2. Поэтапное исследование, осмысление и закрепление материала | Познавательные: формулируют тему урока; ставят цель и задачи урока. Коммуникативные: делают вывод по теме, формулируют собственное высказывание; Регулятивные: осознают задачи урока; - выделение и осознание того, что уже освоено или подлежит усвоению; - оценивание качество и уровня усвоения - выполняют (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, осознают возникающие трудности, ищут причины их преодоления. Личностные: - понимают, в чем значение знаний для человека; -приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: - выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; - осмысливают структуру сочинения-рассуждения Коммуникативные: выстраивают собственное монологическое высказывание; развивают навыки связной речи; умения и навыки выразительного чтения. | 1.У вас на партах лежат рабочие тетради. Запишите тему сочинения. 2. Готовясь к уроку, вы учили наизусть стихотворения, рассказывающие о детях войны. Второе задание, которое вы должны выполнить – подобрать эпиграф к сочинению. Слушая стихотворения, выберите и запишите строчки, которые могли бы стать эпиграфом. Отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Десятилетний человек» Все видевший, на все готовый, По грудь проваливаясь в снег, Бежал к своим русоголовый Десятилетний человек. Он знал, что где-то недалече, Быть может, вон за той горой, Его, как друга, в темный вечер Окликнет русский часовой. И он, прижавшийся к шинели, Родные слыша голоса, Расскажет все, на что глядели Его недетские глаза. (Эпиграф: И он, прижавшийся к шинели, родные слыша голоса, Расскажет все, на что глядели его недетские глаза.) Отрывок из стихотворения Анатолия Лисицы «Мы такими же были…» Мы - голодные дети войны, С обожжёнными порохом душами. Был нам жмых и обедом, и ужином, Но зато нам теперь нет цены. (Эпиграф: Мы - голодные дети войны, С обожжёнными порохом душам.) Отрывок из стихотворения Ирины Ютяевой «Дети блокадного Ленинграда» Они, ленинградские дети, Писали в своих дневниках О самой последней конфете, О ломящей боли в ногах. Война их терпеть научила И сделала старше в сто раз. В героев она превратила Обычных детей, вроде нас. (Эпиграф: Война их терпеть научила и сделала старше в сто раз. В героев она превратила обычных детей, вроде нас) Поэтапная подготовка к написанию сочинения. Запишите, какие ассоциации вызывают у вас слова «дети», «война»? Опираясь на эти слова, напишите вступление. Можете взять во вступление ключевые слова из стихотворений о детях войны (зачитайте получившиеся вступления – 3-4) (на доске записывается ассоциативный ряд) Детство – это беззаботная пора. Игры. Радость. Смех. Война - горе. Слезы. Кровь. Потеря близких. Смерть. Пример 1. Дети и война… Эти слова никогда не должны стоять рядом друг с другом Война может всё разрушить в один миг. Она несёт смерть, слёзы, горе. Война навсегда разлучает с детством. Война и детство - понятия несовместимые. (суворовцы записывают вступление – 1 абзац) Пример 2. Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине…Кто они, эти мальчишки и девчонки? Можете использовать во вступлении, в основной части, в заключении строки из стихотворений о детях войны. Как ввести цитату: О детстве, опалённом войной, мы узнаем из произведений многие писателей и поэтов, из рассказов очевидцев. «Война их терпеть научила и сделала старше в сто раз, в героев она превратила обычных детей вроде нас», - писала Ирина Ютяева, Ирина Ютяева, убеждая нас в том, что с началом войны детство заканчивается, писала: «Война их терпеть научила и сделала старше в сто раз, в героев она превратила обычных детей вроде нас». По словам Ирины Ютяевой, война научила детей терпеть и сделала их старше в сто раз. Ирина Ютяева утверждала, что война научила детей терпеть и сделала их старше в сто раз. Следующая часть сочинения-рассуждения это доказательства или аргументы. Начинаем с тезиса, тема может повторяться в сочинении неоднократно, и в виде вопроса, и в виде цитаты… (суворовцы записывают один из вариантов основной части- 2 абзац) Тезисом может стать первый вариант введения цитаты: О детстве, опалённом войной, мы узнаем из произведений многие писателей и поэтов, из рассказов очевидцев. «Война их терпеть научила и сделала старше в сто раз, в героев она превратила обычных детей вроде нас», - писала Ирина Ютяева. Можно так: Всем известно стихотворение Юлии Друниной «Я только раз видала рукопашный...». На войне действительно было страшно всем: и взрослым мужчинам, и женщинам, и детям. Особенно страшно было в первые дни и в первом бою. Но дети наравне со взрослыми защищали свою Родину, свою землю. Преподаватель дает материал для размышления. Что мы знаем о детях-героях? Что во время Великой Отечественной войны их погибло более 13 миллионов. И имена не всех детей-героев известны, сколько безымянных детских могил… Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось бы замолчать на 25 лет. (Читает суворовец) Дети войны- И веет холодом, Дети войны- И пахнет голодом. Дети войны- И боль отчаянна! О, сколько надо им Минут молчания. Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть, Она, как сила, нам нужна… Голодяевс Л.М. А знаете ли вы, в каких городах установлены памятники детям- героям Великой Отечественной войны? (игра-викторина) Разве можно забыть подвиг Нади Богдановой? Ей тоже был установлен памятник. (текст представлен в презентации и рабочей тетради) Осмыслите всё вышесказанное и используйте этот материал в качестве тезиса основной части основной части сочинения. В рабочей тетради письменно оформите 1 микротему основной части. На ЕГЭ в сочинении-рассуждении нужно будет привести примеры из художественной литературы. Предлагаю вам познакомиться с книгой Эдуарда Веркина « Облачный полк», вышедшей в 2012 году. (выступление суворовца) Сегодня писать о детях Великой Отечественной войны сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи… Оказывается, нет! Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". Именно у них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было. Прототипом главного героя является Леня Голиков. "Облачный полк" – роман исторический. Всегда и везде для человека будут важны друзья и враги, отношения между людьми, отношения с миром, первая любовь, познание себя. И честь. И честность. "Облачный полк" – это тот путь, который читатель должен пройти сам. Обязан пройти. Его необходимо прочесть каждому, кто читает по-русски. Используйте весь этот материал в основной части сочинения. Но помните, что основная часть должна содержать ТЕЗИС (дети войны были героями), АРГУМЕНТЫ, ВЫВОД. Так строятся микротемы основной части. Микротема заканчивается выводом. Сейчас вы осмысливаете и записываете одну микротему основной части (суворовцы прописывают микротему) Работа над заключением сочинения. Хорошо, если композиция будет кольцевой. Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала. Вы вернётесь мысленно к началу сочинения. Например, если вы цитировали Ирину Ютяеву, то в заключении вы пишите: «война в героев превратила» более 15 миллионов детей. Сколько загубленных, несостоявшихся жизней. Суворовцы заканчивают работу над черновым вариантом сочинения. | - выполняют задание; - читают отрывки из стихотворений; - учатся находить ключевые слова; - выделяют строки – эпиграфы к теме, учатся оформлять эпиграф; - на доске записывается ассоциативный ряд (по 1 суворовцу от каждой группы) - суворовцы оформляют вступление, - учатся вводить цитаты в текст, - зачитывают по 1 варианту от каждой группы, -суворовцы проговаривают устные варианты введения цитаты, - суворовцы собирают материал для написания основной части -готовятся к написанию 1 абзаца основной части (тезис, аргумент, вывод), - слушают выступления суворовца - суворовец представ-ляет презентацию игры-викторины - рассказ суворовца о подвиге Нади Богдановой, - суворовцы письменно оформляют 1 микротему основной части, - зачитывают по одному варианту 1 микротемы от каждой группы; - слушают выступление суворовца, собирают материал для 2 микротемы, которую оформят на самоподготовке; - работают над кольцевой композицией сочинения |