kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обзор художественных произведений и их роль в решении экологических проблем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен материал по произведениям   В.Распутина и Ч.Айтматова, в которых писатели поднимают проблему отношения человека к природе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обзор художественных произведений и их роль в решении экологических проблем.»

Обзор художественных произведений и их роль в решении экологических проблем.

Цель: выявить возможности художественной литературы в решении проблемы экологии.


Одной из важнейших проблем современного мира стала проблема взаимоотношения человека и природы.

Еще в конце ХIХ века Достоевский, Чехов, Мамин - Сибиряк и многие другие стали поднимать вопрос о варварском отношении к природе. Процесс оскуднения природы, по мнению Чехова, ведёт к духовной деградации, к утрате таких нравственных ценностей, как верность, чистота, способность жертвовать собой. В ХХ веке проблеме экологии посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и многих других.

Свои идеи и мысли по проблеме экологии, взаимоотношений человека и природы писатели раскрывают в художественных произведениях так, чтобы каждый смог задуматься и решить, какова его роль в решении данной проблемы.

Экологическая мысль В.Распутина в произведении

«Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой» книга о том, что взаимоотношения человека и земли проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берет. Матера ей подавай, оголодала она». Одну бы только Матеру?! Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: « Кто ж старое дерево пересаживает?!»

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: «Мертвых грабят!» Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем. Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат. Ребята лежат. Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит». Ее поддерживает вся деревня...

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Любовь к отеческим гробам еще А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности.

В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получаете, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще, он уверен, что память это плохо, без нее лучше. Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно надорванные сердца не излечиваются. А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с почвой. Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с прощания с Матерой. Если земля территория, и только, то отношение к ней соответствующее. Землю родную землю, Родину освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле хозяева или временные пришельцы пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет? обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

Проблема взаимоотношения человека с окружающей средой

в произведении Ч.Айтматова "Плаха".

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу". Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопливая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир... Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

Вывод:

Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, а о её спасении. Поэтому одной из важнейших проблем современного мира является проблема экологии, так как человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его преобразования. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях. Русская литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке бережного отношения к природе, так как именно в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовная нравственная сущность.

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Поэтому не случайно обращение писателей ХIХ – ХХ веков к экологической проблеме. Против варварского уничтожения лесов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам - это и вопрос об отношении к Родине.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Обзор художественных произведений и их роль в решении экологических проблем.

Автор: Озорнина Наталья Александровна

Дата: 01.10.2021

Номер свидетельства: 587872


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства