kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Один день из жизни Обломова. Конспект урока по роману И.А. Гончарова "Обломов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Анализ 1 части романа И.А. Гончарова "Обломов" ( работа по тексту ).  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Один день из жизни Обломова. Конспект урока по роману И.А. Гончарова "Обломов".»

Один день из жизни Обломова

(Конспект урока по роману И.А. Гончарова «Обломов»)


Беседа

Какое значение для понимания характера Обломова имеет то, что роман открывается картиной «Обломов в постели»?

Лежанье было для него нормальным состоянием.

Как портрет характеризует Обломова?


Герой романа ведёт праздную жизнь, поэтому и «обрюзг не по летам», поэтому тело его казалось слишком изнеженным для мужчины.

О пассивном отношении к миру свидетельствует его взгляд, в котором можно прочесть выражение усталости или скуки. В свои 32 года герой устал от жизни. Несосредоточенность мысли передана сравнением с порхающей птицей.


Только ли апатичным, несобранным человеком представляет Гончаров своего героя?


Сравните портретные зарисовки Обломова и Манилова.


Обломов зарисован как человек умный, добрый, душевный, производящий приятное впечатление на окружающих.


Почему Гончаров одевает своего героя в халат?


Халат – образ –символ лени и апатичности натуры Обломова.

Как обстановка характеризует Обломова?


Описание портрета и обстановки позволяет судить о том, что перед нами изнеженный барин, ленивый и апатичный.


Почему Обломов в это утро проснулся в тоске?


Как реагирует Обломов на письмо старосты и предложение хозяина съехать с квартиры? Его поступки?


Он не способен к действию. Ему характерна полная неподвижность, инертность.


С какой целью Гончаров рисует вереницу встреч Обломова с Волковым, Судьбинским, Пенкиным, Алексеевым, Тарантьевым?


Оценка, которую даёт им Обломов, приближает читателя к пониманию его характера.

Вот Волков, светский франт. У него все дни заняты визитами. После его ухода лежащий на диване Обломов сочувственно замечает: « несчастный!..И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? – и успокаивается, так как у него нет « таких пустых желаний и мыслей».
Судьбинский – чиновник, делающий карьеру. Цель его жизни – продвижение по службе. Он, рисуясь, говорит Обломову: «Сколько дела – ужас!..от людей отвык совсем!». А если приглядеться, то можно увидеть, сколь ничтожны и пусты его дела. Обломов сочувствует и ему: «…как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства…И проживёт свой век, и не пошевелится в нём многое, многое…»

Пенкин-писатель. Он тоже в делах и заботах, преисполнен чувства собственной значимости. О чём его последняя статья? Пенкин перечисляет «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях…» – то есть обо всём. Можем ли мы осудить Обломова за леность, когда он говорит: «Нет, Пенкин, я не стану читать!»
Кто такой Пенкин? Бездарный подражатель с мёртвой душой, равнодушный ко всему на свете. Кто из них двоих человечнее? Обломов, ведь это ему принадлежат слова о том, что человека надо любить: «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь!»
Алексеев и Тарантьев


Почему они бывают у Обломова, куда зовут , почему не хочет он отказаться от своего халата ради подобной деятельности?


Бездеятельность Обломова значительнее ничтожных занятий его посетителей, а доброе сердце и великодушие выше их мелочных интересов и душевной чёрствости.


Расскажите о жизни Обломова в Петербурге.( 5, 6 гл.).


Чем заполнен день Обломова?
О чём мечтает Обломов?


Живая деятельность заменяется у Обломова праздными мечтами и ленивыми разговорами
с Захаром.

Чтение диалога о « других»

Как этот диалог характеризует Обломова?

По какому поводу возник разговор с Захаром?

Кого Обломов называет « другими» и как к ним относится?

В чём, по его мнению, заключаются привилегии барина?

Каково представление Обломова о человеческом достоинстве?

Обломов делит людей на бар и « других». « другие» – те, которые в поте лица добывают себе кусок хлеба. К ним герой относится с нескрываемым пренебрежением. Обломов искренне убеждён в том, что он существо особой породы. Илья Ильич гордится тем, что у него « и подать и сделать есть кому», и не приходит ему в голову вопрос, насколько бесспорны эти его права, почему
« триста Захаров» обязаны трудиться на его полях, обеспечивая барину покойное существование.

А сколько высокомерия в самохарактеристике Обломова: « Я «другой»! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостаёт мне чего-нибудь? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу!»

Отчуждённость Обломова от народа подчёркнута тем, что он не умеет разговаривать
с простыми людьми. Напрасно тратит он своё красноречие: из сказанного барином Захар не понял ни слова.

Д./з. Анализ 9 гл.

1.С какой целью Гончаров вводит в роман рассказ о детства Обломова?

2.Как характеризует жителей Обломовки их отношение к природе?

3.Каков образ жизни обломовцев? В чём видят они идеал жизни? ( Рассмотрите картину послеобеденного сна и сцену с письмом.)

4.Какой отпечаток наложила такая жизнь на характеры обломовцев?

5.Какое влияние оказало на Илюшу барское воспитание?

6.Какие черты характера и взгляды на жизнь вынес он из родной Обломовки?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Один день из жизни Обломова. Конспект урока по роману И.А. Гончарова "Обломов".

Автор: Найдина Ирина Алексеевна

Дата: 22.04.2024

Номер свидетельства: 649425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства