kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ степи как символ образа Родины. ( по повести А.П.Чехова «Степь»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинающий писатель Чехов не раз излагал события и наблюдения о судьбах подростков в своих произведениях, среди них повесть «Степь».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ степи как символ образа Родины. ( по повести А.П.Чехова «Степь»).»







Открытый урок






Симоновой Светланы Михайловны



Образ степи как символ образа Родины.

( по повести А.П.Чехова «Степь»).














Таганрог

2022









Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая


Методы проведения урока: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.


Тип урока: комбинированный.


Цели урока:

  • формирование умения выявлять языковые особенности текста: отработка умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, особенности и колорит языка художественного произведения;

  • раскрытие в поэтическом описании поездки образ «суровой и прекрасной Родины»;

  • приобщение к богатствам отечественной художественной литературы;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь, тексты произведения.









Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

Каждый год 29 января мы отмечаем день рождения А.П. Чехова.

«Я хотел бы быть свободным художником и – только, и жалею, что Бог не дал мне силы, чтобы быть им… Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода от силы и лжи, чем последние две не выражались», - так напишет в одном из писем 1882 г. А.П.Чехов… Ему тогда было 24 года. О чем он мечтал? Что ценил?.. Это придет к нему потом, а сначала было детство… (слайды 1, 2, 3, 4, 5)

Начинающий писатель Чехов не раз излагал события и наблюдения о судьбах подростков в своих произведениях, среди них повесть «Степь». (слайды 6-11). Перед нами отрывки из повести. Попытайтесь предугадать содержание текста.

  1. Групповая работа. Учитель записывает ключевые слова на доске и учащиеся в группах работают в течение 3-5 мин., затем читают написанное.

( из уездного города выехала бричка…; мальчик всматривался в знакомые места, а бричка бежала мимо и оставляла все позади…; между тем расстилалась широкая, бесконечная равнина…; какова-то будет эта жизнь?)

Целеполагание: Сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть талант писателя в создании образа «суровой и прекрасной Родины» в поэтическом описании степи.

  1. Мозговой штурм (выход на проблемный вопрос).

Какие ассоциации связаны у вас со словом «степь»?

Примерные предположения уч-ся записываются с левой стороны доски ярким фломастером.

А что у Чехова? Какой показывает Чехов степь в своей повести?

Это именно та проблема, над которой сегодня мы с вами будем работать.

  1. Работа с текстом художественного произведения.

Фронтальная работа с классом.

Перед вами отрывки из текста повести «Степь». Прочитайте выразительно и обратите внимание на прилагательные, которые использует автор в описании пейзажа, подчеркните их.

  1. Работа над 1 отрывком повести. (…Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла все позади. … Егорушка в последний раз оглянулся на город, припал лицом к локтю Дениски и горько заплакал.)

Вывод учащихся совместно с учителем: контраст белого цвета с черным выражает впечатление Егорушки от поездки. Мальчику жаль расставаться с прошлой жизнью, мрачные картины жизни будущей представляет наш герой.

  1. Работа над 2 отрывком. (… Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов….Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и – опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…)

- Какими красками описывает Чехов степь?

- Какие средства художественной выразительности он использует? (подчеркивают уч-ся эпитеты, сравнения, олицетворения и т.д.)

- Как вы понимаете смысл фразы «Как душно и уныло!»

Учитель. А.П.Чехов собирался писать продолжение «Степи» и формулировал основную мысль так: «Простора так много, что маленькому человечку нет сил ориентироваться».

- Как вы думаете, как чувствует себя Егорушка в «чужом, непонятном мире»?

- С чем сравнивает степь писатель? (с образом Родины).

3) Работа над 3 отрывком. (… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром… Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…).

Учитель. Ребята, эта глава имеет важное значение в содержании повести. В ней автор выразил гнетущую атмосферу, тягость, тоску до отчаяния не только в создании образа грозы, но и состоянии нашего героя.

- Какие контрастные краски использует писатель в описании этого природного явления? (черный и белый цвета)

- Каково состояние героя во время грозы?

- Какие метафоры использует автор в описании этого природного явления?

Вывод учащихся и учителя. Звукопись, используемая Чеховым совместно с цветовыми эпитетами делает выразительным описание грозы, заставляя нас услышать и своими глазами увидеть происходящее, почувствовать напряженность момента. Итак, цветовая гамма и пятна играют особую роль в восприятии читателя: они помогают отразить душевное состояние героя Егорушки, раскрыть его внутренний мир.

  1. Работа над 4 отрывком. (… На другой день утром приходили прощаться Иван Иваныч и о. Христофор… Какова-то будет эта жизнь?)

- Как вы ответите на этот вопрос автора?

- Каким предстал перед вами главный герой повести?

6. Подведение итогов работы с тестом.

- Финал этой повести мы прочли. На этом писатель прерывает повествование.

Сам Чехов не прогнозирует дальнейшую судьбу главного героя Егорушки. Это должны сделать мы, читатели. Запишите с правой стороны доски фломастером, как изобразил писатель степь в повести и сравните со своими ответами.

7. Решение проблемного вопроса. Подведение итогов мозгового штурма.

Сравните ряды ассоциаций.

Писатель не говорит прямо о проблемах героя и путях её решения, он оставляет это нам, читателям. Именно в этом заключается великая сила художественной литературы, своеобразие литературы как искусства слова.

8. Рефлексия.

- Какой предстала перед нами степь в изображении Чехова? Напишите небольшое сочинение-эссе. (5-6 предложений). Чтение сочинений.

9. Итог урока. Домашнее задание: Составьте устный рассказ на тему: «Каким я представляю главного героя повести».


Список использованной литературы:


  1. Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации. Литература 6 класс. М.,«Дрофа»,2001 г.

  2. Шадрина С.Б. Литература 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.П.Полухиной. Волгоград:Учитель, 2006 г.

  3. Таганрог – родина Чехова. Буклет. М.,Советская Россия, 1978 г.

(портреты и иллюстрации к презентации)

  1. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 г.

  2. Буклет к 120-летию повести «Степь». Таганрог, Лукоморье,2009 г.

(иллюстрации к презентации).

6.Чеховские места в Таганроге. Путеводитель. Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник.,2004 г.

( иллюстрации к презентации).

7.Повесть «Степь» А.П.Чехова. Таганрог, Лукоморье, 2009 г.

(отрывки на стр.5, 7,51, 103-105)















Приложение к уроку.

Комментарии к слайдам.

  1. Слайды 1-5. (Портрет Чехова со словами; Домик Чехова; Лавка Чехова; Гимназия, где учился Чехов).

«Родился я в доме Болотова (так говорит моя мать), или Гнутова, около Третьякова В.Н., на Полицейской улице, в маленьком флигеле во дворе. Дома этого, вероятно, нет». Ошибся А.П.Чехов. Дом, в котором он родился, бережно храним и часто посещаем его соотечественниками.

«В детстве у меня не было детства», - скажет уже взрослый Чехов. Мещанская уездная бедность семьи; отец, заставляющий петь в церковном хоре и торговать в лавке; домашняя работа…

В 1868 году отец отдал Антона в гимназию.

Учиться в гимназии было сложно, поэтому он дважды оставался из-за неуспеваемости на второй год. Но сидение в лавке дало Чехову раннее знание людей, сделало его взрослее. Так появляются рассказы «Святой ночью», «Студент», «Архиерей», «Святые горы».

  1. Слайды 6-11. ( Иллюстрации к повести А.П.Чехова «Степь»)

Самым сильным впечатлением от встречи Чехова со своей юностью в 1887 году была встреча со степью.

«Степь» - это повесть о родине, о ее необъятных просторах, о красоте ее природы, о людях, о их счастье, а «действие происходит на юге, недалеко от Таганрога», - писал Чехов.

Антон Павлович работал над «Степью» с большой любовью, с творческим увлечением и считал ее одним из лучших своих произведений. «Она мой шедевр, лучше сделать не умею», - говорил он. В 1977 году был снят фильм по одноименной повести.












Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла все позади.

За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы, за ними уютное, зеленое кладбище, обнесенное оградой из булыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками. За оградой под вишнями день и ночь спали Егорушкин отец и бабушка Зинаида Даниловна.

А за кладбищем дымились кирпичные заводы.

Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх.

Небо над заводами и кладбищем было смугло, и большие тени от клубов дыма ползли по полю и через дорогу. В дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью…

За заводами кончался город и начиналось поле.

Егорушка в последний раз оглянулся на город, припал лицом к локтю Дениски и горько заплакал…




















Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.

Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай – все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…

Как душно и уныло!








Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула так широко, что Егорушка сквозь щели рогожи увидел вдруг всю большую дорогу до самой дали, всех подводчиков. Егорушка решил закрыть крепко глаза, не обращать внимания и ждать, когда все кончится.

Дождь почему-то долго не начинался. Егорушка, в надежде, что туча, быть может, уходит мимо, выглянул из рогожи. Было страшно темно.

Но вот, наконец, ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то. Послышался ровный, спокойный шум. Большая холодная капля упала на колено Егорушки, другая поползла по руке.

Вдруг над самой головой его с страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки. Глаза его нечаянно открылись, и он увидел, как на его пальцах, мокрых рукавах и струйках, бежавших с рогожи, на тюке и внизу на земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно едкий свет. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки.




















На другой день утром приходили прощаться Иван Иваныч и отец Христофор. Настасья Петровна обрадовалась и собралась было ставить

самовар, но Иван Иваныч, очень спешивший, махнул рукой и сказал:

- Некогда нам с чаями да с сахарами! Мы сейчас уйдем.

Сквозь слезы, застилавшие глаза, Егорушка не видел, как вышли дядя и отец Христофор. Он бросился к окну, но во дворе их уже не было, и от ворот с выражением исполненного долга бежала назад только что лаявшая рыжая собака. Егорушка, сам не зная зачем, рванулся с места и полетел из комнат. Когда он выбежал за ворота, Иван Иваныч и о. Христофор поворачивали уже за угол.

Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него…

Какова-то будет эта жизнь?

























Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!
























Синквейн на тему: «Степь в изображении А.П.Чехова»


  1. Существительное, выражающее тему

  2. Прилагательные или причастия, характеризующие сущ-ное в 1 строке


  1. Глаголы, изображающие действия и поступки сущ-ного в 1 строке


  1. Фраза, выражающая ваше отношение к сущ-ному в 1 строке


  1. Слово-синоним к сущ-ному в 1 строке




























16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Образ степи как символ образа Родины. ( по повести А.П.Чехова «Степь»).

Автор: Симонова Светлана Михайловна

Дата: 25.12.2022

Номер свидетельства: 621469


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства