Просмотр содержимого документа
«Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"»
Образ Дины в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - проследить за тем, как создается в рассказе образ Дины;
- решить вопрос о роли Дины в произведении..
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя.
Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.
Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.
На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.
2. Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.
1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?
портрет
поступки
речь
взаимоотношения с другими персонажами
отношение автора
2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.
От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».
- Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?
Дина показана глазами Жилина
- О чем рассказывает ее одежда?
- Как характеризуют ее движения?
- Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?
- Что важного открыл нам данный эпизод?
3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.
От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит».
- Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/
- Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?
Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу.
- О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?
Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.
4). А теперь давайте обратимся к 6 главе
-Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.
«Вдруг прямо ему на коленки…»
-О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?
Она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить.
-Почему она убежит, но потом вернется?
Узнав, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга.
-Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?
Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала».
-Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?
Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга.
-Что нового узнаем о Дине?
Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная.
-Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?
«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»
«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»
руки / «ручонки.., как прутики»
-Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?
«Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала».
5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?
Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения( «черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.
Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью.
В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии.
Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).
3. Итог урока.
Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»
Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.
Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.
- Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?
Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?
Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула