человеческой гордости на жизненных примерах поэта;
в) развивающая: развивать речь учащихся, научить анализировать и
осмысливать прочитанное, выражать своё отношение по той или иной
проблеме; развивать моторику.
V. Формируемые элементы компетенций:
Ключевые:К1 – коммуникативная– умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме; умение в соответствии с темой правильно ставить вопросы и отвечать на них; К3 – компетенцияличностного самосовершенствования – стремиться в течение жизни обучаться, постоянно работать над повышением уровня своих знаний, опыта; К4 - компетенция социально-гражданской активности – знание и соблюдение своих гражданских прав и обязанностей; К5 – национальная иобщекультурная компетенция– беречь историческое, духовное и культурное наследие своего народа, следовать морально-нравственным правилам общества.
Предметные:литературно-речевая – понимание значения литературы в развитии общества;литературоведческая – умение различать и анализировать классические произведения от произведений современной литературы.
VI. Методы и приёмы: индивидуальный и фронтальный подход, “мозговой
штурм”, беседа, комментирование чтение, словарная работа, работа в
группах, выразительное чтение, анализ, вопросы – ответы, «Кластер”,
“Зигзаг”, “Ледокол», МППО (мнение, причина, пример, обобщение).
Ход урока.
1. Организационный момент (мотивация). 2 минуты.
2. Актуализация опорных знаний. 13 минут.
Слово учителя. Итак, ребята, сегодня вы познакомитесь с жизнью и
творчеством Г.Р. Державина - одного из крупнейших русских поэтов
XVIII века.
Слайд №1:портрет Г.Р.Державина.
Урок сегодняшний будет проходить под названием (слайд №2):
“Гавриил Романович Державин - одно из самых могучих проявлений русского духа, чудо-богатырь русской поэзии.” (В.Г.Белинский).
Давайте, ребята, сейчас мысленно переместимся в XVIII век. Литература… Какое художественное направление в литературе и искусстве отмечается в этот период?
Ответ: Классицизм. (Русский классицизм зарождается во второй четверти XVIII века).
Давайте вспомним, что такое классицизм?
Плакат. (“Ледокол”)
Классицизм
Основные принципы
Ведущие жанры
Основные представители
«Закон трех единств»
Время на обдумывание: 2 минуты
Ответы:
1.Основные принципы: рационализм, обращение к античным образам.
2. Ведущие жанры: ода, трагедия, комедия, героическая поэма.
4. “Закон трёх единств»:Времени (действие длится 24 часа), места
(действие происходит в одном доме или в одном имении), действия
(действие разворачивается вокруг одной проблемы).
Ответы записываются на плакате.
Слайд №3:портреты основных представителей классицизма.
3. Изучение нового материала. 20 минут.
Учитель: Сегодня мы поближе познакомимся одним из ярких представителей русского классицизма - Г.Р.Державиным.
а) Деление класса на 4 команды) (по фигурам в карточках).
б) Работа в группах. «Зигзаг».
Задание: Текст о жизни и творчестве Г.Р.Державина учителем делится на 4 части, и каждой команде своей группой надо прочитать и объяснить друг другу свою часть текста.
в) Переформирование команд (собираются по представителям из разных команд).
г) Работа в группах. Представители одной команды рассказывают и
объясняют участникам других групп содержание своей части текста
очерка, которую разбирали в предыдущей команде, а потом то же самое
проделывают и представители других команд.
д) Выступление команд. Учащихся рассказывают очерк жизни и
творчества поэта частями (по желанию учителя).
е) По ходу выступления команд демонстрируются слайды №4-15
(тезисы по очерку).
1. Г.Р.Державин – один из крупнейших русских поэтов XVIII века.
2. Сын бедного дворянина, армейского офицера.
3. С 1759 по 1762 год учился в Казанской гимназии.
4. Иллюстрация: Казанская гимназия.
5. С 1762 года в течение 10 лет был рядовым Преображенского полка.
6. Служил в сенате, был олонецким губернатором, статс-секретарем.
7. Служил трем императорам: Екатерине II, Павлу I, Александру I.
8. Портреты императоров.
9. Начал печататься в 30 лет.
10. Державин о своей поэзии говорил: “Правила поэзии почерпал я из
сочинений Тредиаковского, а в выражении и слоге старался подражать
Ломоносову; но так как не имел таланта, то это и не удавалось мне…
Поэтому с 1779 года избрал я совершенно особый путь…”
11. Оды “Властителям и судиям», “Фелица”, “ Бог”.
12. Создал “забавный русский слог”.
13. Передал эстафету В.А.Жуковскому – поэту-романтику:
Тебе в наследие, Жуковский!
Я ветху лиру отдаю…
14. Портрет В.А.Жуковского.
15. “Благословил” молодого Пушкина на экзамене в лицее.
Иллюстрация: Пушкин на экзамене в лицее.
5. Закрепление нового материала. 5 минут.
А) Словарная работа. (Слайды №№16,17).
Забвение – угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке.
Шедевр – уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого.
Сенат – один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента).
Олонец – город в Республике Карелия Российской Федерации, один из старейших в Северной России.
Вельможа (чиновник) – в царской России государственный служащий, имеющий чин.
Статс-секретарь - В России до 1917 г.: личный секретарь императора (императрицы); позднее - почётное звание высших сановников, дававшее право личного доклада императору.
Аудиенция — официальный приём у лица, занимающего высокий государственный пост.
Парнас — священная гора в Греции, связанная, подобно Олимпу. На протяжении более чем двух тысячелетий упоминается в культуре как символическое местообитание поэтов и деятелей искусства деятелей искусства.
Фелица— в римской мифологии богиня успеха и счастья
Б) Кластер (ученики пишут на доске).
6. Итог урока. Рефлексия. 3 минуты.
Вопросы по очерку жизни и творчеству Г. Р. Державина.
1. Что (какая информация) меня удивило?
2. О чем мне было интересно узнать?
3. Что меня заинтересовало в очерке? и другие.
7. Домашнее задание. 1 минута.
1. Прочитать и подготовить к пересказу очерк жизни и творчества Г. Р. Державина.
2. Прочитайте ещё раз эпиграф к теме. Согласны ли вы с В.Белинским, утверждавшим, что Г.Р.Державин - «одно из самых могучих проявлений «русского духа, чудо-богатырь русской поэзии»? Обоснуйте свою позицию по методу ПОПС (Слайд №18).
П (позиция):Изложите свое мнение.
О (обоснование):Приведите одну причину своего мнения.
П (пример):Приведите пример для пояснения причины.
С (следствие):Обобщите свое мнение.
8. Оценивание учащихся и их комментирование. 1 минута.