kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся вспомнят основные приёмы создания образа в художественном произведении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"»

Образ Дины в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - проследить за тем, как создается в рассказе образ Дины;

-         решить вопрос о роли Дины в произведении..


ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся.



ХОД УРОКА:


1.     Вступительное слово учителя.


Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.


2.     Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.


1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

портрет

поступки

речь

взаимоотношения с другими персонажами

отношение автора


2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.


От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».


- Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

Дина показана глазами Жилина

-         О чем рассказывает ее одежда?

-         Как характеризуют ее движения?

-         Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?

-         Что важного открыл нам данный эпизод?


3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.


От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит».


- Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/

- Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу.


- О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.


4). А теперь давайте обратимся к 6 главе


-Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

«Вдруг прямо ему на коленки…»


-О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

Она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить.


-Почему она убежит, но потом вернется?

Узнав, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга.



-Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала».

-Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга.

-Что нового узнаем о Дине?

Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная.


-Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?

«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки.., как прутики»


-Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

«Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала».


5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения( «черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью.

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии.

Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).


3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.


- Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Автор: Поваркова Татьяна Петровна

Дата: 30.10.2020

Номер свидетельства: 561785


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства