Тема: Образ Герасима в повести И.С.Тургенева «Муму»
Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного произведения на примере образа Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Задачи:
Развивать у учащихся культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образное и аналитическое мышление, творческие способности.
Совершенствовать умение анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием литературоведческих терминов.
Воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ Герасима в повести И.С.Тургенева "Муму" »
Урок литературы в 5 классе
Тема: Образ Герасима в повести И.С.Тургенева «Муму»
Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного произведения на примере образа Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Задачи:
Развивать у учащихся культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образное и аналитическое мышление, творческие способности.
Совершенствовать умение анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием литературоведческих терминов.
Оборудование: доска, презентация к уроку, бумага, картинки, карандаши (для работы в группах)
Ход урока
1. Орг. момент
Цель: организовать детей на работу на уроке.
До начала урока учащиеся были поделены на 3 группы, каждая из которых имела свое название:
Портрет Герасима;
Обязанности Герасима;
Интерьер;
2. Мотивация
Цель: подготовить учеников к работе, формулированию темы и цели урока.
Ребятам были предложены следующие вопросы:
Что такое знакомство?
Улыбнуться и посмотреть друг на друга, как в первый раз.
На что следует обращать при знакомстве?
Для чего всё это нужно?
3. Формулирование темы и цели урока
Цель: подвести учеников к самостоятельному формулированию темы и цели урока.
Беседа по вопросам:
Вспомним основных героев рассказа.
С каким героем будем знакомиться сегодня?
Почему именно с ним?
Попробуем сформулировать тему урока.
4. Мини — сообщения учеников
И.С.Тургенев
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Повесть
По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella).
В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ»[1]. Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа[2]. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом
5. Слово учителя о создании повести
Раннее творчество Тургенева – это стихотворения, несколько повестей и пьес. Но настоящий успех пришел к Ивану Сергеевичу вместе с публикацией рассказов "Записки охотника". Еще в детстве Тургенев, познав ужас крепостничества, дал Аннибалову клятву бороться с этим страшным врагом. "Записки охотника" и были первым произведением, в котором осуществился данный молодым писателем обет. А в 1852 году увидел свет рассказ "Муму", в котором Тургенев продолжил критику крепостничества как самого страшного зла. Интересна история создания этого рассказа. В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Тургенев, тяжело переживая сметь писателя, составил некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в "Московских ведомостях" статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на съезжей, помещении при полиции для арестованных, Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых помещиками крепостных слуг. Хлест розг, крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ "Муму".
6. Работа в группах
Цель: проанализировать литературного героя с различных сторон с опорой на схему.
Названия групп:
Портрет Герасима.
Обязанности Герасима.
Интерьер
Памятка-инструкция №1Портрет Герасима
Прочитайте инструкцию до конца.
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста:
Каким вы представляете Герасима?
Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
Почему автор сравнивает героя с гусаком?
3.Каждый старайтесь высказать свое мнение.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
Памятка-инструкция №2. Обязанности Герасима
Прочитайте инструкцию до конца.
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста:
Чем занимался Герасим в деревне?
Почему автор называет работу героя «неистомной»? Почему Герасим не устает от работы?
Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь ответить.
Как Герасим выполнял свои обязанности? (примеры из текста)
Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3.Каждый старайтесь высказать свое мнение.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.