-технология развития критического мышления через чтение;
-технология деятельностного подхода;
Урок включает три основных этапа:
Мотивационно- целевой этап включает: орг. момент, актуализацию знаний, прогнозирование, постановку проблемы и открытие новых знаний.
Содержательный этап включает : открытие новых знаний, выполнение работы в парах, в группах, физкультминутку.
Рефлексивный этап включает: итог урока, задание на дом, рефлексию.
На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная.
На первом этапе урока решалась задача: ориентировать и настроить учащихся на предстоящую работу на уроке, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся через создание учебной проблемы. Использование метапредметных связей помогло определить тему урока, цели. В результате активизировалось внимание учащихся постановкой темы и проблемы работы.
Формируемые УУД личностные, регулятивные, познавательные, т.е. формировались умения самостоятельно выделять,формулировать познавательную цель урока, проектировать урок, проявлялась познавательная инициатива в учебном сотрудничестве.
На втором этапе урока старалась создать условия для закрепления изученных знаний, обеспечить применение новых знаний в жизни Задача: организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные. Формировались способности к самооценке, умения работать в группе.
Задача третьего этапа: организация самооценки учениками собственной деятельности, соотнесение её с целью и результатами. Я считаю, что задачи урока на необходимом уровне были выполнены. Поставленные цели достигнуты. Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ и наглядности. Дети материал усвоили. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: учитель- ученик, ученик- ученик. Итог урока подведён. Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: выставка книг о маме, сочинения учащихся о маме, презентация.
Личностные результаты обучения:
- формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
-формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока,
-планировать пути решения поставленной проблемы;
-формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
-формирование критического мышления;
-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных ----формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической и монологической речью;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Какой праздник отмечает наша страна в последнее воскресенье ноября?
Учитель:
В России отмечать День Матери стали сравнительно недавно. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Каждый из нас – чей-то ребенок. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
2. Речевая разминка (в парах).
Задание: прочитайте стихотворение про себя, скороговоркой, выразительно.
Мама Милу с мылом мыла.
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
-Не сердись, дочурка Мила!
-Не сержусь, - сказала Мила,
-Я выплакиваю мыло.
И.Демьянов
-О чём это стихотворение?
-Что скажете о взаимоотношениях мамы и дочки? (Они любят друг друга, относятся друг к другу с нежностью).
3. Постановка цели урока.
Мы сегодня начинаем читать новый раздел «Дети и взрослые».
-Предположите, о ком будем читать?
-Сегодня мы будем читать отрывок из книги Юрия Яковлева «Моя Родина».
-Что значит отрывок?
-Чему вы хотите научиться на уроке? (Мы научимся правильно, выразительно читать, вдумываться в содержание текста, делать выводы, делить текст на части, составлять план).
-Кто из взрослых самый родной и близкий человек? Почему?
Найдите ответ в тексте статьи? Запомните эти мудрые слова.
2) Сообщение о писателе, презентация.
-Поэты посвятили мамам стихи, художники – картины, писатели - рассказы и сказки. Мы будем читать отрывок из книги Юрия Яковлева «Моя Родина».
Юрий Яковлевич Яковлев – писатель, сценарист. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде.
В 1940 году был призван в армию. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Москвы.
Мать погибла в Ленинграде во время блокады.
Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952)
Творческая деятельность началась с написания стихов.
"Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Всю войну был активным военкором газеты "Тревога".
Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев.
3) Чтение рассказа учителем.
-Послушайте воспоминания писателя о своей матери, услышьте в них подтверждение мудрых слов о маме.
-Что можете сказать?
- От чьего имени написан текст? (От имени автора).
К кому обращается писатель? (К нам – читателям. К каждому из нас).
4) Повторное чтение рассказа
а) Предварительное чтение «цепочки слов» из учебника (с. 87).
б) Гимнастика для глаз.
в)Посмотрите на окна, на дверь, на парту, на меня.
г) Прочитайте текст про себя, разделите на части. Обсудите в парах, сколько частей у вас получилось.
-Сколько частей получилось? Трудно ли было разделить на части?
-Ответьте на вопрос второго задания к тексту (с. 89). (Авторский секрет – начинать часть с главного слова).
-Итак, определите тему и главную мысль текста.
- Чтение по частям, составление плана к тексту.
-Как мы составляем план? ( Читаем, озаглавливаем части).
д) Работа в группах.
1 часть:
Чтение части учеником.
-О чём прочитали? (Автор вспоминаем мамин голос, руки, глаза).
-С каким чувством вспоминаем автор свою маму? (С нежностью).
-Вам предлагаются несколько вариантов заголовков. Вы должны в группе обсудить и выбрать самое точное название.
Варианты названий:
-Образ мамы.
-Родные мамины черты.
-Мамин голос.
2 часть
-Какова главная мысль этой части? Озаглавьте.
Варианты:
-Мама всегда рядом.
-Мама научит и поможет.
-Мама открывает мир.
3 часть
-Какие чудеса открыла мама? (Она показала, как цветёт багульник).
-Работа со словарём учебника, с. 153.
Багульник – это растение с сиренево-розовыми цветами и сильным запахом.
-А вы видели, как растёт багульник в природе? (Растёт на Дальнем Востоке).
Варианты:
-Багульник.
-Чудо-веточка.
-Мамина веточка.
4 часть:
О каком новом чуде рассказал автор?
Варианты:
-Чудо звёздочка.
-Белая звёздочка.
-Мамина снежинка.
Физминутка
5. Обобщение.
-Какой часть вам особенно понравилась. Почему?
-О чьей маме автор рассказывал? О своей или о вашей?
-Почему автор, вспоминая о своей маме, обращался к вам: «ты услышишь мамин голос», «ты маленький, не умел ещё говорить?» (Автор хотел, чтобы это чувство передалось и нам).
Учитель:
-Автор хотел найти отклик в наших сердцах, в нашей душе, заставить задуматься об отношении к своей маме, чтобы любили. Берегли, жалели своих мам, чтобы потом, когда повзрослеете, вам не пришлось сожалеть, что вы её огорчали, были к ней невнимательны.
-Этот рассказ о маме или о чувствах к ней? (О чувствах к маме).
-С каким новым произведением мы познакомились?
-Что узнали об авторе?
-О чём должен помнить каждый человек всю жизнь? (Мама – это самый близкий человек, мы должны её любить и не причинять боль).
6. Чтение детских сочинений.
Мы познакомились с воспоминаниями Ю.Яковлева о своей матери, а сейчас давайте послушаем ваши сочинения о мамах.