kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение анализу стихотворения и сочинению (на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит разработку урока литературы в 5 классе.Цель урока-обучение анализу поэтического текста,сочинению по прочитанному.Урок предусматривает разнообразные виды деятельности учащихся:словесное рисование,работа с литературоведческими терминами,редактирование сочинения,создание текста.Данная разработка является частью системной деятельности по созданию личностных,межпредметных и метапредметных компетентностей обучающихся.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение анализу стихотворения и сочинению (на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной" »

Урок литературы в 5 классе

Обучение анализу стихотворения и сочинению (на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Цель:1)анализ стихотворения:тема,идея,композиция;2)обучение сочинению.

Оборудование:презентация «Пейзаж в русской живописи»,фонограмма Г.Свиридов «Весна и осень».

Виды работы уч-ся:словесное рисование,анализ изобр.средств языка,редактирование,создание текста.

Любование родной природой есть следствие любви к ней; любовь к родной природе- один из вернейших признаков любви к своей стране.

К.Г.Паустовский

1.Слово учителя. Почему поэты обращаются к природе? Назовите стихи и авторов. Как понимаете эпиграф?

-Понятия природы и родины неразделимы в душе человека, поэтому так трепетны, искренни и проникновенны стихи русских поэтов.

-Назовите запомнившиеся поэтические образы(«белая береза», «мороз и солнце», «в багрец и золото одетые леса» и т. Д.).Это привычные картины, дорогие сердцу места, и надо обладать огромным талантом и любовью, чтобы так об этом говорить, писать, рисовать.(Презентация).В душе должна звучать музыка, акая ,как эта мелодия Г.Свиридова «Весна и осень».

2.Постановка цели. Сегодня познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной...» .Оно по праву считается шедевром русской лирики. В чем тайна обаяния тютчевского стиха, его легкости, необычайной выразительности? Своими открытиями и впечатлениями поделитесь в сочинении.

3Словарная работа: аллитерация, метафора, олицетворение, эпитет

4.Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

-О чем стихотворение?

-Каким настроением проникнуто?

5.Словесное рисование. Представьте, что вы –художник. Какие иллюстрации создадите к стихотворению, какие используете цвета?(поле, небо, жнивье, солнце…)

-Какие звуки слышите?(шум ветра в поле, шелест ,тишину)

-Как автор передает тишину и покой? Какой прием использует?(повтор глухих согласных-аллитерация)

-Как рисует поле, небо, свет, воздух?(работа с текстом) Как называются эти средства выразительности?

-Какова их роль в тексте?(Выражают восхищение автора ,умиротворение)

- Что хотел сказать автор в этом стихотворении?(Бесконечна красота природы, которая дарит покой, наслаждение ,счастье)

Соотнесите содержание стихотворения с эпиграфом.

- Попробуйте прочитать вы.

5 Написание сочинения. А теперь все, о чем мы говорили, изложите на бумаге- получится сочинение. План- вопросы на доске:

О чем стихотворение?

Какие образы создает поэт? Какие средства выразительности использует?

Какова основная мысль стихотворения?

Ваше впечатление?

6.Редактирование ученического сочинения.

«В стихотворении Тютчева говорится об осени. Поэт говорит о хрустальных днях и лучезарных вечерах. Он видит «отдыхающее поле»,на котором ничего нет. До зимы еще далеко ,а сейчас еще тепло, небо еще голубое. Я думаю, что это хорошее стихотворение, так как в нем есть эпитеты, метафоры, олицетворения».

-Что бы вы исправили?(Неоправданные повторы, пересказ текста, нет идеи стихотворения, роли тропов и тд.)

-Вам в помощь- синонимические ряды(на доске):говорит ,рисует,создает;восхищается,любуется,восторгается,трепетно,глубоко,проникновенно).

Д/з. Стихотворение наизусть


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кусаева Елена Муратовна

Дата: 02.06.2015

Номер свидетельства: 217119


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства