Образ Ивана Грозного в исторических документах и поэме М.Лермонтова
Образ Ивана Грозного в исторических документах и поэме М.Лермонтова
Интегрированные уроки позволяют с разных сторон посмотреть на предлагаемые для исследования факты, предметы, явления.
Предметы гуманитарного цикла, особенно история и литература, - дисциплины, постоянно взаимодействующие между собой, обладающие наибольшим потенциалом для интеграции. В курсе литературы предлагается для изучения довольно большое количество произведений, воссоздающих страницы прошлого страны, в связи с чем установление связей между литературой и историей становится неизбежным: как осмыслить поступки и взгляды реальных людей и литературных персонажей, живших в различные исторические периоды, оценить мир с позиции человека далекой от нас эпохи без знания истории, понимания идей, теорий, объективных законов жизни?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ Ивана Грозного в исторических документах и поэме М.Лермонтова»
Образ Ивана Грозного в исторических документах и поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (из опыта проведения интегрированного урока в 7 классе)
Попова Е.Н.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №54
Советского района города Волгограда
В последние годы в образовании наблюдается стремление к внедрению новых образовательных технологий, основанных на гуманистических подходах к обучению и воспитанию школьников. К числу таких инновационных и эффективных форм обучения относится интеграция. Она обеспечивает овладение комплексным знанием, помогает формированию системно – целостного взгляда на мир, дает возможность устранить ненужное дублирование и рационально распределить учебное время. Интегрированные уроки позволяют с разных сторон посмотреть на предлагаемые для исследования факты, предметы, явления.
Предметы гуманитарного цикла, особенно история и литература, - дисциплины, постоянно взаимодействующие между собой, обладающие наибольшим потенциалом для интеграции. В курсе литературы предлагается для изучения довольно большое количество произведений, воссоздающих страницы прошлого страны, в связи с чем установление связей между литературой и историей становится неизбежным: как осмыслить поступки и взгляды реальных людей и литературных персонажей, живших в различные исторические периоды, оценить мир с позиции человека далекой от нас эпохи без знания истории, понимания идей, теорий, объективных законов жизни?
Программа учебного курса по литературе в 7 классе предусматривает изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Целесообразность проведения интегрированного урока «Образ Ивана Грозного в исторических документах и поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» обусловлена взаимопроникающей темой в программном материале: эпоха Ивана Грозного, противоречивый образ первого русского царя. Цель урока – выяснить, каким предстает Иван Грозный в исторических документах и в произведении М.Ю.Лермонтова. В качестве наглядного материала можно использовать репродукции картин И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В.Васнецова «Иван Грозный». Перед изучением рекомендуем прочитать все произведение.
Любой интегрированный урок начинается с раскрытия понятий. Из уроков истории ребята знают об Иване IV, опричнине, опричниках, особенностях жизненного уклада той поры, «Домострое», но все же следует провести словарную работу.
Предваряя разговор по основной проблеме урока, обратим внимание учащихся на то, в каком порядке расположены герои в названии поэмы: первым назван царь Иван Васильевич, хотя по роли в поэме его нельзя назвать главным героем. Почему? Почему образ этого исторического деятеля до сих пор волнует историков, литераторов, художников, кинематографистов, музыкантов, балетмейстеров?
Действительно, обращаясь к образу Ивана IV, мы можем использовать произведения разных видов искусств, поэтому возможна интеграция нескольких уровней: литература – музыка, литература – живопись, литература – кинематограф. Мы выбираем пласт история – литература.
Для обсуждения на уроке предлагается система вопросов. Всего их три.
Эпоха правления Ивана Грозного – время установления довольно странного и кровавого явления общественной жизни - опричнины, поэтому начать разговор предлагаем с вопроса: Какое отражение явление опричнины получило в исторических документах и в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича…»?
Акцентируем внимание на том, что Иван IV вошел в историю как противоречивый, склонный к жестокости первый царь всея Руси. Излюбленной идеей, осознанной уже в юности, была мысль о неограниченной самодержавной власти. В 1533 году он стал великим князем московским, в 1547 принял царский титул. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по размаху террором.
Говоря о причинах возникновения опричнины, отметим, что в 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников» - бояр. В 1565 году было объявлено о введении в стране опричнины [Золотарева, Егорова 2006: с. 93 – 94].
Основываясь на исторических документах, ребята расскажут о событиях, которые развивались следующим образом: третьего декабря царь отправился на богомолье, что было делом обычным. Но в этот раз с ним отправились бояре с женами, детьми, слугами, казной. Добравшись до Александровой слободы, царь послал в Москву гонца с двумя грамотами, которые были оглашены перед всем народом. Первая содержала список «измен» бояр и дворян, из-за которых и уехал государь. Во второй, адресованной «всему православному крестьянству града Москвы», говорилось о том, что опалы на них не будет. Народ единодушно потребовал от бояр упросить государя вернуться, а изменников пообещал истребить. Так царь Иван обзавелся народным согласием на террор.
Царь согласился вернуться на государство, но при условии: изменников казнить по своему усмотрению и учредить опричнину.
Раскрывая значение понятия, следует сказать, что термин «опричнина» был известен задолго до Ивана IV, происходит от слова «опричь» - кроме. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове, «опричь» всех уделов. «Опричь» всей земли выделялась и территория царской опричнины. Была она значительной, в том числе и часть Москвы. Здесь были поселены опричники. В опричное войско вошло «1000 голов» дворян и князей, позже численность увеличилась в 5-6 раз. Из опричных уездов высылались земские и служилые, «которым не быть в опришнине» [Скрынников 1991: с. 9-10].
В качестве документов можно использовать сообщения иностранцев, живших в те годы на Руси. В них говорится о том, что опричники приносили особую присягу на верность царю, в которой обязывались не вступать в общение с земскими, даже родственниками. В Александровской слободе, которая стала резиденцией царя, создалось своего рода монашеское братство во главе с царем в качестве игумена настоятеля. Все носили черные одежды со знаком принадлежности к «ордену». Конные опричники имели особые знаки отличия: метла - чтобы выметать измену, и собачьи головы - чтобы измену выгрызать [Скрынников 1991: с. 11]. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их верным своим слугам [Никоновская летопись: 24-27].
Монастырские опричные трапезы должны были напоминать о далеких временах, когда князья пировали со своими дружинами. Описавшие опричные пиры ливонские дворяне, служившие в опричнине, сообщали: «каждому подается еда и питье, очень дорогое, состоящее из вина и меда». Трапеза сменялась изнурительными богослужениями, подчас ночными. Время царя не было потрачено даром: «Все, что ему приходило в голову, одного убить, другого сжечь, приказывает он в церкви». Царь был очень подозрителен, от его взгляда не ускользало ничего.
Рассмотрев, какое отражение явление опричнины нашло в исторических документах, обратимся к литературному произведению. В поэме «Песнь про царя…» М.Ю.Лермонтов воссоздает картину одного из пиров, на котором присутствуют самые достойнейшие из бояр и князей. Но почетное место занимают верные опричники, о которых уже шла речь в исторической справке. Анализируя текст, отметим, что трапеза у царя описана как обычай, традиционно установившееся действо. Это соответствует реалиям той эпохи. Гости занимают отведенные места, «позади… стоят стольники». По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золоченый ковш» [Турьянская, Комиссарова, Холодкова 1997: с. 95]. Как и историки, Лермонтов описывает национальные формы быта, унаследованные от предыдущих поколений (чем не княжеский пир со дружиною?).
Но подозрительный царь замечает малейшие изменения в поведении подданных: удалой опричник Кирибеевич «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза царю. Уж не измена ли? Настораживает Ивана Грозного необычное поведение опричника, непонятное пугает (как и реального царя). Но как только Кирибеевич, «в пояс кланяясь», отдает себя на милость государя, становится понятным его поведение, Иван Грозный успокаивается и предлагает свою помощь [Турьянская, Комиссарова, Холодкова 1997: с. 96].
Подводим обучающихся к выводу: автор «Песни…» достоверно передает особое отношение к опричникам, желание слуг угодить государю, потешить его.
Далее предлагаем ответить на вопрос: Как оценивают поступки Ивана Грозного историки, и какую оценку дает им М.Ю.Лермонтов? Подчиняются ли они логике или вызваны вспышками гнева?
В истории существует немало свидетельств о том, что поступки Ивана Грозного наводили ужас на его современников. Они не поддаются логике. Расскажем лишь о некоторых из них:
-убийство Ивана Петровича Федорова, знатного боярина, который славился безукоризненной репутацией. Иван Грозный нарядил его в царские одежды, усадил его на престол, поклонился ему, как царю, затем обвинил в заговоре и всадил в него нож. Следующие удары нанесли опричники;
-20 ноября 1581 года умер наследник русского престола Иван Иванович – сын Ивана Грозного. Причиной смерти стал удар железным посохом, который нанес ему отец в припадке ярости. Считается, что припадок начался с того, что царь увидел свою невестку Елену, жену наследника, в одной рубашке, что по тем временам считалось неприличным. Елена была беременна, а в комнате очень жарко натоплено. Но эти объяснения не смягчили царя. Он стал бить Елену. За жену вступился Иван Иванович, и тогда отец ударил его в висок посохом. Через несколько дней наследник умер;
- гибли не только те, кого царь считал опасными заговорщиками. Можно было поплатиться жизнью за малейшую неосторожность: «скажет ли при дворе кто-нибудь громко или тихо, буркнет что-нибудь, посмеется или поморщится, станет веселым или печальным, сейчас же возникнет обвинение, что ты заодно с врагами»; иногда убивал людей в шутку [Скрынников 1991: с.29 – 30].
Приведем воспоминания опричника Генриха Штаден о том, что Иван IV приближал, награждал иноземцев, участвовавших в грабежах и убийствах.
Историки отмечают, что от гнева не были защищены и верные государевы слуги. В число обвиняемых в измене попали после новгородского погрома многие из руководителей опричнины. В связях с новгородцами были обвинены отец и сын Басмановы, бывшие организаторы опричнины. 25 июля в Москве состоялись массовые казни. В Германии распространилась гравюра, изображающая царя Ивана в виде когтистого зверя, восседающего посреди площади, где лежат трупы, а палач продолжает проливать кровь невинных жертв.
Обобщая сказанное, отметим, что документы свидетельствуют о необузданности Ивана Грозного, совершающего поступки не по здравому разумению, а в гневе.
Обратимся к поэме. В произведении М.Ю.Лермонтова нет чисто отрицательных персонажей. Автор облагораживает прошлое, противопоставляя его порядкам современной поэту России.
Учитель расскажет, что сведения из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина о поощрении Иваном Грозным похищения его любимцами красивых жен знатных людей в поэму не попали, как и то, что исторический царь конфисковывал имущество казненных, а не обеспечивал их семьи. Лермонтовский Иван Васильевич не знает, что Кирибеевич влюблен в замужнюю женщину, и готов помочь лишь законным путем: «Как полюбишься - празднуй свадебку,/ Не полюбишься – не прогневайся». «Лукавый раб» обманул царя, нарушил христианский закон. Государь же, хранитель традиций, ничего об этом не знает, жалует драгоценности опричнику, чтобы смягчить сердце красавицы [Кормилов 2002:с. 102].
Анализируя эпизод - описание поединка Кирибеевича и купца Калашникова - обратим внимание обучающихся на то, что царь на стороне своего верного слуги – опричника. Кирибеевич из рода Малюты Скуратова, одного из предводителей опричнины, жестокость которого вошла в пословицы и поговорки. Малюта погиб в бою при штурме ливонской крепости. Его родственники продолжали пользоваться царскими милостями, а вдова получала пожизненную пенсию, что было уникальным фактом в то время [Шикман 1997: с.227]. Это лишь доказывает непредсказуемость поступков Ивана IV. Царю нужен ответ « по правде, по совести», но скрытая угроза в его вопросе есть: убили не кого - нибудь, а « Мово лучшего бойца Кирибеевича». Отметим, что Лермонтов достоверен в изображении приближенных царя: это люди не чисто русские по происхождению (ср. « Кирибеевич» – нет ни имени, ни отчества, следовательно, нет корней, связи с родом), нарушающие народные традиции, способные переступить закон.
В итоге постараемся выяснить, оправдывает ли Иван IV свое прозвище «Грозный»? Обратимся к мнению историков и автора поэмы.
Иван IV жестоко расправлялся с теми, кто осмеливался нарушить его волю, ослушаться. В исторических документах приводятся многочисленные факты расправы над неугодными:
-казнен митрополит Герман, угрожавший страшным судом за невинные жертвы;
-заточен в монастырь, а затем задушен в келье митрополит Филипп, осмелившийся отказать царю в благословении и осудить опричные казни [Кобрин 1989: с. 74 – 80];
- в Пскове царь собственноручно убил игумена Псково – Печерского монастыря Корнилия. Об убийстве преподобного рассказывает Третья Псковская летопись, а также «Повесть о начале и основании Печерского монастыря»;
-учинен погром в Твери (убито 220 мужчин с женами и детьми - несколько тысяч человек) [Скрынников 1991: с. 44], сотни людей погибли в Клину и Вышнем Волчке, так как царь хотел обеспечить внезапное нападение на Новгород;
-новгородский погром (людей поджигали, сбрасывали живыми под лед, привязывали к несущимся саням). Погибло больше 10 тысяч людей [Кобрин 1989: с. 42]. В других источниках указываются иные цифры. Например, по отчету Малюты – 2 – 3 тысячи погибших, Скрынников называет цифру 4 – 5 тысяч;
-по подозрению в измене убиты сотни бояр, их семьи, весь род стирался с лица земли.
Существуют и многие другие свидетельства жестокости царя. Прозвище точно обрисовало его облик.
В поэме Лермонтова Иван IV казнит купца Калашникова за то, что тот нарушил правила кулачного боя, но обещает позаботиться о его семье. Наказание явно не соответствует вине.
Да, Лермонтов не показывает всех ужасов, которые творились во времена царствования Ивана Грозного, но автор верен исторической правде, хотя и стремится обратить внимание своих современников на то, что основная миссия правителя – хранить традиции, вершить суд правый. Приведем высказывание И.Андроникова: «Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить «честь жены и свое благородное имя». Поэма заставляла задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности» [Андроников 1984: с. 434 – 435].
Ребята должны придти к выводу:история недаром оставила за Иваном IV прозвище «Грозный», так как он вполне оправдал его массовыми репрессиями, казнями, конфискациями, опалами. Любопытно также, что прозвище Ивана – Грозный – в западноевропейских языках переводится как «ужасный», что вполне соответствует действительности.
В конце урока повторяем вопрос, с которого начали разговор:
- Почему образ Ивана Грозного до сих пор вызывает живой интерес у историков, писателей, представителей разных видов искусств?
Если обучающиеся смогут ответить, мы достигли своей цели.
Таким образом, на интегрированном уроке сведения из разных наук не только дополняют друг друга, но и расширяют сферу получаемой информации, способствуют восприятию предмета в целом.
Конечно, интеграция не должна исключать своеобразия и суверенности каждой отдельно взятой учебной дисциплины. Но нельзя отрицать необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего расширить кругозор учащихся, избежать формализма в знаниях, сформировать целостную картину мира.
Литература
1. Андроников, И.Л. М.Ю.Лермонтов: Поэмы и повести в стихах/ И.Л.Андроников. М., 1984.
2. Золотарева, И.В. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по литературе: 7 класс/И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. М., 2006.
3. Кобрин, В.Б. Иван Грозный/ В.Б.Кобрин. М., 1989.
4. Кормилов, С.И. М.Ю.Лермонтов/ С.И.Кормилов. М., 2002.
5. Полное собрание русских летописей: Никоновская летопись 1565г. М., 1906, т. 13.
6. Скрынников, Р.Г. Иван Грозный и его время// Знание: История.1991. №7.
7. Турьянская, Б.И. Комиссаров, Е.В. Холодкова, Л.А. Литература в 7 классе. М., 1997.
8. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник/