kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Образы героев в русской и казахской литературе по повести Гоголя «Тарас Бульба» и по роману Алимжанова «Гонец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель урока:

1. Обобщение материала к характеристике Тараса  Бульбы.

2.Развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ

3.Развивать патриотические чувства. 

Тип урока:   частично-поисковый.

Оборудование:    слайдовая презентация

 Эпиграф:  Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые вторую

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: Образы героев в русской и казахской литературе по повести Гоголя «Тарас Бульба» и по роману Алимжанова «Гонец» »

Тема: Образы героев в русской и казахской литературе по повести Гоголя «Тарас Бульба» и по роману Алимжанова «Гонец»

Цель урока:

1. Обобщение материала к характеристике Тараса Бульбы.

2.Развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ

3.Развивать патриотические чувства.

Тип урока: частично-поисковый.

Оборудование: слайдовая презентация

Эпиграф: Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые вторую.

М. Горькьий

Ход урока:

1.Вводное слово учителя.

Наша работа с повестью «Тарас Бульба « подходит к концу, и сегодня мы с вами рассмотрим образ главного героя, именем которого Н . В.Гоголь назвал свое произведение, и параллельно будем наблюдать о герое из романе Алимжанова Гонец

Тарас Бульба из славного рода казаков, которые поднялись на борьбу против поляков. Он из тех, кто сознательно выбрал свою судьбу. Даже его имя Тарас в переводе с греческого означает «неугомонный», «беспокойный»

Служить правдой и верой своему народу, его защитником -вот один из основных принципов всех казаков и Тараса в их героической борьбе.

Тарас – народный герой, защитник Русской земли. Ради освобождения Родины он готов мужественно принять смерть.

Тарас, как и все остальные казаки ,умирает как герой с верой, что нет такой силы,»которая бы пересилила русскую силу».

О событиях 1723 года, о трудной борьбе казахского народа с джунгарским нашествием рассказывается в романе Ануара Алимжанова «Гонец». В центре романа изображение судьбы отважного война, народного героя Кенже барыта. Он воплотил в себе лучшие национальные черты человека из народа, отдавшего всего себя защите Отечества от захватчиков.

2.Беседа. (слайды)

-почему Гоголь не дает подробный портрет героя?

-Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь? (слайд)

3. Найдите по тексту из повести «Тарас Бульба» описание степи (слайд).

А теперь, послушайте как описывает образ незнакомой, прекрасной, таинственной степи Алимжанов глазами Кенже батыра. «Он впервые ощутил так широко первозданную могущественную красоту степи, он видел ее синеву, ее цветенье и силу. Богатая, щедрая земля лежала у его ног. Небольшие холмы, низкие зеленые отроги напоминали застывшие волны великого моря; реки, сверкающие в лучах солнца, уходили из одного края дали в другой. Но не только красота природы заворожила Кенже батыра. Ему как войну было ясно, что только этой точки, только с этой площадки можно увидеть то, что было скрыто от посторонних взглядов ,от джунгар ». Да что же увидел истинный хозяин степи ? Он увидел нечто такое ,что скрыто от вражеского взгляда, он разгадал тайну степи и наслаждался ее красотой ,он чувствовал притяжение родной земли. Степь - родная земля – родина они были связаны воедино.

4. Одним из средств создания характеристики литературного героя является его высказывания.

Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе

Чтение заранее подготовленным учеником речи о товариществе.

Как вы понимаете ,что такое товарищество?

-Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?

5. (Слайд трех биев) . Чтение призыва к единству по произведения Алимжанова.

-В каких эпизодах проявляется талант Тараса-полковника?

У Алимжанова степь – арена битвы степь представляется как открытое пространство, в котором разворачиваются боевые действия.

«Завидев сарбазов, преградивших путь, джунгары остановили коней. Две армий встали лицом друг к другу. В степи воцарилась тишина, даже кони притихли .Куда -то скрылись и умолкли перепуганные птицы .Джигиты направили свои стрелы прямо на скопище врага и, не сдерживая коней, обошли шатер с тыла, налетели на охрану. Все смешалось в степи. Трудно было отличить своих от чужих. Кенже вместе со своими катился к этой долине, окровавленной ,ощетинившейся пиками, разрезаемой саблями, пропахшей кровью, потом и пылью».

-Как вел себя Тарас-полковник во время боя? (слайд)

6. Черты характеризующие Тараса (слайд)

Тарас Бульба не только полковник ,но и отец .Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.

-Чем отличаются эти эпизоды?

а) казнь Андрия; (слайд)

б) присутствие на казни Остапа? (слайд)

Найдите в первой и десятой главе описание Тараса Бульбы. Как изменился герой?

7.Работа с текстом.

Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса? Почему Тарас не оставил люльку?

-Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?

Тарас Бульба любил свою родину, ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капле крови своей.. (слайд)

А в наше время эта повесть актуальна?

8.Задание: Составьте кластер.

Как Гоголь создает образ героя, защитника русской земли и православной веры?

Смел Мужествен Храбр

Беспощаден Тарас Бульба Защитник веры и Отечества

Полководческий талант Черты былинного героя Бьется как лев

Широта души Чувство товарищества Любовь к родине

Ненависть к врагам

9.Словарная работа.

Доблесть-мужество, отвага, храбрость.

Самоотверженность- жертвующий своими интересами ради других .

10.Демонстрация отрывка из фильма «Тарас Бульба»

Почему гибнет сам Тарас?

11.Ученик читает стихотворение К. Симонова «Тарас Бульба»

12.Заключительное слово учителя .Рефлексия.

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы.

Подвиг его –подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества» Умирая , казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы.

Так же в романе Анура Алимжанова в образе Кенже батыра собраны лучшие черты человека из народа отдавшего себя в защите Отечества. Образ гонца Кенже батыра становится постепенно символическим, так как Гонец степи это не просто вестник, а прежде всего «посол» мира и согласия, неустанный искатель дружбы и братства

Образ Тараса Бульбы и Кенжебатыра это образы настоящих патриотов своей страны.

Герои не погибают- они обретают бессмертие, ибо «не погибнет ни одно великодушное дело»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Муратова Светлана Азимовна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 169011


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства