kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе + презентация. Познакомить учеников со стихотворениями С.А.Есенина "Я покинул родимый дом", "Низкий дом с голубыми ставнями". Урок интегрированный. Прививать любовь к родному дому, Родине. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина.

Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». 

Задачи:

- познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина; 
- почувствовать в его стихах специфику поэзии Есенина. Дом и Родина - главная тема всего его творчества;

-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

-анализировать изобразительно-выразительные средства в стихотворениях;

формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста

- развивать образное и эстетическое мышление;

-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе.

-учить замечать красоту окружающего нас мира.

Результаты:

Предметный: знать о творческом и жизненном пути С.Есенина, уметь анализировать его стихотворения, сравнивать стихотворения о родине, выразительно читать стихотворения

Метапредметный: уметь составлять план и подбирать действия для решения учебной задачи, работать самостоятельно, в парах, группах

Личностный: воспитывать любовь к Родине, к природе

Тип урока: изучение нового материала (интегрированный: литература + русский язык +музыка +история).

Оборудование: портрет С. Есенина, выставка книг, иллюстрации презентация, компьютер, проектор, тексты стихотворения «Я покинул родимый дом, МР3-запись стихотворений С. Есенина, рисунок клена, листочки клена, карточки с заданиями для групп, разноцветные руки, карандаши, фломастеры





Ход урока

1. Орг. момент.

-Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу

- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

2. Тема, цель

Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.

Да, это чудо из чудес-

Рязанское раздолье.

Кругом, куда не глянешь - лес,

Куда не глянешь - поле.

Не зря, наверное, не зря

Однажды в день осенний

Дала поэта здесь земля

С красивым именем: Есенин.

Мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и попытаемся понять, чем же был дом для поэта. А назовём мы наш урок «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина».

Запишите в тетрадях число и тему урока

3Актуализация опорных знаний

У вас на партах макеты дома, чем же он должен быть наполнен?

Обсудите в группах и запишите ассоциации к слову дом. Запишите в тетрадь одно, два слова.

Мама, забота, семья, радость, уют. Доброта, понимание, уют, уважение, любовь, тепло, родители, очаг,

Вывод: Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.

Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе.

На уроках чтения вы познакомились с некоторыми произведениями Сергея Есенина. «Страна берёзового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихотворениях он выражал собственные чувства и мысли о Родине. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений.

Берёза 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

***

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной,

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.



***

А кругом роса жемчужная

Отливала блёстки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

***

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком

***

Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

Вывод:Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

4. Восприятие нового материала

Презентация, подготовленный ученик

1 слайд.

Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.

2 слайд.

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

3 слайд.

Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.

4 слайд

С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.

5 слайд.

Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.

6 слайд.

Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.

7 слайд.

Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

8 слайд.

1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.

9 слайд. Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.

Подготовленная ученица

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.

Вывод: Каким человеком был Сергей Есенин? Какие качества характера были ему присущи?

Любит родной край, целеустремленный, талантливый, умный, добрый и т.д.

Вывод.

«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

- А что называем мы своей «малой родиной»?

Город, улица, дом.

Давайте обратимся к фольклору и вспомним пословицы и поговорки о Родине и любви к ней.

  • Родина краше солнца, дороже золота.

  • Человек без Родины — соловей без песни.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.

  • В своем доме и стены помогают.

  • Дерево держится корнями, а человек семьей.

Вывод: Родина, дом и семья для человека самое важное в жизни.

Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».

Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут.  К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.

Давайте познакомимся с одним из стихотворений С.А.Есенина, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом».

Выразительное чтение учениками по куплету

Словарная работа

Березняк – берёзовый лес, роща.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря

Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.

- Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.





Историческая справка (подготовленный ученик)

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран-участников Первой мировой войны.



-Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

Грусть, желание вернуться домой, любовь к близким, ценит жизнь

 - Вам понравилось стихотворение?

 Тема стихотворения - это…

Родной дом, Родина

-Где находится лирический герой?

Лирический герой покинул дом, родителей.

-Каким настроением окрашено стихотворение? Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное,

-Какие цвета использует поэт в стихотворении?

Голубой, белый, золотой

-Почему автор использует прилагательное родимый, а не родной? Эмоциональное, нежное, близкое

Какой образ в конце стихотворения? Клен – хранитель родного очага.

-Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы? Осень

Вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

На доске ( на слайде) эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.

Работа с текстами

Эпитет - синий цвет

Метафора – красный цвет

Олицетворение - зеленый цвет

Сравнение – волнистая черта

Запись в тетрадь по одному примеру

1 группа

Подчеркнуть и назвать эпитеты

Голубая Русь, тихая вода, родимый дом

2 группа

Подчеркнуть и назвать метафоры

Березняк теплит, луна распласталась, петь пурге, стережет клен

3 группа

- Подчеркните олицетворения, сравнение

Золотою лягушкой, старый клен стережет

Старый клен головой на меня похож, словно яблонный цвет седина

 Вывод: Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить.

Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Который он рисует с помощью эпитетов и метафор.

- Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»

Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

(Звучит фонограмма стихотворения)

Выразительное чтение стихотворения учениками.

- Каким годом датировано это стихотворение? 1924 г.

Словарная работа

Ставни – деревянные затворы к окнам

Голубые ставни напоминают голубые глаза русичей. А в народной поэзии и в лирике Сергея Есенина голубой цвет – цвет чистоты, неба, мечты.

Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»? 6 лет

-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?(Поэт говорит о любви к Родине, но поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше.)

- Какое слово непонятно?

Словарная работа

Выть – участок земли.

Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например:
 Сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии;
      — «Только видели березь да цветь...» — журавли видели не сытные хлеба, а березь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;
- Какие картины увидел поэт, думая о доме?

Обсуди в парах и подчеркни.

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?

Запись тетрадь 2-3 эпитета

«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник. Кривой и безлистный».

Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.

- Какие особенности композиции стихотворения вы заметили?

Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция.

Вывод

Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? 

Запись в тетрадь

«Голубая Русь» – «голубые ставни» «Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть»

Запись в тетрадь

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «низкий дом с голубыми ставнями…»

Вывод: Яркое, праздничное - обычное, бытовое

Так что же значил дом для поэта?

(тепло, уют, покой, любовь близких)

Образ дома присутствует и в одном стихотворении, и в другом. Дом в лирике Есенина – это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

5.Закрепление материала

Запись в тетрадь

Творческая работа.

Синквейн.

- А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.

 - Давайте попробуем составить синквейны по группам со словами:

Дом, Родина, природа.

Чтение синквейнов.

6.Рефлексия.

 Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы с вами подарим клену листочки с пожеланиями нашей Родине.

Оцените себя и урок

Руководители групп оценивают учащихся по активности на уроке, индивидуальным заданиям, ответам на вопросы, рисункам дома к уроку.

Коррекция оценок учителем, выставление оценок.







11. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина по выбору

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина

Автор: Лебедева Оксана Александровна

Дата: 31.05.2018

Номер свидетельства: 471801


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства