kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Герасима в повести И.С.Тургенева "Муму"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Образ Герасима в повести И.С.Тургенева «Муму»

Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного произведения на примере образа Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Задачи:

  • Развивать у учащихся культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образное и аналитическое мышление, творческие способности.

  • Совершенствовать умение анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием литературоведческих терминов.

  • Воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию

Просмотр содержимого документа
«Образ Герасима в повести И.С.Тургенева "Муму" »


Урок литературы в 5 классе

Тема: Образ Герасима в повести И.С.Тургенева «Муму»

Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного произведения на примере образа Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Задачи:

  • Развивать у учащихся культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образное и аналитическое мышление, творческие способности.

  • Совершенствовать умение анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием литературоведческих терминов.

  • Воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию.

Оборудование: доска, презентация к уроку, бумага, картинки, карандаши (для работы в группах)



Ход урока

1. Орг. момент

Цель: организовать детей на работу на уроке.

До начала урока учащиеся были поделены на 3 группы, каждая из которых имела свое название:

Портрет Герасима;

Обязанности Герасима;

Интерьер;

2. Мотивация

Цель: подготовить учеников к работе, формулированию темы и цели урока.

Ребятам были предложены следующие вопросы:

  • Что такое знакомство?

  • Улыбнуться и посмотреть друг на друга, как в первый раз.

  • На что следует обращать при знакомстве?

  • Для чего всё это нужно?

3. Формулирование темы и цели урока

Цель: подвести учеников к самостоятельному формулированию темы и цели урока.

Беседа по вопросам:

  • Вспомним основных героев рассказа.

  • С каким героем будем знакомиться сегодня?

  • Почему именно с ним?

  • Попробуем сформулировать тему урока.

4. Мини — сообщения учеников

И.С.Тургенев

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Повесть

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella).

В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ»[1]. Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа[2]. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом

5. Слово учителя о создании повести

Раннее творчество Тургенева – это стихотворения, несколько повестей и пьес. Но настоящий успех пришел к Ивану Сергеевичу вместе с публикацией рассказов  "Записки охотника". Еще в детстве Тургенев, познав ужас крепостничества,  дал Аннибалову клятву бороться с этим страшным врагом. "Записки охотника" и были первым произведением, в котором осуществился данный молодым писателем обет. А в 1852 году увидел свет рассказ "Муму", в котором Тургенев продолжил критику крепостничества как самого страшного зла. Интересна история создания этого рассказа. В 1852 году умер Н.В.  Гоголь. Тургенев, тяжело переживая сметь писателя, составил некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в "Московских ведомостях" статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под  присмотр. Под арестом на съезжей, помещении при полиции для арестованных, Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых помещиками  крепостных слуг. Хлест розг,  крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства.  В таких условиях и был написан рассказ "Муму".

6. Работа в группах

Цель: проанализировать литературного героя с различных сторон с опорой на схему.

Названия групп:

Портрет Герасима.

Обязанности Герасима.

Интерьер

Памятка-инструкция №1Портрет Герасима

Прочитайте инструкцию до конца.

Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста:

Каким вы представляете Герасима?

Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?

Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.

Почему автор сравнивает героя с гусаком?

3.Каждый старайтесь высказать свое мнение.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

Памятка-инструкция №2. Обязанности Герасима

Прочитайте инструкцию до конца.

Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста:

Чем занимался Герасим в деревне?

Почему автор называет работу героя «неистомной»? Почему Герасим не устает от работы?

Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь ответить.

Как Герасим выполнял свои обязанности? (примеры из текста)

Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

3.Каждый старайтесь высказать свое мнение.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

Памятка-инструкция №3 Интерьер (обстановка каморки Герасима)

Прочитайте инструкцию до конца.

Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста:

Найдите описание каморки Герасима.

Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».

На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?

Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

7. Защита проектов

8. Итог урока

Цель: подвести итоги работы на уроке.

Беседа по вопросам:

  • Каким вы представляете Герасима?

  • Какие признаки помогли нам раскрыть личность героя?

  • Скажите, если Герасим настолько сильно любил Муму, почему же он ее утопил?

  • Чем закончился рассказ? Имел ли право Герасим уйти от барыни?

9. Домашнее задание. Возвращение Герасима в деревню

10. Оценивание. Самооценка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Образ Герасима в повести И.С.Тургенева "Муму"

Автор: Бектурганова Т.К.

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158405

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства