познакомить учащихся с жизнью и творчеством,
дать представление о том, что формировало ее
интересы, что сделало поэтом;
помочь учащимся разобраться в сложности ее
жизненного пути и творчества,
в ее жизненной позиции;
показать, чем интересна поэзия Цветаевой;
прививать любовь к поэзии, к прекрасному;
развивать воображение, выразительной чтение,
стимулировать познавательную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчества М.Цветаевой»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСНОЙ СОВЕТ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ - №142
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
Очерк жизни и творчества (разработка урока-исследования, посвященного жизни и творчеству Марины Цветаевой)
Подготовлено учителем высшей категории ош№142 Романовой Л.С.
Донецк 2015
Вопросы к уроку распределяются заранее среди учащихся, которые ищут самостоятельно ответы на их, подбирая стихотворения М. Цветаевой. Все учащиеся выступают в роли литературоведов, собравшихся в «Литературной гостиной» на беседу за «круглым столом». На каждом столе – салфетки, подсвечники, кленовые листья, веточки рябины. Учащиеся подготовили презентацию к уроку.
Тема урока: М.И.Цветаева (1892-1941) Очерк жизни и творчества. Сложная судьба Цветаевой. Важные темы творчества. Цели урока: интерактивное обучение; познакомить учащихся с жизнью и творчеством, дать представление о том, что формировало ее интересы, что сделало поэтом; помочь учащимся разобраться в сложности ее жизненного пути и творчества, в ее жизненной позиции; показать, чем интересна поэзия Цветаевой; прививать любовь к поэзии, к прекрасному; развивать воображение, выразительной чтение, стимулировать познавательную деятельность. Тип урока: урок-исследование
Оборудование: портреты М. Цветаевой, ее родителе, мужа, детей, салфетки, подсвечники, кленовые листья, веточки рябины, сборники стихотворений А.С.Пушкина, А.А.Блока, Б. Пастернака, А.Ахматовой, М. Волошина, М.И. Цветаевой, кассеты и диски с записями песен на стихи Цветаевой, коллаж по лирике Цветаевой. Эпиграф: Моим стихам … настанет свой черед М.Цветаева
Ход урока
Организация класса
Объявление темы, цели урока
Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя В декабре 1920г. В заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг … словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающем ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.
Звучит стихотворение «Приговорена к позорному столбу…» (1920г)
Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забвать литературная Москва. Многие знали или, вернее, догадывались, что революция не вдохновляла ее. Видели, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живет почти в полном отчуждении. И поэтому ее появление, столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему.
2. Чтение стихотворения « Я расскажу тебе - про великий обман…» (1918) (идейно-художественный анализ) 3. Слово учителя Сегодняшний урок мы посвящаем творчеству самой трагической из лирических поэтесс М.Цветаевой. В русской поэзии 20 века, пожалуй, нет аналогов ее творческим открытиям. Цветаева была женщиной с деятельной мужской душой, решительной, воинствующей, неукротимой. Подлинное новаторство поэтической речи, предельная искренность чувств, глубина философского осмысления жизни – вот основные признаки творчества М.И. Цветаевой.
У Евгения Евтушенко есть такие строки:
Поэт в Росси – больше, чем поэт В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет…
Именно такой была Марина Цветаева.
4. 1-ая группа литературоведов рассказывает о родителях, детских годах. ( на экране проэктора – родители Цветаевой)
1. Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев,выходец из Владимирской губернии, самостоятельно, благодаря личным способностям и великому трудолюбию, достиг известности как филолог-профессор Московского университета и как искусствовед – основатель Музея изящных искусств(ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве); Иван Владимирович Цветаев, был также директором Румянцевого музея. Мать Марины, Мария Александровна Мейн, была талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна. 2. «Когда вместо желаемого, предрешенного, почти приказанного сына родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре …». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Вопрос к классу: - Раскройте значение символа рябины в стиха М.И.Цветаевой
1) Красною кистью Рябина зажглась…
2) Всякдоммнечужд, всякхраммнепуст, И все - равно, и все - едино. Но если по дороге – куст Встает, особенно - рябина...
3)Рябину рубили зорькою.
Рябина – Судьбина Горькая.
Рябина – Седыми Спусками.
Рябина! Судьбина Русская.
3.Атмосфера профессорской семьи, атмосфера искусства, высокой культуры, учения в частных пансионах и гимназиях, поездки за границу, слушанье в Сорбонне курса истории старофранцузской литературы, все это, несомненно, сказалось на формировании личности и характера Цветаевой.
На фоне музыки звучит стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины …» (Идейно-художественный анализ)
4. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цветакрыжовника превратилась в невысокую девушку с задумчивымвзглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенноугасает, особенно после смерти матери. У нее появляется более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся ( так ее называли в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.
5. «Музыка обернулась лирикой» - писала поэтесса, с благодарностью вспоминая музыкальные вечера в родительском доме, игру матери на рояле, ее пение под гитар удивительных по красоте романсов. Стихотворения Цветаевой, напоминающие маленькие музыкальные пьесы, завораживают потоком гибких, постоянно меняющихся ритмов. Интонационный строй передает всю сложную гамму чувств поэтессы.
Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и арующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Звучит романс А.Петрова«Под лаской плющевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс».
Вопрос к классу:С какими красками ассоциируется у вас эта песня?
Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: « В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы – польки Марии Лукиничны Бернадской, умершая очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, горечью тронутым ртом…» Вот так об этом говорит Марина в своем стихотворении «Бабушке»
5. 2-ая группа литературоведов рассказывает о начале творческого пути.
Марина Цветаева очень рано начала писать. В октябре 1910г., ей всего 18 лет, она еще ученица гимназии, на собственные деньги отдает в печать свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». И хотя издана она была маленьким тиражом – всего 500 экземпляров, - книжку выделили и писали о ней Валерий Брюсов, Николой Гумилев, Максимилиан Волошин. Вот что, например, писал самый строгий из них – метр Брюсов: «Несомненно талантливая, Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, кажется, пишет стихи, растратить свое дарование на ненужные, хотя бы и изящные безделушки.» Брюсов имел основания для опасений: первая книжка Цветаевой, совсем еще юной, разумеется, был во многом несовершенной. Но она вселяла надежды, редкий поэтический дар Цветаевой уже тогда пробивался через, как говорил Брюсов, некоторую «домашность», т.е. замкнутость стихов в интимном мире, погруженность их в быт. Герои ранних стихотворений, кроме самой юной поэтессы, - мама, сестра Ася, подруги и тот, кто, как видно, уже становится предметом обожания. Но Цветаева и сама не переоценивает первой книги. Опасения Брюсова оказались напрасными. Стих Цветаевой стремительно взрослеет, это заметно уже в следующей книге – «Волшебный фонарь»(1912). Хотя тематически диапазон ее по-прежнему неширок, но зрелость чувств некоторых стихотворениях предвещает настоящую Цветаеву. А в 1913г. Выходит избранное «Из двух книг», куда вошли лучшие стихотворения поэтессы.
Темы и образы двух первых книг Цветаевой объединяет «детскость» - условная ориентация на романтическое видение мира глазами ребенка. Детская влюбленность, непосредственность, безумное любование жизнью по-новому преломляли мотивы Брюсова, Бальмонта, Блока, освобождая их от идеологических элементов символизма. Поэтический язык этих сборников универсален и включает традиционный набор символов литературы первого десятилетия 20 века.
С 1920 по 1922 годы Марина Цветаева подготовила несколько сборников «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Юношеские стихи» ( так и не увидят свет), «Вёрсты». В них оформляются главные темы ее творчества: любовь, роль поэзии, смерть, мятеж и бунт, разлука, судьба и рок, верность высоким идеалам.
Звучит песня « У зеркала» в исполнении А. Пугачевой.
Вопрос к классу: Что волнует поэтессу, какие проблемы она пытается разрешить?
В 1920-1922 гг. Цветаева создала четыре поэмы: «Царь-девица», «Переулочки», «На красном коне» и «Молодец». Все поэмы фольклорные, все тесно связаны друг с другом. Стихам Цветаевой свойственна психологичность, лаконизм и отчетливость интонации.
Ранняя Цветаева тяготеет к традиционно-классическому стиху: Цыганская страсть разлуки!
Чуть встретишь — уж рвешься прочь!
Я лоб уронила в руки
И думаю, глядя в ночь:
Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть —
Как сами себе верны.
Зрелая Цветаева – это пульсирующий, внезапно отрывающийся ртм, отрывистые фразы, буквально телеграфная лаконичность, отказ от традиционной ритмомелодики. «Я не верю стихам, которые льются, - писала поэтесса в этот период. – Рвутся – да!». Мне кажется, выбор такой поэтической формы был обусловлен глубоким переживаниями, тревогой, переполнявшими ее душу. И думаю, что
звуковые повторы, неожиданная рифма, порой неточная, способствует передаче эмоциональной информации.
Площадка. - И шпалы. - И крайний куст
В руке. - Отпускаю. - Поздно
Держаться. - Шпалы. - От стольких уст
Устала. - Гляжу на звезды.
Так через радугу всех планет
Пропавших - считал-то кто их? -
Гляжу и вижу одно: конец.
Раскаиваться не стоит.
Вскоре в Маринину жизнь входит первый живой поэт – Эллис – Лев Львович Кобылинский: «переводчик Бодлера, один из самых ранних символистов, разбросанный поэт, гениальный человек» - так напишет об Эллисе Марина. Это были незабываемые вечера, Эллис, будто метеор, промелькнул на горизонте сестер Цветаевых. Он ввел Марину в современную русскую поэзию и неожиданно сделал предложение семнадцатилетней марине, но получил отказ. Именно Эллис познакомил сестер со своим другом Владимиром Оттоновичем Нилендером, а он, новый друг, был первым человеком, заставившим Марину ждать встреч, плакать и тосковать. У Марины начинается новая эпоха – эпоха Макса Волошина – художника, переводчика, поэта, искусствоведа, литературного критика. Между Максом Волошиным и Мариной возникла чисто литературная дружба. Волошин пытался приобщить ее к книгам, которыми сам тогда увлекался. Несмотря на значительную (16 лет) разницу в возрасте, между ними установилось удивительное взаимопонимание.
Чтение стихотворения М. Волошина «К вам душа так радостно влекома!..» Вопросы к классу: - Что понравилось поэту Волошину в стихах Цветаевой? - О чем заставляли задуматься Волошина эти стихи? Обратите внимание на его воспоминания о годах своей молодости; - Что нам становится известно о том, как писала Марина? - Чем привлекла ее поэзия всех: и обычных читателей , и известных поэтов, и литературных критиков? Чтение наизусть стихотворения Цветаевой « Звенят – поют, забвению мешая, в моей душе слова: «пятнадцать лет…»
6. Группа литераторов рассказывает о взаимоотношениях с А.Блоком,
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычным всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Борисом Пастернаком, Максом Волошиным, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Цикл стихотворений «Стихи к Блоку» - одно из вершин творений М. Цветаевой. Поэзия Блока – давнее увлечение поэтессы, которое с годами стало ее высокой всепоглощающей любовью. Блок был поэтическим кумиром М. Цветаевой. Они не были знакомы. Только дважды поэтессе посчастливилось видеть его во время выступлений в Москве в мае 1920г. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим, выходящим за пределы литературы. «Стихи к Блоку» - страстный монолог влюбленности поэтессы к «рыцарю без укоризны», «ангелу», «снежному лебедю». Образ Блока для Цветаевой в этом цикле отождествляет с образом Поэзии, способной, по мысли поэтессы, спасти мир. Хотя Цветаева обращается к своему нравственному и эстетическому идеалу на «ты», она постоянно подчеркивает дистанцию, которая их разделяет, невозможность сократить ее, приблизится на расстояние, достаточное для равновеликого общения:
Номоярека — даствоейрекой,
Но моя рука — да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря — зари.
7. Слово учителя. Божественное происхождение своего идеала, его святость, духовную чистоту и благородство поэтесса утверждает при помощи цветовой символики. Белый цвет, семантизированный словом «снег», - символ святости и непорочности «нежного призрака». Нежный призрак, Рыцарь без укоризны, Кем ты призван В мою молодую жизнь?
Во мгле сизой Стоишь, ризой Снеговой одет. Вопрос к классу: Какие слова, кроме «снег», ассоциируются у Цветаевой с белым цветом? Приблизительный ответ: Анализируя тексты «Стихов к Блоку» находим слова ассоциирующиеся с белым цветом. Кроме слов «снег», «снежный», есть слова «метель», «вьюга», которые имеют здесь иную смысловую нагрузку: выражают скорбь по ушедшему из жизни поэту:
Неполог, аптица Раскрыладвабелыхкрыла! — И снова родиться, Чтоб снова метель замела?!
Завершая художественный анализ блоковского цикла, учащийся читает стихотворение «Имя твое – птица в руке…» (1916), которым он открывается.
8. Сообщение учащихся о знакомстве М. Цветаевой с С.Я.Эфроном
В мае 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала отдыхать, встретила свою судьбу… она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них Мрина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу… Марина обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912г. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
Звучит музыка «История Любви»
На фоне музыки чтение стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо!» (идейно – художественный анализ стихотворения) Венчание состоялось в конце января 1912г. В это же время произошло еще несколько радостных событий: Марина получила свою первую и единственную премию на пушкинском конкурсе за стихотворение «В раю»; вышли второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь»и книга рассказов Эфрона «Детство»
9. Сообщение учащихся о годах, предшествовавших отъезду Цветаевой из России. Шёл 1917г. Весна и лето выдались тяжелыми. В мае умер второй муж сестры Цветаевой, Аси, которому два года назад Цветаева написала восхитительные стихи «Мне нравится, что Вы больны не мной…» Звучит стихотворение и песня «Мне нравится, что Вы больны е мной…»
Вопрос к классу:Совпадает ли музыкальный образ с образом стихотворения? В конце ноября 1919г., чтобы как-то пережить наступающую и холодную зиму, Марина отдала дочек в приют, в Кунцево. Когда через месяц Цветаева поехала навестить их, то застала Алю тяжело больной. Пока она поднимала на ноги старшую дочь, младшая Ирина умерла. Муж Марины Ивановны с 1918г. участвовал в гражданской войне, и от него давно не было вестей. В 1920г. она получила известие о Сергее Эфроне: он находился в Константинополе и собирался в Европу. Цветаева решается уехать из России. 10. Сообщение учащихся о взаимоотношениях Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.
Отношение Цветаевой с Борисом Пастернаком не укладываются в обычные мерки. Несколько случайных встреч в Москве, до отъезда Цветаевой. Внезапное потрясение поэзией: Пастернак был изумлен ее «Верстами», Марина – его «Сестрой» (сб. «Сестра моя – жизнь»). Могли встретиться еще дважды в Берлине, но – разминулись. Оба они переписывались с Рильке, оба были в него влюблены. В 1926 году Марина мечтает, пишет Пастернаку: «Ты приедешь ко мне, и мы вместе поедим в Лондон». Но поездка так и не состоялась. Они были духовно очень близки. Получив его «Темы и вариации», Цветаева писала ему: «Ваша книга – ожог… Ну, вот, обожглась, обожглась и загорелась,- и сна нет, и дня нет. Только Вы, Вы один». Из этого огня рождались стихи, поэмы… Обоим поэтам не пришлось встретиться в жизни так, как в письмах, рукописях. В годы эмиграции (1922-1939) Цветаева испытывала острое чувство одиночество, ностальгии, тоски по родине. Она безмерно нуждалась в общении с людьми, духовно ей близкими. Свидетельство тому – ее переписка с Пастернаком, полное глубины и тончайшего психологизма. Значит стихотворения «Расстояние: версты, мили…» Начиная от берлинского «Неподражаемо лжет жизнь…» вплоть до написания в 1934г. стихотворения «Тоска по родине! Давно …» - все посвящено Пастернаку. Стихи навеяны его личностью, поэзией, перепиской с ним.
Чтение стихотворений « В мире, где всяк» или «Тоска по родине».
Ариадна, дочь Марины Цветаевой, писала: «Два человека – он и она! – равновозрастных, равномощных во враждебном и избранном поэтическом даровании, равноязыких, живущих бок о бок в одно и то же время, в одном и том же городе и в нем эпизодически встречающихся, обретают друг друга лишь в непоправимой разлуке, лишь в письмах и стихах, как в самом крепком из земных объятий!» Не суждено, чтобы сильный с сильным Соединились бы в мире сём.
Однако постепенно они стали отдаляться друг от друга. В конце июля 1935г. когда Пастернак приезжал в Париж на Международный Конгресс писателей, они встретились чужими людьми. Тем не менее , Пастернак был, чуть ли не единственным, кто помог Цветаевой, когда она возвратилась в Россию. Он добыл для нее переводы в самый отчаянный момент и помог устроиться жить в писательском доме. Наконец, он провожал ее в эвакуацию. Но до этого еще столько было в ее жизни страшного и горького: одиночество, безденежье, безденежье, безработность, тоска, разъединяющая мозг и душу…
11. Учащиеся сообщают о взаимоотношениях А.Ахматовой и М.Цветаевой
Чем поразила и пленила Цветаеву Анна Ахматова? Влюбленность в Ахматову и ее поэзию длилось у нее много лет. В 1921г. Цветаева написала Ахматовой:«Вы мой самый любимый поэт». Чтение стихотворения «Анне Ахматовой» (идейно- художественный анализ стихотворения)
Летом 1916 Цветаева пишет цикл из одиннадцати стихотворений, посвященных Анне Ахматовой. Кто еще из русских поэтов удостоился таких высоких слов!
12. Сообщение учащихся о цикле стихов о Пушкина
Всю свою жизнь, начиная с раннего детства, марина Цветаева преклонялась перед гением «солнца русской поэзии» - Пушкиным. Для нее «вечно современный» Пушкин всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. При этом в отношении Цветаевой к Пушкину не было решительно ничего от молитвенно - колепреклоненного почитания литературной «иконы». Цветаева ощущает его даже не наставником, а соратником. Пушкин стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Летом 1936г., находясь в эмиграции, Цветаева перевела 18 стихотворений Пушкина на французский язык. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мои Пушкин», «Пушкин и Пугачев». В 1931г. Цветаева в одном из своих писем писала: «Ведь Пушкина убили, потому что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно…»
Чтение стихотворения «Нет, бил барабан перед смутным полком…»
13. Слово учителя
Содержание стихотворения в точности согласуется с воспоминаниями друзей Пушкина П.А.Вяземского и В.А.Жуковского о похоронах «умнейшего мужа России». По свидетельству Вяземского, в день похорон Пушкина в его доме, «где собралось человек десять друзей и близких …, очутился целый корпус жандармов». А Жуковский писал, что «назначенную для отпевания церковь переменили, тело перенесли в нее ночью, с какою-то тайною, всех поразившею, без факелов, почти без проводников; и в минуту выноса, на которую собралось не более десяти ближайших друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молись об умершем, нас оцепили, и мы, так сказать, под стражей проводили тело до церкви». Вот откуда в стихотворении Цветаевой:
В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева - ручищи по швам - Жандармские груди и рожи.
Ученик: Да, «почет сей» похож на экзекуцию: под барабанную дробь сквозь длинные шеренги солдат со шпицрутенами прогоняют нарушителей закона Российской империи. После такого «почета» редко кто остается в живых. Таким образом, поэтесса подчеркивает, что похороны Пушкина – это продолжение дуэли, подготовленной и, как по нотам, разыгранной великосветскими «музыкантами». «Дирижером же «оркестра» поэтесса называет царя, зубы которого «над мертвым певцом почетную дробь выводили». Слово учителя:
Мятежный дух Пушкина, его непримиримость она примеряла к себе. Как – то в одном письме Марина Цветаева обмолвилась: «Живу. Последняя ставка на человека. Но остаются работа и дети и пушкинское. На свете счастья нет, но есть покой и воля». Все это триединое, неразрывное: дети, работа и Пушкин – пребудут с ней до конца.
14. Группа учащихся рассказывает о последних годах жизни. 1. Почему Марина Цветаева решила вернуться на родину? Вот что говорит сама Цветаева: «Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна». Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски грусти.
Звучит стихотворение «Русской ржи от меня поклон…»
2. Сергей Эфрон и дочь Аля стремились в Москву. Для Цветаевой ясно было одно: остаться здесь, в Париже, значило быт одной. Кроме, того, и Мур, сын Цветаевой страстно хотел уехать. Эмиграционное общество от нее отвернулось, заработков не было. Она не догадывалась, что не застанет сестру Асю в Москве: та была арестована, и увидеться им больше не довелось. Не знала Марина и того, что ни к кому за помощью она обратиться не сможет, потому что каждый будет стараться поглубже спрятаться, чтобы не было на виду. 18 июня 1939 года Цветаева после восемнадцати лет эмиграции вернулась на родину (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине). Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Больше она их не увидит. Аля была приговорена к восьми годам лагерей. Эфрона расстреляли в августе 1941 года. Только спустя 15 лет они будут, как и миллион других, реабилитированы. Сергей Яковлевич Эфрон – посмертно.
3. Война. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие думы, не оставляющие места желанию жить.
31 августа 1941 года М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Как Н. Заболоцкий, Н.Клюев, Б.Пильняк, О.Мальдельштам и многие другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.
Любимое самоубийство - тайна, замешанная на непереносимой боли, и уж тем более, когда это касается личности столь незаурядной, как личность Марины Цветаевой. На сегодняшний день существует три главные версии ее самоубийства. Первая принята сестрой поэта Анастасией Цветаевой. Согласно этой версии, Марина Цветаева ушла из жизни, спасая или, по крайней мере, облегчая жизнь своего сына, которому было в то время 16 лет. По другой версии – это шаг большого человека. Третья версия. В ней роковая роль отводится елабужским органам НКВД. Сразу по приезду М. Цветаевой в Елабугу, ее вызвал к себе местный уполномоченный НКВД и предложил ей помогать, т.е. доносить. В предсмертном письме сыну М.Цветаева написала: «Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». Последние слова были подчеркнуты рукой Цветаевой. 31 августа 1914г. в яркий солнечный день, последний день лета М.Цветаева ушла из жизни, сделала шаг в пространство свободы. Смерть – как протест, смерть – если нет уже надежды одолеть зло, насилие, принуждение.
Звучит стихотворение «Идешь, на меня похожий…» (идейно – художественный анализ)
Слово учителя: У Евгения Евтушенко есть стихотворение, которое называется «Елабужский гвоздь». Звучит стихотворение Евгения Евтушенко «Елабужский гвоздь». Наверное, все мы согласимся со словами Евгения Александровича: «Марина Цветаева – неоплатная наша вина, но и любовь наша вечная».
Вопрос к классу: с чем вы ассоциируете творческий путь М.Цветаевой. Обоснуйте ответ.
15. Слово учителя
А.Якобсон в заключительной части своей лекции о поэзии 20-х годов говорил: «Поэзия 20-х годов при всех ее достоинствах: страстности, энергии, свежести – это все-таки поэзия 20-х годов». Поэзия Цветаевой – никаких готов. Двадцатого столетия – он, А я – да всякого столетия! Добавлю: и до, и после.
Вопрос к классу: согласны ли вы с такой оценкой поэзии М.Цветаевой?
16. Слово учителя Чтение отрывка из стихотворения Л.Киселева, посвященного О.Мандельштаму. Поэты умирают в небесах. Высокая их плоть не знает тленья, Звездой падучей, огненным знаменьем Поэты умирают в небесах.
Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой «Уж, сколько их упало в эту бездну …»
Вопрос к классу: Что хотела сказать нам поэтесса?
Слово учителя:
У великих поэтов одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Цветаева незримо шагнула в наши дни и дальше - в будущее. И как справедливо сказал И. Тальков: «Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты». И мы действительно знаем, что М.Цветаева – «божественный посланец», душа которая светит вечно всем нам.
17. Рефлексия 1. Составить ассоциативный куст. Марина Цветаева : Ц – цвет В – вечность Е – Елабуга Т – талант А – алмаз Е – единственная В – вера
2. Мозговой штурм - Города, с которыми связана жизнь и творчество Цветаевой ( Москва, Прага, Елабуга) - Первый сборник стихов Цветаевой («Вечерний альбом») - Основные темы творчества Цветаевой ( родина, любовь, Пушкин, судьба, рок…) - «Всяк дом мне чужд» - в этих строках звучит. (тоска по родине) 3. Работа с эпиграфом. « Моим стихам настанет свой черед…» Настал ли черед стихам Цветаевой, обоснуйте свой ответ. 18. Итог урока 19. Задание на дом: выучить понравившееся стихотворение , сделать идейно художественный анализ.