kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

''Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года''. Ода как жанр лирической поэзии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

''Ода на день восшествия  на  Всероссийский престол её  Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года''. Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«''Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года''. Ода как жанр лирической поэзии.»



Степанова Алла Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Крючковская СОШ»

Предмет: литература

Класс: 9

УМК Коровиной В.Я. Учебник - Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв.- М.: Просвещение, 2010 г

Уровень обучения: базовый

Тема урока: ''Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года''.

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.


Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час

Место урока в системе уроков по теме: 9

Цель урока: достичь образовательных результатов

Личностные: формировать чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; прививать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; 


Метапредметные:

регулятивные УУД:

уметь самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; осуществлять анализ и синтез;


познавательные УУД: уметь самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, воспринятого на слух;

– излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

коммуникативные УУД: .:  уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные: дать учащимся понятие об оде как жанре лирической поэзии; расширить и углубить знания об особенностях поэзии М. В. Ло­моносова; помочь осмыслить основные темы и проблемы оды Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол...»; совер­шенствовать навыки анализа поэтического текста; на примере жизни и творчества М. В. Ломоносова воспитывать чувство пат­риотизма и любви к Родине, духовно-нравственную культуру.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся должны знать теоретико-литературные понятия, содержание «Оды на день восшествия на всероссийский престол...»; определять основные темы и проблемы произведения; выполнять аналитическую работу в группе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков


ХОД УРОКА

1. Организационный этап

  1. . Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний

- Что позволило А.С.Пушкину утверждать, что « … он (М.В.Ломоносов) – сам был первым нашим университетом»?

- Какой вклад внес М.В.Ломоносов в развитие русского литературного языка?

- Заслушаем ваши творческие работы (2-3 работы, домашнее задание)

- Вспомните, что мы называем одой. (работа со словарем, кто не помнит)

( Ода — жанр лирической поэзии, торжественное стихо­творное произведение, восхваляющее отечество, героев или героические дела)

  1. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя. Ода в 18 веке была ведущим жанром высокой лирики. Именно ода стала главным жанром творчества М.В.Ломоносова. В одах поэт отражал конкретную общественно-политическую ситуацию и оценивал правительственные мероприятия, от имени нации позволял себе давать рекомендации правительству. Ода выражала патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта.

Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане.


  1. Постановка проблемного вопроса. Целеполагание


-С какой одой Ломоносова вы познакомились дома?

-Какие темы волнуют автора? (мир, Елизавета, Петр Первый, наука, Россия …)

- Можете ли определить основную идею произведения?

-Почему?( не анализировали….)

-Какова тема урока?

- Какова цель урока? На какой вопрос нам нужно ответить? (в чем идейно-художественное своеобразие оды)

-Каков алгоритм наших действий?(работа с содержанием оды (анализ), выборочное чтение, художественные особенности….)


  1. Работа над темой урока

А. Аналитическая работа с текстом оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

- Когда и в связи с чем была написана ода?

- С каким настроением и интонацией должна читаться она?

Б. Работа в группах

  - Для достижения цели нашего урока, работаем по принципу « от части – к целому». С точки зрения композиционного строения произведения сегодня мы постараемся представить общую картину изображенного автором, проследим движение поэтических тем в «Оде…» и определим идею произведения(класс делится на 3 группы и получает задание)

Задание: проанализировать фрагмент текста по плану (Приложение 1)

-После анализа фрагмента текста, учитывая критерии, вы должны будете оценить работу каждого участника.

(Работа 1 группы. Анализ с 1-13 строфу

Выборочное выразительное чтение фрагмента из оды

текст с 1- 13-ю строфу

Тема в предложенном фрагменте

Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" – в России мир и покой.


Лирический сюжет


Ода с первых строк посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны. Автор восхваляет её прелести, делая акцент на политике страны.

Проблемы


Поэт высказывает заветную идею: процветанию страны способствует только мир

Композиция


Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения. Это – тезис. Вводная часть занимает в этой оде двенадцать строф.

Лирический герой

Лирический голос поэта все отчетливее ведёт развитие повествования

Основные образы




Елизавета  входит в оду в следующей строфе как всеобъемлющая мирная тишина ("Душа ее зефира тише"). С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете), но с другой, он твердо обозначил свою авторскую позицию. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной галерее особо выделен отец нынешней правительницы. Петр I – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

 2. Работа 2 группы. Анализ с 14-ой строфы по 22-ю.

Выборочное выразительное чтение фрагмента из оды

Текст 14-22 строфы

Тема в предложенном фрагменте

Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока.

Лирический сюжет


Лирический пафос переходит от правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям. Достоинства "прекрасной Елисаветы" постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к "неведомым народам". Сам Плутон вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских гор.


Проблемы


Главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши.


Композиция


С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. «О вы, которых ожидает…» - это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления 

Лирический герой

Меняются мысли автора, потому и меняется тематическое направление оды

Основные образы




Эпизодические, но значимые персонажиРусские моряки, ученые- картографы, Плутон, мифический хозяин подземных богатств, разработчики полезных ископаемых Северных и Уральских гор, охотник, земледелец . Образ Отчизны: Где Волга, Днепр, где Обь течет; там Лена чистой быстриной народы напояет; горы превысоки, поля широки, глубокие леса; скачущие елени, поющие птицы; сребро и злато истекает, драгой металл из гор. 


Работа 3 группы . Анализ финальной строфы. 

Выборочное выразительное чтение фрагмента из оды

Текст: финальная строфа

Тема в предложенном фрагменте

Финальная строфа вновь непосредственно обращена к восхвалению Елизаветы.


Лирический сюжет


Поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию.

Проблемы

России нужен мир и не нужны войны.

Но это взгляды самого поэта. Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян. Но в действительности правительница планировала новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Реальная Елизавета Петровна мало соответствовала тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым и дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! 




Композиция


заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений


Лирический герой

Авторская позиция неизменна.


Основные образы




ангел мирных наших лет





Выступление групп по данному плану


Вывод:

- Каково движение поэтических тем? (процветание государства, просвещение, благоденствие России, развитие наук)


-При каких условиях это осуществится и кто этому может способствовать? (мир, просвещённый монарх может в современных условиях принести благо Родине и народу)


-Можем ли мы теперь определить идею оды? (долг перед Отечеством и служение ему превыше всего ).


- Оцените работу в группах, заполнив оценочный лист, опираясь на критерии (приложение 2)


В. Аналитическая работа с последующей презентацией результатов (работа в парах)



- Определим, соответствует ли форма произведения содержанию? Составьте план оды.

(План оды

  1. Прославление мира как основы всеобщего благоденствия.

  2. Величие России, её процветание:

А) восхваление Елизаветы;

Б) заслуги Петра 1, укрепившего могущество России;

В) природные богатства и красота России;

Г) призыв к молодежи овладевать науками;

Д) наука и её роль в российском обществе.

3. Благодарность императрице за её деяния на благо государству)

- В чем убеждает нас план? (гражданскому содержанию оды подчинена и композиция. Все темы подчинены главной теме, что составляет идейно-художественное единство всего произведения)


- Каким «штилем» написана ода Ломоносова? Ответ аргументируйте.



  1. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

- Ломоносов считал Петра I просвещённым монархом, заботившимся о благе России и её народа. Насколько был прав поэт в этой оценке Петра I?


- В чём заключаются жанровые особенности оды? Почему в художественном наследии Ломоносова преобладают произведения этого жанра?


- Ломоносов считал, что главная обязанность писателя — «радеть о благоденствии общества». Как проявилось это убеждение поэта в его творче­стве? (Общественным и поэтическим подвигом Ломоносова был отказ от жанра похвальной оды и превращение её в оду-рекомендацию).


Рефлексия.


-Какие мысли М. В. Ломоносова кажутся вам особенно актуальными для нашей эпохи? Подтвердите своё мнение цитатами из оды.

  1. Домашнее задание

  1. Выучить строфы из оды наизусть.

  2. Прочитать оду «Фелица», провести словарную работу.

  3. Индивидуальные опережающие задания

- Подготовить презентацию «Жизненный и творческий путь Г.Р.Державина»

- сообщение: «Основная тематика и проблематика оды «Фелица».




























1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степанова Алла Евгеньевна

Дата: 24.09.2017

Номер свидетельства: 429486


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства