Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»
Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»
Предмет: литература
Класс: 7 «А»
Учитель: Кушнер А.И.
Тема: Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»
Ход урока:
1. Слово учителя: Сегодня мы обращаемся к творчеству одного из самых известных поэтов – Федору Ивановича Тютчева. И начнем работу с составления краткого конспекта его творчества. Сообщение об этом подготовила Аня Рощина, она вам и расскажет. Ваша задача – отразить отличительные особенности творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»»
Дата:
Предмет: литература
Класс: 7 «А»
Учитель: Кушнер А.И.
Тема: Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»
Ход урока:
Слово учителя: Сегодня мы обращаемся к творчеству одного из самых известных поэтов – Федору Ивановича Тютчева. И начнем работу с составления краткого конспекта его творчества. Сообщение об этом подготовила Аня Рощина, она вам и расскажет. Ваша задача – отразить отличительные особенности творчества.
Сообщение ученика
Фронтальный опрос с элементами сообщающего слова учителя:
Какая тема является излюбленной для этого поэта? (В сознание читателей поэт вошел, прежде всего, как певец природы. Он обладал способностью «улавливать именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина». Мы можем услышать все звуки природы, которые поэт хотел передать своему читателю).
Какое время года изображено в стихотворениях Ф.И. Тютчева? (все 4 времени года). Больше всего привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира. Лето всегда грозовое. Земля и небо – это всегда место действия и главные персонажи. Гроза – это их сложные и противоречивые отношения.
Какая тема является главное в зрелой лирике поэта? (Тема любви. В стихотворениях отразилась его личная жизнь, полная страданий.) Любовь для поэта – это блаженство, безнадежность, напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье, поединок роковой двух сердец. Особый драматизм в стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой.
Тютчев начал писать в пушкинску эпоху, но создал иной тип поэзии. Для А.С. Пушкина поэзия – это способ познания мира, для Ф.И. Тютчева – возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Поэт воспринимает мир как он есть и ценит кратковременность действительности.
Анализ стихотворения: Мы сказали, что излюбленным временем года является весна, поэтому сейчас обратимся к анализу стихотворения «Весенняя гроза». Предлагаю вам прослушать его в профессиональном исполнении.
Для того чтобы выполнить задание, отразим план анализа стихотворения в тетрадях.
План:
Главная тема стихотворения?
Главная мысль. Средства художественной выразительности, которые помогают понять главную мысль и тему стихотворения. Их роль в тексте.
Размер, рифма, рифмовка.
Ваше ощущение, восприятие стихотворения. Какие ассоциации возникают при его прочтении?
Но помните, что анализ любого произведения, в том числе стихотворения – это связный текст, где одна мысль плавно вытекает из другой. Поэтому все части должны быть логически связаны.
Инверсия – обратный порядок слов. Примеры: в небе голубом, гремят раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный – помогают сделать акцент на эпитетах.
Очень много примеров олицетворения. Почему этот прием ведущий?
Метафора: повисли перлы дождевые, солнце нити золотит, громокипящий кубок с неба, смеясь на землю пролила.
Подведем итог и ответим на вопрос: Какова роль всех этих средств выразительности? (Аллитерация передает звуковое сопровождение весенней грозы. Инверсия делает акцент на эпитетах. Метафора позволяет «увидеть» картины природы.
Речь о природе и эмоциях, которые вызывает гроза у поэта. Природа явления так явно наделены человеческими качествами, что мы понимаем, что стихотворение не только об этом. Оно рассказывает мир чувств лирического героя. Гроза – это любое чувство, которое может испытывать человек.)
Домашнее задание: дома вы должны письменно оформить анализ этого стихотворения. А также ответить на второй вопрос в учебнике – устно.