kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Тараса Бульбы. «Нет у нас никого, равного ему в доблести».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русской литературе в 7 классе на тему: "Образ Тараса Бульбы."Нет у нас никого,равного ему в доблести"".Познакомить учащихся с атмосферой повести, с ее героями, дать характеристику образу Тараса. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине.Развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ Тараса Бульбы. «Нет у нас никого, равного ему в доблести».»

Тема урока: образ Тараса Бульбы. «Нет у нас никого, равного ему в доблести».

Цель: образовательная: формирование исследовательских, логических и аналитических способностей учащихся; совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

развивающая: развитие коммуникативных навыков и навыков самооценки.

воспитывающая: воспитание чувство патриотизма.

Оборудование: иллюстрации Е. А. Кибрика, плакаты с эпиграфом, цитатами из повести, ( на мультимедийном проекторе) отрывки из художественного фильма «Тарас Бульба»

Эпиграф:

Да разве найдутся такие огни и такая сила на свете, которая бы пересилила русскую силу!

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

  Сегодняшний урок мы назвали « Нет у нас никого, равного ему в доблести». О ком эти слова? О ком сегодня мы будем говорить? Кому принадлежат эти слова?

  Наша задача сегодня – рассмотреть образ Тараса Бульбы, охарактеризовать его, доказать, что Тарас Бульба – народный герой.

  Анализируя и систематизируя все, о чем будет сегодня сказано на уроке, дома вы напишете домашнее сочинение на тему «Тарас Бульба – народный герой» (запись в тетрадях).

  К сегодняшнему уроку. Прочитав повесть, вы должны были составить небольшое сообщение на тему : «Каким я представляю себе Тараса Бульбу». Давайте послушаем несколько сообщений (учащиеся зачитывают свои сообщения).

 А теперь давайте вместе попытаемся разобраться, кто же он такой – Тарас Бульба, как жил и как умер этот герой.













II. Работа над образом Тараса.

Беседа с классом.

  1. Каким мы видим Тараса Бульбу в начале повести? Каков он с сыновьями? Женой? Почему? Опишите его внешность. О чем она говорит?

  2. В чем видит Тарас смысл своей жизни? (борьба за независимость, поэтому все отдает общему делу, даже сыновей).

  3. Почему Тарас отправляется с сыновьями в Сечь почти сразу же по возвращении их с учебы?

  4. Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью в Сечи? О чем он мечтал? (гл. III. )

  5. О чем думал Тарас, сравнивая сыновей в 1 - м бою? Что радовало его? (гл. V)

  6. Когда и кому Тарас говорит: «Терпи, казак – атаманом будешь»? Чему он учит? (гл. V)

  7. О чем думает Тарас, обнаружив исчезновение Андрея? (гл. VII)

  8. Найдите в тексте VIII главы слова Тараса о «Святом законе товарищества».

  9. Как раскрываются мудрость Тараса, его талант полководца в последнем бою под Дубно?


Чтение речи Тараса о товариществе (просмотр отрывка из кинофильма)

  1. Какие выразительные средства языка использует автор?

  2. Как отнеслись к его речи казаки?

  3. Какие слова трижды повторяет Тарас во время боя? Что отвечают казаки?

  4. Какова реакция Тараса, когда он видит Андрея во главе вражеского отряда? (пересказ эпизода).

  5. Почему Андрей при виде отца не бежал, не прятался, не просил пощады, а лишь «побледнел»…?

Выразительное чтение сцены гибели Андрея.

Работа по иллюстрации:

  1. Каким видим Тараса перед телом убитого сына?

Почему Тарас отказывается похоронить сына?

Найдите в тексте X главы строки, которыеможно было бы подписать под иллюстрацией «Тарас у моря».

  1. Как повлияло все пережитое на Тараса? (он стал осторожнее, зорче, появляется способность предугадывать события)

Перескажите. Как Тарас мстил за Остапа, за поруганную Родину в Польше.

Чем объяснить жестокость, с которой Тарас уничтожал врагов?

Почему польское правительство увидело, что поступки Тараса были «побольше, чем обыкновенное разбойничество»?

Перескажите, как удалось гетману Потоцкому поймать Тараса?

17 .О чем думал Тарас в последние минуты жизни? (чтение учителем: Героическая гибель Тараса…, а затем просмотр отрывка)

18. На кого из былинных богатырей похож Тарас? В чем их сходство? Чем близок Тарас героям Бородина?. . . Великой Отечественной войны?


Ваше отношение к Тарасу? К повести? Чем дорог он нам?

Чему учит повесть, в которой говорится о событиях XVI – XVII вв. нас, живущих в начале XXI века?

3. Заключительное слово учителя.

Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и значении, в массовости-восстании, приводивших в смятение польских магнатов и шляхту, в героической , самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей».

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

В заключении – слова Гоголя:

 «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

III. Задание на дом: написать сочинение на тему «Тарас Бульба – народный герой».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ Тараса Бульбы. «Нет у нас никого, равного ему в доблести».

Автор: Карпова Ирина Викторовна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301461


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства