kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литература

Класс: 7 «А»

Учитель: Кушнер А.И.

Тема: Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»

 

Ход урока:

1.     Слово учителя: Сегодня мы обращаемся к творчеству одного из самых известных поэтов – Федору Ивановича Тютчева. И начнем работу с составления краткого конспекта его творчества. Сообщение об этом подготовила Аня Рощина, она вам и расскажет. Ваша задача – отразить отличительные особенности творчества.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»»

Дата:

Предмет: литература

Класс: 7 «А»

Учитель: Кушнер А.И.

Тема: Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»


Ход урока:

  1. Слово учителя: Сегодня мы обращаемся к творчеству одного из самых известных поэтов – Федору Ивановича Тютчева. И начнем работу с составления краткого конспекта его творчества. Сообщение об этом подготовила Аня Рощина, она вам и расскажет. Ваша задача – отразить отличительные особенности творчества.


  1. Сообщение ученика

  2. Фронтальный опрос с элементами сообщающего слова учителя:

  • Какая тема является излюбленной для этого поэта? (В сознание читателей поэт вошел, прежде всего, как певец природы. Он обладал способностью «улавливать именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина». Мы можем услышать все звуки природы, которые поэт хотел передать своему читателю).

  • Какое время года изображено в стихотворениях Ф.И. Тютчева? (все 4 времени года). Больше всего привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира. Лето всегда грозовое. Земля и небо – это всегда место действия и главные персонажи. Гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

  • Какая тема является главное в зрелой лирике поэта? (Тема любви. В стихотворениях отразилась его личная жизнь, полная страданий.) Любовь для поэта – это блаженство, безнадежность, напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье, поединок роковой двух сердец. Особый драматизм в стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой.


Тютчев начал писать в пушкинску эпоху, но создал иной тип поэзии. Для А.С. Пушкина поэзия – это способ познания мира, для Ф.И. Тютчева – возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Поэт воспринимает мир как он есть и ценит кратковременность действительности.


  1. Анализ стихотворения: Мы сказали, что излюбленным временем года является весна, поэтому сейчас обратимся к анализу стихотворения «Весенняя гроза». Предлагаю вам прослушать его в профессиональном исполнении.

Для того чтобы выполнить задание, отразим план анализа стихотворения в тетрадях.

План:

  1. Главная тема стихотворения?

  2. Главная мысль. Средства художественной выразительности, которые помогают понять главную мысль и тему стихотворения. Их роль в тексте.

  3. Размер, рифма, рифмовка.

  4. Ваше ощущение, восприятие стихотворения. Какие ассоциации возникают при его прочтении?

Но помните, что анализ любого произведения, в том числе стихотворения – это связный текст, где одна мысль плавно вытекает из другой. Поэтому все части должны быть логически связаны.


Итак, тема стихотворения? (описание весенней грозы).

Главная мысль? (ощущение восторга от природной стихии).

Давайте попробуем составить план стихотворения. Это поможет вам лучше понять его смыл.

1 строфа: ощущения и чувства лирического героя, поэт готовит читателя к восприятию весенней грозы.

2-3 строфа: последовательное описание грозы

4 строфа: вовлечение читателя в диалог с лирическим героем.

Теперь перейдем к анализу средств художественной выразительности (пример!):

Аллитерация: «люблю грозу…» звуки [г] и [р] передают звуковое сопровождение весенней грозы.

Эпитеты: весенний гром, в небе голубом, раскаты молодые, поток проворный, вторит весело, ветреная Геба, громокипящий кубок.

Инверсия – обратный порядок слов. Примеры: в небе голубом, гремят раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный – помогают сделать акцент на эпитетах.

Очень много примеров олицетворения. Почему этот прием ведущий?

Метафора: повисли перлы дождевые, солнце нити золотит, громокипящий кубок с неба, смеясь на землю пролила.


Подведем итог и ответим на вопрос: Какова роль всех этих средств выразительности? (Аллитерация передает звуковое сопровождение весенней грозы. Инверсия делает акцент на эпитетах. Метафора позволяет «увидеть» картины природы.

Речь о природе и эмоциях, которые вызывает гроза у поэта. Природа явления так явно наделены человеческими качествами, что мы понимаем, что стихотворение не только об этом. Оно рассказывает мир чувств лирического героя. Гроза – это любое чувство, которое может испытывать человек.)


  1. Домашнее задание: дома вы должны письменно оформить анализ этого стихотворения. А также ответить на второй вопрос в учебнике – устно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Образная яркость лирики Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»

Автор: Кушнер Антонина Игоревна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 284784


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства