kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Очерк жизни и творчества Г. Р. Державина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы для 7-класса.

Дать понятие учащимся о жизни и творчестве Г.Р.Державина.

Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчества Г. Р. Державина.»

Предмет: Литература.

Класс: 7-ой, русский язык обучения.

I. Тема урока: Очерк жизни и творчества Г.Р.Державина. (1743-1816)

II. Тип урока: Изучение новой темы.

III. Эпиграф: “Гавриил Романович Державин - одно из самых могучих проявлений русского духа, чудо-богатырь русской поэзии». (В.Г.Белинский).

IV. Цели урока:

а) образовательная: дать понятие о жизни и творчестве Г.Р.Державина,

его произведениях;

б) воспитательная: прививать любовь к русской литературе, поэзии,

творчеству Г.Р.Державина; воспитывать чувство достоинства, чести,

человеческой гордости на жизненных примерах поэта;

в) развивающая: развивать речь учащихся, научить анализировать и

осмысливать прочитанное, выражать своё отношение по той или иной

проблеме; развивать моторику.

V. Формируемые элементы компетенций:

Ключевые: К1 – коммуникативная – умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме; умение в соответствии с темой правильно ставить вопросы и отвечать на них; К3 – компетенция личностного самосовершенствования – стремиться в течение жизни обучаться, постоянно работать над повышением уровня своих знаний, опыта; К4 - компетенция социально-гражданской активности – знание и соблюдение своих гражданских прав и обязанностей; К5 – национальная и общекультурная компетенция – беречь историческое, духовное и культурное наследие своего народа, следовать морально-нравственным правилам общества.

Предметные: литературно-речевая – понимание значения литературы в развитии общества; литературоведческая – умение различать и анализировать классические произведения от произведений современной литературы.

VI. Методы и приёмы: индивидуальный и фронтальный подход, “мозговой

штурм”, беседа, комментирование чтение, словарная работа, работа в

группах, выразительное чтение, анализ, вопросы – ответы, «Кластер”,

“Зигзаг”, “Ледокол», МППО (мнение, причина, пример, обобщение).


Ход урока.


1. Организационный момент (мотивация). 2 минуты.

2. Актуализация опорных знаний. 13 минут.

Слово учителя. Итак, ребята, сегодня вы познакомитесь с жизнью и

творчеством Г.Р. Державина - одного из крупнейших русских поэтов

XVIII века.






Слайд №1: портрет Г.Р.Державина.

Урок сегодняшний будет проходить под названием (слайд №2):

“Гавриил Романович Державин - одно из самых могучих проявлений русского духа, чудо-богатырь русской поэзии.” (В.Г.Белинский).

Давайте, ребята, сейчас мысленно переместимся в XVIII век. Литература… Какое художественное направление в литературе и искусстве отмечается в этот период?

Ответ: Классицизм. (Русский классицизм зарождается во второй четверти XVIII века).

Давайте вспомним, что такое классицизм?

Плакат. (“Ледокол”)


Классицизм

Основные принципы

Ведущие жанры

Основные представители

«Закон трех единств»




Время на обдумывание: 2 минуты

Ответы:

1.Основные принципы: рационализм, обращение к античным образам.

2. Ведущие жанры: ода, трагедия, комедия, героическая поэма.

3.Основные представители: А.Кантемир, В.Тредиаковский, М.Ломоносов,

А.Сумароков, Г.Державин, Д.Фонвизин

4. “Закон трёх единств»: Времени (действие длится 24 часа), места

(действие происходит в одном доме или в одном имении), действия

(действие разворачивается вокруг одной проблемы).

Ответы записываются на плакате.

Слайд №3: портреты основных представителей классицизма.




3. Изучение нового материала. 20 минут.

Учитель: Сегодня мы поближе познакомимся одним из ярких представителей русского классицизма - Г.Р.Державиным.

а) Деление класса на 4 команды) (по фигурам в карточках).

б) Работа в группах. «Зигзаг».

Задание: Текст о жизни и творчестве Г.Р.Державина учителем делится на 4 части, и каждой команде своей группой надо прочитать и объяснить друг другу свою часть текста.

в) Переформирование команд (собираются по представителям из разных команд).

г) Работа в группах. Представители одной команды рассказывают и

объясняют участникам других групп содержание своей части текста

очерка, которую разбирали в предыдущей команде, а потом то же самое

проделывают и представители других команд.

д) Выступление команд. Учащихся рассказывают очерк жизни и

творчества поэта частями (по желанию учителя).

е) По ходу выступления команд демонстрируются слайды №4-15

(тезисы по очерку).

1. Г.Р.Державин – один из крупнейших русских поэтов XVIII века.

2. Сын бедного дворянина, армейского офицера.

3. С 1759 по 1762 год учился в Казанской гимназии.

4. Иллюстрация: Казанская гимназия.

5. С 1762 года в течение 10 лет был рядовым Преображенского полка.



6. Служил в сенате, был олонецким губернатором, статс-секретарем.

7. Служил трем императорам: Екатерине II, Павлу I, Александру I.

8. Портреты императоров.


9. Начал печататься в 30 лет.

10. Державин о своей поэзии говорил: “Правила поэзии почерпал я из

сочинений Тредиаковского, а в выражении и слоге старался подражать

Ломоносову; но так как не имел таланта, то это и не удавалось мне…

Поэтому с 1779 года избрал я совершенно особый путь…”

11. Оды “Властителям и судиям», “Фелица”, “ Бог”.

12. Создал “забавный русский слог”.

13. Передал эстафету В.А.Жуковскому – поэту-романтику:

Тебе в наследие, Жуковский!

Я ветху лиру отдаю…

14. Портрет В.А.Жуковского.

15. “Благословил” молодого Пушкина на экзамене в лицее.

Иллюстрация: Пушкин на экзамене в лицее.



5. Закрепление нового материала. 5 минут.

А) Словарная работа. (Слайды №№16,17).

Забвение – угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке.

Шедевр – уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого.

Сенат – один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента).

Олонец – город в Республике Карелия Российской Федерации, один из старейших в Северной России.

Вельможа (чиновник) – в царской России государственный служащий, имеющий чин.


Статс-секретарь - В России до 1917 г.: личный секретарь императора (императрицы); позднее - почётное звание высших сановников, дававшее право личного доклада императору.

Аудиенция — официальный приём у лица, занимающего высокий государственный пост.

Парнас — священная гора в Греции, связанная, подобно Олимпу. На протяжении более чем двух тысячелетий упоминается в культуре как символическое местообитание поэтов и деятелей искусства деятелей искусства.

Фелица — в римской мифологии богиня успеха и счастья




Б) Кластер (ученики пишут на доске).


6. Итог урока. Рефлексия. 3 минуты.

Вопросы по очерку жизни и творчеству Г. Р. Державина.

1. Что (какая информация) меня удивило?

2. О чем мне было интересно узнать?

3. Что меня заинтересовало в очерке? и другие.


7. Домашнее задание. 1 минута.

1. Прочитать и подготовить к пересказу очерк жизни и творчества Г. Р. Державина.

2. Прочитайте ещё раз эпиграф к теме. Согласны ли вы с В.Белинским, утверждавшим, что Г.Р.Державин - «одно из самых могучих проявлений «русского духа, чудо-богатырь русской поэзии»? Обоснуйте свою позицию по методу ПОПС (Слайд №18).

П (позиция): Изложите свое мнение.

О (обоснование): Приведите одну причину своего мнения.

П (пример): Приведите пример для пояснения причины.

С (следствие): Обобщите свое мнение.


8. Оценивание учащихся и их комментирование. 1 минута.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Очерк жизни и творчества Г. Р. Державина.

Автор: Жексенбаев Еркин Турдыклычович

Дата: 18.06.2020

Номер свидетельства: 553614

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства