Открытый урок по литературе + презентация. Познакомить учеников со стихотворениями С.А.Есенина "Я покинул родимый дом", "Низкий дом с голубыми ставнями". Урок интегрированный. Прививать любовь к родному дому, Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина.
Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина; - почувствовать в его стихах специфику поэзии Есенина. Дом и Родина - главная тема всего его творчества;
-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
-анализировать изобразительно-выразительные средства в стихотворениях;
формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста
- развивать образное и эстетическое мышление;
-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе.
-учить замечать красоту окружающего нас мира.
Результаты:
Предметный: знать о творческом и жизненном пути С.Есенина, уметь анализировать его стихотворения, сравнивать стихотворения о родине, выразительно читать стихотворения
Метапредметный: уметь составлять план и подбирать действия для решения учебной задачи, работать самостоятельно, в парах, группах
Личностный: воспитывать любовь к Родине, к природе
Тип урока: изучение нового материала (интегрированный: литература + русский язык +музыка +история).
Оборудование: портрет С. Есенина, выставка книг, иллюстрации презентация, компьютер, проектор, тексты стихотворения «Я покинул родимый дом, МР3-запись стихотворений С. Есенина, рисунок клена, листочки клена, карточки с заданиями для групп, разноцветные руки, карандаши, фломастеры
Ход урока
1. Орг. момент.
-Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу
- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
2. Тема, цель
Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.
Да, это чудо из чудес-
Рязанское раздолье.
Кругом, куда не глянешь - лес,
Куда не глянешь - поле.
Не зря, наверное, не зря
Однажды в день осенний
Дала поэта здесь земля
С красивым именем: Есенин.
Мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и попытаемся понять, чем же был дом для поэта. А назовём мы наш урок «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина».
Запишите в тетрадях число и тему урока
3Актуализация опорных знаний
У вас на партах макеты дома, чем же он должен быть наполнен?
Обсудите в группах и запишите ассоциации к слову дом. Запишите в тетрадь одно, два слова.
Вывод: Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.
Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе.
На уроках чтения вы познакомились с некоторыми произведениями Сергея Есенина. «Страна берёзового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихотворениях он выражал собственные чувства и мысли о Родине. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений.
Берёза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
***
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной,
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
***
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
***
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком…
И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком
***
Несказанное, синее нежное… Тих мой край после бурь, после гроз И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз.
Вывод:Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.
4. Восприятие нового материала
Презентация, подготовленный ученик
1 слайд.
Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.
2 слайд.
Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.
3 слайд.
Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.
4 слайд
С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.
5 слайд.
Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.
6 слайд.
Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.
7 слайд.
Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.
8 слайд.
1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.
9 слайд. Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.
Подготовленная ученица
Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими И жжёт глаза горячая строка. Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века.
Вывод: Каким человеком был Сергей Есенин? Какие качества характера были ему присущи?
Любит родной край, целеустремленный, талантливый, умный, добрый и т.д.
Вывод.
«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
- А что называем мы своей «малой родиной»?
Город, улица, дом.
Давайте обратимся к фольклору и вспомним пословицы и поговорки о Родине и любви к ней.
Родина краше солнца, дороже золота.
Человек без Родины — соловей без песни.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В своем доме и стены помогают.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Вывод: Родина, дом и семья для человека самое важное в жизни.
Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».
Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.
Давайте познакомимся с одним из стихотворений С.А.Есенина, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом».
Выразительное чтение учениками по куплету
Словарная работа
Березняк – берёзовый лес, роща.
Пурга – сильная вьюга, снежная буря
Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.
- Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.
Историческая справка (подготовленный ученик)
1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России
войсками стран-участников Первой мировой войны.
-Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Грусть, желание вернуться домой, любовь к близким, ценит жизнь
- Вам понравилось стихотворение?
Тема стихотворения - это…
Родной дом, Родина
-Где находится лирический герой?
Лирический герой покинул дом, родителей.
-Каким настроением окрашено стихотворение? Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное,
-Какие цвета использует поэт в стихотворении?
Голубой, белый, золотой
-Почему автор использует прилагательное родимый, а не родной? Эмоциональное, нежное, близкое
Какой образ в конце стихотворения? Клен – хранитель родного очага.
-Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы? Осень
Вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:
На доске ( на слайде) эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.
Старый клен головой на меня похож, словно яблонный цвет седина
Вывод: Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить.
Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Который он рисует с помощью эпитетов и метафор.
- Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»
Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»
(Звучит фонограмма стихотворения)
Выразительное чтение стихотворения учениками.
- Каким годом датировано это стихотворение? 1924 г.
Словарная работа
Ставни – деревянные затворы к окнам
Голубые ставни напоминают голубые глаза русичей. А в народной поэзии и в лирике Сергея Есенина голубой цвет – цвет чистоты, неба, мечты.
Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»? 6 лет
-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?(Поэт говорит о любви к Родине, но поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше.)
- Какое слово непонятно?
Словарная работа
Выть – участок земли.
Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например: Сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии; — «Только видели березь да цветь...» — журавли видели не сытные хлеба, а березь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения; - Какие картины увидел поэт, думая о доме?
Обсуди в парах и подчеркни.
Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.
-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?
Запись тетрадь 2-3 эпитета
«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник. Кривой и безлистный».
Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.
- Какие особенности композиции стихотворения вы заметили?
Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция.
Вывод
Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
Запись в тетрадь
«Голубая Русь» – «голубые ставни» «Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть»
Запись в тетрадь
Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «низкий дом с голубыми ставнями…»
Вывод: Яркое, праздничное - обычное, бытовое
Так что же значил дом для поэта?
(тепло, уют, покой, любовь близких)
Образ дома присутствует и в одном стихотворении, и в другом. Дом в лирике Есенина – это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.
5.Закрепление материала
Запись в тетрадь
Творческая работа.
Синквейн.
- А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.
- Давайте попробуем составить синквейны по группам со словами:
Дом, Родина, природа.
Чтение синквейнов.
6.Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы с вами подарим клену листочки с пожеланиями нашей Родине.
Оцените себя и урок
Руководители групп оценивают учащихся по активности на уроке, индивидуальным заданиям, ответам на вопросы, рисункам дома к уроку.
Коррекция оценок учителем, выставление оценок.
11. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина по выбору