Обучение анализу стихотворения и сочинению (на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной"
Обучение анализу стихотворения и сочинению (на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной"
Файл содержит разработку урока литературы в 5 классе.Цель урока-обучение анализу поэтического текста,сочинению по прочитанному.Урок предусматривает разнообразные виды деятельности учащихся:словесное рисование,работа с литературоведческими терминами,редактирование сочинения,создание текста.Данная разработка является частью системной деятельности по созданию личностных,межпредметных и метапредметных компетентностей обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование:презентация «Пейзаж в русской живописи»,фонограмма Г.Свиридов «Весна и осень».
Виды работы уч-ся:словесное рисование,анализ изобр.средств языка,редактирование,создание текста.
Любование родной природой есть следствие любви к ней; любовь к родной природе- один из вернейших признаков любви к своей стране.
К.Г.Паустовский
1.Слово учителя. Почему поэты обращаются к природе? Назовите стихи и авторов. Как понимаете эпиграф?
-Понятия природы и родины неразделимы в душе человека, поэтому так трепетны, искренни и проникновенны стихи русских поэтов.
-Назовите запомнившиеся поэтические образы(«белая береза», «мороз и солнце», «в багрец и золото одетые леса» и т. Д.).Это привычные картины, дорогие сердцу места, и надо обладать огромным талантом и любовью, чтобы так об этом говорить, писать, рисовать.(Презентация).В душе должна звучать музыка, акая ,как эта мелодия Г.Свиридова «Весна и осень».
2.Постановка цели. Сегодня познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной...» .Оно по праву считается шедевром русской лирики. В чем тайна обаяния тютчевского стиха, его легкости, необычайной выразительности? Своими открытиями и впечатлениями поделитесь в сочинении.
5.Словесное рисование. Представьте, что вы –художник. Какие иллюстрации создадите к стихотворению, какие используете цвета?(поле, небо, жнивье, солнце…)
-Какие звуки слышите?(шум ветра в поле, шелест ,тишину)
-Как автор передает тишину и покой? Какой прием использует?(повтор глухих согласных-аллитерация)
-Как рисует поле, небо, свет, воздух?(работа с текстом) Как называются эти средства выразительности?
-Какова их роль в тексте?(Выражают восхищение автора ,умиротворение)
- Что хотел сказать автор в этом стихотворении?(Бесконечна красота природы, которая дарит покой, наслаждение ,счастье)
Соотнесите содержание стихотворения с эпиграфом.
- Попробуйте прочитать вы.
5 Написание сочинения. А теперь все, о чем мы говорили, изложите на бумаге- получится сочинение. План- вопросы на доске:
О чем стихотворение?
Какие образы создает поэт? Какие средства выразительности использует?
Какова основная мысль стихотворения?
Ваше впечатление?
6.Редактирование ученического сочинения.
«В стихотворении Тютчева говорится об осени. Поэт говорит о хрустальных днях и лучезарных вечерах. Он видит «отдыхающее поле»,на котором ничего нет. До зимы еще далеко ,а сейчас еще тепло, небо еще голубое. Я думаю, что это хорошее стихотворение, так как в нем есть эпитеты, метафоры, олицетворения».
-Что бы вы исправили?(Неоправданные повторы, пересказ текста, нет идеи стихотворения, роли тропов и тд.)
-Вам в помощь- синонимические ряды(на доске):говорит ,рисует,создает;восхищается,любуется,восторгается,трепетно,глубоко,проникновенно).