Образы-характеры романа Л. Толстого «Анна Каренина», пластичность изображения и психологическая глубина. Противоречивость образа Анни.
Образы-характеры романа Л. Толстого «Анна Каренина», пластичность изображения и психологическая глубина. Противоречивость образа Анни.
Класс. 10 Литература
Тема. Образы-характеры романа Л. Толстого «Анна Каренина», пластичность изображения и психологическая глубина. Противоречивость образа Анни.
Цель и задачи:
проанализировать образы-характеры романа Л.Толстого «Анна Каренина», детально остановившись на образе главной героини;
развивать критическое мышление путем формирования умения работы с текстом, делая остановки и комментарии с логическим обобщением прочитанного материала;
формировать умение делать короткие содержательные записи в тетради;
развивать умение критического анализа действий персонажей, психологического наблюдения за поступками, оценки поведения героев;
Просмотр содержимого документа
«Образы-характеры романа Л. Толстого «Анна Каренина», пластичность изображения и психологическая глубина. Противоречивость образа Анни.»
Третьяченко Е.Е., учитель литературы МОУ «Многопрофильный лицей № 1 города Донецка»
Класс. 10 Литература
Тема. Образы-характеры романа Л. Толстого «Анна Каренина», пластичность изображения и психологическая глубина. Противоречивость образа Анни.
Цель и задачи:
проанализировать образы-характеры романа Л.Толстого «Анна Каренина», детально остановившись на образе главной героини;
развивать критическое мышление путем формирования умения работы с текстом, делая остановки и комментарии с логическим обобщением прочитанного материала;
формировать умение делать короткие содержательные записи в тетради;
развивать умение критического анализа действий персонажей, психологического наблюдения за поступками, оценки поведения героев;
способствовать морально-этическому и гендерному воспитанию школьников, формированию черт гуманной личности.
Тип урока (по дидактической цели): урок усвоения умений и навыков.
Тип урока (по месту в системе уроков по теме): критико-аналитичный.
Тип урока (по способу его проведения): диалогично-эвристический (по виду работ).
Оборудование: тексты, иллюстрации к произведению, раздаточный материал, мультимедийный проектор, экран.
Х О Д У Р О К А
1. Вызов – 10 минут.Виклик – 10 хвилин.
Учащиеся объединяются в 3 группы в начале урока по цвету карточек, выбранных произвольно. Учитель акцентирует внимание на том, что на протяжении урока группы будут оценивать деятельность соседней группы (1 – 2 группу, 2 – 3 группу, 3 – 1 группу)..
1.1. Актуализация опорних знаний (0,5 мин.)
Учитель. Все классические произведения со временем приобретают значение исторических. Они обращены не только к нашому серджу, но и к памяти. Проблема семьи – одна из главных среди духовных исканий Л.Толстого, а именно в романе «Анна Каренина». «Мысль семейная» волновала списателя еще в романе «Война и мир», но там она была частью «мысли народной». Напротив, в «Анне Карениной» именно тема семьи является тем стержнем, который связывает всю сюжетную конструкцию от центра к периферии. Поэтому вполне логичным является то, что роман начинается фразой о «счастливых семьях», которые похожи «одна на другую». Но Толстого интересует теперь другое: каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Не в семейном единении людей пафос нового романа, а в разладе между ними и распаде семьи.
«Все смешалось…»
(Учащиеся получают карточки взаимооценивания и другой раздаточный материал)
1.2. «Картинная галерея» (2, 5 мин.)
Учитель: для дальнейшей еффективной работы на уроке следует проработать знание текста, центральних его событий. Поэтому я приглашаю всех в виртуальную «Картинную галерею», где на протяжении 1 минуты группы должны восстановить нарушенный хронологический порядок событий произведения, изображенных на иллюстрациях художника О.Верейского (см. слайд 1), записывая ответы в бланках таким образом, чтобы под. № 1 оказалась иллюстрация с изображением событий в начале произведения и так до последней иллюстрации.
Взаимооценивание в группах (правильный порядок иллюстраций появляется на экране). (см. слайд № 1)
Промежуточное подведение итогов в общей таблице оценивания.
1.3. «Найди пару» (1 мин.)
Учитель: из-за того что роман – это большое по объему, сложное по строению эпическое произведение, в котором широко представлены жизненные ситуации и глибоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей, я прошу вас сейчас сконцентрировать свое внимание на трех основных парах героев, которые обозначены на карточках, объединить их в супружеские пары в течение 30 секунд и назвать.
(Каренины: Анна и Алексей, Облонские: Долли и Стива, Левины: Кити и Константин).
-В чем, по вашему, заключается суть семейного счастья? (высказывания учащихся)
1.4. «Ассоциативный куст» (5 мин.)
Учитель: благодарю за активность, на мой вигляд, все ваши мнения имеют право на существование. Давайте подберем стойки ассоциации к слову-индуктору «счастье», записанного на доске, с помощью метода «снежный ком» (группы по очереди предлагают слова-ассоциации к слову; учитель записывает их на доске).
- Виберите, пожалуйста, из данного набора слов «ключевые слова», которые наиболее подходят к понятию «семья». (учитель подчеркивает их на доске)
- Какую из этих семей вы можете назвать счастливой? (никакую)
Промежуточное подведение итогов в общей таблице оценивания.
1.5. Мотивация учебной деятельности (1 мин.)
Учитель: Недолшовечность человеческих отношений, исчезновение «семейного», «домашнего» из повседневной жизни человека – характерная черта епохи 70-х годов ХІХ века, времени активного развития буржуазних отношений. Из дома Облонских, в котором «все смешалось», взгляды и мысли Л.Толстого ображаються к России, в которой «все перекрутилось и только еще устанавливается». «Разводы», «сиротство», разрыв духовных отношений - центральная тема «Анны Карениной». Кто виноват в этом? На сегодняшнем уроке мы попробуем разобраться с характеристикой главных персонажей романа, а именно с противоречивым образом главной героини. (учащиеся записывают тему урока, которая появляется на экране, в тетради) (см. слайд № 2)
2. Реализация (осмысление) – работа с текстом произведения – 25 минут.
2.1. «Узнай героя» (8 мин.)
Учитель: на сегодняшнем уроке мы обратим внимание на трех главных героев произведения, попробуем дать им краткую характеристику, установить связи между ними.
Группы прорабатывают отрывки с цитатами из текста (см. приложение 1), определяют героев, о ком идет речь, кратко характеризуют их, дополняя выступления соседних групп. (Каренин, Вронский)
- Что объединяет этих героев? ( отношения с Анной, дети, одиночество)
- Почему, по вашому мнению, автор дает им одинаковые имена? (для усиления контраста между ними, конфликта)
- Могли ли они реально помочь Анне в сложившейся ситуации? (нет, потому что она пыталась жить по зову души и сердца)
Учитель: (зачитывает цитату на экране):
«Я не виновата в том, что Бог сделал меня такою, что мне нужно любить и жить».(Л.Толстой «Анна Каренина») (см. слайд № 2)
- Можно ли считать, что в этом высказывании сформулирована главная жизненная позиция героини?
Учитель: о трагической раздвоенности личности и напряженной внутренней борьбе в душе героини свидетельствует противоречивость ее мыслей и поступков. Она живет словно на границе между светом и тенью, борясь за право быть счастливой. Давайте попробуем разобраться в этом.
Промежуточное подведение итогов в общей таблице оценивания.
Учитель: работая на протяжении 4-5 минут над образом главной героини, обратите внимание на подобранные цитаты в ваших технологических картах(по 3 разных аспекта для каждой группы). (см. приложение 2)
По окончании работы представители групп отвечают на вопросы учителя по технологичным картам, составляют парне (антонимичные) характеристики образу героини, записывают их в тетроди, составляя кластер (парные характеристики появляются последовательно на экране). (см. приложение 3, слайд № 4)
- Может ли человек, потерявший себя, бать счастливым?
3. Рефлексия – 10 минут.
3.1. «Тройная диаграмма»(5 мин.):
Учитель: назовите три аспекта развития жизни героини, опираясь на свои технологические карты (предложения появляються на экране в виде 3-х окружностей, в середине которых - главные ценности жизни героини,где центральным является слово «счастье»: счастье семейное, счастье в любви, счастье материнства).
Скажите, была ли героиня счастливой в семейной жизни? Ощутила ли полноту счастья от страстной любви? Было ли полноценным ее счастье материнства? (нет)
Что же объединяет все аспекты жизни Анны? (в месте пересечения окружностей появляется слово, которое объединяет все эти направления – несчастье).(см. слайд № 4)
А в чем для вас состоит суть счастья?
Промежуточное подведение итогов в общей таблице оценивания.
3.2. «Открытый микрофон»: Счастье – это ….. (учащиеся «по цепочке» высказывают свои мысли).
Вывод (учитель): Противоречивость образа Анны Карениной состоит уже в том, что жизнь ее развивалась по трем направлениям: в семье, вне семьи, по отношению к детям. Анна чувствует, что «счастье возможно только при строгом исполнении закона», а она пыталась построить его на несчастьи близких для нее людей. К огромному сожалению, Анна Каренина, эта умная, красивая, необычная женщина, совсем запуталась. Она не нашла лучшего выхода, чем добровольно уйти из жизни, что по христианским понятиям является страшным грехом. Оставляя этот мир, героиня бросает ему обвинение во лживости и зле: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..», но не стала ли и она (возможно, сама того не желая) носителем и частью этого же обмана и зла?
На сегодняшнем уроке мы повторили основные события произведения, дали характеристику главным героям романа, подробно рассмотрели образ Анни Карениной. Во время работы вы активно подбирали слова-ассоциации к слову-индуктору, взвешенно характеризовали героев, оценивали их поступки, отстаивали собственную точку зрения. Все это способствует развитию критического, логического и ассоциативного мышления, ваших творческих способностей.
3.3. Оценивание (2, 5 мин.): учитель подводит итоги оценивания групп на протяжении урока, выставляет оценки группам (по количеству набранних баллов: чем больше количество баллов, тем выше оценка за урок).
3.4. Домашнее задание (2, 5 мин.)
Репродуктивное задание: проработать материал учебника, составить цитатный план к образу Левина.
Конструктивное задание: привести примеры призведений мировой литературы, в которых поднимается проблема возможности счастья человека, погубившего себя.
3. Творческое задание: написать мини-сочинение по теме «Послание Анне Карениной» (по одноименному роману Л.Толстого).
Приложение 1
Цитаты к образу Вронского
«… ничего и никогда не видал. Он чувствовал себя царем не потому, чтоб верил, что произвел впечатление на Анну, он еще не верил этому, - но потому, что впечатление, которое она произвела на него, давало ему счастье и гордость. Что из этого выйдет, он не знал и даже не думал. Он чувствовал, что все его доселе распущенные, разбросанные силы были собраны в одно и с страшной энергией были направлены к одной блаженной цели. И он был счастлив этим. Он знал только, что сказал ей правду, что он ехал туда, где была она, что все счастье жизни, единственный смысл жизни он находил теперь в том, чтобы видеть и слышать ее».
«И на лице… , всегда столь твердом и независимом, она увидела то поразившее ее выражение потерянности и покорности, похожее на выражение умной собаки, когда она виновата».
Человек с «очень добрым сердцем», который почти никогда не сердится. У него мужественное, благородное лицо; обычный тон его слов спокойный и твердый; у него решительный, цельный характер; он никогда не торопится и не теряет самообладания. «Если он начинал что-нибудь делать, то уж доводил делаемое до совершенства».
«Он был до такой степени переполнен чувствами к Анне, что и не подумал о том, который час и есть ли ему еще время ехать к Брянскому. У него оставалась, как это часто бывает, только внешняя способность памяти, указывающая, что вслед за чем решено сделать».
«… ценил это, сделавшееся единственною целью ее жизни, желание не только нравиться, но и служить ему, но вместе с тем и тяготился теми любовными сетями, которыми она старалась опутать его». «…Я все могу отдать ей, но не свою мужскую независимость», - думал он.
«… не понимал чувства Алексея Александровича. Но он чувствовал, что это было что-то высшее и даже недоступное в его мировоззрении».
Цитаты к образу Каренина
«… глядя на его холодную и представительную фигуру и особенно на поразившие ее теперь хрящи ушей, подпиравшие поля круглой шляпы. Увидав ее, он пошел к ней навстречу, сложив губы в привычную ему насмешливую улыбку и прямо глядя на нее большими усталыми глазами».
« - Да, он очень замечательный человек; немножко консерватор, но славный человек, - заметил Степан Аркадьич, - славный человек.»
«Он совершенно доволен…Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?.. Он ничего не понимает, не чувствует… Это е мужчина, не человек, это кукла! Никто не знает, но я знаю… Это не человек, это министерская машина. Он не понимает, что я твоя жена, что он чужой, что он лишний…»
«Все-таки он хороший человек, правдивый, добрый и замечательный в своей сфере, - говорила себе Анна, вернувшись к себе, как будто защищая его пред кем-то, кто обвинял его и говорил, что его нельзя любить. – Но что это уши у него так странно выдаются! Или он обстригся?»
«она знала его привычку, сделавшуюся необходимостью, вечером читать. Она знала, что, несмотря на поглощавшие почти все его время служебные обязанности, он считал своим долгом следить за всем замечательным, появлявшимся в умственной сфере. Она знала тоже, что действительно его интересовали книги политические, философские, богословские, что искусство было по его натуре совершенно чуждо ему, но что, несмотря на это, или лучше вследствие этого,… не пропускал ничего из того, что делало шум в этой области, и считал своим долгом все читать…. Он любил говорить о Шекспире, Рафаэле, Бетховене, о значении новых школ поэзии и музыки, которые все были у него распределены с очень ясною последовательностью.»
«… ждал, что страсть эта пройдет, как и все проходит, что все про это забудут и имя его останется неопозоренным».
Приложение 2
Противоречивость образа Анны
1. Какова определяющая черта внешности Анны?
2. История замужества Анны, ее отношение к мужу.
3. Причины супружеской измены.
4. Отношения Анны с Вронским.
5. Как относится Анна к своим детям?
6. Старается ли она бороться со своим чувством?
7. Как проявляет себя Анна в эпизоде «красносельских скачек»?
8. Почему Анна не смогла быть счастливой с Вронским?
9. Причины трагедии.
1 группа
Противоречивость образа Анны
Аспект раскрытия
Цитаты
Примечания
1. Определяющая черта внешности Анны
«Огонёк замигал в её глазах»;
«В глазах её вспыхивал радостный блеск»;
«Но пришло время, и Анна поняла, что она живая, что ей нужно любить и жить».
2. Внутренний
конфликт
«Новое чувство захватывает её всё больше, но она пытается сопротивляться ему, избегает встреч с Вронским»;
«Ей неприятно было следить за отражением жизни других людей. Ей слишком самой хотелось жить»
3. Анна как мать
«Всё в этой девочке было мило, но всё это почему-то не забирало за сердце»;
«Всё было ещё ожидание, а Серёжа был уже почти человек, и любимый человек; в нём уже боролись мысли, чувства, он понимал, любил и судил её»;
«но она была разъединена с ним, и поправить этого нельзя».
2 группа
Противоречивость образа Анны
Аспект раскрытия
Цитаты
Примечания
4. Анна и Каренин
«Анна вышла замуж за человека, который на двадцать лет был старше неё, без любви»;
«отдал невесте и жене всё то чувство, на которое был способен»
«чувство, похожее на состояние притворства, которое она испытывала в отношениях к мужу; но прежде она не замечала этого чувства, теперь она ясно и больно осознала его»
5. Супружеская измена
«Для Анны становится понятно, что муж восемь лет душил её жизнь, душил всё, что было в ней живого»;
«Каренин рациональный, расчетливый, холодный. Каждая минута жизни его была занята и распределена»;
«Анна – тонкий, проницательный, начитанный человек, мечтающая о счастье».
6. Причины трагедии
«мы все ненавидим друг друга»;
«Всё вызывало в ней отвращение и злобу и давило её какой-то тяжестью»;
«Моя любовь всё делается страстнее и себялюбивее, а его всё гаснет и гаснет»
«и помочь этому нельзя»
3 группа
Противоречивость образа Анны
Аспект раскрытия
Цитаты
Примечания
7. Анна и Вронский
«она не только сомневалась в себе. Она чувствовала волнение при мысли о Вронском»;
«чувствовала себя преступной и виноватой»;
«физически чувствовала своё унижение»;
«холодное отчаяние»;
«она чувствует стыд, радость и ужас перед этим вступлением в новую жизнь»
8. Неприкрытое
чувство
«В день красносельских скачек… Анна ничего и никого не видела, кроме одного»;
«Кода Вронский упал, Анна совершенно потерялась. Она стала биться, как пойманная птица»;
«Я люблю его, я его любовница…я ненавижу вас. Делайте со мной, что хотите»
9. Призрачное счастье
«Анна чувствовала себя в Италии непростительно счастливой, но это была не жизнь, а лишь временная передышка. Вронский не был вполне счастлив, он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска»;
«Анна страдала от разлуки с сыном и мечтала повидать его»