Цели:
- формирование коммуникативной компетенции (аспекты: продуктивная групповая коммуникация, письменная коммуникация, публичное выступление)
-вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
- развитие образного мышления.
Задачи:
развивать творческую активность;
формировать навыки интерпретации художественного текста;
способствовать формированию навыков анализа лирического произведения.
Оборудование:
- фонограмма мелодии И.Баха «Лунная соната»
- листы бумаги формата А-4,
- карандаши и фломастеры.
Предварительное домашнее задание: подготовка выразительного чтения стихотворений.
Содержание урока:
1-й этап. Индукция.
1.Прослушивание мелодии И.Баха «Лунная соната»
- что почувствовали?
- какие образы навеяла мелодия?
- какие мысли возникли?
- когда, в какое время суток можно испытать чувства, навеянные мелодией? Почему?
2.Обсуждение в группе темы урока — выброс на доску, определение точной формулировки. Оценивание (оценка учителя)
3.Целеполагание.
Методика «Цветорефлексия»
(выбор из предложенных целей или постановка своей)
- представить свое видение темы урока (красный);
- приобрести новые знания, новые умения (синий);
- поучаствовать в работе группы (зеленый);
- реализовать свои способности (белый);
- увидеть и оценить красоту слова (голубой);
- собственный вариант (желтый)
2-й этап. Самоинструкция.
Предлагается на листе бумаги написать слово «ночь», добавить несколько слов-ассоциаций или образов. Озвучивание.
3-й этап. Социоинструкция.
На основе выбранных образов и ассоциаций составить собственный творческий продукт в группе «Какой мы увидели ночь?», «Наша ночь» (рисунок, стихотворение, эссе)
4-й этап. Социализация.
Презентация работы группы.
5-й этап. Афиширование.
Вывешивание работ на доску. (Оценивание: взаимооценка)
6-й этап. Разрыв.
- чего еще (какой точки зрения) не хватает в нашем восприятии образов ночи?
Чтение стихотворений: А.С. Пушкин «Приметы», М.А. Кузмин «Как месяц молодой повис...», В.В. Маяковский «Лунная ночь», Н.М. Рубцов «Звезда полей», А.А. Вознесенский «Ночь»
Работа в группе с текстами стихотворений.
1.План анализа:
- автор, название;
- обоснование выбора;
- выразительные средства, образы
- Озвучивание результатов работы . Оценивание (группа)
7-й этап. Рефлексия.
1.Эссе «Что изменилось в моем восприятии ночи» Оценивание (учитель)
2.Реализовал ли цели урока? (цветорефлексия: белый - «да», коричневый - «нет»)
Д/з: 1. создание слайдовой презентации «Образ ночи в поэзии», «Образ ночи в живописи» (на примере одного или нескольких авторов);
2.создание сборника стихотворений «Мои любимые стихотворения о ночи»
3.одно из стихотворений выучить наизусть