kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика (урок литературы в 7 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Цель:    

·         выявить особенности конфликта пьесы, выявить сущность второстепенных персонажей;

·         формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям,   работы с учебником, таблицами;

·         формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «резонер».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика (урок литературы в 7 классе) »

Конспект урока литературы для 7 класса.

Составила: Климова Александра Владимировна

Тема: Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика.

Цель:

  • выявить особенности конфликта пьесы, выявить сущность второстепенных персонажей;

  • формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с учебником, таблицами;

  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «резонер».

УМК: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа)


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Работа над темой урока.

2.1.Основа сюжета комедии.

В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига.

- Какова она в комедии?


2.2. Сообщение о Софье.

У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, однако Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что Софья — богатая наследница; и теперь к ней сватается ещё и Митрофан, поощряемый к женитьбе матерью, Простаковой.

Софья умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра.


2.3. Слово учителя.

София в переводе с греческого означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.

Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образовав (она читает по-французски сочинение Фенелона о воспитании девиц). Её простые чувства человечны: почет и богатство, считает она, должны доставаться трудами, девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать.

Положительные персонажи группируются вокруг Софьи и активно содействуют ее освобождению из-под мелочной и корыстной опеки Простаковой. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей.

Однако история злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы — общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами. Чтобы проследить развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету. В комедии несколько сюжетных линий, в каждой из них обозначена определённая проблема. Одной из ключевых проблем комедии является проблема воспитания.

- Кто играет роль учителей в комедии?


2.4.Сообщения учащихся о Вральмане.


2.5. Слово учителя.

Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых не только были никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.

Фигура учителя-иностранца, не сведущего в науках, станет чуть ли не обязательным элементом русской комедии после Фонвизина. По изданному в середине XVIII в. указу иностранцы, желавшие стать учителями в частных домах или содержать пансионы, обязаны были сдавать экзамены в Московском университете или в Петербургской академии наук. Лица, принимавшие иностранцев для обучения детей без аттестата, подвергались штрафам. Значит, все сделано в обход закона; полиция не следит за исполнением указа, и это тем более плохо, что, по мысли Фонвизина, невежа-иностранец, обучающий помещичьего сына, неумолимо приводит своего питомца к нравственной деградации, тогда как правильное воспитание - залог пробуждения в человеке высоких добродетелей и гражданских доблестей.


2.6. Сообщение о Цифиркине.

2.7. Слово учителя.

Фамилия не только указывает на занятие Цифиркина, но и напоминает о «цифирных школах», открытых по приказу Петра I в 1714 г. На примере Цифиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших двадцать лет службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование. Цифиркин вполне оправдывает рассуждение Стародума о том, что просвещение души выше просвещения ума, выше образованности.


2.8.Сообщение о Кутейкине.

2.9. Слово учителя.

Фамилия указывает на род занятий («кутья» — поминальная трапеза, рис с изюмом; место, на которое в церкви ставится кутья, — «кутейник»). Речь Кутейкина пестрит вызубренными цитатами из церковных текстов.

«Библейское» выражение, которое он заставляет Митрофана повторить: «Аз есмь скот», — непосредственно восходит к «Естественной истории» Бюффона, французского натуралиста, биолога, математика, естествоиспытателя и писателя XVIII в., и имеет прямое отношение ко всей комедии. Согласно Бюффону, человек — высокоорганизованное животное, наделенное разумом и душой. Если рассудок управляет человеком не больше, чем скотом, то человек «оскотинивается», что и происходит с Митрофаном, Простаковой и Скотининым.

- Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами?

Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетается комическое и трагическое, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.

- Как Простакова относится к воспитанию своего сына?


2.10.Выразительное чтение по ролям явления 7, действия 3.

Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремится оградить сынка от напрасных усилий.


2.11. Слово учителя.

В комедии сталкиваются два типа воспитания: «старинное» и новое, послепетровское. Идеал Простаковой — духовный застой. Фонвизин идёт дальше — он связывает проблему воспитания с социальными проблемами комедии. В этом смысле очень значимы заключительные слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Тем самым плоды дурного воспитания связываются с влиянием крепостного права, которое одинаково пагубно как для народа, так и для дворянства.


2.12. Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян...» (1762).

Причина «злонравия» Простаковой — превратное понимание екатерининского закона «О вольности дворян...» (18 февраля 1762 г.). Некогда Петр I узаконил обязательную 25-летнюю службу дворян, и это стало нравственно-юридическим оправданием для помещиков, имеющих крепостных. Дворянин служил государству и отечеству, крестьянин дворянину; жестокие помещики должны были подвергаться опекунству. Екатерининский указ формально освободил дворянина от обязанности служить государству; и хотя государева служба по-прежнему считалась почетным долгом дворянства, делом чести, тем не менее моральное право дворянина на владение крестьянами (при сохранении юридического и фактического прав) становилось сомнительным. Большинство дворянства поняло его как полную, безотчетную власть над крепостными.

Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.


2.13. Слово учителя.

Стародум — герой-резонёр.

Резонёр — персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные — с точки зрения автора — суждения. Моральные сентенции резонёра, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы.

В качестве прототипов образа Стародума называли воспитателя Павла I графа Н.И.Панина, масона-просветителя Н.И. Новикова. Фамилия Стародум означает, что носитель следует не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II.

- Когда появляется Стародум в комедии?

В комедии Стародум появляется в 1 явлении 3 действия, когда конфликт обозначен и окружение Простаковой выявило себя.

- В чем заключается роль героя?

Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.


3.Исследовательская работа с текстом.

3.1. Заполнение правой части таблицы.

План

Примеры

Родословная Стародума

«Отец мой у двора Петра Великого»





Воспитание Стародума

«Отец непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь че­ловек во всякое время»

На военной службе. Отставка

«Многие случаи имел я отличить себя. Та­кое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку. Любочестивый че­ловек ревнует к делам, а не к чинам»

Отношение к службе при дворе, к власти

«Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Великий государь есть государь премудрый. Достойный государь стремится возвысить души своих поддан­ных»






Рассуждения о современной жизни

О подлинной знатности


«Одно почтение должно быть лестно че­ловеку — душевное; а душевного почте­ния достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»

О воспитании молодого дворянина

«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Оно должно быт залогом благосостояния государства»

О добродетели и благонра­вии как нравственных осно­вах личности

«Прямое достоинство в человеке есть душа... Главная цель всех знаний человеческих — благонравие» «Без благонравия никто не может выйти в люди»

О крепостном праве

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно»


3.2. Итоги работы. Сообщение учащегося по материалам таблицы.

- Нужны ли такие люди, как Стародум, государству?

Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.


3.3. Сообщение учащегося о Милоне.

3.4. Слово учителя.

Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. В разговоре со Стародумом раскрываются представления Милона о «чести», «благородстве», «душе», «сердце», «храбрости» и «неустрашимости». Истинная неустрашимость коренится «в душе» и «обручена» не столько с личной славой, сколько со славой отечества. Рассуждения Милона согласны со взглядами Стародума –и с идеями самого автора. Рассуждения Милона близки к идеям А.В. Суворова, который видел в неустрашимости высшее воплощение духа военачальника и высшую форму государственной доблести.

Фамилия Правдин, как полагают, заимствована из журнала «Трутень» Л Н. Новикова. Одно из писем о бедственном положении крестьян подписано: «Слуга ваш Правдин».

Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий веление «объехать здешний округ»; одновременно, как человек и гражданин, он «из собственного подвига сердца» наблюдает за деревенской жизнью «злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полинную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Правдин не может исполнить свою миссию до тех пор, пока Простакова не окажет первых признаков «бешенства», «от которого могли бы пострадать подвластные ей люди», ибо только после этого она подпадает под действие закона об обязанностях наместника 1775 г. Предназначение Правдина — не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.

III. Подведение итогов урока.

- Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?

Это идеи самого автора. Просвещение ума не равносильно просвещению души, и как в гражданской, так и в военной области человек должен стремиться к «добродетели», заложенной в нем от природы, но подлежащей просвещению и воспитанию. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.

IV. Домашнее задание.

1.Повторить признаки классицизма.

1 вариант. Заполнить вторую часть таблицы «Речь отрицательных и положительных персонажей» примерами из текста.

2 вариант. Заполнить третью часть таблицы «Манера речи Цифиркина, Кутейкина, Вральмана, Еремеевны».

2.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о Митрофане;

- подготовить выразительное чтение фрагмента поэмы Н.А.Некрасова «Современники» («пёстрый галстук с чёрным фраком…»)

Использованная литература:

Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт. – сост. Г.С.Меркин): методическое пособие /Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Климова Александра Владимировна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105048


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства