kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Образы и настроения лирического героя в стихотворении Ф.И.Тютчева "Листья" ФГОС (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок знакомит с образами стихотворения поэта и связанными с ними настроениями лирического героя в различных видах самостоятельной деятельности обучающихся, в результате которой приходят к пониманию философского смысла произведения.

Просмотр содержимого документа
«"Образы и настроения лирического героя в стихотворении Ф.И.Тютчева "Листья" ФГОС (6 класс)»

Образы и настроения стихотворения Ф.И. Тютчева «Листья»

Цель: познакомиться с образами стихотворения, понять их философский смысл; почувствовать связанные с ними настроения лирического героя.

Задачи:

-совершенствовать умения выразительно читать и анализировать поэтический текст;

- создать условия для развития воображения, памяти, логического мышления, творческих способностей;

- определять тропы: сравнения, олицетворение, эпитеты;

- развивать речь: пополнять словарный запас, участвовать в диалоге, строить монолог, делать выводы;

- воспитывать чувства приятия и радости жизни, осознавая её трагичность.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

- Работа по карточкам «Стихотворение «Коршун».

Выразительное чтение наизусть «Неохотно и несмело…»

Ответ на вопрос: В чём особенность изображения природы Ф.Тютчевым?

  1. Формулирование темы и целей урока.

- Какие образы представлялись, когда читали стихи поэта? Какое настроение они вызывали? Так и определим тему урока к стихотворению «Листья». (Записать).

- Какие цели поставим перед собой?

(Какие образы нарисовал в стихотворении и их смысл?

Какие настроения передаёт?)

  1. Изучение стихотворения «Листья»

1) Подготовка к восприятию.

- Какой лес вам больше нравится: хвойный или лиственный? Почему?

- Какие чувства мы испытываем, когда листья распускаются? Опадают? Почему?

2) Прослушивание фонохрестоматии. Впечатление от стихотворения.

- Какое настроение осталось после прочтения? Почему?

(Светлое: листья хотят улететь с ветром и жить полной и радостной жизнью; грустное – это невозможно).

3) Анализ стихотворения.

* Беседа по тексту.

- Как построено стихотворение? (Монолог листьев).

- Разделите стихотворение на части, ответив на вопрос: к чему обращаются листья?

(1. 1 строфа - к соснам и елям.

2. 2-3 строфы – к себе

3. 4 строфа – к ветру)

- Назовите главные образы стихотворения. (Сосны и ели, листья, ветер).

* Работа в парах по рядам. Заполните таблицу.

Образы

Художественные средства создания

Настроение

Смысл образа

1.

Сосны и ели




2.

Листья




3.

Ветер






  • Проверка результатов деятельности: корректировка, дополнение.

Выразительное чтение части стихотворения, монологический ответ. (Обратить внимание на смысл использованных тропов).

Образы

Художественные средства создания

Настроение

Смысл образа

(«взгляд» листьев)

1.

Сосны и ели

Торчат, закутавшись, спят (олиц.)

Тощая зелень, ввек не свежа (эпит.)

Как иглы ежа (сравн.)

пренебрежительное

Сосны живут вечно, но однообразно и скучно – даром висят.

2.

Листья

Лёгкое племя, в красе (эпит.)

Цветём, блестим, гостим, играли, купались (олиц.)

Не лучше ль на ними и нам улететь! (ритор. восклиц.)

Радостное, счастливое







Грустное, непокорное


Листья наслаждаются полнотой жизни, счастливы.



Хотят жить дальше, борются за жизнь.

3.

Ветер

Буйные (эпит.)

Летите (олиц.)

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите … (аллитерация)

Бодрое, оптимистичное

Ветры – ото движение, перемены, полёт к будущему. Так и надо жить.



* Обобщение результатов исследования текста.

- Расскажите об образах стихотворения. (Ответ «по вертикали» таблицы).

- Какой приём использован в построении стихотворения? Докажите.

(Антитеза. Зима – лето. Сосны и ели (статичные образы) – листья и ветер (динамичные). Бодрое настроение – грустное).

- Как меняется настроение стихотворения? (Ответ «по вертикали» таблицы).

- «Мы ждать не хотим…». Чего не хотят ждать листья?

- Почему в конце стихотворения стоит многоточие? Сначала поставьте в конце точку и обоснуйте такой вариант финала. (Листья надеются, что и впереди у них жизнь… Будущее открыто. В реальности обречены.)

5. Рефлексия. Обобщающие выводы.

- Прочитать выразительно стихотворение «Листья».

- Докажите, что тема стихотворения философская. (О смысле жизни).

- Что поэт хотел сказать своими образами о смысле жизни? Закончите мысль (последняя колонка таблицы).

- Жизнь – это …

( - постоянное движение, стремление вперёд в поисках гармонии;

- красива, но быстротечна;

- не нужно сразу покорятся судьбе, нужно за жизнь бороться)

- Я понял, что смысл жизни … (по стихотворению Ф.Тютчева)



Домашнее задание. 1. Наизусть «Листья»

2. Составить внутренний монолог «Листья о смысле жизни» (Листья – это аллегория человека).

3. Сравнительный анализ героев стихотворения М.Лермонтова «Листок» и Ф.Тютчева «Листья».

( «2-3 повышенной сложности (на выбор))





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Образы и настроения лирического героя в стихотворении Ф.И.Тютчева "Листья" ФГОС (6 класс)

Автор: Санакоева Галина Анатольевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494722

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства