приобретает новое звучание.

Впервые элегия была напечатана в «Полярной звезде» за 1824 год. Уже 12 января Пушкин писал из Одессы А. Бестужеву: «Баратынский — пре­лесть, и чудо, Признание — совершен­ство».

При подготовке к переизданию в 1825 году Баратынский кое-что из­менил в тексте элегии. В окончатель­ном варианте (с которым мы и зна­комим учащихся) сохранился общий грустный настрой, мотив сожаления о прошлом, но герой перестал быть ти­пичным романтическим певцом, опла­кивающим свои утраты. Рассказ о его прошлой и возможной будущей жизни стал спокойнее, проще, глубже рас­крылся характер. Любовная элегия осталась любовной элегией, но в ней появилось и нечто новое. Старая ро-мантическая тема любившего и разо­чарованного сердца у Баратынского раскрывается иначе, чем у других ро­мантиков.

Приводим высказывание исследова­теля творчества Баратынского: «Но­вое в стихотворении Баратынского за­ключается в том, что эту тему он ли­шил трагической приподнятости, что трагическая интонация заменена в ней интонацией разговорной, спокойной, что главное в стихотворении — не об­раз разбитого сердца, а анализ чувств героя... Тонкое мастерство Баратын­ского как художника проявилось в том, что он сумел сочетать глубину психологического анализа, убедитель­ность логических мотивировок со све­жестью чувств и поэтическим очаро­ванием образов»7.

Анализируя элегию «Признание», обращаем внимание учащихся на ее афористичную концовку и предлагаем задуматься над ее смыслом. Расска­зав в стихотворении историю,' насы­щенную событиями, которые могли бы лечь в основу целой повести, наме­тив контуры характеров, которым впо­ру быть героями романа, Баратынский как бы подводит итог сказанному. В заключительном аккорде звучит обоб­щение, дающее возможность видеть не только историю любви, но историю жизни, позволяющее говорить о зако­номерностях жизненных явлений:

Невластны мы в самих себе,

И, в молодые наши леты,

Даем поспешные обеты,

Смешные, может быть, всевидящей

судьбе.

«Поэт мысли», Баратынский как бы подвергает анализу душу человека, стоящего не только перед проблемами любви, но и перед проблемами истори­ческими, социальными. Ведь «обеты», даваемые в молодости, могут быть различными. Ученики вспоминают де­кабристов. Восторженные, смелые сер­дца, клятвы посвятить отчизне «души прекрасные порывы» и ...трагический конец.

Полезно познакомить участников факультатива с точками зрения иссле­дователей на этот вопрос. Так, Л. Г. Фризман утверждает, что в «Признании» отразилась судьба и мироощущение поколения, связанного с декабризмом». Вс. Рождественский в названной выше работе пишет: «Эле­гическая грусть, присущая лирике Ба­ратынского, как бы сгустилась, при­няла оттенок глубокой философской меланхолии, корни которой лежали в неприятии поэтом окружающей рос­сийской действительности».

Помогаем школьникам понять, что привлекало в творчестве Баратынского современников, что делает его стихи не только доступными, но и близкими «далеким потомкам», даем им возмож­ность поглубже заглянуть в его поэ­тическую лабораторию.

«В поэтическом слове Баратынский видел средство выражения не непо­средственного «чувства», а чувства осознанного, возведенного на степень «мысли», — отмечает Е. Н. Купреянова. Она обращает внимание на приемы его поэтического мастерства. Это и обязательный устойчивый эпитет, ши­роко распространенный в романтиче­ской элегии, и новые, необычные сло­восочетания, которые употребимы то­лько в определенном контексте, в данной ситуации: друг заботливый, слепая тоска, притворная нежность, безжизненные воспоминания, печаль бесплодная. Это и сопоставление одно­родных слов в противительном или усилительном смысле: «Уж я не верю увереньям», «Я сплю, мне сладко усыпленье»; «Душа любви желает, Но .я любить не буду вновь»; Грущу я, но и грусть минует».

По нашей просьбе учащиеся выби­рают афористичные строки: «В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты»; «Не вечный для времен, я вечен для себя»; «Мгновенье мне принадлежит, как я принадлежу мгно­венью»; «Пусть радости живущим жизнь дарит, а смерть сама уж уме­реть научит» и др.

Как итог знакомства с поэзией Ба­ратынского звучит в исполнении уче­ника стихотворение «Муза»:

Не ослеплен я музою моею:

Красавицей ее не назовут,

И юноши, узрев ее, за нею

Влюбленною толпой не побегут.

Приманивать изысканным убором,

Игрою глаз, блестящим разговором

Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражен бывает мельком свет 1

Ее лица необщим выраженьем,

Ее речей спокойной простотой;

И он, скорей чем едким осужденьем.

Ее почтит небрежной похвалой.

После анализа двух элегий школь­ники поняли, почему поэт имеет пра­во говорить о том, что у его музы «лица необщее выраженье» и «спокой­ная простота речей».

Заканчивается занятие чтением суж­дений Пушкина: «Никогда не старал­ся он малодушно угождать господст­вующему вкусу и требованиям мгно­венной моды, никогда не прибегал к шарлатанству, преувеличению для про­изведения большего эффекта, никогда не пренебрегал трудом неблагодарным, редко замеченным, трудом отделки и отчетливости, никогда не тащился по пятам свой век увлекающего ге­ния, подбирая им оброненные колосья; он шел своею дорогой один и незави­сим... Пора Баратынскому занять на русском Парнасе место, давно ему при­надлежащее».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«...ОН ШЕЛ СВОЕЮ ДОРОГОЙ...» (Занятие, посвященное Е. А. Баратынскому.

Автор: Мухортова Римма Владимировна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства