kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обзорная лекция "Классицизм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изучению понятия "классицизм" в 9 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обзорная лекция "Классицизм"»

Конспект урока литературы в 9 классе на тему:

"Классицизм как литературное направление: обзорная лекция».

Разработала: учитель русского языка и литературы

Сафонова Т.С.



Цели урока:

1.Обучающие: формировать понятие «классицизм» как литературное направление; познакомить с историей классицизма.

2.Развивающие: развивать умение пользоваться литературными терминами, умение записывать материалы лекции.

3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской литературе, развивать кругозор.

Универсальные учебные действия: 1) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; 2) познавательные: выделение необходимой информации, структурирование знаний; передавать содержание текста в сжатой форме; 3) регулятивные: целеполагание, планирование, осознание качества и уровня усвоения.

 

Планируемые результаты:

·         личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия;

·         метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

·         предметные: умение пользоваться литературными терминами и понятиями; умение обрабатывать информацию при составлении конспекта лекции.

Тип урока: урок обзорного типа.



ХОД УРОКА:


1.Лекция учителя


 В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.

Русские монархи, в особенности Петр I и

Екатерина II, отчетливо понимали, что двинуть страну вперед, разрушить косные патриархальные порядки застарелые суеверия, создававшие помехи росту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание.

Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам.


Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.

Витийство, Пиндар, уст твоих

Тяжчае б Фивы обвинили,

Затем что о победах сих

Они б громчае возгласили,

Как прежде о красе Афин;

Россия как прекрасный крин

Цветет под Анниной державой.

В Китайских чтут ее стенах,

И свет во всех своих концах

Исполнен храбрых россов славой

.(«Ода на взятие Хотина» М.В. Ломоносова)

- Какие отсылки к античности мы можем отметить в этом стихотворении? (Пиндар- одист античности, Афина – богиня справедливой войны, Фивы – один из главных городов Греции).

Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен государственному, чувства- долгу. Рассмотрим, как классицизм отразился в архитектуре (демонстрируются слайды с фотографиями Версаля, Петергофа) и в живописи (картины Рубенса).



Особенности данного направления:

  1. Понятие прекрасного связано с симметрией и гармонией.

  2. Бурное выражение чувств считалось неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания.

  3. Все, связанное с бытом простого народа, изгоняется из придворного обихода и из искусства.

  4. Обращение к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.

Особенности классицизма в литературе были сформулированы Н. Буало в его трактате «Поэтическое искусство»:

  1. Изображение идеального человека- твердого, разумного, живущего не для себя, а для государства.(Добровольный аскет).

  2. Искусство классицизма не знало сложного характера: герои делились на положительных и отрицательных

  3. Принцип «говорящих фамилий» (Вспомним изученную нами комедию «Недоросль» и ее героев: Простакова, Скотинин, Стародум).

  4. Для пьес характерна «система амплуа». (Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классической комедии- это идеальная героиня, герой- любовник, второй любовник- неудачник, резонер- герой, высказывающий мысли автора, субретка- веселая горничная).

  5. Гражданская проблематика.

  6. Правило «трех единств»- места, времени и действия.

«Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет».

  1. Жанры делились на «высокие» и «низкие».



Строгая иерархия жанров

ВЫСОКИЕ

НИЗКИЕ

В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма – время просвещенного абсолютизма: очень важна идея служения государству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк – зверь).

Трагедия, эпопея, ода.

В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допускали использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи.

Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер.

 

Комедия, сатира, басня.

Представители западного классицизма: Мольер, Корнель, Расин, Гёте, Лафонтен, Шиллер. Знакомы ли вам эти имена? (Дети вспоминают, что Лафонтен – основатель басни; Гете и Шиллер были известны своими балладами, Мольер – автор комедии «Мещанин во дворянстве»)

В России: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, А.Д. Кантемир.

Особенности русского классицизма:

  1. Начался с сатиры. Первый русский писатель- сатирик – Кантемир.

  2. Авторы больше использовали не античную, а национально- историческую тематику.

  3. Применяли аллюзии- систему намеков.(Так в трагедии Сумарокова в Дмитрии Самозванце узнавали Екатерину II).

  4. Обращались к фольклору, что не допускала эстетика французского классицизма.

  5. Не признавали иерархии жанров. Все жанры были равнозначны.



Давайте на практике рассмотрим пример классицистического произведения:

2.Работа с отрывком оды Ломоносова «Ода на взятие Хотина»:

Витийство, Пиндар, уст твоих

Тяжчае б Фивы обвинили,

Затем что о победах сих

Они б громчае возгласили,

Как прежде о красе Афин;

Россия как прекрасный крин

Цветет под Анниной державой.

В Китайских чтут ее стенах,

И свет во всех своих концах

Исполнен храбрых россов славой.



Россия, коль счастлива ты

Под сильным Анниным покровом!

Какие видишь красоты

При сем торжествованьи новом!

Военных не страшися бед:

Бежит оттуду бранный вред,

Народ где Анну прославляет.

Пусть злобна зависть яд свой льет,

Пусть свой язык, ярясь, грызет;

То наша радость презирает.



Козацких поль заднестрской тать

Разбит, прогнан, как прах развеян,

Не смеет больше уж топтать,

С пшеницей где покой насеян.

Безбедно едет в путь купец,

И видит край волнам пловец,

Нигде не знал, плывя, препятства.

Красуется велик и мал;

Жить хочет век, кто в гроб желал;

Влекут к тому торжеств изрядства.



Пастух стада гоняет в луг

И лесом без боязни ходит;

Пришед овец пасет где друг,

С ним песню новую заводит.

Солдатску храбрость хвалит в ней,

И жизни часть блажит своей,

И вечно тишины желает

Местам, где толь спокойно спит;

И ту, что от врагов хранит,

Простым усердьем прославляет.



Любовь России, страх врагов,

Страны полночной Героиня,

Седми пространных морь брегов

Надежда, радость и богиня,

Велика Анна, ты доброт

Сияешь светом и щедрот,—

Прости, что раб твой к громкой славе,

Звучит что крепость сил твоих,

Придать дерзнул некрасной стих

В подданства знак твоей державе.



3.Выводы по ходу урока.

4.Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обзорная лекция "Классицизм"

Автор: Сафонова Татьяна Сергеевна

Дата: 14.06.2019

Номер свидетельства: 514789


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства