"Образы и настроения лирического героя в стихотворении Ф.И.Тютчева "Листья" ФГОС (6 класс)
"Образы и настроения лирического героя в стихотворении Ф.И.Тютчева "Листья" ФГОС (6 класс)
Урок знакомит с образами стихотворения поэта и связанными с ними настроениями лирического героя в различных видах самостоятельной деятельности обучающихся, в результате которой приходят к пониманию философского смысла произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- развивать речь: пополнять словарный запас, участвовать в диалоге, строить монолог, делать выводы;
- воспитывать чувства приятия и радости жизни, осознавая её трагичность.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
- Работа по карточкам «Стихотворение «Коршун».
Выразительное чтение наизусть «Неохотно и несмело…»
Ответ на вопрос: В чём особенность изображения природы Ф.Тютчевым?
Формулирование темы и целей урока.
- Какие образы представлялись, когда читали стихи поэта? Какое настроение они вызывали? Так и определим тему урока к стихотворению «Листья». (Записать).
- Какие цели поставим перед собой?
(Какие образы нарисовал в стихотворении и их смысл?
Какие настроения передаёт?)
Изучение стихотворения «Листья»
1) Подготовка к восприятию.
- Какой лес вам больше нравится: хвойный или лиственный? Почему?
- Какие чувства мы испытываем, когда листья распускаются? Опадают? Почему?
2) Прослушивание фонохрестоматии. Впечатление от стихотворения.
- Какое настроение осталось после прочтения? Почему?
(Светлое: листья хотят улететь с ветром и жить полной и радостной жизнью; грустное – это невозможно).
3) Анализ стихотворения.
* Беседа по тексту.
- Как построено стихотворение? (Монолог листьев).
- Разделите стихотворение на части, ответив на вопрос: к чему обращаются листья?
(1. 1 строфа - к соснам и елям.
2. 2-3 строфы – к себе
3. 4 строфа – к ветру)
- Назовите главные образы стихотворения. (Сосны и ели, листья, ветер).
* Работа в парах по рядам. Заполните таблицу.
№
Образы
Художественные средства создания
Настроение
Смысл образа
1.
Сосны и ели
2.
Листья
3.
Ветер
Проверка результатов деятельности: корректировка, дополнение.
Выразительное чтение части стихотворения, монологический ответ. (Обратить внимание на смысл использованных тропов).
№
Образы
Художественные средства создания
Настроение
Смысл образа
(«взгляд» листьев)
1.
Сосны и ели
Торчат, закутавшись, спят (олиц.)
Тощая зелень, ввек не свежа (эпит.)
Как иглы ежа (сравн.)
пренебрежительное
Сосны живут вечно, но однообразно и скучно – даром висят.
2.
Листья
Лёгкое племя, в красе (эпит.)
Цветём, блестим, гостим, играли, купались (олиц.)
Не лучше ль на ними и нам улететь! (ритор. восклиц.)
Радостное, счастливое
Грустное, непокорное
Листья наслаждаются полнотой жизни, счастливы.
Хотят жить дальше, борются за жизнь.
3.
Ветер
Буйные (эпит.)
Летите (олиц.)
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите … (аллитерация)
Бодрое, оптимистичное
Ветры – ото движение, перемены, полёт к будущему. Так и надо жить.
* Обобщение результатов исследования текста.
- Расскажите об образах стихотворения. (Ответ «по вертикали» таблицы).
- Какой приём использован в построении стихотворения? Докажите.
(Антитеза. Зима – лето. Сосны и ели (статичные образы) – листья и ветер (динамичные). Бодрое настроение – грустное).
- Как меняется настроение стихотворения? (Ответ «по вертикали» таблицы).
- «Мы ждать не хотим…». Чего не хотят ждать листья?
- Почему в конце стихотворения стоит многоточие? Сначала поставьте в конце точку и обоснуйте такой вариант финала. (Листья надеются, что и впереди у них жизнь… Будущее открыто. В реальности обречены.)
5. Рефлексия. Обобщающие выводы.
- Прочитать выразительно стихотворение «Листья».
- Докажите, что тема стихотворения философская. (О смысле жизни).
- Что поэт хотел сказать своими образами о смысле жизни? Закончите мысль (последняя колонка таблицы).
- Жизнь – это …
( - постоянное движение, стремление вперёд в поисках гармонии;
- красива, но быстротечна;
- не нужно сразу покорятся судьбе, нужно за жизнь бороться)
- Я понял, что смысл жизни … (по стихотворению Ф.Тютчева)
Домашнее задание. 1. Наизусть «Листья»
2. Составить внутренний монолог «Листья о смысле жизни» (Листья – это аллегория человека).
3. Сравнительный анализ героев стихотворения М.Лермонтова «Листок» и Ф.Тютчева «Листья».