kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры. Катерина в оценке Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры. Катерина в оценке Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева». Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры. Катерина в оценке Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева»»

Тема «Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры. Катерина в оценке Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева»



Положение женщины в семье, обществе на протяжении всего существования Руси, России менялось.

В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль — роль дочери, жены и матери. Огромное количество браков заключалось не по любви. О разводах в то время не было даже и мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

Драма А. Н. Островского повествует о непростой жизни женщины в обществе необразованных и злых людей. Она тот самый «луч света в темном царстве», который освещает прогнившие и несчастные души людей вокруг. Подобная роль выпала Катерине – главной героине произведения.

Образ главной героини пьесы « Гроза» — яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение об этом образе.

Жизнь Катерины в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис.

Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. Имеет болезненную впечатлительность, религиозность, романтическое отношение к жизни.

Из атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, Катерина попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане.

В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь.

В подобной ситуации оказалась и Катерина, которая попала в атмосферу тирании и лжи после замужества с Тихоном Кабановым, происходившим из зажиточной купеческой семьи.

Значит, попав в дом Кабановой, с Катериной происходит несчастье.

Она вышла замуж за Тихона Кабанова – мужчину, не имеющего собственного мнения. Он подвластен матери – Кабанихе. Эта женщина – олицетворение лживости, лицемерия и истинной злобы. Она не дает жизни людям вокруг, всякий раз поучая их.


Как бы ни было Катерине плохо в обществе подобном, она не имеет права бежать.

Она гармонична сама с собой. Для нее не существует понятий «ненависть», «злоба», она знает, что лишь добрые люди заслуживают к себе справедливого отношения. Однако, при встрече с чем-то, что хочет потревожить ее веру или натуру, Катерина проявляет недюжинную твердость и упрямство.

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Она бросается в Волгу и погибает.

Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

Жаль, что Катерина так и не смогла уйти вместе со своим человеком. С тем, кто смог бы ее оценить по достоинству. Но жить она в подобном обществе больше не могла, поэтому покинула его, забрав с собой тот светлый отблеск в темном мире.

Добролюбов и Писарев о Катерине.

После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы ”.

Говоря о том, как “понят и выражен сильный русский характер в “Грозе”, Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” справедливо подметил “сосредоточенную решительность” Катерины. Однако, определяя истоки ее характера, он полностью ушел от духа драмы Островского. Разве можно согласиться, что “воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей”? Без монологов-воспоминаний о юности разве можно понять вольнолюбивый ее характер? Не почувствовав ничего светлого и жизнеутверждающего в рассуждениях Катерины, не удостоив ее религиозную культуру вниманием, Добролюбов рассуждал: “Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения”. Там, где у Островского мы можем увидеть элементы народной культуры, у Добролюбова -несколько прямолинейно (если не сказать примитивно) понятая натура. Юность Катерины, по Островскому, - это солнечный восход, радость жизни, светлые надежды и радостные молитвы. Юность Катерины, по Добролюбову, — это “бессмысленные бредни странниц”, “сухая и однообразная жизнь”.

В своих рассуждениях Добролюбов не заметил главного - различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых (“все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны”). Именно в юности сформировался вольнолюбивый и страстный характер Катерины, бросившей вызов “темному царству”. Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. Критик говорит о сильной личности, противопоставившей гнету Диких и Кабановых свободу, пусть даже ценой жизни. Добролюбов увидел в Катерине “идеальный национальный характер”, так необходимый в переломный момент русской истории.

С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы”. В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину “полоумной мечтательницей” и “визионеркой”: “Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.

Писарев совершенно глух к нравственным переживаниям героини, он считает их следствием неразумности Катерины. Трудно согласиться с такими категоричными заявлениями, с высоты которых судит “мыслящий реалист” Писарев. Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому пониманию пьесы, особенно в той ее части, где речь идет о революционных возможностях народа, нежели как литературоведческий анализ пьесы. Ведь Писарев писал свою статью в эпоху спада общественного движения и разочарования революционной демократии в возможностях народа. Поскольку стихийные крестьянские бунты не привели к революции, Писарев оценивает “стихийный” протест Катерины как глубокую “бессмыслицу”.


Домашнее задание:

  1. Прочитать драму «Гроза»

  2. Назовите представителей «темного царства» в драме.

  3. Почему Катерина является «лучом света» в «темном царстве»?

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Машукова Марита Саралевна

Дата: 17.12.2020

Номер свидетельства: 567533


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства