ОБЗОРНАЯ ТЕМА «ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ»
ОБЗОРНАЯ ТЕМА «ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ»
Литература периода Великой Отечественной войны — «блистательной и трагической эпохи», как назвал ее Н. Тихонов,— является важным этапом в развитии искусства социалистического реализма. В произведениях, написанных в эти годы, запечатлен подвиг народа, высокий этический кодекс, сложившийся на войне справедливой, освободительной, которую вел советский человек, воспитанный социалистическим строем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОБЗОРНАЯ ТЕМА «ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ»»
ОБЗОРНАЯ ТЕМА «ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ»
Литература периода Великой Отечественной войны — «блистательной и трагической эпохи», как назвал ее Н. Тихонов,— является важным этапом в развитии искусства социалистического реализма. В произведениях, написанных в эти годы, запечатлен подвиг народа, высокий этический кодекс, сложившийся на войне справедливой, освободительной, которую вел советский человек, воспитанный социалистическим строем.
Планируя работу, каждый учитель отбирает (исходя из программы) определенный круг произведений, иногда в зависимости от того, чем располагает библиотека и сами школьники.Думается, что самый плодотворный принцип, который позволит систематизировать мате-риал,— принцип жанровый. Он даст возможность более экономно решить комплекс немаловажных задач, нагляднее показать связь литературы с жизнью, продемонстрировать перед учащимися закономерности развития и особенности отдельных литературных форм.
Первые два урока из пяти, отведенных школьной программой на всю тему, целесообразно посвятить поэзии, следующие два — прозе, пятый урок — драматургии военных лет.
Прежде всего следовало бы, на наш взгляд, обратиться к лирическим произведениям. Лирика Великой Отечественной войны —выдающееся явление в истории нашей литературы. Может быть, полнее, чем все другие жанры, она позволяет судить о том, чем была война для ее современников, и каким был человек, вынесший неисчислимые тяготы ратного труда. Вот почему именно лирика поможет создать на уроках нужное настроение, наметить главные темы всей литературы Великой Отечественной войны, поставить проблемы, которые будут решаться на последующих уроках.
При отборе лирических стихотворений, о которых пойдет речь на уроке, большую роль может играть принцип тематический, отнюдь не исключающий внимания и к многообразию художественных решений, к стилевым и жанровым особенностям некоторых произведений.
Начиная разговор о литературе военных лет, следует сказать о подвиге советских писателей, который состоял не только в том, что многие из них ушли в армию, стали фронтовыми корреспондентами, участниками боевых операций. Подвигом был и напряженный литературный труд, создание художественных произведений, по их влиянию на читателей действительно «приравненных к штыку», ставших настоящим боевым оружием.
Тревога за судьбы Родины, собственный «окопный» опыт писателей отзываются в лирике глубоким раздумьем, проникновенным чувством. «Не надо пытаться перекричать войну... голос будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека»,— говорил А. Сурков. Правда мысли, правда чувства стали важнейшими эстетическими требованиями эпохи, когда каждое движение человеческой души испытывалось огнем борьбы.
Рождается замечательное качество, определившее высокую народность поэзии войны, невиданное прежде внимание к ней читателя,— душевная слитность лирического героя с борющимся народом. «Никогда за всю историю поэзии,— говорил А. Сурков в 1944 году, не устанавливался такой прямой, близкий, сердечный контакт между пишущим и читающим, как в дни Отечественной войны».
Особой популярностью пользовалась в те годы песенная лирик Уже на третий день войны появляется знаменитая песня В. Лебедева - Кумача, ставшая "поэтической эмблемой эпохи,— «Священная война» В ней с такой простотой и так верно выразились чувства, охватившие весь народ, так точно были сформулированы значение и сущность происходящих событий, что она сразу оказалась в солдатском строю. Широкую известность получили в эти годы песни М. Исаковского, А. Суркова, А. Фатьянова и других советских поэтов. Песни-гимны, песни походные, военно-бытовые, шуточные, интимно-лирические сопровождали солдата во всех перипетиях его нелегкой жизни.
Анализируя стихи военных и первых послевоенных лет, можно проследить некоторые жанровые тенденции, которые порой взаимодействуют даже внутри одного произведения. Обостренное гражданское, патриотическое чувство находило выход в призывно-ораторских стихах, приобретавших иногда одическое звучание, напоминавших героические песни. Соединяя в себе лирику и публицистику, они часто строились в форме обращения, послания, наказа. Но рядом с высокой поэтической речью звучало и тихое, интимное слово (размышление, беседа), призванное выразить незаметные на первый взгляд душевные движения человека — солдата и труженика.
Ведущая тема литературы военных лет — тема Родины. Она часто соединяется с темой подвига, звучит в стихах о дружбе, любви и каждым поэтом осмысляется по-своему, рождая стихи разной тональности, разных ассоциаций, разных масштабов.
Одно из лучших стихотворений, посвященных этой теме,— «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. Симонова. Оно привлекает предельной искренностью и доверительностью тона, во многом определяющегося формой стихотворения, построенного как разговор с близким человеком. Обновленное чувство Родины диктуется поэту тем, какой он увидел ее на одной из самых трудных дорог войны. Образ Родины возникает в неповторимых приметах, которые многое говорят только человеку, родившемуся на этой земле.
Близко по смыслу и другое стихотворение К. Симонова — «Родина». Темы «большой» и «малой» родины сплетаются в этом стихотворении, как бы развивающем мысль, заложенную в известной русской пословице: «Родная земля и в горсти дорога».
Обостренное поэтическое чувство, вызванное войной, сказывается в пристальном внимании к истории, фольклору, природе родной страны.
В историческом плане осмыслен образ Родины в стихотворении А. Суркова «Россия», где обращение к славному прошлому как бы укрепляет уверенность лирического героя в победе: «С Куликова старинного поля веет ветер невиданных сеч».
В дорогих сердцу красках и картинах русской природы, в фольклорно-песенных традициях рисуется Родина в стихах А. Прокофьева. Освободить от врагов родной край, «земли отцов»,— это значит, по мысли поэта, вернуть
...красу долин,
Березы выше крыш,
И журавлей кричащий клин,
И в заводи камыш;
Дубрав взволнованный прибой,
Седой бурун морей...
(«Родине»)
Любовь к Родине и ненависть к врагу порождает тему героического подвига народа. Активное настроение, призывная интонация чрезвычайно характерны для таких стихов. Они звучат как непреложное требование, наказ, которому обязан следовать каждый: «Вперед! В наступленье! Назад -ни шагу!» (А. Сурков); «Убей его!» (К. Симонов); «Круши, карай неистовую силу!» (М. Исаковский).
Среди произведений, посвященных теме народного подвига,—стихотворные рассказы М. Исаковского. В одном из них («Партизанка») словно бы развертывается емкий образ из песни поэта «Ой, туманы мои...»:
День и ночь партизанские вьюги
Над разбойной гудят головой.
Старая женщина, героиня «Партизанки», с достоинством встречает и «угощает» — уничтожает незваных гостей. ,.
О широте народного фронта сопротивления, о мужестве, возникающем на пределе человеческих сил, о безграничных возможностях человека, одушевленного великой целью, говорится и в стихотворении М. Исаковского «Русской женщине», и в «Разговоре с соседкой» О. Берггольц, и в «Кельнской яме» Б. Слуцкого.
Раздумья о сущности героизма находят в поэзии углубленную психологическую разработку. Так, в стихотворении К. Симонова «Атака», обостренная любовь к жизни, к каждой мелочи, которую невольно отмечает глаз солдата в последнюю минуту перед боем, говорит о том, какого напряжения душевных сил требует подвиг.
Те же раздумья о природе подвига отражены и в многочисленных стихах, в которых героическая тема предстает как тема повседневного труда. «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа»,— так выражает эту мысль М. Кульчицкий в стихотворении «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!..».
В лучших произведениях того времени запечатлен богатый духовный мир защитника Родины. В стихах разных лет и разных настроений, светлых и негодующих, суровых и задумчивых, отразились нравственные идеалы советского человека, его душевная щедрость, вера в торжество справедливости, его духовный опыт и духовный рост.
В «лирике сердца» большое место занимают стихи о дружбе, ставшей великим законом фронтовой жизни («Смерть друга» К- Симонова, «Баллада о дружбе» С. Гудзенко), стихи о любви и верности («Землянка» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского, «Жди меня» К- Симонова и др.).
Война — жестокая вещь. На войне гибнут и страдают миллионы людей, на войне человек убивает человека. Важнейшей проблемой литературы Великой Отечественной войны становится проблема гуманизма. Эта проблема находит в поэзии и остропублицистическую и углубленно-психологическую разработку. Война, которая идет «ради цветенья и радости ради»,— война справедливая, освободительная. Вот почему В. Лебедев-Кумач ярость, поднявшую народ на борьбу, называет благородной. Вот почему М. Светлов в стихотворении «Итальянец» заявляет:
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!
С представлением о сущности борьбы, которую вел народ, связана и уверенность в победе, оптимистические мотивы лирики, начинающие звучать в ней уже с июня 1941 года. В качестве примера можно обратиться к стихотворениям М. Исаковского «Ласточка» или «Слово о России». Последнее из них особенно интересно тем, что в нем воедино слиты важнейшие темы, рожденные войной.
Лирика военных лет обогащает нас опытом предшествующих поколений. Помнить об испытаниях и подвиге народа, соотносить свои поступки с высокими нравственными идеалами, выверенными в борьбе, во многом ставшими залогом победы,— зовут многие стихи. Среди них такие, как «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского, «Дом в Вязьме» К. Симонова.
Обращаясь к лирике военных и первых послевоенных лет, важно учитывать конкретные условия работы учителя. В этой связи может возникнуть необходимость в постановке таких, например, тем, как «Москва в поэзии военных лет», «Поэзия осажденного Ленинграда» и т. п. Учащиеся могут подготовить самостоятельные сообщения о стихах, посвященных подвигу советской женщины в годы войны. Особая тема — стихи поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Важнейшие темы, наметившиеся в лирике военных лет, разрабатываются и в больших поэтических жанрах. В годы войны интенсивно развивается поэма.
Поэмы, созданные в те годы, рассказывали читателям о «железных ночах» блокадного Ленинграда («Киров с нами» Н. Тихонова), о героической борьбе белорусских партизан («Возмездие» Я. Коласа), о воинах, погибших за Украину («Похороны друга» П. Тычины)...
Разумеется, учитель не может охарактеризовать каждую из них с достаточной полнотой. Эту тему целесообразнее раскрыть обзорно, остановившись подробнее на 1 — 2 произведениях из числа названных в программе («Василий Теркин» А. Твардовского, «Зоя» М. Алигер, «Возмездие» Я- Коласа, «Похороны друга» П. Тычины, «Сын» Антокольского) .
Своеобразие поэмы военных лет состоит в том особом значении, приобретает в ней лирическое начало. Лирическая стихия буквально пронизывает рассказ о том или ином событии, так что нередко возникает ощущение, будто автор является прямым соучастником происходящего.
Такова, например, поэма М. Алигер, рассказывающая о подвиге московской комсомолки Зои Космодемьянской, с порога школы шагнувшей в суровую партизанскую жизнь. Судьба героини органически сливается в поэме с судьбой сражающейся Родины. Вот почему в характере Зои подчеркнуто прежде всего особенное, исключительное: напряженный духовный поиск, способность жить всеми радостями и тревогами, своей огромной страны, непримиримая честность, обостренное чувство долга.
Взволнованное слово поэтессы сопровождает каждый шаг героини. Оно выражает страдание, гордость, оно обвиняет, призывает свидетелей, требует возмездия. Разговорные интонации сочетаются с высокой патетикой, лирика с публицистикой, особенно в последней главе, где утверждается право героини на бессмертие,
...потому что вся ее отвага, устремленный в будущее взгляд — к победе
«Сто раз, погибнув и родившись снова», прокладывает путь к победе и герой поэмы П. Антокольского «Сын». Индивидуальные судьбы здесь почти отождествляются с судьбами поколений, поглощаются событиями, имеющими всечеловеческое значение. Даже отец, потерявший сына, не признает за собой права на «особую, отдельную тоску».
Начала зла, бездуховности олицетворены П. Антокольским" "в пре дельно обобщённом образе фашистского солдата. Носителем же добра, молодости и красоты является сын поэта, представляющий не только Советскую страну, но и всякую «молодую поросль земли». Подчеркнуто романтический стиль находит выражение в особенностях поэтической речи, в многочисленных контрастах, символах. В поэме нередко звучат интимные, задушевные ноты, однако преобладают в ней патетика, ораторская интонация, связанные с публицистическими и философскими обобщениями.
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вершинному произведению лирического эпоса военных лет — поэме А. Твардовского «Василий Теркин». Отдельные главы этой поэмы учащиеся прочли еще в VII классе. Возвращаясь к ней на новом этапе, в X классе, нужно, видимо, предусмотреть более детальное знакомство с произведением, иной уровень его постижения.
Произведение глубоко оригинальное, «Василий Теркин» отличается рядом характерных и ярких особенностей. Интересна его композиция, в которой автор дорожил законченностью каждой части, каждой строфы. Особого внимания заслуживает достоверность изображения характеров и военного быта. Правду как глубоко осознанный- эстетический принцип А. Твардовский полемически утверждает уже в первой главе поэмы («От автора»), выступая тем самым против односторонних, облегченных трактовок темы большой войны.
Поэму отличает задушевная интонация, простота слова, опирающаяся на возможности разговорной народной речи, особый ритмический колорит, тот истинно народный юмор, который исключает возможность преувеличений. Наконец, говоря о своеобразии поэмы А. Твардовского, необходимо специально остановиться на самом характере главного героя, являющегося не просто представителем, но подлинным олицетворением народа, образом собирательным.
Разговор о поэме, «Василий Теркин» позволяет углубить многие теоретико-литературные представления учащихся: о народности литературы, о жанре эпопеи, о принципах художественной типизации и т. п.
Следующая тема — проза военных лет, которая представлена всеми основными жанрами: статьей, репортажем, очерком, рассказом, повестью, романом. Подробный разговор о каждом из них, конечно, невозможен. Поэтому где-то придется ограничиться лишь самым кратким обзором, на чем-то остановиться подробнее, предложив учащимся задания, предполагающие самостоятельную работу с текстом.
Проблематика публицистики военных лет во многом отражается в заглавиях произведений: «Свобода или смерть!», «Вперед», «Близится час», «Мы не забудем!», «Босоногая орда» (И. Эренбург); «Что мы защищаем», «Фашисты ответят за свои злодеяния», «Москве "угрожает враг», «Родине», «Мы должны выстоять! Мы выстоим!» (А. Толстой),— которые прозвучат для учащихся достаточно красноречиво. Все публицистические жанры: листовки, воззвания, памфлеты, фельетоны, очерки и т. д. — были поставлены на службу победе. Выразившиеся в них воодушевление, эмоциональное напряжение иногда сближали публицистику с лирикой.
Обострение национального чувства, вызванное войной, сказалось в многочисленных обращениях к героическому прошлому, к образам прославленных русских полководцев, старинных русских городов, русской природе. Статьи и очерки А. Толстого, И. Эренбурга, М. Шолохова, Н. Тихонова, Л. Соболева, Вс. Вишневского, К. Симонова и мн других писателей рассказывают о коварстве и жестокости врага, о героях войны и тыла, успехах нашего оружия, нелегких фронтовых дорогах, учат ненависти, воодушевляют верой в победу. В качестве примеров можно привести один-два отрывка из очерков А. Толстого, И. Эренбурга, М. Шолохова, Л. Леонова (по выбору учителя).
Проблемой, объединившей многие рассказы военных лет, была проблема характера советского человека, тех его качеств, которые выявились в ратном подвиге народа. Не случайно, например, К. Симонов называет один из своих рассказов «Русское сердце», А. Толстой — «Русский характер», показателен подзаголовок к циклу «Ленинградские рассказы» Н. Тихонова — «Черты советского человека» и т. п.
Своеобразием малых повествовательных жанров военных лет явилось сосуществование в них на равных правах документальности и вымысла. Таким образом, их жанровая специфика не всегда может быть определена с категорической точностью. Черты рассказа и очерка одновременно несут в себе и «Наука ненависти» М. Шолохова, и «Честь командира» и «Солдатская слава» К. Симонова и др.
Военные рассказы отличает чрезвычайная напряженность сюжета, драматизм коллизий, продиктованных самой жизнью. Таков, например, «Март — апрель» В. Кожевникова, привлекательный для школьников и психологическими портретами героев и остротой сюжета. В качестве примера можно прочесть на уроке и небольшую, в две-три странички, новеллу Л. Соболева из посвященного легендарным подвигам Севастопольских моряков цикла «Морская душа» (например, «Федя с Наганом», «Привычное дело», «Последний доклад»). Романтическое звучание этих произведений определено исключительностью характеров и ситуаций. В то же время все они рождены действительной жизнью осажденного Севастополя, связаны с реальными, конкретными фактами. В новеллах Л. Соболева говорится о веселом, не знающем предела бесстрашии, готовности бороться до последней капли крови, до последнего патрона как о характерных чертах солдата-моряка.
Переходя к характеристике повести и романа военных лет, можно сказать, что все малые жанры: публицистическая статья, очерк, рассказ — выполняли не только свои непосредственные задачи. Одновременно они осуществляли своеобразную разведку, намечая плацдармы для крупных повествовательных произведений, которые начали появляться уже в 1942 году.
В программе названы следующие повести и романы военного времени и первых послевоенных лет: «Непокоренные» Б. Горбатова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Знаменосцы» О. Гончара, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Звезда» Э. Казакевича, «Буря» В. Лациса. Делая обзор прозы военных лет, учитель может использовать впечатления учащихся, связанные с их самостоятельным чтением, привлечь произведения, изучавшиеся в средних классах («Русский характер» А. Толстого, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Сын полка» В. Катаева). Работа, посвященная анализу одного-двух прозаических произведений, явится главной частью занятий по этой теме. Характер анализа во многом будет определен идейно-тематическими и жанрово-композиционными особенностями конкретного произведения.
В книгах, написанных в тот период, конфликты, рожденные борьбой народа, выдвинутые ею проблемы разными писателями осваивались неодинаково. Многое зависело от того, какими видел автор происходившие события, какие задачи считал необходимым решить, на какой опыт имел возможность опереться, какой была его концепция человека.
Тематически произведения большой повествовательной формы распадаются на три основные группы: говорят о героическом подвиге солдата, о борьбе, которую вел народ в тылу врага, о тружениках тыла.
Так, в повести Б. Горбатова «Непокоренные» (1943), представляющей романтическую линию военной прозы, рассказывается о жизни и борьбе народа на территории, временно оккупированной фашистскими войсками. Перед читателем возникают картины разоренной земли с виселицами, концлагерями, покинутыми деревнями, замершими го-родами, множество действующих лиц: с одной стороны, захватчики и «покоренные» — просто равнодушные, предатели, полицаи, с другой — растущие силы сопротивления, возглавляемые Коммунистической партией. Интересно обратить внимание учащихся и на тему молодежи в повести, получившую позже углубленную разработку на близком материале и в сходной творческой манере в «Молодой гвардии» А. Фадеева.
Напряженный драматизм повествования рождается в острых сюжетных ситуациях, в экспрессивном, подчеркнуто романтическом стиле, который находит опору в традициях народно -поэтического творчества, древнерусского героического эпоса, иногда воспринимаемых автором через призму гоголевской поэтики. Вспомнить о повести «Тарас Бульба» заставляют нас даже имена героев Б. Горбатова: Тарас, Андрей. Романтический стиль в произведении Б. Горбатова находит выражение в многочисленных повторах, в особенностях символики, метафор и олицетворений, в инверсиях, патетических восклицаниях и обращениях («распятый, окровавленный город»; «черные тополя, заплаканные, как вдовы»; «Где же вы, сыновья мои, где вы?»; «Коснись моих ран, Тарас, раздели мои муки...» и т. п.).
.
Событиям фронтовой жизни посвящены повести А. Бека «Волоколамское шоссе» и Э. Казакевича «Звезда».
А, Бек рассказывает о войне, какой она виделась ее участнику каждый день, в ее буднях и суровых испытаниях. В этом смысле «Волоколамское шоссе» (1942—1944) стоит в одном ряду с такими произведениями военной повествовательной литературы, как книги К. Симонова. Стилю А. Бека чужда многозначительная символика. В самом тоне, в скупой, лаконичной фразе, сдержанной интонации повесть несет на себе печать суровых дней обороны Москвы, когда требовалось трезво оценить ситуацию, все силы, все помыслы направить только на то, чтобы преградить дорогу врагу.
Одна из характерных особенностей книги А. Бека — подчеркнутое тяготение к документальности. Стремясь создать впечатление достоверности рассказа, писатель точно следует хронологии войны, передает повествование действительному участнику событий, комбату легендарной панфиловской дивизии казаху Баурджану Момыш-Улы.
Однако основу сюжета повести составляет не хроникальное движение событий, а перестройка сознания мирного человека, который должен был стать солдатом.
«Может быть, по-вашему, героизм — дар природы?» — спрашивает приехавшего в дивизию писателя Момыш-Улы. Проблема героизма, проблема подвига и есть центральная проблема книги. В связи с ней рассказчик говорит о тяготах военной жизни, о том, как нелегко достаются солдату атаки и победы. Наука побеждать складывается, по его мнению, из целого ряда компонентов, которые обозначены в многочисленных «уроках» генерала Панфилова: «Победа куется до боя», «Солдата надо беречь», «Солдат умом должен воевать», «И еще нужна одна очень жестокая вещь... дисциплина». Высокие нравственные качества, выучка, дисциплина, тщательная подготовка боя, предваряющаяся напряженным раздумьем командира, — таковы те заповеди, которые стоят за главным девизом Панфилова, имеющим глубоко гуманный смысл: «Солдат идет в бой не умирать, а жить!» Эти слова являются лейтмотивом всей книги.
Уже после войны, хотя и по горячим следам событий, написана повесть Э. Казакевича «Звезда» (1947). Многие особенности этой повести определены временной дистанцией, позволившей писателю несколько иначе увидеть события недавнего прошлого, осмыслить некоторые тенденции военной прозы. Так рождается художественная достоверность, соединяющая в себе правду повседневности, тонкий психологический анализ и высокое лирическое одушевление.
В изображении военного быта, в жесткой линии внешнего сюжета «Звезда» напоминает повесть А. Бека. Безраздельная верность долгу, абсолютная поглощенность войной сближают панфиловского комбата и главного героя «Звезды» лейтенанта Травкина. Но есть здесь и другое. Иные отношения связывают в ней людей, сроднившихся на долгих дорогах войны. Иной опыт лежит у них за плечами. В другом ракурсе видит писатель сложную проблему «человек и война». Вот почему многомернее изображенные в повести герои, сложнее их психологические характеристики, иные оттенки открываются в нравственной проблематике книги.
В повести «Волоколамское шоссе» человек интересует рассказчика прежде всего как солдат. Этические проблемы — а здесь много говорится о долге, чести, честности, совести — осмыслены лишь в отношении к войне, как долг, честь и совесть солдата.
Для Э. Казакевича высокий нравственный кодекс, которым руководствуются его лучшие герои, имеет всеобщую, всечеловеческую ценность.
В облике юноши-командира, чистого, цельного и не по годам мудрого Травкина, сегодня занятого только войной, принадлежащего только ей, ощущаются богатые и разносторонние возможности, которым не суждено было осуществиться. Трагические ноты, возникающие в сложной тональности «Звезды», напоминают читателю о том, что победа требует от человека огромной отдачи, сопряжена с жертвами и потерями. В то же время в повести особенно настойчиво звучит и другая мысль — о неразрывной связи каждой человеческой судьбы, каждого подвига с делом всего народа, судьбой всей Родины. Это находит символическое выражение в позывных «Звезда» и «Земля», связывающих группу Травкина с его полком, с «большой землей».
Мысль о бессмертии подвига, дела, которому бескорыстно и без остатка отдает себя человек, составляет в повести содержание романтического начала. Оно не определяет своей поэтики книги, но играет в ней значительную роль. Светом прекрасной звезды остается Травкин не только для героев повести, для Кати, продолжающей посылать в эфир свои позывные, но и для читателей.
Характеристикой проблематики и особенностей поэтики повествовательных жанров заканчивается обзор прозы военных лет. Последний урок посвящается драматургии периода Великой Отечественной войны.
Надо сказать, что театр работал в эту пору с огромным напряжением. Уже в 1941 году стали создаваться фронтовые бригады, которые в условиях боевой обстановки дали 473 тысячи спектаклей и концертов. В репертуаре этих бригад были главным образом агитпьесы, пользовавшиеся в те годы большим успехом.
В первые же месяцы войны предпринимались попытки средствами драматургии выразить историческую сущность событий, сказать о народно-освободительном характере войны, об истоках массового героизма народа. В лучших из этих пьес, по словам А. Суркова, соединялась «страстная публицистика и вдохновенная лирика, широкая эпическая поступь времени и трепетная исповедь сердца». Таковы «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука,
Острая конфликтность этих пьес находила выражение в том глубоком драматизме, который определялся самим характером героического времени, противоборством различных чувств и побуждений, вызванных сложными переломами в человеческих судьбах.
В героической драме «Русские люди» главные действующие лица — горсточка советских людей, которые ведут борьбу с превосходящими силами врага. Но напряженность сюжета определена и острыми нравственными коллизиями, встающими перед героями: военфельдшер Глоба должен играть перед фашистами роль предателя; капитана Сафонова воинский долг обязывает послать почти на верную смерть девушку, которую он любит; в трагическую ситуацию попадает Мария Николаевна Харитонова — жена изменника и труса и мать солдата, погибшего на фронте. Эти острейшие ситуации и позволяют драматургу реализовать главную свою задачу — показать богатый духовный мир защитников Родины.
«Ветер войны», врываясь в маленький провинциальный городок, порождает чрезвычайно драматические ситуации и в пьесе Л. Леонова «Нашествие». В главном ее конфликте, втягивающем в свою орбиту всех действующих лиц, разрешается и драма Федора Таланова, человека непростой судьбы, сложного характера. Проследить путь нравственного возрождения Федора — одна из важных задач, которая непременно возникает в процессе анализа произведения. При внимательном отношении к тексту можно найти немало деталей, которые позволяют понять, что вызывающее поведение Федора лишь свидетельство его растерянности, что вернулся он в город не с пустым сердцем, что будущий его подвиг опирается на нравственные возможности, составляющие сущность его натуры.
То, что война в едином патриотическом порыве объединяет людей очень разных, является в «Нашествии» свидетельством справедливости борьбы, которую ведет народ, ее глубоко гуманистической сущности.
Иной круг вопросов интересует А. 'Корнейчука в его пьесе «Фронт», написанной в остропублицистической манере. Создавая характеры, драматург использует широкий арсенал выразительных средств, прибегая к психологическим характеристикам, патетике и сатире, плакатным образам, заостряющим какую-то одну черту, обозначенную даже фамилией персонажа. Автор «Фронта» смело ставит вопрос о недостатках и помехах, возникающих в ходе войны внутри армии, ратует за творческий стиль руководства, передовую военную стратегию как необходимые условия победы.
Таким образом, органическая связь литературы периода Великой Отечественной войны с борьбой народа сказалась в произведениях этой поры постановкой серьезнейших проблем, богатством содержания, многообразием стилевых и жанровых тенденций. Вот почему искусство героической эпохи оказало и продолжает оказывать огромное влияние на всю нашу духовную культуру, на развитие всей советской литературы. Многие проблемы, психологические конфликты, наметившиеся уже в Годы войны, с успехом разрабатываются и сегодня. На новом этапе глубже и детальнее исследуются истоки Победы, гуманистическая сущность подвига народа, широкий комплекс вопросов, связанных с чрезвычайно сложной коллизией «человек и война».
Готовясь к занятиям по обзорной теме «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» и к уроку, посвященному военной теме в современной литературе, учитель, помимо работ, указанных в упомянутой выше консультации Г. Петровой, может воспользоваться и материалами, опубликованными на страницах журнала «Литература в школе»: