Данный урок проводится на первом этапе изучения романа «Преступление и наказание». Урок построен в форме экскурсии по Петербургу Достоевского. Это позволяет показать, что неразрешимость противоречий, «тупиков», в которые попадают герои романа, зависят не от воли людей, а от состояния общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ Петербурга в изображении Ф.М.Достоевского »
Разработка урока литературы в 10 классе по роману « Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
«Образ Петербурга в изображении Ф. М. Достоевского»
Урок - экскурсия учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 Барановой Валентины
Васильевны.
Тема «Лик мира сего ужасен»
Петербург в изображении Ф. М. Достоевского
Цель: анализируя первые главы романа, показать, что неразрешимость противоречий, «тупиков», в которые попадают герои романа, зависят не от воли людей, а от состояния общества.
Эпиграф Это город-спрут…
Здесь детям нельзя оставаться детьми…
Здесь семилетний развратен и вор… Ф.М. Достоевский
Ход урока
1.Опрос учащихся по теме предыдущего урока.
2. Изучение нового материала.
1.Слово учителя.
Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866г. Годы же его создания- 1864-1865. В это время Достоевский жил в Петербурге, в той части города, где жили мелкие чиновники, ремесленники, торговцы.
Здесь, в холодном тумане и жаркой летней пыли серединных петербургских улиц и переулков, лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед писателем образ Раскольникова. Здесь и поселил его Достоевский в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру и сам.
« Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом». Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани.
Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид…
Таким представил Петербург А.С. Пушкин. Сколько любви, нежности к этому городу скрыто в этих строчках! Казалось бы , столица России, центр культуры, сыгравший немаловажную роль в истории, должен выглядеть подобающе своему положению. Однако в романе Достоевский показал другую , «черную» сторону Петербурга. Его Петербург мрачен, убог, страшен, и это не выдумка.
2.ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕТЕРБУРГУ ДОСТОЕВСКОГО.
- Давайте обратим внимание на городской пейзаж. / Чтение текста-ч.1, гл. 1/
-Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? /Чтение текста ч.2, гл. 1; ч.2, гл. 6; ч.3;гл.6./
Вывод/ делает учитель/
-Безрадостен городской пейзаж в романе Достоевского «Преступление и наказание» с самого начала, хотя время действия – лето и погода стоит жаркая. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня , всюду известка, леса, кирпич, пыль, та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,- все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.» Читаешь эти строки, и пыль оседает у тебя на языке, чувствуешь мелкие песчинки на зубах, духота и вонь душат, не дают возможности вдохнуть свежий воздух полной грудью . От известки, лесов, кирпича и слепящего солнечного света рябит в глазах и тошнит, и хочется вырваться отсюда, все равно куда, лишь бы там можно было вдохнуть свободно, оглянуться вокруг и не видеть суеты и толкотни, не наблюдать ни грязи, ни хлама, а ощутить спокойствие и радость, радость от чистоты, и не только от чистоты внешней, но и внутренней, духовной.
- Чтение текста и анализ уличных сцен /ч.1, гл.4; ч.2, гл.6/.
- Какое впечатление производит эпизод, где Раскольников встречает на улице пьяную девушку в изорванном платье? ( Гнетущее)
- Ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицу, входите в трактир? ( Звучат ответы учащихся).
- Читаем эпизод «Раскольников в распивочной»/ч.1; гл.2/.
Обобщение прочитанного / делает учитель/.
- В этом городе дети вынуждены работать в трактире, воздух которого за пять минут может сделать пьяным взрослого человека. « Было душно, пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». Дети здесь работают от безысходности, чтобы хоть как-то выжить. А чему они могут научиться, слушая ругательные речи пьяных и не детские песни, наблюдая за развратными женщинами и разговором, происходящим на их глазах? Только разврату, разбойничеству.
- А теперь послушаем разговор Мармеладова с Раскольниковым в распивочной./ Чтение эпизода ч .1; гл. 2/.
Чтение эпизода /ч.1,гл.2/
Слово учителя.
Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход- смерть. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»- в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, полубезумный, он, Мармеладов , казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя. И, сознавая все это, он только в запое, обрекающем семью на нищету, находит утешение и даже какое-то мучительное наслаждение: « Разве я не чувствую? И чем более пью, тем более чувствую. Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!» Свою исповедь Мармеладов произносит высокими торжественными словами, напоминающими религиозные легенды о страдальцах и мучениках. « Меня распять надо, распять на крест, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его». В этой горячечной восторженности проявляется затаенная претензия Мармеладова на то, чтобы и в «скотском состоянии» его все же считали человеком, достойным уважения
Но здесь важно почувствовать и другое: судьба одной семьи приобретает в рассказе Мармеладова широчайший , вневременной и общечеловеческий характер.
Встреча с Мармеладовым, знакомство с его семьей- все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.
Также тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет.
- Отправимся теперь в каморку Раскольникова. /Чтение эпизода « Описание каморки Раскольникова»/ Какое впечатление производит на вас данное описание?
- Как можно жить человеку в таком помещении, более походящем на гроб? / Ответы учащихся/
Слово учителя.
« Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтеньким, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Именно в этой каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства.
-А теперь побываем в комнате Сони Мармеладовой. / Чтение эпизода « Описание комнаты Сони Мармеладовой»/. Какое впечатление производит на вас ее жилище? / Ответы учащихся/.
Учитель: Как воплощение несчастной судьбы Сони рисуется ее комната. Она « походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с четырьмя окнами, выхолившая на канаву, перебивала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегая куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении ,даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уж слишком безобразно тупой».
Тусклое освещение придает всей картине зыбкость. Слова «что-то», «как-то», «куда-то» усиливают этот впечатление, и кажется, что контуры и краски на полотне художника размыты. Эпитет «ужасно»- не просто синоним слова «очень», он аналогичен эпитетам: «безобразно тупой угол», «что-то уродливое».Невольно рождается представление о темной силе, которая калечит Сонину жизнь. Именно в такой комнате должно было прозвучать страшное признание Раскольникова.
- А как выглядела комната семьи Мармеладовых? / Чтение эпизода « Описание комнаты Мармеладовых»/ . – Какие чувства у вас вызывает это описание?
Ответы учащихся.
Слово учителя: Побывав в жилых комнатах героев Достоевского, нетрудно догадаться, какой доход у этих людей. Нищенские заработки, произвол правительства заставляют их существовать в таких комнатах. Везде наблюдается безобразная теснота. Обстановка давит на людей, разобщает их, отчуждает друг от друга.
Обобщение.
- Каким вы увидели образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»?
Ответы учащихся.
Слово учителя: Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо»- город, который душит, давит, калечит жизни людей. Поэтому женщины вынуждены зарабатывать на жизнь своим телом. Люди становятся жестокими, злыми. Чтобы выжить в этом городе, они готовы идти на все, даже на убийство. Все эти петербургские углы, описанные с почти натуралистической достоверностью, производят впечатление чего-то нереального, призрачного. Для человека этот мир чужой. Все в нем испошлено и загажено до такой степени, что город преследует своих жителей как призрак, как кошмарное наваждение. Именно в таких условиях и могла родиться бесчеловечная теория Раскольникова. В этом душном, развратном городе положение людей настолько ужасно, что они вынуждены чувствовать себя «тварями дрожащими». В наши дни Петербург- один из культурных центров России, и в нем собраны выдающиеся произведения искусства. Архитектурные сооружения поражают своей изысканной красотой.
3. Подведение итогов урока.
/Выставление оценок/
4. Домашнее задание:
1) чтение и анализ эпизодов «Письмо матери Раскольникова» ( первый ряд готовит); «Раскольников в семье Мармеладовых» (второй ряд); « Дети Мармеладовых и их судьба» ( третий ряд) .
2) задание всему классу: домашнее сочинение на тему « Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание».