Просмотр содержимого документа
«Обзорная лекция "Классицизм"»
Конспект урока литературы в 9 классе на тему:
"Классицизм как литературное направление: обзорная лекция».
Разработала: учитель русского языка и литературы
Сафонова Т.С.
Цели урока:
1.Обучающие: формировать понятие «классицизм» как литературное направление; познакомить с историей классицизма.
2.Развивающие: развивать умение пользоваться литературными терминами, умение записывать материалы лекции.
3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской литературе, развивать кругозор.
Универсальные учебные действия: 1) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; 2) познавательные: выделение необходимой информации, структурирование знаний; передавать содержание текста в сжатой форме; 3) регулятивные: целеполагание, планирование, осознание качества и уровня усвоения.
Планируемые результаты:
· личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия;
· метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;
· предметные: умение пользоваться литературными терминами и понятиями; умение обрабатывать информацию при составлении конспекта лекции.
Тип урока: урок обзорного типа.
ХОД УРОКА:
1.Лекция учителя
В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.
Русские монархи, в особенности Петр I и
Екатерина II, отчетливо понимали, что двинуть страну вперед, разрушить косные патриархальные порядки застарелые суеверия, создававшие помехи росту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание.
Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам.
Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.
Витийство, Пиндар, уст твоих
Тяжчае б Фивы обвинили,
Затем что о победах сих
Они б громчае возгласили,
Как прежде о красе Афин;
Россия как прекрасный крин
Цветет под Анниной державой.
В Китайских чтут ее стенах,
И свет во всех своих концах
Исполнен храбрых россов славой
.(«Ода на взятие Хотина» М.В. Ломоносова)
- Какие отсылки к античности мы можем отметить в этом стихотворении? (Пиндар- одист античности, Афина – богиня справедливой войны, Фивы – один из главных городов Греции).
Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен государственному, чувства- долгу. Рассмотрим, как классицизм отразился в архитектуре (демонстрируются слайды с фотографиями Версаля, Петергофа) и в живописи (картины Рубенса).
Особенности данного направления:
Понятие прекрасного связано с симметрией и гармонией.
Бурное выражение чувств считалось неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания.
Все, связанное с бытом простого народа, изгоняется из придворного обихода и из искусства.
Обращение к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.
Особенности классицизма в литературе были сформулированы Н. Буало в его трактате «Поэтическое искусство»:
Изображение идеального человека- твердого, разумного, живущего не для себя, а для государства.(Добровольный аскет).
Искусство классицизма не знало сложного характера: герои делились на положительных и отрицательных
Принцип «говорящих фамилий» (Вспомним изученную нами комедию «Недоросль» и ее героев: Простакова, Скотинин, Стародум).
Для пьес характерна «система амплуа». (Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классической комедии- это идеальная героиня, герой- любовник, второй любовник- неудачник, резонер- герой, высказывающий мысли автора, субретка- веселая горничная).
Гражданская проблематика.
Правило «трех единств»- места, времени и действия.
«Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет».
Жанры делились на «высокие» и «низкие».
Строгая иерархия жанров
ВЫСОКИЕ
НИЗКИЕ
В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма – время просвещенного абсолютизма: очень важна идея служения государству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк – зверь).
Трагедия, эпопея, ода.
В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допускали использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи.
Представители западного классицизма: Мольер, Корнель, Расин, Гёте, Лафонтен, Шиллер. Знакомы ли вам эти имена? (Дети вспоминают, что Лафонтен – основатель басни; Гете и Шиллер были известны своими балладами, Мольер – автор комедии «Мещанин во дворянстве»)